Конспект урока географии 6 класса " Биологический круговорот. Почва"
Оценка 4.9

Конспект урока географии 6 класса " Биологический круговорот. Почва"

Оценка 4.9
docx
30.03.2022
Конспект урока географии 6 класса " Биологический круговорот. Почва"
Урок геогр 6 кл почва.docx

Урок № 32. Биологический круговорот. Почва.

Тип учебного занятия — комбинированный урок.

Цель урока: организовать изучение биологического круговорота веществ; почвы, особенностей образования почвы, её основных характеристик, свойств, строения, почвенных организмов, истории возникновения науки о почве; механического состава почвы.

Задачи урока:

1. Образовательные: (формирование познавательных УУД): изучить процессы, входящие в биологический круговорот веществ, значение различных групп живых организмов в биологическом круговороте веществ; почву, особенности образования почвы, её основных характеристики, свойства, строение, почвенные организмы, историю возникновения науки о почве; механический состав почвы.

2. Воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД): помочь в воспитании умений воспринимать информацию, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умений работать в малых группах, парах.

3. Развивающие: (формирование регулярных УУД): содействовать развитию навыков и умений анализировать значение различных групп живых организмов в биологическом круговороте веществ; выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвы; будет развиваться опыт практической деятельности по определению механического состава почвы; формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

 

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, умение выделять главные смысловые блоки в тексте, формирование основ экологической культуры.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели урока, умение работать с разными источниками при подготовке к уроку и изучении материала, овладение основами картографической грамотности, самоконтроля, самооценки.

Предметные: отбирать источники географической информации для описания процессов биологического круговорота веществ. Использовать приобретённые знания и умения для чтения физических карт. Проводить самостоятельный поиск географической информации о почвах в тексте.

Регулятивные: умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами.

 

Познавательные: анализировать информацию (текстовую и иллюстративную) для подготовки ответа на вопросы.

Коммуникативные: умение работать индивидуально, в парах, в группе.

Оборудование: учебник 6 класса А.А. Летягин (§ 32), тетрадь для записей, атлас, Физическая карта полушарий;  «Карта России», презентация.

 

План урока:

1.     Организационно-мотивационный этап урока

1.1 Организационный момент

1.2 Актуализация опорных знаний

1.3 Формулирование задач урока

2.     Процессуально-содержательный этап урока

3.     Физкультминутка

4.     Выполнение практических заданий

5.     Этап закрепления и первичной проверки

6.     Рефлексивный этап урока

7.     Объяснение домашнего задания

Методы:

1.     По источникам знаний: словесные, наглядные.

2.     По степени взаимодействия учитель-ученик: работа в парах, эвристическая беседа, фронтальный опрос.

3.     Относительно характера познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный.

Формы работы учащихся:

1.     Самостоятельно решают проблему, определяют тему, цели урока.

2.     Делают выводы.

3.     Работают с алгоритмом при выполнении заданий.

4.     Отвечают на вопросы.

5.     Решают самостоятельно задачи.

6.     Оценивают друг друга.

7.     Рефлексия.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока 
(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1. Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока.

Мы приступаем с вами к изучению нового раздела.

Что отличает планету Земля от других планет Солнечной системы?

Как называется одна из оболочек Земли, которая является областью распространения жизни?

Раздел "Биосфера".

 

1. Кто образует живое вещество нашей планеты?

2. Возможно ли в наше время открытие новых видов живых организмов?

3. Есть ли в почве воздух, вода и минеральные соли?

4. Какие организмы обитают в почве?

Определите тему урока.

Сфор­мулируйте цель урока.

 

Называют живое вещество планеты: растения, животные, грибы, микроорганизмы.

Рассказывают об открытии новых видов живых организмов, составе почвы, почвенных обитателях.

Определяют тему урока: «Биологический круговорот. Почва».

Формулируют цель урока: изучение биологического круговорота веществ; почвы, её особенностей.

Определяют тему и цель урока.

 

Актуализация полученных зна­ний и создание мотивационной установки.

Выполненное домашнее задание Вы сдадите на перемене, в конце урока.

Три раздела, которые Вы самостоятельно изучали в параграфе 31, тесно связаны с темой сегодняшнего урока, почвой.

Ответьте на вопросы:

1. Как называется явление, когда в районах с продолжительными  отрицательными температурами воздуха горные породы промерзают и находятся в промерзшем состоянии сотни и тысячи лет? (многолетняя мерзлота)

2. Ведение сельского хозяйства затруднено в Хабаровском крае, так как во многих местах грунтовые воды залегают близко к земной поверхности и образуют избыточно увлажненные участки суши. Как называются такие участки? (болото)

 

Формулирование задач урока.

Ребята, какие основные характеристики есть у почвы?

Её особенности образования, свойства, строение, почвенные организмы, механический состав почвы.

Тогда, выяснив основные характеристики почвы, можно ли считать, что их изучение будет основными задачами урока.

Да. Совершенно верно.

 

 

2. Процессуально-содержательный этап урока

 

1. Биологический круговорот веществ.

Опираясь на текст учебника (п.1, стр.170-171) и рисунок 104, ответьте на вопрос

- Из каких трёх процессов состоит биологический круговорот веществ? Опишите каждый из них.

Сделайте вывод о значении биологического круговорота веществ для биосферы и живых организмов.

 

2.  Почва.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, помидоров, моркови.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется?

Почва.

Выберите из представленных на слайде правильное определение термина "почва".

Выбирают  правильное определение.

Почва – это природное образование; результат взаимодействия горных пород, климата, живых организмов во времени.

Взаимодействие  сфер:

Литосферы

Атмосферы

Гидросферы

Биосферы

 

3. Плодородие - важнейшее свойство почвы.

Почему растения не растут на голом камне?

Опираясь на текст учебника на с. 172-173, найдите определения следующим понятиям: плодородие, гумус.

Что называется гумусом?

Говорят о гумусе (перегное), плодородии почвы.

Почему почвы по-разному называются? Почему существует такое большое разнообразие почв?

Устанавливают связи между количеством гумуса и плодородием почвы, климатом местности расположения почвы, типом растительности данной местности.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Физминутка.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

 

Ребята, давайте проведем небольшую физминутку.

Если мы чуть-чуть устанем,

Все тихонько вместе встанем

И похлопаем в ладоши

раз, два, три, четыре, пять

С каждым разом будем выше

Наши руки поднимать.

И потопаем ногами

раз, два, три, четыре, пять

С каждым разом будем в Вами

ниже, ниже приседать.

Закружились наши ноги

раз, два, три, четыре, пять

Мы теперь готовы снова

Все заданья выполнять.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

5. Образование почвы, строение почвы, обитатели почвы.

Выполните задание. С помощью текста учебника ответьте на вопросы:

1 ряд - стр. 172 - образование почвы;

2 ряд - стр. 173 - строение почвы;

3 ряд - стр. 174 - обитатели почвы.

Работа в парах.

1. Расскажите о процессе образования почвы, рис.105.

2. Сколько в почве выделяют слоев? От каких из них зависит плодородие?

3. Какие организмы обитают в почве? какие они имеют приспособления? Значение обитателей почвы для самой почвы? Рис. 107.

 

6. Почвоведение - наука о почве.

Каковы функции почвоведения, как науки о почве?

Рассуждают о том, что благодаря науке почвы изучаются, классифицируются, охраняются, правильно используются и восстанавливаются.

 

3. Этап закрепления и первичной проверки

 

Первичная проверка знаний.

Давайте вспомним:

 

      Что такое почва?

      Назовите основное свойство почвы?

      От чего зависит плодородие почвы?

      Почему нужно бережно относиться к почвам?

      Что вам особенно запомнилось из новой темы?

Закрепление полученных знаний и умений.

4. Объяснение домашнего задания

1. Параграф № 32.

2. Школа следопыта-географа  - исследование механического состава почвы

с. 175-176, с оформлением результатов работы в тетради.

 

 

5. Рефлексивный этап урока

Рефлексия.

 Выражают своё отношение к работе на уроке в устной форме.

 






 

Урок № 32. Биологический круговорот

Урок № 32. Биологический круговорот

План урока: 1. Организационно-мотивационный этап урока 1

План урока: 1. Организационно-мотивационный этап урока 1

Организационно-мотивационный этап урока

Организационно-мотивационный этап урока

Процессуально-содержательный этап урока 1

Процессуально-содержательный этап урока 1

Физминутка. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Физминутка. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Объяснение домашнего задания 1

Объяснение домашнего задания 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2022