Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа №3
Павловского муниципального района
Индивидуальный проект по литературе на тему : "Художественные образы химических соединений в лирике Б. Л. Пастернака".
Выполнила ученица 10 "Б"класса:
Терещенко Дарья Алексеевна
Руководитель проекта :
Павлова Елена Ивановна , учитель русского языка и
литературы
г.Павловск
2024
Оглавление :
1. Введение..................................................................................................................................................3
2. Глава 1. Металлы....................................................................................................................................5
1) Бронза.................................................................................................................................................5
2) Серебро .............................................................................................................................................6
3) Золото ................................................................................................................................................7
3. Глава 2. Химические процессы............................................................................................................8
1) Ошибки в произведениях Б. Л. Пастернака.....................................................................................8
2) Точные описания химических процессов в произведениях Б.Л. Пастернака.............................9
4. Классификация камней в стихотворениях Б.Л. Пастернака............................................................10
5. Символика камней в романе Б.Л. Пастернака....................................................................................10
6. Глава 3. Химические формулы в сравнении с произведениями......................................................13
1) Серотонин......................................................................................................................................... 13
2) Окситоцин.........................................................................................................................................14
7. Заключение............................................................................................................................................16
8. Список использованной литературы..................................................................................................16
9. Приложение ..........................................................................................................................................17
Введение:
«Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области…», - А.Е. Арбузов.
Борис Леонидович Пастернак - один из крупнейших поэтов, внесший незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию XX века. Тема моей исследовательской работы: "Литературные образы химических соединениях лирики Б. Л. Пастернака". Я давно интересуюсь данной темой. Достаточно часто для создания художественного образа Пастернак обращается не только к названиям некоторых химических соединений, но и к их свойствам. Эпитеты, сравнения, метафоры в его лирике часто включают названия из области химии. Это показалось мне менее исследованным в его поэтическом наследии. Мне стало интересна эта тема, так как она может быть использована при изучении литературы , химии и направлена на то, чтобы помочь привлечь интерес к творчеству Пастернака.
Проблема: поэт интегрировал в свои произведения различные темы ,что вызывает сложности при анализе и интерпретации его образов.
Актуальность: изучение литературных образов в химических соединениях может иметь практическую значимость в области литературного анализа и интерпретации стихотворений. Анализ химических соединений в поэзии Пастернака может помочь нам найти скрытые связи и символические значения, которые могут углубить наше понимание текста. Это также может быть полезно для литературных критиков, преподавателей и студентов, которые изучают поэзию Пастернака.
Цель работы: проследить связь химии и литературы в некоторых стихотворениях Пастернака. определить роль химических описаний в создании художественного образа в лирике поэта.
Задачи:
1. Изучение материалов некоторых исследований о поэзии Б. Пастернака;
2. Чтение стихотворений Пастернака;
3. Знакомство с химическими свойствами ряда веществ и соединений.
Гипотеза: использование в лирике названий химических веществ и соединений помогает Пастернаку создать глубокий и зримый художественный образ.
Объект исследования: сборник стихов Б. Пастернака.
Предмет исследования - значение названий химических соединений в лирике Пастернака, их роль в создании художественного образа.
Методы исследования:
1. Анализ и изучение литературных источников;
2. Знакомство с некоторыми литературоведческими исследованиями творчества Пастернака;
3. Анализ стихотворений Пастернака;
4. Прогнозирование результатов.
Новизна работы : использование химического языка при анализе лирики Пастернака вносит инновацию в сферу литературной критики и исследования.
Теоретическая значимость : Раскрытие взаимодействия и влияния литературы и науки , так как Пастернак использует химические образы для передачи эмоционального и философского содержания своих стихов.
Практическая значимость заключается в разработке новых методов анализа художественного текста.
Продукт проекта : презентация , публикация в электронном СМИ.
Глава 1. Металлы
1.Бронза
Говоря о стихах, невозможно обойти вниманием тему бронзы. Бронза – один из самых древних материалов, используемых человеком для создания разнообразных предметов. Впервые она появилась около 5000 лет тому назад и с тех пор играла значимую роль в истории человечества.
Создание стихов о бронзе может быть особым испытанием для поэта. Он должен передать читателю всю магию, которую этот материал содержит в себе. Бронза в стихах может олицетворять силу, стабильность и непреходящую красоту. Она напоминает нам о времени и об истории, которые они носит в себе, как какое-то сокровище.
Бронза – это связь между прошлым и настоящим, олицетворение вечности в мире изменений. Ее стихи вступают в диалог с забытыми эпохами, раскрывая перед нами картину древних времен и их культурных достижений. Она говорит о мастерстве древних художников, о скульптурных шедеврах и множестве других предметов, созданных из этого благородного сплава. Бронза стихом воплощает в себе уникальное слияние творчества и искусства, а также показывает, как люди восхищаются и этим идеальным сочетанием.
Необходимо отметить, что бронза не только символизирует красоту и достижения прошлого, но также олицетворяет силу и уверенность в настоящем. Она является одним из самых прочных и износостойких материалов, благодаря чему используется для создания множества различных предметов – от монет и медалей до скульптур и украшений. Бронза стихом показывает нам, что сила и прочность могут быть прекрасными и вдохновляющими.
БОРИС ПАСТЕРНАК «КАК БРОНЗОВОЙ ЗОЛОЙ ЖАРОВЕНЬ...»
Как бронзовой золой жаровень,
Жуками сыплет сонный сад.
Со мной, с моей свечою вровень
Миры расцветшие висят.
И, как в неслыханную веру,
Я в эту ночь перехожу,
Где тополь обветшало-серый
Завесил лунную межу.
Где пруд, как явленная тайна,
Где шепчет яблони прибой,
Где сад висит постройкой свайной
И держит небо пред собой.
Пастернак описывает весенний вечер, майскую пору, когда появляется множество золотистых бронзовок, небольших жуков зеленой окраски с медно-красным отливом. Роясь, поблескивая щитками и сталкиваясь с характерным стуком, они во множестве действительно напоминают небольшие еле тлеющие угольки или рассыпающиеся кусочки золы.
В рамках стихотворения автор воспроизводит неуловимый момент между днем и ночью, который вызывает у него особые ощущения. Нарождающиеся сумерки, неверное освещение придают таинственность и необычные, волшебные черты предметам и явлениям, оживляет нарисованную поэтом картину. Удивительный художественный дар Пастернака, его способность улавливать мельчайшие нюансы превращают сад в постройку: стволы уподобляются сваям, на которых держатся цветущие кроны, чудесным образом появившийся пруд скрывает в толще воды неведомые тайны, а деревья становятся опорой мирозданья.
Стихотворение, словно моментальный снимок, навечно зафиксировало настроение молодого поэта, навеянное томной красотой безмятежной природы.
2. Серебро
Серебро – белый блестящий металл. У многих поэтов, в том числе и у Б. Пастернака, название этого металла используется довольно часто. Серебро – металл эмоций, психического ума, любви и заживления. Название этого металла часто встречается в стихотворениях Б. Пастернака и играет важную роль и в создании художественного образа, и в передаче настроения лирического героя.
Все наденут сегодня пальто
И заденут за поросли капель,
Но из них не заметит никто,
Что опять я ненастьями запил.
Засребрятся малины листы,
Запрокинувшись кверху изнанкой,
Солнце грустно сегодня, как ты,-
Солнце нынче, как ты, северянка.
Все наденут сегодня пальто,
Но и мы проживем без убытка.
Нынче нам не заменит ничто
Затуманившегося напитка.
В данном стихотворении об изнанке листа малины (а она имеет действительно другой оттенок цвета, светлее, чем «лицевая» сторона) он пишет, что она «засребрится», тем самым с помощью метафоры подчеркивает и цвет листа малины, и передает настроение и впечатление лирического героя. Почти во всех стихотворениях, где присутствует образ серебра, автор ссылается на чистоту и блеск данного металла.
3. Золото
В литературе золото часто символизирует нечто большее, чем просто денежную стоимость. Он может обозначать все, от любви и страсти до жадности и коррупции. Блеск золотого металла веками использовался авторами для привлечения внимания и разжигания воображения читателей. Во многих историях золото представляет собой недостижимый идеал, цель, которая побуждает персонажей выйти за пределы своих возможностей, или символ разрыва в уровне благосостояния, разделяющего общество. Именно эта универсальность делает золото таким интересным символом для изучения в литературе, поскольку в разных историях оно может принимать самые разные значения.
«Золотая осень» Борис Пастернак
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Слово «золото» и его однокоренные «родственники» также используется Б. Пастернаком в лирике. Когда-то считалось, что золото — металл, управляемый Солнцем.
Глава 2. Химические процессы
1.Ошибки в произведениях Б. Л. Пастернака
Обратимся к стихотворению «После дождя», в котором автор сравнивает поваренную соль с градом.
Отрывок из стихотворения :
Теперь не
надышишься крепью густой.
А то, что у тополя жилы полопались,-
Так воздух садовый, как соды настой,
Шипучкой играет от горечи тополя.
Со стекол
балконных, как с бедер и спин
Озябших купальщиц,- ручьями испарина.
Сверкает клубники мороженый клин,
И градинки стелются солью поваренной.
Вот луч,
покатясь с паутины, залег
В крапиве, но, кажется, это ненадолго,
И миг недалек, как его уголек
В кустах разожжется и выдует радугу.
Град действительно очень похож на каменную соль не только внешне, но и частично с химической точки зрения: град, как и каменная соль, имеет грязно-белый оттенок и кристаллическую форму. И здесь взгляду читателя представлена очень зримая картина только что выпавшего града.
Причем он не лежит какой-то неподвижной серой массой, а именно «стелется». Однако здесь присутствует и химическая неточность: град не может сохраняться долго, он тает, а соль, можно сказать, долговечна и не поддается влиянию на себя окружающей среды. Она, конечно, растворима. Соль растворяется в воде, а град и есть замороженная жидкость. Однако в этом же стихотворении Пастернак абсолютно точен в другом сравнении:
Так воздух садовый, как соды настой, Шипучкой играет от горечи тополя.
Общеизвестно, что сода, вступая в реакцию с уксусом выделяет углекислый газ с характерным звуком и образованием пузырьков. Вот откуда «шипучка», которой «играет воздух садовый».
2. Точные описания химических процессов в произведениях Б.Л. Пастернака
Отрывок из стихотворения Б.Л. Пастернака - Зеркало
В трюмо
испаряется чашка какао,
Качается тюль, и — прямой
Дорожкою в сад, в бурелом и хаос
К качелям бежит трюмо.
Там сосны
враскачку воздух саднят
Смолой; там по маете
Очки по траве растерял палисадник,
Там книгу читает Тень.
И к заднему
плану, во мрак, за калитку
В степь, в запах сонных лекарств
Струится дорожкой, в сучках и в улитках
Мерцающий жаркий кварц.
Огромный сад
тормошится в зале
В трюмо — и не бьет стекла!
Казалось бы, всё коллодий залил,
С комода до шума в стволах.
Зеркальная
всё б, казалось, нахлынь
Непотным льдом облила,
Чтоб сук не горчил и сирень не пахла,-
Гипноза залить не могла.
Несметный
мир семенит в месмеризме,
И только ветру связать,
Что ломится в жизнь и ломается в призме,
И радо играть в слезах ..........
Борис Пастернак вряд ли знал, что кварц – это одна из модификаций кремнезема, но чистоту и прозрачность горного хрусталя, аметистов, топазов и других минералов подметил точно.
4. Классификация камней в стихотворениях Б.Л. Пастернака
В стихотворениях Б.Пастернака встречается множество названий драгоценных камней, что особенно характерно для ранней лирики поэта. Исходя из этого, можно выделить такую классификацию камней:
- Драгоценные (например, алмаз, сапфир, изумруд, рубин и т. д.)
- Полудрагоценные (например, бирюза, опал, топаз, аметист и т.д.)
- Поделочные (например, щебень, галька, и т.д.)
В ранней лирике Б.Пастернака часто встречаются драгоценные и полудрагоценные камни: агат, аметист, сапфир, сардоникс (разновидность агата), смарагд (старинное название изумруда), яшма (яспис), бирюза, коралл, жемчуг (перл), карбункул, алмазы (бриллианты), а также янтарь, в стихотворениях: «Душистою веткою машучи», «Наша гроза», «Елене», «Весенний дождь» и др. Их упоминания в тексте составляют целую живописную палитру красок. В народе эти камни называют самоцветы, т.к. их цвета не просто ярки, а необычайны и тем, что имеют различные вкрапления и оттенки, это дополняет полную картину красок. Поэтому с их помощью можно не только более подробно передать оттенок цвета, но и показать духовное настроение лирического героя.
«И любовь, и природа, и мир предметов, вещей и случайностей – все это жизнь, ее синонимы, многообразные проявления, «где ничего не мелко». Малое мгновение всегда было в поле зрения поэта и любимо им. Он знал, что жизнь подробна, и этими подробностями дорожил. Во время создания книги стихов «Сестра моя - жизнь». Подробность была предметом повышенного интереса, посредством метафоры в значимую деталь превращалась каждая мелочь». Общая классификация камней у Пастернака, схожа с традиционной народной классификацией.
5.Символика камней в романе Б. Л. Пастернака
Роман "Доктор Живаго"
В прозе, как и в лирике Б.Пастернака, встречаются упоминания камней: автор активно использует производные от слова камень: например, каменные, каменноугольные, Каменский и т.д. В прозу транслируется и символика камней, выявленная нами при изучении стихотворений Б.Пастернака. В отличие от лирики, камни не входят в состав метафор. Они являются либо самостоятельным словом (существительным), либо прилагательным, их символика расширяется и дополняется еще и в контексте.
Рассмотрим упоминание гиацинта, алмаза, сапфира.
«Розовый гиацинт. Да, да розовый, вы, что думаете, камень не ниже алмаза. Но Надя спорила, что это желтые сапфиры <…> Лара положила ожерелье около своего прибора и смотрела на него. <…> оно переливалось, горело и казалось стечением по каплям набежавшей влаги…» .
Камни алмаз и сапфир, упомянуты не случайно.
Украшение относит нас к мифу «Кипарис», где жемчужное ожерелье украшало шею оленя. Значит, ожерелье и камни – символы вечности - есть связующее звено между мифологией и миром романа. Т.к. жемчуг, символ луны, а сапфир – вселенная, то возможно предвидеть и событие, произошедшее ночью в квартире Лары и Паши. (К ним в дом влез вор, но по случайности он ничего не вынес) Ожерелье несет в себе значение искренности и веры в беззаботное будущее. Символика камней транслируется из мифов в лирику, а оттуда и прозу, вследствие чего, пространство, к которому относятся эти камни, вписываются в круг .
О том, что символика камней в прозе схожа с их символикой в стихотворениях рассмотрим на еще одном примере: «Луна стояла уже высоко на небе… У порогов казенных каменных зданий с колоннами…» Казенные каменные здания – обширные покои в котором заключил Акрисий свою дочь Данаю. Здания соотносятся и со стихотворением «Ивака». Между лирикой и мифом установлена схема соответствия, т.е. о том, что камень в прозе ассоциирует я с выходом свидетельствует митинг, ассоциирующийся со свободой революции, проходившей рядом с этим зданием. Следовательно, и упоминание «каменного здания» относится к мифологическому кругу времени.
Хронотоп камня, вписывающегося в круг, наблюдается во всех случаях его упоминания.
Несмотря на это в лирике Б.Пастернака камень, относится к стихии воды, он аналогичный образом используется Б.Пастернаком и в романе «Доктор Живаго».
«На каменном подоконнике стоял огромный графин с водой». В данном случае камень находится на периферии мира. Каменный подоконник - это переходная часть между внешним миром (окном) и внутренним (графином).
Исходя из того, что камень связующее звено между мирами и камень. Он является символом вечности. Например: «Истории в этом смысле не было у древних <…> там было сангвиническое свинство жестоких, оспою изрытых Калигул <…> Там была хвастливая мертвая вечность бронзовых памятников и мраморных колонн» . Имя Калигулы и мраморных колонн, часто используемых при постройке храмов в Древней Греции, отправляет нас к античности.
Можно выделить ассоциативный ряд Б.Пастернака, т.е. КАЛИГУЛА – МЕРТВАЯ ВЕЧНОСТЬ – БРОНЗОВЫЕ ПАМЯТНИКИ и МРАМОРНЫЕ КОЛОННЫ. Калигула (античность) – мертвая вечность (хронотоп) – мраморные колонны (камень).Если поставить все в один ряд, то получим: философия – это камень, а камень - это вечность. На основании этого, можно сделать вывод: камень находиться на периферии миров. Они связывают античный, мифологический мир с внутренним миром главного героя, миром романа.
Кроме того, Москва названа белокаменной городом из камня, способным вынести все натиски революции. «Из Белокаменной? Говорят там камня на камне не осталось».
А так же, интересен тот факт, что камень в романе есть некая точка опоры для событий, происходящих в жизни главных героев. Все пути: непосредственно дорожные, жизненные, описаны Б.Пастернаком с упоминанием камня. Например, перед отъездом в Юрятин. «Здание станции было каменное»[19;263] необходимо сказать, что жилые помещения в Юрятине и в с. Варыкино были также каменными - «Дом на месте прибывания был каменный. Это зады господского дома, утонувшего в крапиве. Все постройки деревянные. А сам он каменный <…> грунт [у дома] наверное страшно затравянел и тверд, как камень»; камень встречается и когда Юрий попадает к партизанам, и когда отправляет Лару на восток и т.д. Живаго даже умер на камнях: «…он прорвался сквозь толпу, ступил со ступеньки стоящего трамвая на мостовую, сделал шаг, другой, третий, рухнул на камни и больше не вставал». Камни сопровождали героев в пути… Камень употреблен не случайно, он символичен. Время в романе идет по кругу. Например, роман был начат с похорон матери Юрия, закончен воспоминаниями о жизни и смерти Живаго. Все началось с дороги, дорогой и закончилось. Мир роман сюжетный построен по некоему кругу, кроме этого символическое пространство, также вписывается в эту фигуру. Камень же выступает как связующее звено, неоднократно упоминающееся в романе. Схемой будет служить круг в круге. Эта схема похожа на колесо. (Колесо – это неотъемлемая часть паровозов, телег, очень часто упоминающихся средств передвижений в романе) Как писал Дж. Трессидер: «Колесо – один из главных символов, которые управляют планетами и звездами, а так же непрерывного изменения и повторения. Передает эволюцию самого человека. Вращающееся колесо связывают с циклами проявлений: рождение, смерти и возрождение, временем и судьбой человека»
Тоже находим и в судьбе Живаго. Мы не видим его рождения, но нам удается пронаблюдать его развитие, борьбу с жизненными трудностями, упадок, наконец, смерть, и опять возрождение в виде стихов.
Глава 3. Химические формулы в сравнении с произведениями
1. Серотонин
Борис Пастернак — Тишина
Пронизан
солнцем лес насквозь.
Лучи стоят столбами пыли.
Отсюда, уверяют, лось
Выходит на дорог развилье.
В лесу
молчанье, тишина,
Как будто жизнь в глухой лощине
Не солнцем заворожена,
А по совсем другой причине.
Действительно,
невдалеке
Средь заросли стоит лосиха.
Пред ней деревья в столбняке.
Вот отчего в лесу так тихо.
Лосиха ест
лесной подсед,
Хрустя обгладывает молодь.
Задевши за ее хребет,
Болтается на ветке желудь.
Иван-да-марья,
зверобой,
Ромашка, иван-чай, татарник,
Опутанные ворожбой,
Глазеют, обступив кустарник.
Во всем лесу
один ручей
В овраге, полном благозвучья,
Твердит то тише, то звончей
Про этот небывалый случай.
Звеня на всю
лесную падь
И оглашая лесосеку,
Он что-то
хочет рассказать
Почти словами человека.
В этом лирическом произведении автор последовательно раскрывает основную идею: человек испытывает чувство счастья, когда находится в гармонии с самим собой и с природой. В этом состоянии у человека возникает чувство радости, удовлетворения и благополучия. Гормон счастья, называемый серотонином, играет важную роль в регуляции настроения и эмоций. Когда человек чувствует себя счастливым, его организм вырабатывает больше этого гормона, что способствует улучшению настроения и общего самочувствия. Создать гармонию с самим собой помогает забота о себе, психологическая устойчивость и позитивное отношение к жизни.
Вдохновившись произведением , я составила формулу образования серотонина , которая может помочь химикам в обучении студентов о важности химических процессов, происходящих в мозге, а также о воздействии нейротрансмиттеров, включая серотонин, на наше настроение и поведение.
2. Окситоцин
Борис Пастернак — Любить иных, тяжелый крест
Любить иных
— тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною
слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко
проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — небольшая хитрость.
В произведении поднимается тема любви, которая очень популярна среди поэтов и писателей. Однако в этом случае автор использует ситуации из своей жизни. Истинный смысл стихотворения содержится в биографии Пастернака.
В первых строках поэт намекает на свои предыдущие отношения с Лурье. Женщину действительно любить было непросто, так как она отличалась вспыльчивостью. Дальше Пастернак обращается непосредственно к само́й Зинаиде. Он отмечает, что та «прекрасна без извилин», что отличало от других.
Исследования показывают, что уровень окситоцина влияет на наше эмоциональное состояние и способность к сочувствию. Я составила формулу окситоцина, которая поможет нам понять и объяснить эмоциональную реакцию читателей на литературные произведения. А также понять, каким образом литературные произведения вызывают определенные эмоциональные реакции у читателей и какие элементы в тексте способствуют активации этого гормона.
Заключение
В результате исследований я пришла к следующим выводам: используя некоторые «видимые» или известные свойства химических элементов и их соединений поэт создает удивительно точный художественный образ, зримую и ёмкую картину мира, рисуя её с помощью «химических» эпитетов, сравнений и метафор.
Целенаправленное использование фрагментов художественных произведений, в частности строчек из лирики Б. Пастернака, на уроках химии, может способствовать развитию интереса не только «лириков», но и «химиков-физиков» к литературному наследию, чтению поэзии, систематическому чтению дополнительной литературы по предмету.
А на уроках литературы при анализе поэтических текстов Бориса Пастернака можно обращать внимание учащихся, например, на особенности использования названий химических соединений для более глубокого проникновения в текст стихотворения и постижения его смысла.
Список использованной литературы :
1. Альфонсов В.Н. Поэзия Б.Пастернака. - Л., 1990г.
2. Альфонсов В.Н. Поэзия Б.Пастернака. – М., 2001г.
3. Архангельский А.Н. Б.Пастернак – М.,2002г.
4. Ахматова А.Жизнь с деревьями \\ Первое сентября, 1999г., №15.
5. Ахметов С. Камень твоей судьбы. – М., 1992г.
6. Бек Т.А. Серебряный век. – М., 2002г.
7. Введение в литературоведение. ЛЭС, КЛЭ.- М., 2000г.
8. Егорова Н.В, Золотой И.В.Поурочные разработки по русскому и литературе. - М.,2003г.
9. Жюльен Н. Словарь символов. – Урал., 2000г.
10. Зигуненко С.Н. Знаки и символы. – М.,2004г.
11. Керлот Х. Словарь символов. – Урал, 1999г.
12. Козубовская Г.П. Поэзия А. Фета и мифология. – Барнаул, 2005г.
13. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка.- СПб, 1998г.
14. Куликов Б.Ф. Словарь камней самоцветов. - Л., 1982г.
15. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1975г.
16. Купер Д. Энциклопедия символов. – М., 1994г.
17. Лосев. – М., 1927Мандельштам О. Камень. Серия литературные памятники. – Л., 1990г.
18. Мандельштам О. Камень. Серия литературные памятники
19. Пастернак Б. Л. Собрание сочинений в 5т., - М., 1989г.
20. Повловец М.Г.Стихи и поэмы. – М., 2002г.
21. Пушкин в воспоминаниях современников.- М., 1985г., Т.2.
22. Рогозинский В.В.Лирика Б.Л.Пастернака. \\ Русский язык и литература.,1990г.,№1.
23. Рошаль В.М. Энциклопедия символов. - М., СПб., 2006г.
24. Соболевский В.Н. Замечательные минералы. – М., 1998г.
25. Советский энциклопедический словарь. - М.,1981г.
26. Тресидер Дж. Словарь символов. – М., 1999г.
27. Фолли Дж. Энциклопедия знаков и символов. – М., 1996г.
28. Хьюз К.Д. Отражает ли твой камень твою истинную сущность. \\ Юный путешественник, 1991г., № 10
29. http://stounl.narod.ru/Index/html
30. http:\\www. HOME Rus.ru .
Приложение:
ДУШИСТОЮ ВЕТКОЮ МАШУЧИ...
Душистою веткоюмашучи,
Впивая впотьмах это благо,
Бежала на чашечку с чашечки
Грозой одуренная влага.
На чашечку с чашечки скатываясь,
Скользнула по двум,- и в обеих
Огромною каплей агатовою
Повисла, сверкает, робеет.
Пусть ветер, по таволге веющий,
Ту капельку мучит и плющит.
Цела, не дробится, - их две еще
Целующихся и пьющих.
Имеются и вырваться силятся
И выпрямиться, как прежде,
Да капле из рылец не вылиться,
И не разлучатся, хоть режьте.
Лето 1917
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Как бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа. (1956)
ИВАКА
Кокошник нахлобучила
Из низок ливня - паросль.
Футляр дымится тучею,
В ветвях горит стеклярус.
И на подушке плюшевой
Сверкает в переливах
Разорванное кружево
Деревьев говорливых.
Сережек аметистовых
И шишек из сапфира
Нельзя и было выставить,
Из-под земли не вырыв.
Чтоб горы очаровывать
В лиловых мочках яра,
Их вынули из нового
Уральского футляра.
Засим, имелся сеновал
И пахнул винной пробкой
С тех дней, что август миновал
И не пололи тропки.
В траве, на кислице, меж бус
Брильянты, хмурясь, висли,
По захладелости на вкус
Напоминая рислинг.
Сентябрь составлял статью
В извозчичьем, хозяйстве,
Летал, носил и по чутью
Предупреждал ненастье.
То, застя двор, водой с винцом
Желтил песок и лужи,
То с неба спринцевал свинцом
Оконниц полукружья.
То золотил их, залетев
С куста за хлев, к крестьянам,
То к нашему стеклу, с дерев
Пожаром листьев прянув.
Есть марки счастья. Есть слова
Vingai, vintriste,— но верь мне,
Что кислица — травой трава,
А рислинг — пыльный термин.
Имелась ночь. Имелось губ
Дрожание. На веках висли
Брильянты, хмурясь. Дождь в мозгу
Шумел, не отдаваясь мыслью.
Казалось, не люблю,— молюсь
И не целую,— мимо
Не век, не час плывет моллюск,
Свеченьем счастья тмимый.
Как музыка: века в слезах,
А песнь не смеет плакать,
Тряслась, не прорываясь в ах! Коралловая мякоть. (Лето 1917)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.