Форма и размеры Земли.
Цель: создать условия для формирования знаний о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, понятия о достоинствах и недостатках глобуса, как модели Земли
Задачи:
- обучающие: углубить знания о планете Земля;
- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, дополнительной литературой;
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
Планируемые результаты:
· Предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров Земли в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.
· Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
· Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
· Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом
· Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений
· Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации
Оборудование: глобусы, презентация «Глобус – модель Земли», проектор, атлас
Ход урока.
I. Орг.момент. Приветствие учащихся
II. Проверка домашнего задания
· Кто такие географы?
· Что изучает физическая география?
III. Изучение нового материала.
1. Работа в парах с текстом учебника. Задание: прочитайте пункт «Доказательства выпуклости и шарообразности Земли», ответьте на вопросы:
- Какова форма Земли?
- Кто впервые доказал, что Земля круглая?
- Какие доказательства ее шарообразности существуют сегодня?
- Чем отличались взгляды на форму Земли в представлении древних людей и современные?
2. Фронтальная работа с глобусами
- Рассмотрите глобус, как вы думаете, что такое глобус? (модель Земли)
- Почему мы начинаем изучать форму Земли именно по глобусу?
- Найдите на глобусе экватор, северный полюс, южный полюс. Какова длина экватора? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к рисунку 24.
3. Работа с рисунком на с. 27. Задание: прочитайте текст над рисунком, ответьте на вопросы:
- Какова длина экватора? (40 тыс.км)
- Что такое «радиус Земли»? Каков средний радиус Земли? (6371 км)
- Сколько времени понадобится путешественнику, чтобы обойти земной шар по экватору пешком без остановок? (год и 2 месяца)
4. Работа над формированием понятия
Глобус – это модель земли.
Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает? - ---- Круглый, шарообразный, шар.
- Верно. Глобус в переводе с латинского – шар. Первый, кто сказал, что земля шар - Аристотель - за 350 лет до н.э. Первый, кто определил радиус Земли - Эратосфен - за 220 лет до н.э.
5. Рассказ учителя с использованием презентации «История появления глобуса. Самые удивительные глобусы»
· Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.
· Самым большим на Земле считается глобус диаметром 10 метров, вес 30 тонн, он находится в Италии.
· А известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому. Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему.
6. Закрепление полученных знаний
Дополните рассказ
Модель Земли - _________________ . Это слово в переводе с латинского означает_____________. На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На земном шаре _______ океана и _______ материков. Главный пояс Земли - это ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________.Планета Земля наш общий дом и её надо __________!
7. Домашнее задание. § 5, задания ?? 1, 3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.