Предмет: география
Учитель: Денисова Ю.В. ГКОУ УР «СОШИ № 19 г.Сарапула»
Класс: 11
Тема: Продовольственная проблема мира. Причины и пути решения.
Да, можно, пожалуй, сказать, что назначение человека
как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род,
предварительно
сделав земной шар непригодным для обитания.
Ж.-Б. Ламарк
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Объяснение причин возникновения продовольственной проблемы, география проблемы, различие в проявлении проблемы по регионам мира. Предложение путей выхода и решения данной проблемы. Работа с картами и статистическими материалами. Характеристика глобальной проблемы по определенному плану.
|
Умение определять, анализировать и находить взаимосвязь между расположением государств, природными ресурсами, особенностями их исторического развития, политической обстановкой с уровнем экономического развития стран и регионов.
|
Поставить цель урока, найти средства и способы для достижения, поставленной цели урока. Аргументировано оценивать свои и чужие суждения, осознавать целостность и многообразие мира. Вырабатывать уважительное отношение к людям. |
Тип урока: |
Изучение нового материала. |
Ход урока: |
|||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||
1 этап. Организационный момент слайд 1 |
|
||||||||||||||||||
2 этап Актуализация знаний. -Какие проблемы мы называем глобальными?
- Назовите проблемы, которые мы можем отнести к глобальным.
Слайд 2-3
- По какому плану мы даем характеристику глобальным проблемам человечества: Слайд 4
|
Глобальные проблемы человечества - это проблемы, касающиеся всего человечества. Они затрагивают взаимоотношения между странами мирового сообщества, отношения между обществом и природой, вопросы совместного решения ресурсообеспеченности. Глобальные вопросы требуют и глобальных ответов – широкого международного сотрудничества для их решения. Учащиеся перечисляют глобальные проблемы. Одна из наиболее актуальных проблем человечества – продовольственная проблема. Продовольственная проблема, связанная с хроническим недоеданием миллионов людей и голодом во многих слаборазвитых странах. План характеристики: 1. Актуальность проблемы. 2.География проблемы. 3. Причины проблемы. 4. Влияние на жизнь людей. 5.Пути решения проблемы. 6.Возможные последствия.
|
||||||||||||||||||
3 этап Создание проблемной ситуации. Почему в современном мире не только не исчезает проблема голода и отсталости, но и проявляются в отдельных регионах мира еще более ярко? Формулировка темы. Слайд 5 |
Учащиеся отвечают на вопрос и формулируют тему урока:
Тема: Продовольственная проблема. Причины и пути решения.
|
||||||||||||||||||
4 этап Целеполагание В ходе беседы, подвести учащихся к формулировке цели. |
В ходе диалога учащиеся формулируют цель: - Определить причины возникновение проблемы и способы ее решения.
|
||||||||||||||||||
5 Этап Изучение нового материала: Задание: 1.Определите суть и актуальность продовольственной проблемы:
слайд 6
Задание: Определите регионы: – С нехваткой потребляемых калорий;
- с нормальным потреблением;
- с избыточным потреблением.
Слайд 7
Задание: Заполнить таблицу по карте.
Учитель контролирует работу учащихся. Слайд 8
Вопрос: Какой вывод можно сделать, проанализировав информацию, полученную из данных карты. Слайд 9
Задание: Зная особенности исторического и экономического развития регионов, определите причины продовольственной проблемы.(причины выносятся на доску
Беседа: Как проявляется данная проблема? Какое влияние оказывает на жизнь людей?
Задание: Предложите пути решения продовольственной проблемы. Слайд 10-11
Задание: Определите разницу в проявлении проблемы в разных странах.
6 .Выводы
Рефлексия (итоги урока) Оценка работы учащихся Продолжите фразу
7. Домашнее задание слайд 12 |
Определяют суть проблемы и различие по регионам Продовольственная проблема – это проблема, которая проявляется в дефиците продуктов питания и недостаточности их калорийности, в нехватке витаминов и белков животного происхождения. (Просмотр фрагмента фильма: «Голод - самая масштабная проблема человечества»).(фрагмент 1) Ученые считают, что медицинская норма калорийности потребляемой пищи должна быть не меньше 2300-2600 ккал
Работа с картой : Количество получаемых калорий людьми в различных регионах мира.
Учащиеся работают с картой и составляют таблицу:
В ходе обсуждения информации, учащиеся делают вывод: Наблюдается очевидный разрыв между основными районами производства и потребления продовольствия и районами, где страдают от голода и недоедания:
США, Канада и Западная Европа имеют избыток продовольствия, а развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки – их недостаток.
Учащиеся формулируют причины:
Причины продовольственной проблемы:
1. Разница в уровне экономического развития государств. 2. Перенаселение в отдельных регионах. 3.Слабое развитие с/х. 4. Особенности климата. 5. Нестабильная политическая ситуация.
Просмотр фрагмента фильма : Пути решения продовольственной проблемы.(фрагмент 2)
Ответ: Развитие сельского хозяйства – основной путь решения проблемы нехватки продовольствия. Работа со статистическим материалом и картами. Рассматриваем два возможных направления развития сельского хозяйства: Экстенсивный путь, который заключается в дальнейшем расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий.
Интенсивный путь, связанный с непосредственным увеличением производства продуктов питания, связанным с интенсификацией сельскохозяйственного использования территории посредством механизации, химизации, ирригации, повышения энерговооруженности, использовании более высокоурожайных и болезнеустойчивых сортов и наиболее продуктивных пород скота. Просмотр фрагмента№3
Ответы на вопросы и выводы: -Почему многие из развивающихся стран вынуждены импортировать продовольствие, хотя в их экономике ведущее место занимает сельское хозяйство? -Какие социально-экономические показатели необходимо рассматривать для анализа продовольственной ситуации в стране? Мы сегодня узнали… Мне было интересно…. Мне было понятно что…… Вызывало затруднение…. Домашнее задание: Подумайте, проанализируйте данные таблицы и определите: Возможные последствия, если продовольственная проблема не будет решена.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.