Быстрякова Екатерина Сергеевна, МБОУ СОШ №5.
Название предмета |
Геометрия |
Класс |
8 |
УМК |
Геометрия, 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций, авторы Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 6 изд.- М.: Просвещение, 2018. |
Уровень обучения |
Базовый |
Тема урока |
Теорема Пифагора |
Общее количество часов, отведенное на изучение темы |
1 час |
Место урока в системе уроков по теме |
10 |
Цель урока |
Познакомить учащихся с некоторыми фактами из биографии Пифагора, доказать теорему Пифагора, рассмотреть решение задач с её применением, показать учащимся тесную связь между алгеброй и геометрией, формировать познавательный интерес к предмету, совершенствовать приёмы устных вычислений |
Задачи |
1)Отрабатывать навыки применения теоремы Пифагора. 2) Активизировать память и внимание при решении письменных и устных задач. 3)Подвести учащихся к пониманию важности данной теоремы через различные аспекты ее применения. |
Планируемые результаты |
Знание формулировки теоремы Пифагора. Умение находить неизвестные стороны прямоугольного треугольника. Умение анализировать условие задачи, с тем, чтобы применить теорему Пифагора. Осознавать важность теоремы и многогранность ее применения. |
Техническое обеспечение урока |
Компьютер, плазменная панель |
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока |
Портрет Пифагора, на стенде - карикатурные рисунки доказательства теоремы Пифагора, его «Золотые стихи», презентация. |
Ход урока:
I.Организационный момент.
Этот урок будет посвящен знаменитой теореме геометрии-теореме Пифагора. Цель нашего занятия - познакомиться с биографией великого ученого древности, изучить одну из самых известных теорем, научиться использовать ее при решении задач. «Геометрия владеет двумя сокровищами, одно из них – теорема Пифагора».(слайд1)
II.Исторический экскурс.
(слайд2)
С берегов Средиземноморья – колыбели европейской цивилизации, с тех давних времен, названных «весною человечества», дошло до нас имя Пифагор. Это не только самый популярный ученый, но и самая загадочная личность, человек символ, философ, мистик, религиозный и политический деятель, математик, пророк.
(слайд3)
Пифагор Самосский (570-490 гг.до н.э.) родился на острове Самос, расположенном в Эгейском море. Был учеником самого Фалеса и по его совету в 22 года отправился набираться мудрости в Египет и более 20 лет обучался у египетских жрецов. Во время завоевательных походов на Египет он был захвачен в плен и продан в рабство в Вавилон. Там Пифагор более 10 лет изучал древнюю культуру и достижения науки разных стран.
(слайд4)
Вернувшись на родину, он организовал пифагорейский орден и школу философов и математиков. Туда принимали с большими церемониями и после долгих испытаний. В этой школе существовало правило, по которому авторство всех математических работ приписывалось самому Пифагору. В школе была очень серьезная дисциплина, запрещалось разглашать тайные знания. Сила личности Пифагора, его мудрость, высокая нравственность проповедуемых им идей и жизненных принципов притягивала к нему единомышленников. В его «братстве» насчитывалось около 2000 учеников и последователей.
(слайд5,6,7)
Кстати сказать, Пифагор – это не имя, а прозвище, которое философ получил за то , что всегда говорил верно и убедительно, это ещё одно из многих его качеств – великолепный оракул, которого слушали на площади до 800 человек.(Пифагор с др. греч.- «убеждающий речью».
Заслугой Пифагора и его школы были идеи о количественных закономерностях развития мира. В основе всего лежит число, учил Пифагор, познать мир - значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы нашли числовые отношения во всех областях человеческой деятельности, что способствовало развитию математических, астрономических, физических и географических знаний. В этот период геометрия приобретает характер науки.
(слайд8)
Излюбленной геометрической фигурой пифагорейцев была пентаграмма или пифагорейская звезда. При встрече они рисовали ее на песке, приветствуя друг друга. Пентаграмма была паролем и символом, означая здоровье и счастье.
(слайд9)
Наконец, еще один штрих к портрету ученого. Он был, очень красив, 4 раза подряд становился олимпийским чемпионом, занимался музыкой, врачеванием, имел сына и дочь. Пифагор был убит в возрасте 90 лет во время народного восстания в уличной схватке.
(слайд10)
Достижения Пифагора и его школы:
-доказал теорему о сторонах прямоугольного треугольника
-ввел доказательство в геометрию
-заложил основы пропорций (геометрических, арифметических и гармонических)
-развил теорию музыки и акустики
-высказал предположение о шарообразности Земли
-всё в мире есть число-справедливость, смерть, постоянство, жизнь, любовь и прочее.
Пифагор сделал много важных открытий, но наибольшую славу ему принесла доказанная им теорема, которая носит его имя.
(слайд11)
III. Актуализация опорных знаний
Вот мы и подошли к изучению теоремы Пифагора, но сначала нам нужно проверить нашу готовность к изучению теоремы. (слайд12,13)
Ответьте мне на вопросы:
-Перечислите виды треугольников в зависимости от сторон
-Перечислите виды треугольников в зависимости от углов
-Какой треугольник называется прямоугольным?
-Как называются его стороны?
-Назовите катеты и гипотенузу в треугольнике, изображенном на рисунке
-Как найти площадь прямоугольного треугольника?
-Катеты прямоугольного треугольника равны 10 см и 16 см. Чему равна его площадь?
-Какой четырехугольник называется квадратом?
-Как найти его площадь?
-Сторона квадрата 9. Чему равна его площадь?
-Сторона квадрата равна а+в. Чему равна его площадь?
Вы все молодцы, хорошо справились с заданиями! Можно переходить к доказательству теоремы.
IV. Изучение нового материала
(слайд14)
Теорема Пифагора
В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Дано: прямоугольный треугольник с катетами а и в и гипотенузой с.
Доказать: с2=а2+в2
Доказательство:
(слайд15)
1. Достроим треугольник до квадрата со стороной (а+в).
2. Разобьём квадрат на несколько фигур, получим 4 треугольника и квадрат, то, что это квадрат, мы с вами уже доказали при устной работе.
Вопросы для учащихся:
1.Какие получились треугольники?
2.Почему?
3. С одной стороны площадь квадрата равна сумме площадей четырёх равных треугольников и квадрата со стороной с.
Sкв = 4Sт+ S1
Sкв = + с2 = 2ав + с2
4. С другой стороны площадь этого же квадрата равна сумме площадей двух прямоугольников со сторонами а и в и квадратов со сторонами а и в соответственно.
Sкв = 2ав + а2 + в2
1. Приравняем правые части этих выражений, получим:
2ав + с2 = 2ав + а2 + в2
Откуда имеем: с2 =а2 + в2 Теорема доказана.
(слайд16)
Шуточное стихотворение для запоминания теоремы:
Если дан нам треугольник,
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим –
И таким простым путем
К результату мы придем.
V. Исторический экскурс.
(слайд17)
Теорема Пифагора имеет огромное значение: она применяется в геометрии на каждом шагу. Существует более 300 различных доказательств этой теоремы ( геометрических, механических, с помощью шахматной доски, алгебраических и т.д.). В Вавилонских текстах это утверждение встречается за 1200 лет до Пифагора, но он первым нашёл ее доказательство. В честь своего открытия Пифагор принес в жертву быка, сделанного из пшеничного теста, так как по моральным и религиозным воззрениям он «запрещал даже убивать животных, а тем более ими кормиться, ибо животные имеют душу, как и мы». Сам Пифагор не ел мяса, питался лишь мёдом, хлебом и фруктами.
VI . Устная работа по первичному закреплению знаний
(слайд18)
С помощью теоремы Пифагора можно решать два вида задач:
- Найти гипотенузу прямоугольного треугольника, если известны катеты
- Найти катет, если известны гипотенуза и другой катет
Задачи на готовых чертежах
(слайд19)
Вычислите устно:
VII . Решение задач на закрепление знаний и отработку навыков
№483(б), №484(а) из учебника. Решаем письменно в тетрадях, учимся оформлять.
Задачи на применение теоремы Пифагора конечно же включены в ОГЭ, давайте решим некоторые из них.
Задачи из ОГЭ на применение т.Пифагора.
(слайд20)
Задача №1
Найти длину лестницы, один конец которой находится в 4 метрах от дома, а другой на стыке стены и крыши. Высота дома 8 метров.
Дано: К
КDЕ, D=900
DЕ=4 м, 8
КD=8 м.
Найти: КD D 4 Е
Решение: КD2=DЕ2 +DК2 (по т. Пифагора), КD2= 16+64, КD2=80, КD=4 м.
Замечаем, что сторона может быть выражена не рациональным числом.
Ответ: 4 м.
Задача 2.
В прямоугольной трапеции большая диагональ равна 25см, большее основание 24 см, меньшее основание 16 см. Найти площадь трапеции.
Дано:
АВСD-трапеция A B
АС=25 см
ДС=24 см
АВ= 16 см D C
Найти:
SABCD
Решение: Sтр.= AD
AD2=AC2 –DC2 ( по т. Пифагора), AD2= 252-242,
AD2=49, AD= 7,
Sтр.==140 cм2.
Ответ: 140 см2.
Задача 3.
Диагонали ромба 6см и 8 см. Найти длину стороны ромба. B
Дано:
АBCD- ромб,
АС=6 см, A C
ВD=8 см.
Найти: АВ
Решить самостоятельно с последующей проверкой. D
Ответ: 5 см.
Задача 4.
Диагональ DB прямоугольника ABCD равна 61 см, а сторонa BC равна 11 см. Найти периметр прямоугольника.
Оформить и решить самостоятельно, соблюдая все требования оформления.
Ответ: 142 см.
VIII . Подведение итогов урока, выставление оценок.
(слайд21)
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
-Для каких треугольников применима теорема Пифагора?
-В чем заключается теорема Пифагора?
Выставление оценок учащимся.
IХ. Домашнее задание:
(слайд22)
Выучить формулировку и доказательство т. Пифагора, п. 55
№483 (б), №484 (а)
Доп. задание – найти другие способы доказательства теоремы Пифагора.
(слайд23)
В конце урока еще одно «золотое правило» Пифагора: « Делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться».
Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.