Фрагмент урока по геометрии для учащихся 7 класса
Тема: «Сумма углов треугольника».
Цели:
- образовательные: актуализировать знания о треугольнике; изучить теорему о сумме углов треугольника и классифицировать треугольники по углам и сторонам
Задачи урока:
- сформулировать теорему о сумме углов треугольника, следствие из теоремы о сумме углов треугольника;
- доказать сформулированную теорему;
Тип урока: урок формирования новых знаний.
----------------------------
Учитель: Сформулируйте определение треугольника?
Ученики: Треугольником называется фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки.
Учитель: Из каких элементов состоит треугольник?
Ученики: Треугольник состоит из трех точек и трех отрезков.
Учитель: Итак, о треугольнике мы знаем уже достаточно много. А как вы думаете, чему равна сумма углов любого треугольника? (Заслушиваются ответы). Давайте проверим, верны ли ваши предположения с помощью практической работы.
Практическая работа (способствует актуализации знаний и навыков самопознания).
Учитель: Нарисуйте произвольный треугольник, измерьте углы треугольника с помощью транспортира и найдите их сумму. Результаты запишите в тетрадь (заслушать полученные ответы). Выясняем, что сумма углов у всех получилась разная (так может получиться, потому что неточно приложили транспортир, небрежно выполнили подсчет и т.д.).
Учитель: Ребята, обратите внимание, у меня в руках три равных треугольника. Как можно в этом убедиться? Наложите один треугольник на другой, и вы проверите это.
Учитель: Возьмем серый треугольник на стол, а два других треугольника приложим рядом с первым так, чтобы у одной вершины оказалось три разных угла, а стороны их совпадали.
Учитель: Посмотрите внимательно, что у нас получилось? Какой угол составляют вместе 1, 2 и 3?
Ученик: развернутый.
Учитель: Какова градусная мера этого угла?
Ученик:180 градусов.
Учитель: Значит, чему равна сумма углов 1, 2 и 3? Чему равна сумма равных им углов желтого треугольника?
Ученик: 180 градусов.
Учитель: К какому выводу мы пришли?
Ученики: Сумма углов треугольника равна 180 градусов.
Учитель: Выполнив практическую работу, мы установили, что сумма углов треугольника равна 180 градусов.
Формирование новых знаний
Учитель: В математике практическая работа дает возможность лишь сделать какое-то утверждение, но это утверждение нужно доказать. Как называется утверждение, справедливость которого устанавливается путем доказательства?
Ученики: Теорема
Учитель: Какую теорему нам нужно доказать?
Ученики: Сумма углов треугольника равна 180 градусов.
Запись на доске и в тетрадях.
Учитель: Что нам дано?
Ученик: Дан треугольник.
Учитель: Постройте у себя в тетрадях произвольный треугольник и обозначьте его вершины А, В и С.
Что требуется доказать?
Ученик: Что сумма углов треугольника равна 1800
Записывают условие в тетради:
Дано:АВС
Доказать:А+В+ С=1800
Учитель: Через вершину С проведем прямую а параллельную АВ, получились два новых угла, которые обозначим Ð 4 и Ð5.
Учитель: Что ты можно сказать про Ð 5и Ð3 и про Ð 4 и Ð1?
Ученик: они накрест лежащие
Учитель: Какие прямые параллельны и какая прямая является секущей?
Ученик: Мы провели прямую а параллельную АВ, секущие соответственно ВС и АС.
Учитель: следовательно что?
Ученик: Эти углы равны
Учитель: Хорошо. теперь посмотри какой у нас Ð С?
Ученик: Развернутый. Это значит, что сумма углов 2,3и 4 равна 1800, а т.к. Ð 5 равен Ð 3, а Ð4 равен Ð 1,то получаем : Ð1+Ð2+Ð3=180° илиÐА+ÐВ+ÐС=180°
Учитель: Как назовем метод, который мы применили для доказательства теоремы?
Ученик: Метод дополнительно построения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.