Конспект урока информатики на тему «База данных – основа информационной системы» 11 класс

Конспект урока информатики на тему «База данных – основа информационной системы» 11 класс

Медиа
doc
03.12.2019
База данных.doc

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока информатики

на тему

 

«База данных – основа информационной системы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: База данных – основа информационной системы.

Класс: 11

 

Цель урока: формирование знаний о понятии базы данных.

Задачи:

  • обучающие: формирование представления о базах данных, СУБД, раскрытие и демонстрация их назначения; знакомство с видами моделей баз данных и их основами, формирование общеучебных умений и навыков (умение анализировать, составление опорного конспекта);
  • развивающие: расширение кругозора учащихся развитие алгоритмического мышления, познавательных процессов, интереса к предмету «Информатики и ИКТ»;
  • воспитательные: воспитание аккуратности, исполнительности, информационной культуры учащихся.

 

Обеспечение урока

1.                 Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса. ФГОС.

2.                 Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов

3.                 Презентация «База данных – основа информационной системы».

4.                 Проектор

Новые понятия урока:

·        база данных,

·        поле,

·        тип поля,

·        запись,

·        форма,

·        СУБД.

 

 


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Актуализация знаний и постановка целей урока

Приветствие учителем класса, проверка отсутствующих, проверка готовности кабинета к уроку.

Цель урока – познакомиться с базами данных и СУБД с использованием программы LibreOffice Base.

 

- Запишите в тетрадь число.

На дом вам было задано учить § 4. Что такое информационная система. Сейчас нужно будет написать тест. Вопросов не много, пять минут вам вполне хватит.

Готовятся к уроку.

 

 

Познавательные УУД:

- актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках

 

Личностные УУД:

- осознание своих возможностей, формирование навыков самоорганизации

 

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

 

 

 

 

Записывают в тетради число

Проверочная работа (тест)

Приложение 1.

Пишут тест

Теперь ещё раз мне скажите, что такое информационная система?

(Информационная система (ИС) –совокупность содержащейся в базах данных информации, а также информационных технологий и технических средств, обеспечивающих обработку информации.) (Слайд 2)

Отвечают на вопрос

Изучение нового материала

Тема нашего сегодняшнего урока - «Базы данных». Что такое же представляет собой база данных? Каждый из вас не один раз в жизни сталкивался с ней. Например,

  • база данных книжного фонда библиотеки;
  • база данных кадрового состава учреждения;
  • база данных законодательных актов в области уголовного права. Какие примеры вы можете привести?

 

Отвечают на вопрос

Познавательные  УУД:

- расширение представлений храненипи информации в БД  с получением нового содержания

 

Личностные УУД:

-развитие внимания, зрительной и слуховой памяти.

 

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные  УУД:

- расширение представлений о базах данных и  СУБД.  

Личностные УУД:

-развитие внимания, памяти, воображения, кругозора.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свою позицию

 

 

Приводят свои примеры БД

 

 

Если рассмотреть вычислительные системы отдельный компьютер или компьютерная сеть то  мы можем классифицировать БД по способу хранения информации.

 

 

Давайте классифицируем базы данных по характеру информации и рассмотрим примеры.

 

 

БД не может обслужить запросы пользователя на поиск и обработку информации.

   БД – это хранилище информации, а обслуживает это хранилище – информационная система.

 

 

 

 

А теперь классифицируем БД по структуре организации

иерархические сетевые реляционные

(табличные)

 

 

 

(Слайд 9) Примеры нереляционных баз данных

 

Иерархическая БД                                              Сетевая БД

 

 

 

Теперь давайте рассмотрим наиболее часто используемые базы данных. Табличные базы данных.

 

 

 

Рассмотрим пример реляционной БД

Откроем учебник на стр.32. и рассмотрим структурные составляющие таблицы

Работают с учебником

 

Какие бывают типы полей?

Давайте вместе придумаем примеры типов полей.

Отвечают на вопрос

 

Комплекс языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и использования базы данных многими пользователями называется СУБД

 

 

Полноценная информационная система на компьютере состоит из трех частей:

СУБД + база данных +

 

 

Подведём итог.

1.     Для чего предназначены БД?

2.     Какие БД являются наиболее распространенными.

3.     Что такое информационная система?

4.     Что такое запись, поле?

5.     Что такое главный ключ? Какие бывают ключи?

 

Определите структуру (состав полей), ключи и типы полей для реляционных бд под такими названиям:

Ø «Мои знаменитые земляки»

Ø «Рейсы автобусов»

Ø «Страны мира»

Ø «Кинотеатры»

 

Дают свои ответы

Динамическая пауза

Физкульминутка для снятия напряжения

- выполняют упражнения для глаз для снятия их утомления

Здоровьесберегающая методика для снятия утомления

Практическая работа

 

Работа 1.3 Знакомство с СУБД LibreOffice Base.

Цель работы: освоение простейших приемов работы с готовой базой данных:

·       открытие базы данных;

·       просмотр структуры БД;

·       просмотр содержимого БД в режимах Таблица и Форма;

·       добавление записей через форму;

·       быстрая сортировка таблицы;

·       использование фильтра.

Делятся на группы по 2 человека

Личностные УУД:

- формирование логического мышления.

 

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах

 

 

Читаем справочную информацию Стр 167.

Работа с учебником

 

Выполняем задание 1-4.

 

Работа на компьютере

Рефлексия

Учитель задаёт вопросы:

-Что же мы изучали сегодня, какова наша тема?

-Для чего предназначены БД?

-В чем заключается принцип работы с СУБД?

-Как вы считаете, какую оценку сегодня заслужили ваши одноклассники?

Отвечают на вопросы. Самооценива-ние. Выставление оценок.

Личностные УУД:

-рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

 Дача д/з

Учитель даёт домашнее задание. §5, в тетради составить таблицу основных понятий, вопросы в конце §, работать с программой LibreOffice Base.

Записывают домашнее задание

Личностные УУД:

 формирование навыков самоорганизации

- формирование умения планировать выполнение работы

 

 

В течение урока поддерживалась доброжелательная рабочая атмосфера. Все этапы урока продуманы, соответствуют типу урока и работают на достижение цели.

Соблюдены все правила охраны труда и техники безопасности.

Презентация являлась наглядным сопровождением содержания урока. Просмотр слайдов чередовался сменой видов деятельности.

Данный урок достиг цели. Были созданы условия для воспитания информационной культуры учащихся, развития логического и математического мышления школьников через установление причинно-следственных связей.

Основным критерием понимания учащимися нового материала стало то, что практически все учащиеся, обучаясь в сотрудничестве, были внимательны, точно излагали свои мысли и показали хорошие результаты в ходе проведения практической работы. Используя полученные знания, теоретические рекомендации и практический опыт, все учащиеся возможно предоставят к следующему уроку правильно выполненные задания.

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)