Урок геометрии по теме: "Прямоугольник" в 8-м класс
Цели:
1. Обучающие
· Повторить определение, свойства, признаки четырёхугольников: параллелограмма, трапеции.
· Изучить определение, свойства прямоугольника, учить формулировать и доказывать их и применять на практических задачах;
· Учить анализировать условие задачи, вести по результатам анализа построение, проводить исследование.
2. Развивающие
· Развивать умение планировать собственную деятельность, преодолевать трудности интеллектуального труда;
· Формировать навыки обобщения и систематизации знаний по теме.
3. Воспитывающие
· Формировать потребность к самоконтролю; навыки партнёрской деятельности в группе, в коллективе; навыков самостоятельного обучения;
· Развивать чувства долга и ответственности за результаты собственной деятельности;
· Создать условия для реализации учебных потребностей каждого ученика в классе.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: Урок-практикум в лаборатории.
Подготовительная работа: раздаточный материал для работы в 1 отделе (приложение 1), в 4 отделе (приложение 4), презентация для урока (приложение 3), листки виртуальной оплаты труда (приложение 2).
План урока:
Ход урока
1. Организация начала урока
слайд 1 Сегодняшний урок я хочу начать с притчи.
«Однажды к старцу пришел его послушник и спросил:
- Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты?
Старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом для послушника языке. Развернув ее, он сказал:
- Что видишь?
Послушник, не желая выдавать свое незнание, ответил:
- Я вижу многовековую мудрость в этой рукописи. Тогда старец сказал:
- На самом деле перед тобой – записка греческого купца, - а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык.
- Я желаю вам не бояться признаваться себе в том, что вы чего-то не знаете и желаю, чтобы вы восполняли свои знания постоянно и с успехом!
Мы сегодня продолжаем изучение темы: «Четырехугольники». Вы уже знакомы с параллелограммом, трапецией.
Сегодня на уроке мы с вами будем работать в лаборатории, состоящей из четырех отделов:
Перед вами лежит табель (слайд 3) по начислению виртуальной зарплаты. После работы в отделе, вы получаете единицу виртуальной зарплаты.
Итак, приступаем к работе. И первый отдел – Аналитический. Вы разбиты на группы. Для каждой группы своё задание. 1 и 2 группы выполняют письменное задание на карточках жёлтого цвета (приложение 1), можете приступать, а все остальные работают устно. Прошу обратить внимание на экран. (слайд 5)
2. Повторение опорных знаний. Устная работа
Ответить на вопросы:
6.Дан четырёхугольник АВСD, его диагонали пересекаются в точке О. Является ли
четырёхугольник параллелограммом, если: (слайд 8)
1)
АО
= 6 см, ВО = 4 см, СО = 4 см, DО = 5 см.
2) (слайд9)
ОЗВУЧИТЬ :Сейчас каждая группа оценит свою работу и выставит себе зарплату в табель.
3. II отдел – Теоретический.
Противоположные стороны равны, а диагонали точкой пересечения делятся пополам.
У прямоугольника, есть особое свойство, его диагонали равны. (слайд12)
И мы с вами сейчас это докажем. Обратимся к рисунку, который изображён на доске и в ваших тетрадях. Постройте диагонали прямоугольника на ваших чертежах.
Дано: ABCD – прямоугольник.
Доказать: AC = BD
Доказательство:
Рассмотрим прямоугольные треугольники ACD и DBA
АD – общий катет,
АВ и СD равные катеты, треугольники равны по двум катетам. Следовательно, гипотенузы треугольников равны, т. Е. АС = ВD, что и требовалось доказать.
Сформулируйте обратное утверждение, которое является признаком прямоугольника и его доказательство. (слайд 13)
Если в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм – прямоугольник. Докажем его. Работать у доски будет _____
Дано: АВСD – параллелограмм, АС = ВD.
Доказать: АВСD – прямоугольник.
Доказательство:
треугольник DАВ равен треугольнику АDС по трём сторонам:
АВ = DС, АD – общая, ВD = АС по условию, следовательно
А= D, т к в параллелограмме противоположные углы равны, то А=С и В = D. Таким образом А =С = В = D. Параллелограмм – выпуклый четырёхугольник, В + D + А + С= 360°. Следовательно
А = С = В = D = 90°. АВСD – прямоугольник.
ОЗВУЧИТЬ: Оцените свою работу и выставьте зарплату в табель
4. III отдел – практический
Биссектриса одного из углов прямоугольника делит сторону прямоугольника пополам. Найдите периметр прямоугольника, если его меньшая сторона равна 10 см.
1 = 2 (АО-биссектриса)
2 = 3 и МNO – равнобедренный треугольник,
MN=NO=10 см, NO=OP по условию, OP= 10 см.
РMNPQ = 2·(MN+NP)=2·(10+20)=60 см.
Ответ: 60 см.
Задача 2. (слайд 15)
Бетонная плита с прямолинейными краями должна иметь форму прямоугольника. Как при помощи шпагата проверить правильность формы плиты.
Решение: у правильной плиты должна быть форма прямоугольника, а это значит, противолежащие стороны и диагонали равны. Это можно проверить с помощью шпагата.
ОЗВУЧИТЬ : Поменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга и выставьте зарплату в табель.
5. IV отдел контроля.
(слайд16)
Карточка.
Сегодня мы узнали новое определение прямоугольника, его свойство и признак. Дома повторите их еще раз.
6. Подведение итогов и результатов урока.
Мы знаем, что диагонали параллелограмма точкой пересечения длятся пополам. Применим это свойство для получения оценки за урок. Посчитайте итоговое количество набранных баллов и разделите на 2.
(слайд 19)
Если вы набрали [4,5; 5] баллов, ваша оценка «5»
Если вы набрали [3,5; 4] баллов, ваша оценка «4»
Если вы набрали [2,5; 3] баллов, ваша оценка «3»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.