Конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"
Оценка 4.7

Конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика
8 кл
09.01.2020
Конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"
Геометрия 8кл - Конспект..docx

Быстрякова Екатерина Сергеевна, МБОУ СОШ №5.

 

Название предмета

Геометрия

Класс

8

УМК

Геометрия, 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций, авторы Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 6 изд.- М.: Просвещение, 2018.

Уровень обучения

Базовый

Тема урока

Теорема Пифагора

Общее количество часов, отведенное на изучение темы

1 час

Место урока в системе уроков по теме

10

Цель урока

Познакомить учащихся с некоторыми  фактами из биографии Пифагора, доказать теорему Пифагора, рассмотреть решение задач с её применением, показать учащимся тесную связь между алгеброй и геометрией, формировать познавательный интерес к предмету, совершенствовать приёмы устных вычислений

Задачи

1)Отрабатывать навыки применения теоремы Пифагора.

2) Активизировать память и внимание при решении письменных и устных задач.

3)Подвести учащихся к пониманию важности данной теоремы через различные аспекты ее применения.

Планируемые результаты

Знание формулировки теоремы Пифагора.

Умение находить неизвестные стороны прямоугольного треугольника.

Умение анализировать  условие задачи, с тем, чтобы применить теорему Пифагора.

Осознавать важность теоремы и многогранность ее применения.

Техническое обеспечение урока

Компьютер, плазменная панель

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока

 Портрет Пифагора, на стенде - карикатурные рисунки доказательства теоремы Пифагора, его «Золотые стихи»,  презентация.

  

Ход урока:

I.Организационный момент.

Этот урок будет посвящен знаменитой теореме геометрии-теореме Пифагора. Цель нашего занятия - познакомиться с биографией великого ученого древности, изучить одну из самых известных теорем, научиться использовать ее при решении задач. «Геометрия владеет двумя сокровищами, одно из них – теорема Пифагора».(слайд1)

 

II.Исторический экскурс.

(слайд2)

С берегов Средиземноморья – колыбели европейской цивилизации, с тех давних времен, названных «весною человечества», дошло до нас имя Пифагор. Это не только самый популярный ученый, но и самая загадочная личность, человек символ, философ, мистик,  религиозный и политический деятель, математик, пророк.

(слайд3)

Пифагор Самосский (570-490 гг.до н.э.) родился на острове Самос, расположенном в Эгейском море. Был учеником самого Фалеса  и по его совету в 22 года отправился набираться мудрости в Египет и более 20 лет обучался у египетских жрецов. Во время завоевательных походов на Египет он был захвачен в плен и продан в рабство в Вавилон. Там Пифагор более 10 лет изучал древнюю культуру и достижения науки разных стран.

(слайд4)

Вернувшись на родину, он организовал пифагорейский орден и школу философов и математиков. Туда принимали с большими церемониями и после долгих испытаний. В этой школе существовало правило, по которому авторство всех математических работ приписывалось самому Пифагору. В школе была очень серьезная дисциплина, запрещалось разглашать тайные знания. Сила личности Пифагора, его мудрость, высокая нравственность проповедуемых им идей и жизненных принципов притягивала к нему единомышленников. В его «братстве» насчитывалось около 2000 учеников и последователей.

(слайд5,6,7)

Кстати сказать, Пифагор – это не имя, а прозвище, которое философ получил за то , что всегда говорил верно и убедительно, это ещё одно из многих его качеств – великолепный оракул, которого слушали на площади до 800 человек.(Пифагор с др. греч.- «убеждающий речью».

Заслугой Пифагора и его школы были идеи о количественных закономерностях развития мира. В основе всего лежит число, учил Пифагор, познать мир - значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы нашли числовые отношения во всех областях человеческой деятельности, что способствовало развитию математических, астрономических, физических и географических знаний. В этот период геометрия приобретает характер науки.

(слайд8)

Излюбленной геометрической фигурой пифагорейцев была пентаграмма или пифагорейская звезда. При встрече они рисовали ее на песке, приветствуя друг друга. Пентаграмма была паролем и символом, означая здоровье и счастье.

(слайд9)

Наконец, еще один штрих к портрету ученого. Он был, очень красив, 4 раза подряд становился олимпийским чемпионом, занимался музыкой, врачеванием, имел сына и дочь. Пифагор был убит в возрасте 90 лет во время народного восстания в уличной схватке.

(слайд10)

Достижения Пифагора и его школы:

-доказал теорему о сторонах прямоугольного треугольника

-ввел доказательство в геометрию

-заложил основы пропорций (геометрических, арифметических и гармонических)

-развил теорию музыки и акустики

-высказал предположение о шарообразности Земли

-всё в мире есть число-справедливость, смерть, постоянство, жизнь, любовь и прочее.

Пифагор сделал много важных открытий, но наибольшую славу ему принесла доказанная им теорема, которая носит его имя.

(слайд11)

III. Актуализация опорных знаний

Вот мы и подошли к изучению теоремы Пифагора, но сначала нам нужно проверить нашу готовность к изучению теоремы. (слайд12,13)

Ответьте мне на вопросы:

-Перечислите виды треугольников в зависимости от сторон

-Перечислите виды треугольников в зависимости от углов

-Какой треугольник называется прямоугольным?

-Как называются его стороны?

-Назовите катеты и гипотенузу в треугольнике, изображенном на рисунке

                                                                                                                        http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/05/fr14.jpg                                                                              

-Как найти площадь прямоугольного треугольника?

-Катеты прямоугольного треугольника равны 10 см и 16 см. Чему равна его площадь?

-Какой четырехугольник называется квадратом?

-Как найти его площадь?

-Сторона квадрата 9. Чему равна его площадь?

-Сторона квадрата равна  а+в. Чему равна его площадь?

Вы все молодцы, хорошо справились с заданиями! Можно переходить к доказательству теоремы.

IV. Изучение нового материала

(слайд14)

Теорема Пифагора

В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

 

Дано: прямоугольный треугольник с катетами а и в и гипотенузой с.

Доказать: с2=а22

Доказательство:

(слайд15)

1. Достроим треугольник до квадрата со стороной (а+в).

2. Разобьём квадрат на несколько фигур, получим 4 треугольника и квадрат, то, что это квадрат, мы с вами уже доказали при устной работе.

Вопросы для учащихся:

1.Какие получились треугольники?

2.Почему?

3. С одной стороны площадь квадрата равна сумме площадей четырёх равных треугольников и квадрата со стороной с.

Sкв = 4Sт+ S1

Sкв https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54d23e8a9827b/konspiekt-uroka-matiematiki-v-8-klassie-po-tiemie-tieoriema-pifaghora_9.png + с2 = 2ав + с2

4. С другой стороны площадь этого же квадрата равна сумме площадей двух прямоугольников со сторонами а и в и квадратов со сторонами а и в соответственно.

Sкв = 2ав а2 + в2

1.      Приравняем правые части этих выражений, получим:

2ав + с2 = 2ав а2 + в2

Откуда имеем: с2 + в2    Теорема доказана.

(слайд16)

Шуточное стихотворение для запоминания теоремы:

Если дан нам треугольник,

И притом с прямым углом,

То квадрат гипотенузы

Мы всегда легко найдем:

Катеты в квадрат возводим,

Сумму степеней находим –

И таким простым путем

К результату мы придем.

V. Исторический экскурс.

(слайд17)

Теорема Пифагора имеет огромное значение: она применяется в геометрии на каждом шагу. Существует более 300 различных доказательств этой теоремы ( геометрических, механических, с помощью шахматной доски, алгебраических и т.д.). В Вавилонских текстах это утверждение встречается за 1200 лет до Пифагора, но он первым нашёл ее доказательство. В честь своего открытия Пифагор принес в жертву быка, сделанного из пшеничного теста, так как по моральным и религиозным воззрениям  он «запрещал даже убивать животных, а тем более ими кормиться, ибо животные имеют душу, как и мы». Сам Пифагор не ел мяса, питался лишь мёдом, хлебом и фруктами.

VI . Устная работа по первичному закреплению знаний

(слайд18)

С помощью теоремы Пифагора можно решать два вида задач:

- Найти гипотенузу прямоугольного треугольника, если известны катеты

- Найти катет, если известны гипотенуза и другой катет

Задачи на готовых чертежах

(слайд19)

Вычислите устно:

VII . Решение задач на закрепление знаний и отработку навыков

№483(б), №484(а) из учебника. Решаем письменно в тетрадях, учимся оформлять.

Задачи на применение теоремы Пифагора конечно же включены в ОГЭ, давайте решим некоторые из них.

Задачи из ОГЭ на применение т.Пифагора.

(слайд20)

Задача №1

Найти длину лестницы, один конец которой находится в 4 метрах от дома, а другой на стыке стены и крыши. Высота дома 8 метров.

Дано:                                                                                       К

 КDЕ,  hello_html_m8181c8c.gif D=900                                                                          

DЕ=4 м,                                                                                  8

КD=8 м.

Найти: КD                                                                               D         4             Е

                                                                                                                        

Решение: КD2=DЕ2 +DК2  (по т. Пифагора),  КD2= 16+64, КD2=80,  КD=4 м.

Замечаем, что сторона может быть выражена не рациональным числом.

Ответ: 4  м.

Задача 2.

В прямоугольной трапеции большая диагональ равна 25см, большее основание 24 см, меньшее основание 16 см. Найти площадь трапеции.

Дано:

АВСD-трапеция                                                                  A                     B

АС=25 см                                                                                      

ДС=24 см

АВ= 16 см                                                                            D                                    C

Найти:

SABCD

Решение:  Sтр.= AD
AD2=AC2 –DC2 ( по т. Пифагора), AD2= 252-242, AD2=49, AD= 7,

 Sтр.==140 cм2.

Ответ: 140 см2.

Задача 3.

Диагонали ромба 6см и 8 см. Найти длину стороны ромба.                       B

Дано:                                                                                                                       

АBCD- ромб,                                                                                                                      

АС=6 см,                                                                                                A                           C

ВD=8 см.                                                                                                                           

Найти: АВ

Решить самостоятельно с последующей проверкой.                                      D

Ответ: 5 см.

 Задача 4.

Диагональ DB прямоугольника ABCD равна 61 см, а сторонa BC равна 11 см. Найти периметр прямоугольника.

Оформить и решить самостоятельно, соблюдая все требования оформления.

Ответ: 142 см.

VIII . Подведение итогов урока, выставление оценок.

(слайд21)

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Для каких треугольников применима теорема Пифагора?

-В чем заключается теорема Пифагора?

Выставление оценок учащимся.

IХ. Домашнее задание:

(слайд22)

Выучить формулировку и доказательство  т. Пифагора, п. 55

№483 (б), №484 (а)

Доп. задание – найти другие способы доказательства теоремы Пифагора.

(слайд23)

В конце урока еще одно «золотое правило» Пифагора: « Делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться».

 

                                                       Спасибо за урок!

Конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"

Конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"

Конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"

Конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"

Конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"

Конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"

Конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"

Конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"

Конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"

Конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"

Конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"

Конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2020