Конспект урока географии
Класс: 8
Дата:
Тема: «Растительный мир Австралии»
Тип урока: КУ
Цель: познакомить уч-ся с растительным миром Австралии
Задачи:
Образовательные
-восстановить в памяти учащихся природные зоны Австралии;
-познакомить с разнообразием растительного мира Австралии и их особенностями.
Коррекционные
-пополнять словарный запас названиями растений ;
-развивать пространственный анализ при работе с физической картой;
-развивать мелкую моторику при работе в рабочей тетради, карточке.
Воспитательные
-воспитывать интерес к изучению растительного мира, к предмету.
Здоровьесберегающие:
Создавать условия для снятия позостатического напряжения.
Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение: карточки, карта природных зон мира, атласы, презентация.
Термины и понятия: скрэб, мангровые леса
Х од урока:
I. Организационный момент.
Цель: взаимное приветствие; подготовка учащихся к работе; настрой учащихся на работу; проверка готовности к уроку; сообщение темы и цели урока.
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания выявить уровень знаний учащихся; повторить пройденный материал; устранить обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях.
1. Какой климат характерен для материка Австралии?(1,2 гр.)
2. В каких частях Австралии климат наиболее благоприятен для жизни людей и ведения сельского хозяйства?
2. Какие реки протекают в Австралии? Покажите на карте (1,2,3 гр.)(Муррей, Дарлинг)
3. Что такое крики?(1,2 гр.)
4. Назовите и покажите на карте самое большое озеро?(1,2 гр.)(Эйр-Норт)
5.Что такое артезианский колодец?
III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Цель: организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщение темы, цели и задачи изучения нового материала; привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
- Какие растения приспосабливаются к жизни в зоне пустыни?
IV. Сообщение нового материала.
Цель: изучить растительный мир Австралии
Сообщение нового материала с опорой на карту природных зон Австралии. Презентация
Работа с таблицей. Заполнение растительного мира
Природные зоны |
Растительность |
Полупустыни и пустыни |
|
Саванны |
|
Тропические леса |
|
Объяснение нового материала учителем:
- Растительность Австралии очень своеобразна и большинство австралийских видов растений не встречаются на других материках. На большой площади в центре материка расположились пустыни.
К северу и востоку от них лежат саванны.
Северо-восточное и юго-западное побережье занято лесами.
Для пустынь характерны заросли сухих кустарников -скрэб.*
Переплетаясь друг с другом ветками, кустарник образует непроходимую чащу. Пробраться сквозь нее невозможно и скрэб приходится обходить.
В западной части Австралии встречаются песчаные или каменистые пустыни, лишенные растительности.
Австралийские саванны весной покрываются всевозможными цветущими травами, а летом быстро выгорают.
Местами степи зарастают колючей травой.
Наиболее характерные для Австралии деревья -это эвкалипты. Они растут в самых разных условиях: и в тропических лесах и в саваннах и даже в пустынях. Это дерево хорошо приспособилось к жаркому климату. Корни у него уходят глубоко в землю. Листья эвкалипта сероватые, покрыты толстой кожицей. Узкие листочки этого дерева висят почти всегда ребром к солнцу, что помогает дереву сберечь влагу. Эвкалипты не дают тени. Они очень быстро растут. Во влажных лесах некоторые деревья достигают высоты 150 метров. Древесина эвкалипта очень твердая. Она используется как строительный материал. Из листьев эвкалипта получают эфирные масла обладающие целебными свойствами.
В австралийских саваннах встречается бутылочное дерево. У этого дерева утолщенный ствол, в котором накапливается влага. Ее дерево использует в засушливое время года.
В Австралии можно встретить необычные деревья- казуарины. Вместо листьев у них тонкие длинные побеги, напоминающие иглы хвойных деревьев. По форме кроны дерево напоминает ель и его называют «рождественское дерево». Из-за прочной древесины казуарины называют еще «железным деревом».
Австралийская акация, так же как и другие деревья приспособилось к жизни в пустынях и саваннах. Ее корневая система уходит глубоко в землю. Листья совершенно лишены пластинок, сохранились лишь листовые черенки.
Совсем нет листьев и у другого растения. -каустиса. Это высокая трава с извилистыми кудрявыми стеблями. Травяные деревья –невысокие растения с темным стволом и пучком травы сверху. Издали они похожи на лохматого мальчика,поэтому местные жители называют их «черный мальчик».
В тропических лесах Австралии растут, древовидные папоротники, пальмы, фикусы и др. деревья.
У берегов рек и на побережье океана –мангровые леса * (часть корней этого дерева находится на поверхности и впитывает влагу из воздуха)
В восточной Австралии растет хлебное дерево. Оно похоже на высокую пальму. Это вечнозеленое дерево с крупными листьями. С коры стволов у него свисают большие круглые, зеленые плоды. Они могут весить 16-20 кг. В пищу идет мякоть плодов. Их режут на пластинки и пекут или в мякоть добавляют дрожжи, молоко и делают лепешки.
V. Физминутка.
VI. Закрепление полученных знаний.
Цель: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу.
Работа по карточкам(приложение)
6.Для любознательных – стр. 77
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: сделать вывод и подвести итог, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке, отметить работу учащихся.
1. Какое растение похоже на лохматого мальчика, который жители назвали «черный мальчик» ?
2. Вместо листьев у них длинные побеги, напоминающие иглы хвойного дерева?
3. Наиболее характерные для Австралии деревья –это… ?
4. Для пустынь характерны заросли каких кустарников?
5. Как называется дерево у которого корни находятся на поверхности
Разбор и запись домашнего задания: с.75-77. (индивидуально). Отвечать на вопросы. Оценка учащихся на уроке с выставлением в журнал и дневник.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.