Предмет: Русский язык
Класс: 1
УМК: «Школа России»
Тема: Гласные и согласные звуки и буквы.
Цель: Совершенствование умения распознавать гласные и согласные звуки и буквы.
Формирование УУД:
1. личностные: мотивация учения;
2. познавательные: поиск и выделение информации, выбор оснований для сравнения;
3.коммуникативные: сотрудничество и самостоятельность в поиске и сборе информации;
4. регулятивные: контроль, планирование.
Этапы урока
Ход урока
I.Орг. момент
- Долгожданный дан звонок – начинается урок!
-Отгадайте загадки
1. Его не видно
В руки не взять
Но зато слышно ( Звук)
2. Чёрные птички
На каждой страничке.
Сидят, ожидают,
Когда их разгадают (буквы)
II.Актуализация знаний
- Сегодня мы начнём изучать новую тему, а как называется тема урока, вы догадаетесь после задания.
- Сейчас закройте глаза. Послушайте внимательно. (Раздаются звуки) Что вы услышали? (Услышали звуки)
- А сейчас посмотрите на доску. Что написано? (буквы)
- На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).
- Назовите согласные…
- Назовите гласные ….
III.Формулирование темы и целей урока.
- Кто уже догадался, о чём мы будем гов0орить сегодня на уроке? (о звуках и буквах). Тема нашего урока: Гласные и согласные звуки и буквы!
- А какие цели поставим перед собой на уроке?: узнать, чем отличается звук от буквы, гласный звук от согласного; повторить сколько в русском алфавите гласных букв, а сколько звуков, и какая буква звука не обозначает; также, какими бывают согласные звуки.
IV. Открытие нового знания
-Итак, открываем тетради, записываем число и месяц.
Минутка чистописания
- Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую, букву мы будем писать на минутке чистописания.
А и Б сидели на трубе.
А упало, Б пропало,
Кто остался на трубе? (Буква «И»)
-Откройте учебник на стр .35
-Напишите в тетради по образцу заглавную и строчную букву И, и- одну строчку.
-Спишите предложение из упр. 58.
-Положили ручки и смотрим снова на доску.
Мы разделили эти буквы на 2 группы у доски. По какому признаку вы разделили буквы? Докажите: (слайд )
Задание: «Реши проблему» Чем отличаются звуки от букв? ( Звуки слышим и произносим, а буквы видим и пишем). Давайте внимательно рассмотрим ленту букв.
- Почему одни букв выделены красным цветом, другие синим? (красным цветом - гласные, синим — согласные). Почему 2 буквы у нас остались серыми? (это ъ и ь знак - они не имеют звука)
- Что мы знаем о гласных звуках? (гласные поются)
- Сколько их в русском языке? (6) А сколько гласных букв?(10)
- Давай вспомним как произносятся гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
- Какие из этих букв могут обозначать два звука? (я, ё, е, ю) (Я-йа, Ё –йо, Е –йэ, Ю –йу)
- Когда они обозначают два звука?(в начале слова, после гласных, перед ъ и ь знаками).
- Для чего нужные гласные звуки?
(Гласные звуки нужны для образования слога.
- А как мы делим слова на письме? (на слоги)
Запомни, сколько в слове гласных, столько и слогов!
-А ты знаешь стихотворения о согласных звуках?
Тогда я тебе сейчас буду читать, а вы повторяйте за мной:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс – змеиный слышен свист,
Шшш – шуршит опавший лист.
Жжж – шмели в саду жужжат
- Что ты можешь сказать про согласный звук? (они не поются)
- На какие группы делятся согласные звуки?( на мягкие и твёрдые, на глухие и звонкие, на парные и непарные)
- Ну и последнее, согласный звук может образовать слог без гласного? (нет, слог образуется только вместе с гласным звуком)
История про буквы
Вот послушайте такую историю...
Поспорили однажды
Гласные с Согласными
И сказали гласные:
- Какие мы прекрасные!
Чудесно мы поём,
Всем радость мы несём!
Тут гласные запели:
- А-а-а! О-о-о! У-у-у!
Как флейты заиграли
На праздничном балу.
-Да, можете вы петь,
А мы – зззвенеть, шшшуметь! –
Ответили Согласные.
-И мы вам скажем прямо:
Вас очень-очень мало.
А нас ведь всё же больше.
Звучать мы можем дольше.
А значит мы нужнее,
И вас мы поважнее.
Не понимают звуки,
Что споры их смешны:
Ведь человеку в речи
Все звуки так нужны.
И Гласные с Согласными
Неразделимы –
Все звуки в языке
Незаменимы.
Физ. минутка. «Похлопаем – потопаем!»
СТОЯ. Поиграем. Условия игры: услышите гласный звук – хлопнете над головой в ладоши, согласный – потопаете ножками.
СИДЯ. Пальчиковая гимнастика.
- А сейчас мы должны выполнить разминку для пальчиков, чтобы красиво и правильно делать упражнения в тетради. (буквы: с, о, х, л, т)
VПрименение нового знания
- И теперь немножко потренируемся в применении наших знаний.
- 1. Игра - задание «Путаница».
На доске слова: дом, трава, утка, олень, ива, кошка.
Записать слова в два столбика:
1 столбик - начинаются с гласного звука
2 столбик - начинаются с согласного звука
Определить сколько букв, сколько звуков в слове.
- 2. Игра - задание «Птицы».
На доске рисунки птиц (дятел, синица, сова, воробей, грач, ворона).
- Узнайте птиц по рисунку. Впишите названия. Поставить красные точки под буквами, обозначающие гласные звуки.
- В какую группу входят эти птицы? (зимующие)
- 3. Индивидуальная работа учащихся. Работа по карточкам). Задание: вставить пропущенные согласные буквы в тексте.
VI. Итог урока
Вопросы по уроку:
- Что изучали и повторили на уроке?
- Определи различие между буквами и звуками?
- Является ли истинным высказывание «Количество слогов определяется по количеству гласных в слове»?
Информация о задании.
Повтори все гласные и согласные звуки и буквы.
Рефлексия.
- Что тебе больше всего понравилось на уроке?
- Продолжи высказывания:
Мне понравилось…
У меня получилось…
Мне было трудно…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.