конспект урока географии в 7 классе «Внутренние воды Южной Америки»

  • docx
  • 27.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УРОК.docx

Внутренние воды Южной Америки

Цели: Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки; познакомить их с новыми терминами и понятиями; продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя географические карты и таблицы; развивать познавательный интерес к предмету; воспитание любви к природе.

Оборудование урока:

Физическая и климатическая карты Южной Америки, мультимедийный проектор с компьютером, атласы, кроссворды (распечатанные для каждого учащегося в двух вариантах), таблицы с данными о реках, озёрах и водопадах Южной Америки, атлас, учебник.

Ход урока

Картографический практикум 
 Практическую работу№8 «Обозначение на контурной карте основних географических объекта материка». 
6° с.ш. 63
ْ з. д ْ (водоспад Анхель) 
 10
ْ° с. ш - 72ْ з. д. (озеро Маракайбо) 
26
ْ°. ш  54° з. д   (водоспад Игуасу) 
16
ْ° с. ш 69ْ з. д.  (озеро Титикака) 

1.       Организационный момент.

Учитель:  Дорогие, ребята!  Сегодня у нас будет урок-экскурсия. Я – ваш экскурсовод. Вы –  экскурсанты. Но наша экскурсия не совсем обычная. Чтобы её провести, нам не придётся выходить из кабинета. Это будет виртуальная экскурсия. К её проведению необходимо выполнить некоторые требования:

·         Наличие путеводных дневников и карт, в которых мы будем делать заметки;

·         Вы должны быть внимательны и помогать вашему экскурсоводу.

2. Изучение нового материала:

Начиная наше виртуальное путешествие, мы должны ввести ключевые слова, чтобы получить допуск к экскурсии. Ключевым словом служит название материка, по своим очертаниям напоминающего гроздь винограда.

Учащиеся: Это -  Южная Америка

На экране открывается слайд № 1 – Южная Америка.

Учитель: Мы ввели пароль. И сегодня продолжим знакомство с этим материком. А экскурсия наша пройдёт по его водным объектам.

Цель нашей экскурсии – познакомиться с реками и озёрами Южной Америки, их особенностями, значением, с организмами, населяющими их.

 

2. Проверка знаний.

1. Назовите климатообразующие факторы, оказывающие определяющее значение на формирование климата Южной Америки. Объясните каждый из названных факторов.

Рельеф – расположение горных хребтов, морские течения, господствующие ветра, высота над уровнем моря, соседство с другими материками. 
(Господствующие в.м. – пассаты, географическое положение – наличие экваториального и субэкваториального климата; рельеф – Анды, Амазонская низменность, теплое течение – Гвианское). 

2. Южное Чили и Западную Колумбию называют «мокрыми углами» Южной Америки. Объясните, почему их так называют, и какие причины приводят к образованию таких мест.

(Рельеф - Анды, господствующие в.м. - пассаты для Колумбии, западный перенос для Чили). 

3. Южноамериканский континент тоже получил от природы свою долю пустынь. В самом деле, одна из самых необыкновенных и парадоксальных сухих зон земного шара простирается вдоль Тихоокеанского побережья между 3 и 30 южной широты. Эта полоса, протянувшаяся примерно на 4520 км, включает и пустыни, которые кажутся лишенными малейших признаков жизни. Найдите на карте эту полосу. Объясните происхождение этих пустынь. 

(Холодное перуанское течение, географическое положение - тропический климат). 

Докажите, что Южная Америка – самый влажный материк. Объясните причину этой особенности климата. (Во время ответа используется 

Докажите правильность этого выражения. 


- Большую площадь занимает экваториальный и субэкваториальный климатические пояса. 
- Субтропический и тропический климатические пояса занимают небольшую площадь из-за того, что материк сужается к югу. 
- Наличие умеренного климатического пояса на самой узкой части материка. 
- На материк с океана приходят пассаты и западный перенос. 
- Теплые течения у берегов усиливают влажность воздуха. 
- Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, т.к. это климатораздел. 

 

3.Объясните, почему в южной части материка побережья Тихого и Атлантического океанов получают различное количество осадков.

4. Сравните роль Анд и Большого Водораздельного хребта в Австралии на формирование климатических особенностей материков.

5. Работа с климатограммами – 2 человека. (Климатограммы выдаются учащимся. В конце опроса на экране высвечиваются слайды, по которым учащиеся отвечают.).

3. Объяснение нового материала.

«Чуть дрожит на ветерке 
Лента на просторе, 
Узкий кончик в роднике, 
А широкий в море» . (Река) 
Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем рассматривать тему: 
«Реки и озера Южной Америки.» 

На прошлом уроке мы рассматривали удивительный климат Южной Америки. Но этот материк удивляет нас не только особенностями своего климата, но и водными ресурсами. - Южная Америка – самый водообильный материк на Земле. Территории внутреннего стока занимают на материке небольшую площадь (около 6%, что в 10 раз меньше, чем в Австралии). 
5. Работа в группах (15 мин) 
- Класс делится на 5 группы (по рядам), каждая из которых отправляется в плавание по указанной реке или озеру. За время путешествия вам необходимо составить характеристику речных систем и озёр по плану в таблице. Каждый ученик получает карточку с заданием (заполнить таблицы). 
Примечание. Перед началом работы перед учащимися с помощью презентации визуализируются "Правила работы в группе”: 
1. Когда один говорит, остальные слушают. 
2. Каждый имеет право высказаться. 
3. Комментарии, в том числе и не словесные, не допускаются. 
- При выполнении задания вы можете использовать карты атласа и текст §43. 
Отчет группы. 
- Представьте, что вы – студенты географического факультета, слушаете лекцию по теме «Реки и озёра Южной Америки». Внимательно слушайте выступления товарищей. Сведения, полученные во время лекции, фиксируйте в таблице. 
Организация: каждой группе предлагается выступить. Отчет о работе группы должен быть кратким и содержать информацию только по полученному заданию. Каждой группе дается не более 3 минут на выступление. Во время прослушивания остальные учащиеся наносят географические объекты (реки, их притоки и озёра) на контурные карты, а также заполняют таблицы (см. приложение №3) 

Слайд №Очертания материка с крупными речными системами и озёрами.

Учитель: А теперь обратите внимание на карту, где для лучшей наглядности выделены условными знаками только крупнейшие водные объекты.

 «Реки Южной Америки».

Теперь откройте ваши путеводители- атласы, пусть они весь урок лежат перед вами, чтобы не сбиться с пути. А моим путеводителем будет карта на доске. Посмотрите внимательно в карты и скажите:

Что вы можете сказать о речной системе материка?

Учащиеся: На материке много рек.

Учитель:  Глядя на карты, мы убедились, что речная сеть густая, хорошо развита.

Вопрос: По картам атласа определите, в какие океаны впадают реки Южной Америки? Бассейн какого из океанов преобладает? Почему? (Работа с картами атласа.)

(Реки Южной Америки впадают в Тихий и Атлантический океаны. Преобладает бассейн Атлантический океан из-за особенностей рельефа.)

·         Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?

Учащиеся: На западе находятся горы Анды – главная причина такого распределения речных  систем (объяснение причинно-следственных связей).

А какие компоненты природы оказывают наибольшее влияние на поверхностные воды материка?

Учащиеся: Климат и рельеф.

Вопрос: Определите, как рельеф влияет на внутренние воды?

– Характер течения;
– направление течения;
– наличие водопадов и порогов.


Вопрос: Вспомните, каковы основные особенности рельефа Южной Америки?

(Преобладание равнинных территорий, но выход на поверхность кристаллических пород.)

Вопрос: Как рельеф Южной Америки влияет на формирование внутренних вод материка?

Главные речные системы сформировались на территории равнинного востока, а реки, протекающие на побережье Тихого океана, небольшие и короткие.

Большинство рек Южной Америки являются равнинными. Но даже на равнинных реках встречаются водопады.

     Водопад Игуасу

 Из-за наличия трудно растворимых горных пород происходит формирование водопадов. Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. К одному из них мы подходим. Особой известностью пользуется водопад Игуасу -“большая вода”. Водопад стал известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский конкистадор – Альваро Гарсиа. Высота водопада 72 метра, он состоит из двух главных каскадов, а всего в состав водопада входят 275 водопадов..

Водопад поражает своей красотой. Посмотрите видеофрагмент и вам станет понятно, почему индейцы назвали водопад “Большая вода”.

Работа с мультимедиа . Слайд 5. “Водопад Игуасу ”.

Но водопад Игуасу является не единственной гордостью Южной Америки.

Слайд 6. “Водопад Анхель”.

         На Гвианском плоскогорье, в бассейне реки Карони , находится одно из чудес природы, самый высокий водопад Земли – водопад Анхель. Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. В северо-восточной части плоскогорья возвышается Ауян-Тепуи – Гора Дьявола. Ее отвесные скалы поднимаются на высоту до 1,5 километров. Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.
Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел уникальный водопад, возникающий словно из облаков. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой. Так  был открыт  знаменитый водопад.

Лишь в 1949 году была установлена высота водопада – 1054 метра, что в 21 раз выше прославленного Ниагарского водопада. Водопад можно увидеть только с высоты, у подножья горы, словно из воздуха возникает река, несущая свои воды с океан.

        Но размещение внутренних вод зависит от нескольких факторов, а не только от особенностей рельефа.

 Учащиеся:  Большое влияние на речную сеть оказывают климат материка. Северная, центральная и восточная части материка получают большое количество осадков, а их распределению способствует равнинный рельеф на основной части материка.

Слайд 7 “реки Южной Америки”

Вопрос: Назовите, от какого фактора еще зависят внутренние воды материка.

Еще одним важным фактором формирования внутренних вод является климат.

Вопрос: Говорят, что “реки – это зеркало климата”, как вы понимаете это высказывание?

(Количество выпадающих осадков и режим их выпадения влияет на особенности внутренних вод.)

Слайд 8. “Крупнейшие реки Южной Америки”.

Задание: Посмотрите на таблицу и определите наиболее крупные речные системы Южной Америки.

Следующая наша остановка – река Ориноко.

На материке существуют крупные речные системы. В северной части материка протекает река Ориноко.

Найдите эту реку на картах. Она берёт начало на Ю-З Гвианского плоскогорья, на высоте более 1000 метров. Исток реки был найден лишь в 1951 году, тогда же была определена длина реки. На карте Ориноко кажется небольшой. Однако её длина 2740 км! А это немало! В переводе с индейского её название так и звучит – «Река».  Она судоходна на расстоянии 1500 км от устья, в тех местах, где равнинный рельеф. В отличие от Амазонки, Ориноко имеет ярко выраженную сезонность режима. Т.к. протекает в С/ЭКП.  В климатическом отношении бассейн Ориноко делится на два сезона: дождливый (с апреля по октябрь) и сухой (с ноября по март). Во время влажного сезона в нижнем течении вода поднимается на 15 метров, река разливается на 10–15 км.
В бассейне реки Ориноко, её притоке Карони, находится самый высокий водопад на Земле – Анхель.

Вопрос: Посмотрите внимательно на карту и ответьте на вопрос, что странного и необычного в течении реки?

Ниже селения Эсмиральда, река кристаллическим выступом делится на две части, один из которых продолжает течь в прежнем направлении, а другой под названием Касикьяре становится притоком реки Риу-Негру. Это явление носит название бифуркация.

Бифуркация – раздвоение реки, при котором каждый из образуемых рукавов относится к разным речным системам. (Запись в тетрадь.)

На протяжении 400 км от устья Ориноко становится судоходной для океанических судов, глубина реки превышает 30 метров. Ниже Барранкаса река делится на огромную дельту площадью около 18 тыс. км².

Парана.

   . А мы продолжаем своё путешествие дальше. Следующая– река Парана.   

Вторая по протяженности речная система Южной Америки Рио-де-Ла Плата, что в переводе с испанского означает “серебряная река”. Так вновь открытую реку назвали испанские конкистадоры, надеясь найти драгоценный металл. Название реки кажется злой шуткой, ведь река выносит в океан огромное количество ила, который делает реку мутной и непрозрачной.

В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры. Обращаемся к своим путеводителям, находим реку. Ориноко берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья, т.к. пересекает несколько климатических поясов, река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. Из слайда видно, что река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из-за рельефа.

Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. Особой известностью пользуется водопад Игуасу.

В нижнем течении Парана сливается с рекой Уругвай и образует огромный эстуарий, длина которого составляет 320 км. Ширина эстуария у самого океана оставляет 220 км, Против Монте-Видео – 105 км и у Буэнос-Айреса – 40 км. Парана судоходна на протяжении более 2000 км от устья для океанских судов и по праву носит свое имя.

.

Река Амазонка.

Но подлинной королевой внутренних вод Южной Америки является Амазонка. Свое название река получила в честь древних мифических амазонок. Длительное время европейцы не могли проникнуть в глубь Амазонки и придумали легенду, согласно которой проход в Амазонию стерегут грозные воительницы Амазонки. В 1542г. отряд испанских завоевателей

двинулся от западных берегов Южной

Америки на восток, вглубь материка и,

перевалив через высокие горы, вышел

к берегам большой реки. Там испанцы

увидели индейское селение, жители

которого имели длинные волосы и

были одеты в короткие юбки. Ограбить

селение не удалось, так как захватчики

получили должный отпор. Из-за

необычного вида и воинственности

испанцы приняли местных жителей за

амазонок из древнегреческого мифа. 

Отсюда и возникло название большой

и полноводной реки – Амазонка.

В верховьях реки Укаяли - притока Амазонки, время от времени слышатся загадочные глухие удары, похожие на раскаты грома.

Это барранко – поединок реки с лесом – вода подмывает берега, и деревья с шумом падают в воду.

Слайд № 12 – река. На слайде видно, как близко находятся деревья у воды.

И в Амазонке, и в Укаяли вода оранжево-жёлтая, мутная. А почему, об этом вы узнаете, посмотрев сюжет фильма о реке.

Слайд № 13 – кинофрагмент об Амазонке.

Уникальным является органический мир Амазонии. Несмотря на то, что вода в реках мутная и не видно, что творится на глубине, воды рек богаты жизнью. В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту

Удивительная Виктория Амазонская. способная выдержать на своих листьях вес до 50 килограммов. Самой крупной рыбой Амазонки является пираруку  - выпрыгивающая из воды.

 Длина самых крупных особей составляет до 5 метров и весят до 90 килограммов. Средняя пираруку, которую продают на рынке весит до 25-30 килограммов. Это лишь малая часть удивительных животных и растений Амазонии. Посмотрите внимательно видеофрагмент и назовите тех животных и птиц, которых вы знаете.

Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи.

Слайд № 17 – пираньи (иллюстрация). Острые зубы и мощные челюсти позволяют этим рыбам очень быстро расправляться со своей добычей. Были зарегистрированы случаи, когда стая пираний разделывалась с быком в течение 3 минут. Индейцы использовали челюсти этих рыб в качестве ножниц. Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы.
Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются.
Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь.


Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это кайманы.

·         Кто такие кайманы?

Учащиеся:  Это вид крокодилов.
В этих же водах обитает самая большая змея в мире.

·         Как она называется?

Учащиеся:  Это удав анаконда.

Работа с мультимедиа . Слайд 9. Амазонка и ее притоки”.

“Все, что можно услышать или прочесть о размерах Амазонки и ее притоков, не дает представления о ее необъятности. Надо плыть по ней месяцами, чтобы понять насколько вода здесь господствует над землей” – так писал об Амазонии один из европейских исследователей. На самом деле, кажется нет ничего более величественного и таинственного, чем эта великая река. До сих пор эта река не перекрыта ни одним мостом, дамбой или плотиной. Площадь бассейна реки составляет около 7,2 млн. км², что лишь немногим уступает площади целого материка Австралии.

Амазонку очень часто называют самой великой рекой мира. И пусть по длине она немногим уступает Нилу, но по полноводности ей нет равных.

У Амазонки более 500 притоков, в том числе длиной от 1500 до 3500 км. В межень ширина русла в среднем течении составляет 5 км, а глубина 50 метров. На последнем 400 километровом отрезке до впадения в Атлантический океан ширина реки составляет более 50 километров, а глубина – более 90 метров. В устье ширина реки достигает уже 80 километров. Город Манаус – морской порт.

Исток великой реки находится в Андах на высоте около 4–5 тыс. м, лежит небольшое озеро Ниньокоча. С окрестных гор в него впадают небольшие речки, а из него вытекает небольшой ручеек. Это и есть один из истоков Амазонки. Но сама Амазонка появляется после того, как сливаются в единый поток Укаяли и Мараньон. За исключением порожистых участков Амазонка и ее притоки течет медленно из-за незначительного уклона реки. И из-за этого атлантические приливы поднимаются более чем на тысячу километров от океана. Это явление получило название поророка.

Поророка (гремящая волна) – движение морской приливной волны по мелководью и низовьям волной высотой до 5 метров.

Амазонка исключительно полноводна в течение всего года, но в мае– июне наблюдается самый высокий уровень воды.

Вопрос: Что на ваш взгляд является причиной повышения уровня воды в реке?

(Особенности климата и речной системы: многочисленные правые притоки Амазонки разливаются как раз в этот период года).

Работа с мультимедиа . Слайд 13. Видеофрагмент “Амазония”.

Наше путешествие по рекам и водопадам завершилось, но экскурсию мы ещё не закончили. Чтобы продолжить её дальше, вам необходимо ответить на несколько вопросов.

·         С какими реками Южной Америки вы познакомились?

·         Какой тип питания у этих рек преобладает?

·         Почему на некоторых реках Южной Америки встречаются пороги и водопады?

(Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.)

·         Что вы можете сказать о наличии озёр на территории материка?

Учащиеся:  Озёр на материке мало.

Вопрос: По карте атласа определите название озер Южной Америки и происхождение озерных котловин.

Наиболее крупными озерами являются Титикака и озеро-лагуна Маракайбо.

Работа с мультимедиа . Слайд 43. “Озера Южной Америки”.

Учитель:  Да, озёр очень мало. На карте дано 2-3 названия, а остальные не подписаны,  
настолько они малы. У вас есть таблицы с названьями некоторых озёр. Давайте их 
рассмотрим. У меня такая таблица дана на слайде.
Слайд № 28 – таблица «Крупнейшие озёра».
У некоторых озёр нет даже сведений о глубине. Я хочу обратить ваше внимание на          
самое большое по площади озеро. Найдите его название в таблице.
Учащиеся:  озеро Маракайбо.
Учитель:  Верно, это озеро Маракайбо.

По происхождению это лагунное озеро, похожее, скорее на залив,  лежит на побережье Карибского моря и соединено с ним узким проливом, поэтому называется озеро-лагуна. Во время прилива в озеро могут заходить морские судна. Озерная котловина имеет тектоническое происхождение, поэтому глубины достигают 250 м. Вода в озере пресная и только во время приливов несколько осолоняется. Берега низкие и заболоченные. Маракайбо – уникальное место по своим запасам нефти. На его дне пробурено более 6 тыс. нефтяных скважин.

По происхождению это лагунное озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море. Найдите его на картах. Оно находится на севере Южной Америки. Назовите его площадь и глубину.   Примерно 1 176 000 молний ежегодно  видны на расстоянии до 400 км. Ветры, дующие с гор Анд, вызывают грозы и разряды  молний, в атмосфере, в этих заболоченных местах богатой метаном, который намного  легче воздуха. Местные защитники окружающей среды считают, что эта область страны должна находиться под защитой ЮНЕСКО, поскольку эти молнии – уникальное явление  и самый большой

 источник восстановления озонового слоя планеты.   Настоящим чудом природы этих мест являются "молнии Кататумбо".  Молния бьёт  от 140 до 160 дней в году, практически непрерывно по 7–10 часов за ночь. Это явление является настоящим маяком озера Маракайбо.

                                                                                                                                                  

Следующая наша остановка – озеро Титикака, которое играет            
важное значение для жизни людей этого материка.
     В Андах на высоте 3 800 м лежит крупнейшее  из высокогорных озер мира - озеро Титикака. В переводе с языка индейцев кечуа его название означает скала возле места добычи руды (Тити - Место добычи руды, кака - Скала). В озеро впадает много рек, а вытекает только одна. Поэтому вода в озере пресная. Его берега крутые и изрезаны. Озеро достаточно глубокое. Несмотря на значительную высоту, температура воды в нем в течение года составляет 14 0С. Поэтому озеро смягчает климат прилегающей местности.

     Название озера в переводе с индейского – «свинцовая скала». Это название дали индейцы сначала острову у южного берега озера, а затем самому озеру. Озеро играет роль внутреннего моря, собирающего скудные воды этого пустынного нагорья. По берегам озера живёт племя – уру. По мнению этнографов (учёных, занимающихся изучением культуры и быта разных народов), Уру – первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет до нашей эры. Сейчас их сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят. Жизнь им обеспечивает тростник - тотора. Из него индейцы делают лодки, плоты, хижины, домашнюю утварь. Сейчас на озере функционирует плавучая церковь и школа.
       Титикака — крупнейшее пресноводное озеро Южной Америки. Легенды инков о затопленных сокровищах озера издавна волновали воображение историков, археологов и искателей кладов. По одной легенде, инки, собрав все золото, отлили из него золотую цепь и, чтобы сокровище не досталось врагу — испанским конквистадорам, сбросили ее в озеро, которое, как они считали, не имело дна. Согласно другой легенде, в затонувшем дворце индейские воины спрятали золотые и бриллиантовые клады короля инков. Технически хорошо оснащенная французская экспедиция Жака-Ива Кусто, располагавшая двумя подводными лодками-малютками, после восьминедельных поисков установила, что озеро Титикака не имеет никаких тайн. Экспедиция измерила глубину «бездонного» озера — 320 метров.

       У побережий озёр, которые расположены так же высоко в горах, как озеро Титикака, могут образовываться айсберги, когда вдруг с гор начинают сползать ледники. (Слайд № 37) Таким примером может служить озеро Лаго на территории Аргентины.

4. Закрепление изученного материала.

Учитель: Наша экскурсия по рекам и озёрам Южной Америки заканчивается. Я хочу поблагодарить вас за внимание и помощь во время её проведения. Нам осталось закрыть окно виртуальной экскурсии. Но для этого надо выполнить небольшое задание.
В ваших файл-папках под табличками находятся листы с заданиями для двух вариантов. Это чайнворды. Из его результатов я узнаю, как  внимателен был каждый из вас сегодня, а для меня это будет своего рода лицензия – разрешение на право быть экскурсоводом и дальше. Надеюсь, вы меня не подведёте.

1.В Южной Америке представлены все виды внутренних вод.

2.Распределение осадков определяет густоту речной сети, полноводность и режим рек.

3. На материке располагается самый большой речной бассейн мира.

4. Бассейн Тихого океана на материке в 12 раз меньше бассейна Атлантического океана.

5. Крупные озёра, главным образом ледникового происхождения, сосредоточены преимущественно в Андах.

4. Проверка усвоения материала:

Учащиеся выполняют проверочную работу по теме урока в виде чайнворда, выполненного в двух вариантах. На работу отводится 5 – 7 минут. Затем ребята сдают свои работы учителю.
По окончании работы учитель поочерёдно открывает для каждого варианта чайнворды уже с ответами на экране.

Слайд № 37 – 1 вариант.
Слайд № 38 – 2 вариант.

5. Домашнее задание:  (выдаётся в распечатанном  виде персонально для каждого учащегося).

Используя п.43 учебника, конспекты урока, таблицы, дополнительную литературу и сведения, которые получили на уроках, составить памятку для туриста, какие места ему следует посетить и чего надо опасаться во время путешествия по водным объектам Южной Америки.

Сегодня мы рассмотрели особенности внутренних вод Южной Америки.

В заключение урока, предлагаю, не глядя на карту дать правильный ответ.

1.       Большинство рек принадлежит бассейну Тихого или Атлантического океана? (Атлантический.)

2.       Направление течения Амазонки – на восток или на северо-восток? (Восток.)

3.       Какой водопад севернее – Анхель или Игуасу? (Анхель.)

4.       Общее направление течения Параны – на юг или на север? (На юг.)

5.       Озеро Титикака находится в Андах или на Бразильском плоскогорье? (В Андах.)

6.       Бассейн Амазонки – это преимущественно территория Бразилии или Перу? (Бразилии.)

7.       Озеро-лагуна Маракайбо расположено на территории Венесуэлы или Колумбии? (Венесуэлы.)

5. Домашнее задание. § 43.


 

http://900igr.net/datas/geografija/Klimat-JUzhnoj-Ameriki/0005-005-Tablitsa-KHarakteristika-klimaticheskikh-pojasov-JUzhnoj-Ameriki.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также