Урок 1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Цель: сформировать понятие информация, изучить ее свойства, рассмотреть, какие действия возможны при работе с ней.
Ключевые слова:
Информатика, знания, информация , данные,
Ход урока
1. Информатика СЛАЙД 1
Информатика – наука о способах приема, передачи и обработки информации.
Происхождение СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
Современная информатика, которая стала самостоятельной наукой в 70-х годах XX века, изучает теорию и практику обработки информации с помощью компьютерных систем. Обычно к информатике относят следующие научные направления:
· теоретическую информатику (теорию информации, теорию кодирования, математическую логику, теорию автоматов и др.); вычислительную технику (устройство компьютеров и компьютерных сетей);
· алгоритмизацию и программирование (создание алгоритмов и программ);
· прикладную информатику (персональные компьютеры, прикладные программы, информационные системы и т. д.);
· искусственный интеллект (распознавание образов, понимание речи, машинный перевод, логические выводы, алгоритмы самообучения).
СЛАЙД 4
Что такое информация?
Латинское слово «informatio» переводится как «разъяснение», «сведения». В быту под информацией мы обычно понимаем любые сведения или данные об окружающем нас мире и о нас самих. Однако дать общее определение информации весьма непросто. Более того, в каждой области знаний слово «информация» имеет свой смысл.
Философы говорят о том, что информация, как зеркало, отражает мир (реальный или вымышленный). Биологи рассматривают информационные процессы в живой природе. Социологи изучают ценность и полезность информации в человеческом обществе.
Специалистов по компьютерной технике в первую очередь интересует представление информации в виде знаков.
Информация нематериальна.
Давайте сравним два изображения одинакового размера (рис. 1.1). На первом из них пусто, а на втором мы видим фотографию. Вряд ли кто-то способен долго разглядывать чистый лист, а на фотографию можно долго смотреть, открывая всё новые и новые детали. Почему так?
Первый рисунок разглядывать неинтересно, там все одинаково — везде белый цвет. На втором рисунке есть разнообразие, он неоднороден. Поэтому можно сказать, что он содержит больше информации, чем первый.
Информация характеризует разнообразие (неоднородность) в окружающем мире. При получении новой информации уменьшается неопределённость знания.
Слайд 5
Как получают информацию
Человек получает информацию через свои органы чувств: глаза, уши, рот, нос и кожу. Поэтому всю получаемую нами информацию можно разделить на следующие виды:
· зрительная информация (визуальная, от англ. visual) — поступает через глаза (по разным оценкам, 80-90% всей получаемой нами информации);
· звуковая информация (аудиальная, от англ. audio) — поступает через уши;
· вкусовая информация — поступает через язык; обонятельная информация (запахи) — поступает через нос; тактильная информация — мы её получаем с помощью осязания (кожи), «на ощупь»;
· тактильная информация, получаемая от органов человека, например с помощью «мышечного чувства» (человеческий мозг получает импульсы от мышц и суставов при перемещении частей тела). Некоторые животные чувствуют магнитное поле Земли и используют его для выбора направления движения.
Слайд 6
Формы представления информации
Информация может быть представлена (зафиксирована, закодирована) в различных формах:
· текстовая информация последовательность символов (букв, цифр, знаков); в тексте важен порядок их расположения, например КОТ и ТОК — два разных текста, хотя они состоят из одинаковых символов; числовая информация;
· графическая информация (рисунки, картины, чертежи, карты, схемы, фотографии);
· звуковая информация (звучание голоса, мелодии, шум, стук, шорох и т. п.);
· мультимедийная информация, которая объединяет несколько форм представления информации (например, видеоинформация).
Человек, информация, знания
СЛАЙД 7
Для того чтобы сохранить знания и передать другим людям, нужно выразить их на каком-то языке (например, рассказать, записать, нарисовать и т. п.). Только после этого их можно хранить, обрабатывать, передавать, причём с этим может справиться и компьютер. В научной литературе информацию, зафиксированную (закодированную) в какой-то форме, называют данными, имея в виду, что компьютер может выполнять с ними какие-то операции, но не способен понимать смысл.
Данные — это записанная (зафиксированная) информация.
Для того чтобы данные стали информацией, их нужно понять и осмыслить, а на это способен пока только человек. Если человек, получающий сообщение, знает язык, на котором оно записано, он может понять смысл этого сообщения, т. е. получить информацию. Обрабатывая и упорядочивая информацию, человек выявляет закономерности — получает знания, которые он затем снова использует для извлечения информации из полученных сообщений.
Мы увидели, что в науке существуют достаточно тонкие различия между понятиями «данные», «информация», «знания». Тем не менее на практике чаще всего всё это называется общим термином «информация ».
СЛАЙД 8
Свойства информации
В идеале информация должна быть:
· объективной (не зависящей от чьего-либо миопия);
· понятной для получателя;
· полезной (позволяющей получателю решать свои задачи);
· достоверной (полученной из надёжного источника);
· актуальной (значимой в данный момент); полной (достаточной для принятия решения).
(обсудить примеры невыполнения свойств)
В будущем ожидается переход к информационному обществу, где большая часть населения будет заниматься сбором, обработкой и распространением информации, поэтому высказывание немецкого банкира Н. Ротшильда «Кто владеет информацией, тот владеет миром» становится актуальным как никогда.
Интеллект-карты (стр.23)
Для того чтобы всё, что вы узнали в параграфе, было проще понять (а потом — вспомнить), мы будем рисовать специальные схемы, которые называют интеллект-картами или диаграммами связей (по-английски — mind maps). В центре размещается главное понятие параграфа. В первом параграфе таких понятий два — «информатика» и «информация», от них отходят стрелки к другим связанным с ними понятиям: информационные технологии, знания, данные. Дальше схема ветвится.
Штриховые линии обозначают дополнительные связи между элементами схемы.
На этой интеллект-карте используются два значка, обозначающие разные типы связей между элементами схемы.
2. Что можно делать с информацией? (СЛАЙД 9)
Как мы уже знаем, информация сама по себе нематериальна. Но она может существовать только тогда, когда связана с каким-то объектом или средой, т. е. с носителем.
СЛАЙД 10
Материальный носитель это объект или среда, которые могут содержать информацию.
Изменения, происходящие с информацией (т. е. изменения свойств носителя), называются информационными процессами. Все эти процессы можно свести к двум основным:
передача информации (данные передаются с одного носителя на другой);
обработка информации (данные изменяются).
Для хранения информации тоже используется какой-то носитель. Однако при этом никаких изменений не происходит, поэтому хранение информации нельзя назвать процессом.
Передача информации
СЛАЙД 11
При передаче информации всегда есть два объекта — источник и приёмник информации. Эти роли могут меняться — например, во время диалога каждый из участников выступает то в роли источника, то в роли приёмника информации.
Информация проходит от источника к приёмнику через канал связи, в котором она должна быть связана с каким-то материальным носителем. Для передачи информации свойства носителя должны изменяться. Такие изменения называются сигналами.
Сигнал — это изменение свойств носителя, которое используется для передачи информации.
Примеры сигналов — это изменение частоты и громкости звука, вспышки света, изменение напряжения на контактах или силы тока.
Для того чтобы превратить информацию в сигналы (закодировать), источник использует кодирующее устройство. Приёмник обнаруживает сигналы с помощью своих органов чувств (или датчиков). Для получения информации приёмник должен «понять» (декодировать) сигналы, этим занимается декодирующее устройство.
С помощью одного сигнала (одного изменения) невозможно передать много информации. Поэтому чаще всего используется не одиночный сигнал, а последовательность сигналов, которая называется сообщением. Важно понимать, что сообщение — это только «оболочка» для передачи информации, а информация — это содержание сообщения. Приёмник должен сам «извлечь» (декодировать) информацию из полученной последовательности сигналов. Можно принять сообщение, но не принять информацию, например, услышав речь на незнакомом языке или перехватив шифровку.
К сожалению, в реальном канале связи всегда действуют помехи: посторонние звуки при разговоре, шумы радиоэфира, электрические и магнитные поля. Помехи могут полностью или частично искажать сообщение, вплоть до полной потери информации (вспомните телефонные разговоры при перегрузке сети).
Чтобы содержание сообщения, искажённого помехами, можно было восстановить, оно должно быть избыточным, т. е. и нём должны быть «лишние» элементы, без которых смысл всё равно восстанавливается. Например, в сообщении «Влг впдт в Кспск мр» многие угадают фразу «Волга впадает в Каспийское море», из которой убрали все гласные. Этот пример говорит о том, что естественные языки содержат много «лишнего», их избыточность оценивается в 60-80% (если удалить 60-80% текста, его смысл неё равно удаётся восстановить).
В курсе информатики мы будем рассматривать передачу информации именно как передачу сообщений между компьютерными системами, отвлекаясь от смысла сообщений.
Обработка информации
СЛАЙД 12
Обработка — это изменение информации: её формы или содержания. Среди важнейших видов обработки можно назвать:
· создание новой информации, например решение задачи с помощью вычислений или логических рассуждений;
· кодирование — запись информации с помощью некоторой системы знаков для передачи и хранения; один из вариантов кодирования — шифрование, цель которого — скрыть смысл (содержание) информации от посторонних;
· поиск информации, например в книге, в библиотечном каталоге, на схеме или в Интернете;
· структурирование — выделение важных элементов в сообщениях и установление связей между ними;
· сортировка — расстановка данных в заданном порядке, например расстановка чисел по возрастанию или убыванию, расстановка слов по алфавиту; задача сортировки — облегчить поиск и анализ информации.
Хранение информации
СЛАЙД 13
Для хранения информации человек прежде всего использует свою память. Наш мозг — это одно из самых совершенных хранилищ информации, во многом превосходящее компьютерные средства.
К сожалению, человек многое забывает. Кроме того, необходимо передавать знания другим людям, в том числе и следующим поколениям. Поэтому в древности люди записывали информацию на камне, папирусе, берёсте, пергаменте, затем — на бумаге. В XX веке появились новые средства хранения информации: перфокарты и перфоленты, магнитные ленты и магнитные диски, оптические диски, флэш-память.
В любом случае информация хранится на каком-то носителе, который обладает «памятью», т. е. может находиться в разных состояниях, переходить из одного состояния в другое при каком-то внешнем воздействии, и сохранять своё состояние после прекращения этого воздействия.
При записи информации свойства носителя меняются: на бумагу наносятся текст и рисунки; на магнитных дисках и лентах намагничиваются отдельные участки; на оптических дисках образуются области, по-разному отражающие свет. При хранении эти свойства остаются неизменными, что позволяет потом читать записанную информацию. Отметим, что процессы записи и чтения — это процессы передачи информации.
СЛАЙД 14
Выводы
Основные информационные процессы — это передача и обработка информации.
Информация всегда связана с каким-то носителем (объектом или средой).
Канал связи — это среда и технические устройства, с помощью которых передаётся информация.
Сигнал — это изменение свойств носителя, которое используется для передачи информации.
Сообщение — это последовательность сигналов.
Одна и та же информация может быть передана с помощью разных сообщений. Одно и то же сообщение может нести разную информацию для разных приёмников.
Обработка информации — это изменение её формы или содержания. Важнейшие виды обработки — это создание новой информации, кодирование, поиск информации, структурирование, сортировка.
Информация хранится на носителе, который обладает «памятью». При хранении информации свойства носителя не изменяются.
Нарисуйте в тетради интеллект-карту параграфа 2 по приложенному плану.
3. Задание на дом: §1,2, закончить выполнение интеллект-карты.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.