Конспект урока физики в 7 классе: "Выталкивающая сила"

  • docx
  • 31.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала plan_konspekt_uroka_vytalkivayushchaya_sila.docx

План конспект урока « Выталкивающая сила»

Цели  урока:

1.     Образовательная: Формирование исследовательских умений  посредством выяснения  зависимости архимедовой силы от различных параметров.

2.     Воспитательная: формировать культуру умственного труда, создавать для каждого ученика ситуацию успеха;

3.     Развивающая: развивать «зоркость» в поисках, формировать коммуникативные умения и устную речь.

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действия с ресурсом)

Деятельность учащихся

Время

1

Орг.

момент

Здравствуйте. ребята! У нас на уроке сегодня много гостей. Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними и начнем наш урок. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова  М. В. Ломоносова

 «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».

Вы согласны с этим? Что означают эти слова? А как вы думаете какие качества нужны экспериментатору? Я надеюсь, ребята, что все эти качества вы проявите на нашем уроке!

 Выполняют требования учителя.

 2 мин

2

 Актуализация

1.     1. Какие физические величины мы с вами изучали на предыдущих уроках? Давайте повторим!

2.     2.Назовите, какие физические величины обозначаются данными буквами?

3.     3. Какие физические величины измеряются в СИ данными единицами измерения?

4.     4.Востановите формулу. Назовите физическую величину, которую можно вычислить по данной формуле.

5.     5.Как называется этот прибор? Что можно им измерить? Назовите цену деления динамометров.

6.     6. Какой  вес показывает динамометр?

Предлагаются варианты ответов

5-7 мин

3

Мотивация

1.Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь.
Почему не тонет мяч?

Почему мяч не утонет? Как вы думаете?

2.Известно, что собака- спасатель  легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему? Какие у вас есть объяснения этого  явления?

3.Вдоль границы между Иорданией, Израилем и Палестиной есть море, которое называется Мертвым. Как вы считаете,  почему? (Из-за огромного количества соли, растворенного в воде в этом море нет никаких живых организмов) Это море знаменито тем, что в нем невозможно утонуть. Как вы думаете, почему?

Как можно объяснить все эти явления?

И мы на уроке с вами будем изучать эту силу.

В рабочих тетрадях запишите число и тему урока.

 

Что мы должны узнать об этой силе?

План нашего урока. (демонстрируем на слайде)

Какой прибор измеряет силу?

Как нам с помощью динамометра измерить выталкивающую силу.?

Предлагаю посмотреть эксперимент.

Учитель  подвешивает груз, отмечает показания. Затем груз погружают в сосуд с водой.

Почему уменьшились показания динамометра?

Что показывает динамометр?

Как найти значение выталкивающей силы?

Демонстрируем формулу на слайде.

Ваши предположения. От каких величин может зависеть выталкивающая сила?

Демонстрация на слайде: Будем исследовать зависимость (или независимость)  выталкивающей силы от массы, объема, плотности, формы тела, плотности жидкости и объема погруженной части тела

Ребята, приступаем к эксперименту. Напоминаю правила техники безопасности. (на слайде)

У вас на столах листы с заданиями. Исследования, которые вы выполняете в парах. Внимательно прочтите инструкцию и приступайте. Измерения записываете в  таблицы в листах. Формулируете вывод и озвучите его перед классом.

На слайде демонстрируем от каких величин выталкивающая сила зависит , от каких не зависит.

Что еще необходимо знать нам про выталкивающую силу?

Я предлагаю вам вывести эту формулу в ходе эксперимента. (ведерко Архимеда)

Слайды.

Запись: Выталкивающая сила равна весу жидкости, в объеме, вытесненной телом при погружении. Формула.

Этот закон называют законом Архимеда, а выталкивающую силу иначе называют силой Архимеда.

В истории физики существует легенда о том, как Архимед открыл свой закон.

Архимед – древнегреческий ученый, физик, математик и инженер из Сиракуз (остров Сицилия), живший в 3 веке до нашей эры. До современности дошли некоторые трактаты Архимеда, которые говорят о гениальности ученого. Среди них «О шаре и цилиндре», «О плавающих телах», «О спиралях», «О равновесии плоских фигур» и другие. Его инженерные способности проявились в полной мере во время римской осады. В целях обороны им были созданы специальные метательные машины. К сожалению, римляне все же взяли­ Сиракузы, и ученый был при этом убит. В память об Архимеде его именем назван кратер и астероид.

 

 

 

 

 

 

На тело действует сила , направленная вверх

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамометр

 

 

 

 

 

 

 

 

Разность веса в воздухе и в воде

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют эксперименты

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин

 

7 мин

 

 

 

 

5 мин

5

Закрепление

Мы прошли трудный путь от догадок и гипотез к подлинной научной теории. Демонстрирует слайд

У вас на листах задания, которые я предлагаю вам выполнить. Можете совещаться друг с другом. Приступим!

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b38-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

 Решение качественных задач. Обсуждение решения у доски.

5 мин

6

Итог

1.     Что вы сегодня узнали на уроке?

2.     Чему научились?

3.     Что было самым сложным?

Благодарит учащихся за работу.

Домашнее задание Учебник §22, Задачник стр.134

 № 23.8, №23.13.

Творческое задание: подготовить сообщение об изобретениях Архимеда.

 

 

5 мин

 

2 мин