Внутренние воды Южной Америки
Цели: Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки; познакомить их с новыми терминами и понятиями; продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя географические карты и таблицы; развивать познавательный интерес к предмету; воспитание любви к природе.
Оборудование урока:
Физическая и климатическая карты Южной Америки, мультимедийный проектор с компьютером, атласы, кроссворды (распечатанные для каждого учащегося в двух вариантах), таблицы с данными о реках, озёрах и водопадах Южной Америки, атлас, учебник.
Ход урока
Картографический практикум
Практическую работу№8 «Обозначение на
контурной карте основних географических объекта материка».
6° с.ш. 63ْ з. д ْ (водоспад Анхель)
10ْ° с. ш - 72ْ з. д. (озеро Маракайбо)
26ْ°. ш 54° з. д (водоспад Игуасу)
16ْ° с. ш 69ْ з. д. (озеро Титикака)
1. Организационный момент.
Учитель: Дорогие, ребята! Сегодня у нас будет урок-экскурсия. Я – ваш экскурсовод. Вы – экскурсанты. Но наша экскурсия не совсем обычная. Чтобы её провести, нам не придётся выходить из кабинета. Это будет виртуальная экскурсия. К её проведению необходимо выполнить некоторые требования:
· Наличие путеводных дневников и карт, в которых мы будем делать заметки;
· Вы должны быть внимательны и помогать вашему экскурсоводу.
2. Изучение нового материала:
Начиная наше виртуальное путешествие, мы должны ввести ключевые слова, чтобы получить допуск к экскурсии. Ключевым словом служит название материка, по своим очертаниям напоминающего гроздь винограда.
Учащиеся: Это - Южная Америка
На экране открывается слайд № 1 – Южная Америка.
Учитель: Мы ввели пароль. И сегодня продолжим знакомство с этим материком. А экскурсия наша пройдёт по его водным объектам.
Цель нашей экскурсии – познакомиться с реками и озёрами Южной Америки, их особенностями, значением, с организмами, населяющими их.
2. Проверка знаний.
1. Назовите климатообразующие факторы, оказывающие определяющее значение на формирование климата Южной Америки. Объясните каждый из названных факторов.
Рельеф –
расположение горных хребтов, морские течения, господствующие ветра, высота над
уровнем моря, соседство с другими материками.
(Господствующие в.м. – пассаты,
географическое положение – наличие экваториального и субэкваториального
климата; рельеф – Анды, Амазонская низменность, теплое течение – Гвианское).
2. Южное Чили и Западную Колумбию называют
«мокрыми углами» Южной Америки. Объясните, почему их так называют, и какие
причины приводят к образованию таких мест.
(Рельеф - Анды, господствующие в.м. -
пассаты для Колумбии, западный перенос для Чили).
3. Южноамериканский континент тоже получил от
природы свою долю пустынь. В самом деле, одна из самых необыкновенных и
парадоксальных сухих зон земного шара простирается вдоль Тихоокеанского
побережья между 3 и 30 южной широты. Эта полоса, протянувшаяся примерно на 4520
км, включает и пустыни, которые кажутся лишенными малейших признаков жизни.
Найдите на карте эту полосу. Объясните происхождение этих пустынь.
(Холодное перуанское течение, географическое
положение - тропический климат).
Докажите, что Южная Америка – самый влажный материк. Объясните причину этой особенности климата. (Во время ответа используется
Докажите правильность этого выражения.
- Большую площадь занимает экваториальный и субэкваториальный климатические
пояса.
- Субтропический и тропический климатические пояса занимают небольшую площадь
из-за того, что материк сужается к югу.
- Наличие умеренного климатического пояса на самой узкой части материка.
- На материк с океана приходят пассаты и западный перенос.
- Теплые течения у берегов усиливают влажность воздуха.
- Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, т.к. это
климатораздел.
3.Объясните, почему в южной части материка побережья Тихого и Атлантического океанов получают различное количество осадков.
4. Сравните роль Анд и Большого Водораздельного хребта в Австралии на формирование климатических особенностей материков.
5. Работа с климатограммами – 2 человека. (Климатограммы выдаются учащимся. В конце опроса на экране высвечиваются слайды, по которым учащиеся отвечают.).
3. Объяснение нового материала.
«Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море» . (Река)
Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем
рассматривать тему:
«Реки и озера Южной Америки.»
На прошлом уроке мы рассматривали
удивительный климат Южной Америки. Но этот материк удивляет нас не только
особенностями своего климата, но и водными ресурсами. -
Южная Америка – самый водообильный материк на Земле. Территории внутреннего
стока занимают на материке небольшую площадь (около 6%, что в 10 раз меньше,
чем в Австралии).
5. Работа в группах (15 мин)
- Класс делится на 5 группы (по рядам), каждая из которых отправляется в
плавание по указанной реке или озеру. За время путешествия вам необходимо
составить характеристику речных систем и озёр по плану в таблице. Каждый ученик
получает карточку с заданием (заполнить таблицы).
Примечание. Перед началом работы перед учащимися с помощью презентации
визуализируются "Правила работы в группе”:
1. Когда один говорит, остальные слушают.
2. Каждый имеет право высказаться.
3. Комментарии, в том числе и не словесные, не допускаются.
- При выполнении задания вы можете использовать карты атласа и текст §43.
Отчет группы.
- Представьте, что вы – студенты географического факультета, слушаете лекцию по
теме «Реки и озёра Южной Америки». Внимательно слушайте выступления товарищей.
Сведения, полученные во время лекции, фиксируйте в таблице.
Организация: каждой группе предлагается выступить. Отчет о работе группы должен
быть кратким и содержать информацию только по полученному заданию. Каждой
группе дается не более 3 минут на выступление. Во время прослушивания остальные
учащиеся наносят географические объекты (реки, их притоки и озёра) на контурные
карты, а также заполняют таблицы (см. приложение №3)
Слайд №Очертания материка с крупными речными системами и озёрами.
Учитель: А теперь обратите внимание на карту, где для лучшей наглядности выделены условными знаками только крупнейшие водные объекты.
«Реки Южной Америки».
Теперь откройте ваши путеводители- атласы, пусть они весь урок лежат перед вами, чтобы не сбиться с пути. А моим путеводителем будет карта на доске. Посмотрите внимательно в карты и скажите:
Что вы можете сказать о речной системе материка?
Учащиеся: На материке много рек.
Учитель: Глядя на карты, мы убедились, что речная сеть густая, хорошо развита.
Вопрос: По картам атласа определите, в какие океаны впадают реки Южной Америки? Бассейн какого из океанов преобладает? Почему? (Работа с картами атласа.)
(Реки Южной Америки впадают в Тихий и Атлантический океаны. Преобладает бассейн Атлантический океан из-за особенностей рельефа.)
· Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?
Учащиеся: На западе
находятся горы Анды – главная причина такого распределения речных систем
(объяснение причинно-следственных связей).
А какие компоненты природы оказывают наибольшее влияние на поверхностные воды материка?
Учащиеся: Климат и рельеф.
Вопрос: Определите, как рельеф влияет на внутренние воды?
– Характер течения;
– направление течения;
– наличие водопадов и порогов.
Вопрос: Вспомните, каковы основные особенности рельефа Южной
Америки?
(Преобладание равнинных территорий, но выход на поверхность кристаллических пород.)
Вопрос: Как рельеф Южной Америки влияет на формирование внутренних вод материка?
Главные речные системы сформировались на территории равнинного востока, а реки, протекающие на побережье Тихого океана, небольшие и короткие.
Большинство рек Южной Америки являются равнинными. Но даже на равнинных реках встречаются водопады.
Водопад Игуасу
Из-за наличия трудно растворимых горных пород происходит формирование водопадов. Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. К одному из них мы подходим. Особой известностью пользуется водопад Игуасу -“большая вода”. Водопад стал известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский конкистадор – Альваро Гарсиа. Высота водопада 72 метра, он состоит из двух главных каскадов, а всего в состав водопада входят 275 водопадов..
Водопад поражает своей красотой. Посмотрите видеофрагмент и вам станет понятно, почему индейцы назвали водопад “Большая вода”.
Работа с мультимедиа . Слайд 5. “Водопад Игуасу ”.
Но водопад Игуасу является не единственной гордостью Южной Америки.
Слайд 6. “Водопад Анхель”.
На Гвианском плоскогорье, в
бассейне реки Карони , находится одно из чудес природы, самый высокий водопад
Земли – водопад Анхель. Назван так по имени его первооткрывателя –
американского лётчика – Джимми Анхеля. В северо-восточной части плоскогорья
возвышается Ауян-Тепуи – Гора Дьявола. Ее отвесные скалы поднимаются на высоту
до 1,5 километров. Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных
мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы
считают их запретными.
Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка»,
все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил
спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он
увидел уникальный водопад, возникающий словно из облаков. Алмазов он не нашёл,
его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив,
позже его обнаружили и доставили домой. Так был открыт знаменитый
водопад.
Лишь в 1949 году была установлена высота водопада – 1054 метра, что в 21 раз выше прославленного Ниагарского водопада. Водопад можно увидеть только с высоты, у подножья горы, словно из воздуха возникает река, несущая свои воды с океан.
Но размещение внутренних вод зависит от нескольких факторов, а не только от особенностей рельефа.
Учащиеся: Большое влияние на речную сеть оказывают климат материка. Северная, центральная и восточная части материка получают большое количество осадков, а их распределению способствует равнинный рельеф на основной части материка.
Слайд 7 “реки Южной Америки”
Вопрос: Назовите, от какого фактора еще зависят внутренние воды материка.
Еще одним важным фактором формирования внутренних вод является климат.
Вопрос: Говорят, что “реки – это зеркало климата”, как вы понимаете это высказывание?
(Количество выпадающих осадков и режим их выпадения влияет на особенности внутренних вод.)
Слайд 8. “Крупнейшие реки Южной Америки”.
Задание: Посмотрите на таблицу и определите наиболее крупные речные системы Южной Америки.
Следующая наша остановка – река Ориноко.
На материке существуют крупные речные системы. В северной части материка протекает река Ориноко.
Найдите эту реку на картах. Она берёт
начало на Ю-З Гвианского плоскогорья, на высоте более 1000 метров. Исток реки был
найден лишь в 1951 году, тогда же была определена длина реки. На карте Ориноко
кажется небольшой. Однако её длина 2740 км! А это немало! В переводе с
индейского её название так и звучит – «Река». Она судоходна на расстоянии 1500
км от устья, в тех местах, где равнинный рельеф. В отличие от Амазонки, Ориноко
имеет ярко выраженную сезонность режима. Т.к. протекает в С/ЭКП. В климатическом
отношении бассейн Ориноко делится на два сезона: дождливый (с апреля по
октябрь) и сухой (с ноября по март). Во время влажного сезона в нижнем течении
вода поднимается на 15 метров, река разливается на 10–15 км.
В бассейне реки Ориноко, её притоке Карони, находится самый высокий водопад на
Земле – Анхель.
Вопрос: Посмотрите внимательно на карту и ответьте на вопрос, что странного и необычного в течении реки?
Ниже селения Эсмиральда, река кристаллическим выступом делится на две части, один из которых продолжает течь в прежнем направлении, а другой под названием Касикьяре становится притоком реки Риу-Негру. Это явление носит название бифуркация.
Бифуркация – раздвоение реки, при котором каждый из образуемых рукавов относится к разным речным системам. (Запись в тетрадь.)
На протяжении 400 км от устья Ориноко становится судоходной для океанических судов, глубина реки превышает 30 метров. Ниже Барранкаса река делится на огромную дельту площадью около 18 тыс. км².
Парана.
. А мы продолжаем своё путешествие дальше. Следующая– река Парана.
Вторая по протяженности речная система Южной Америки Рио-де-Ла Плата, что в переводе с испанского означает “серебряная река”. Так вновь открытую реку назвали испанские конкистадоры, надеясь найти драгоценный металл. Название реки кажется злой шуткой, ведь река выносит в океан огромное количество ила, который делает реку мутной и непрозрачной.
В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры. Обращаемся к своим путеводителям, находим реку. Ориноко берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья, т.к. пересекает несколько климатических поясов, река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. Из слайда видно, что река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из-за рельефа.
Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. Особой известностью пользуется водопад Игуасу.
В нижнем течении Парана сливается с рекой Уругвай и образует огромный эстуарий, длина которого составляет 320 км. Ширина эстуария у самого океана оставляет 220 км, Против Монте-Видео – 105 км и у Буэнос-Айреса – 40 км. Парана судоходна на протяжении более 2000 км от устья для океанских судов и по праву носит свое имя.
.
Река Амазонка.
Но подлинной королевой внутренних вод Южной Америки является Амазонка. Свое название река получила в честь древних мифических амазонок. Длительное время европейцы не могли проникнуть в глубь Амазонки и придумали легенду, согласно которой проход в Амазонию стерегут грозные воительницы Амазонки. В 1542г. отряд испанских завоевателей
двинулся от западных берегов Южной
Америки на восток, вглубь материка и,
перевалив через высокие горы, вышел
к берегам большой реки. Там испанцы
увидели индейское селение, жители
которого имели длинные волосы и
были одеты в короткие юбки. Ограбить
селение не удалось, так как захватчики
получили должный отпор. Из-за
необычного вида и воинственности
испанцы приняли местных жителей за
амазонок из древнегреческого мифа.
Отсюда и возникло название большой
и полноводной реки – Амазонка.
В верховьях реки Укаяли - притока Амазонки, время от времени слышатся загадочные глухие удары, похожие на раскаты грома.
Это барранко – поединок реки с лесом – вода подмывает берега, и деревья с шумом падают в воду.
Слайд № 12 – река. На слайде видно, как близко находятся деревья у воды.
И в Амазонке, и в Укаяли вода оранжево-жёлтая, мутная. А почему, об этом вы узнаете, посмотрев сюжет фильма о реке.
Слайд № 13 – кинофрагмент об Амазонке.
Уникальным является органический мир Амазонии. Несмотря на то, что вода в реках мутная и не видно, что творится на глубине, воды рек богаты жизнью. В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту
Удивительная Виктория Амазонская. способная выдержать на своих листьях вес до 50 килограммов. Самой крупной рыбой Амазонки является пираруку - выпрыгивающая из воды.
Длина самых крупных особей составляет до 5 метров и весят до 90 килограммов. Средняя пираруку, которую продают на рынке весит до 25-30 килограммов. Это лишь малая часть удивительных животных и растений Амазонии. Посмотрите внимательно видеофрагмент и назовите тех животных и птиц, которых вы знаете.
Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи.
Слайд № 17 – пираньи (иллюстрация). Острые
зубы и мощные челюсти позволяют этим рыбам очень быстро расправляться со своей
добычей. Были зарегистрированы случаи, когда стая пираний разделывалась с быком
в течение 3 минут. Индейцы использовали челюсти этих рыб в качестве ножниц.
Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса.
Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы
привезли им ножницы.
Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются.
Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь.
Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это кайманы.
· Кто такие кайманы?
Учащиеся: Это вид
крокодилов.
В этих же водах обитает самая большая змея в мире.
· Как она называется?
Учащиеся: Это
удав анаконда.
Работа с мультимедиа . Слайд 9. “Амазонка и ее притоки”.
“Все, что можно услышать или прочесть о размерах Амазонки и ее притоков, не дает представления о ее необъятности. Надо плыть по ней месяцами, чтобы понять насколько вода здесь господствует над землей” – так писал об Амазонии один из европейских исследователей. На самом деле, кажется нет ничего более величественного и таинственного, чем эта великая река. До сих пор эта река не перекрыта ни одним мостом, дамбой или плотиной. Площадь бассейна реки составляет около 7,2 млн. км², что лишь немногим уступает площади целого материка Австралии.
Амазонку очень часто называют самой великой рекой мира. И пусть по длине она немногим уступает Нилу, но по полноводности ей нет равных.
У Амазонки более 500 притоков, в том числе длиной от 1500 до 3500 км. В межень ширина русла в среднем течении составляет 5 км, а глубина 50 метров. На последнем 400 километровом отрезке до впадения в Атлантический океан ширина реки составляет более 50 километров, а глубина – более 90 метров. В устье ширина реки достигает уже 80 километров. Город Манаус – морской порт.
Исток великой реки находится в Андах на высоте около 4–5 тыс. м, лежит небольшое озеро Ниньокоча. С окрестных гор в него впадают небольшие речки, а из него вытекает небольшой ручеек. Это и есть один из истоков Амазонки. Но сама Амазонка появляется после того, как сливаются в единый поток Укаяли и Мараньон. За исключением порожистых участков Амазонка и ее притоки течет медленно из-за незначительного уклона реки. И из-за этого атлантические приливы поднимаются более чем на тысячу километров от океана. Это явление получило название поророка.
Поророка (гремящая волна) – движение морской приливной волны по мелководью и низовьям волной высотой до 5 метров.
Амазонка исключительно полноводна в течение всего года, но в мае– июне наблюдается самый высокий уровень воды.
Вопрос: Что на ваш взгляд является причиной повышения уровня воды в реке?
(Особенности климата и речной системы: многочисленные правые притоки Амазонки разливаются как раз в этот период года).
Работа с мультимедиа . Слайд 13. Видеофрагмент “Амазония”.
Наше путешествие по рекам и водопадам завершилось, но экскурсию мы ещё не закончили. Чтобы продолжить её дальше, вам необходимо ответить на несколько вопросов.
· С какими реками Южной Америки вы познакомились?
· Какой тип питания у этих рек преобладает?
· Почему на некоторых реках Южной Америки встречаются пороги и водопады?
(Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.)
· Что вы можете сказать о наличии озёр на территории материка?
Учащиеся: Озёр на материке мало.
Вопрос: По карте атласа определите название озер Южной Америки и происхождение озерных котловин.
Наиболее крупными озерами являются Титикака и озеро-лагуна Маракайбо.
Работа с мультимедиа . Слайд 43. “Озера Южной Америки”.
Учитель: Да, озёр
очень мало. На карте дано 2-3 названия, а остальные не подписаны,
настолько они малы. У вас есть таблицы с названьями некоторых озёр. Давайте
их
рассмотрим. У меня такая таблица дана на слайде.
Слайд № 28 – таблица «Крупнейшие озёра».
У некоторых озёр нет даже сведений о глубине. Я хочу обратить ваше внимание
на
самое большое по площади озеро. Найдите его название в таблице.
Учащиеся: озеро Маракайбо.
Учитель: Верно, это озеро Маракайбо.
По происхождению это лагунное озеро, похожее, скорее на залив, лежит на побережье Карибского моря и соединено с ним узким проливом, поэтому называется озеро-лагуна. Во время прилива в озеро могут заходить морские судна. Озерная котловина имеет тектоническое происхождение, поэтому глубины достигают 250 м. Вода в озере пресная и только во время приливов несколько осолоняется. Берега низкие и заболоченные. Маракайбо – уникальное место по своим запасам нефти. На его дне пробурено более 6 тыс. нефтяных скважин.
По происхождению это лагунное озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море. Найдите его на картах. Оно находится на севере Южной Америки. Назовите его площадь и глубину. Примерно 1 176 000 молний ежегодно видны на расстоянии до 400 км. Ветры, дующие с гор Анд, вызывают грозы и разряды молний, в атмосфере, в этих заболоченных местах богатой метаном, который намного легче воздуха. Местные защитники окружающей среды считают, что эта область страны должна находиться под защитой ЮНЕСКО, поскольку эти молнии – уникальное явление и самый большой
источник восстановления озонового слоя планеты. Настоящим чудом природы этих мест являются "молнии Кататумбо". Молния бьёт от 140 до 160 дней в году, практически непрерывно по 7–10 часов за ночь. Это явление является настоящим маяком озера Маракайбо.
Следующая наша остановка – озеро Титикака,
которое
играет
важное значение для жизни людей этого материка.
В Андах на высоте 3 800 м лежит крупнейшее
из высокогорных озер мира - озеро Титикака. В переводе с языка
индейцев кечуа его название означает скала возле места добычи руды
(Тити - Место добычи руды, кака - Скала). В озеро впадает много
рек, а вытекает только одна. Поэтому вода в озере пресная. Его берега
крутые и изрезаны. Озеро достаточно глубокое. Несмотря на значительную высоту,
температура воды в нем в течение года составляет 14 0С. Поэтому озеро смягчает
климат прилегающей местности.
Название озера в переводе с
индейского – «свинцовая скала». Это название дали индейцы сначала острову у
южного берега озера, а затем самому озеру. Озеро играет роль внутреннего моря,
собирающего скудные воды этого пустынного нагорья. По берегам озера живёт племя
– уру. По мнению этнографов (учёных, занимающихся изучением культуры и быта
разных народов), Уру – первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет до
нашей эры. Сейчас их сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят.
Жизнь им обеспечивает тростник - тотора. Из него индейцы делают лодки, плоты,
хижины, домашнюю утварь. Сейчас на озере функционирует плавучая церковь и
школа.
Титикака — крупнейшее пресноводное озеро Южной Америки. Легенды инков о
затопленных сокровищах озера издавна волновали воображение историков,
археологов и искателей кладов. По одной легенде, инки, собрав все золото,
отлили из него золотую цепь и, чтобы сокровище не досталось врагу — испанским
конквистадорам, сбросили ее в озеро, которое, как они считали, не имело дна.
Согласно другой легенде, в затонувшем дворце индейские воины спрятали золотые и
бриллиантовые клады короля инков. Технически хорошо оснащенная французская
экспедиция Жака-Ива Кусто, располагавшая двумя подводными лодками-малютками,
после восьминедельных поисков установила, что озеро Титикака не имеет никаких
тайн. Экспедиция измерила глубину «бездонного» озера — 320 метров.
У побережий озёр, которые расположены так же высоко в горах, как озеро Титикака, могут образовываться айсберги, когда вдруг с гор начинают сползать ледники. (Слайд № 37) Таким примером может служить озеро Лаго на территории Аргентины.
4. Закрепление изученного материала.
Учитель: Наша экскурсия по
рекам и озёрам Южной Америки заканчивается. Я хочу поблагодарить вас за
внимание и помощь во время её проведения. Нам осталось закрыть окно виртуальной
экскурсии. Но для этого надо выполнить небольшое задание.
В ваших файл-папках под табличками находятся листы с заданиями для двух
вариантов. Это чайнворды. Из его результатов я узнаю, как внимателен был
каждый из вас сегодня, а для меня это будет своего рода лицензия – разрешение
на право быть экскурсоводом и дальше. Надеюсь, вы меня не подведёте.
1.В Южной Америке представлены все виды внутренних вод.
2.Распределение осадков определяет густоту речной сети, полноводность и режим рек.
3. На материке располагается самый большой речной бассейн мира.
4. Бассейн Тихого океана на материке в 12 раз меньше бассейна Атлантического океана.
5. Крупные озёра, главным образом ледникового происхождения, сосредоточены преимущественно в Андах.
4. Проверка усвоения материала:
Учащиеся выполняют проверочную работу по
теме урока в виде чайнворда, выполненного в двух вариантах. На работу отводится
5 – 7 минут. Затем ребята сдают свои работы учителю.
По окончании работы учитель поочерёдно открывает для каждого варианта чайнворды
уже с ответами на экране.
Слайд № 37 – 1 вариант.
Слайд № 38 – 2 вариант.
5. Домашнее задание: (выдаётся в распечатанном виде персонально для каждого учащегося).
Используя п.43 учебника, конспекты урока, таблицы, дополнительную литературу и сведения, которые получили на уроках, составить памятку для туриста, какие места ему следует посетить и чего надо опасаться во время путешествия по водным объектам Южной Америки.
Сегодня мы рассмотрели особенности внутренних вод Южной Америки.
В заключение урока, предлагаю, не глядя на карту дать правильный ответ.
1. Большинство рек принадлежит бассейну Тихого или Атлантического океана? (Атлантический.)
2. Направление течения Амазонки – на восток или на северо-восток? (Восток.)
3. Какой водопад севернее – Анхель или Игуасу? (Анхель.)
4. Общее направление течения Параны – на юг или на север? (На юг.)
5. Озеро Титикака находится в Андах или на Бразильском плоскогорье? (В Андах.)
6. Бассейн Амазонки – это преимущественно территория Бразилии или Перу? (Бразилии.)
7. Озеро-лагуна Маракайбо расположено на территории Венесуэлы или Колумбии? (Венесуэлы.)
5. Домашнее задание. § 43.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.