Конспект урока истории «Императоры Рима: завоеватели и правители»
Оценка 4.6

Конспект урока истории «Императоры Рима: завоеватели и правители»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
03.05.2023
Конспект урока истории «Императоры Рима: завоеватели и правители»
урок.docx

 урок по истории древнего мира в 5 классе.

 

 тема «Императоры Рима: завоеватели и правители»

Тип урока: комбинированный.

Цель: изучение особенностей развития Римской империи в период правления Нерона и Траяна.

Задачи:

образовательные - сформировать представление о развитии Римской империи в период правления Нерона и Траяна, познакомить учеников с деятельностью этих императоров, изучить мнение древних историков об этих исторических личностях.

развивающие - развивать навыки работы с текстом учебника, с историческим источником, навыки работы в группах.

воспитательные - способствовать развитию умений критически
оценивать поступки людей на примере личностей Нерона и Траяна, оценивать с нравственных и гражданских позиций исторические личности.

Методы:  методы устного обучения, частично-поисковый метод.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: портреты Нерона и Траяна, проектор, презентация, тексты источников, ЭФУ (текст, пояснения).

Планируемые результаты:

Предметные:

Развитие умений работы с историческим источником.

Осуществлять отбор аргументов в пользу своих версий о характеристиках личностей императоров.

Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.

Характеризовать периоды правления императоров Траяна и Нерона.

Овладение целостным представлением об эпохах правления императоров Траяна и Нерона.

Метапредметные:

Использование различных средств и источники информации в ходе подготовки ответов.

Развитие способности сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.

Развитие умений работы в группе.

Развитие способности самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Развитие умений формулировать и аргументировать свое мнение.

Личностные:

Развитие способности характеризовать поступки исторических деятелей с опорой на общечеловеческие нравственные ценности.

Развитие сотрудничества при работе в группах. Воспитание интереса к истории.

Формирование уважительного отношения к истории другого народа.

Ход урока.

 

1.Оргмомент (1 минута.)

2.Актуализация знаний и умений учащихся по изученной теме. (10 минут)

Контроль знаний: фронтальный опрос:

1. Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.

Здравствуйте ребята!

Перед вами лежат смайлики . Выберите ту, которая соответствует вашему настроению, и покажите мне.

Я хочу, чтобы ваше настроение улучшилось к концу урока.

Итак, приготовились работать.

2. Актуализация знаний, подготовка к основному этапу.

 Давайте вспомним, какую страну мы свами  изучаем?(Рим)

А вы можете показать на карте, где она расположена? (Слайд 1)

Какие моря омывают Рим?

Какие горы тянутся вдоль всего полуострова, а какие прикрывают Италию с севера?( Альпы)

Какие формы правления вам известны? (республика,империя)

Что такое империя?

В Риме устанавливается единоличная власть императора. Кто стал  первым императором ? ( Август.)

В чем заслуги Августа перед Римом?

За что его называли «Божественный Август»?

Справедлива ли такая оценка?

 

3.Мотивация и целеполагание (определить проблему, мотивация познавательной деятельности, акцент на цели урока) (2 минуты).

Речь учителя:

«После Августа в Риме сменилось много императоров. Многие из них были умны и талантливы, некоторые не отличались подобными качествами, были жестоки и безрассудны, но больше всего римлянам запомнились 2 императора Нерон и Траян (портреты императоров представлены на экране проектора, слайд 2), которые вошли в историю как «наихудший» и «наилучший» императоры Рима после Августа. Почему и за что их называли «наихудший» и «наилучший» императоры Рима после Августа? Какой вклад в развитие великой Римской империи внесли эти императоры? Справедлива ли такая оценка? Эти и другие вопросы мы сегодня разберем на уроке».

Итак тема нашего урока (слайд 3)

Цель нашего урока изучение особенностей развития Римской империи в период правления Нерона и Траяна.(слайд 4)

Изучение нового материала. (15 минут).

Учитель. Сегодня вам предстоит изучить правление самого жестокого императора Рима Нерона и самого лучшего императора Рима – Траяна. Пожалуй, ни один из императоров не заслуживал столько ненависти и проклятий, как кровавый император Нерон. Историки единодушно характеризуют его правление как тяжкое для народа. Самым лучшим императором Рима был Траян, который строил и облагораживал город, давал послабление своим жителям. Его главная фраза: «Я хочу быть таким императором, какого сам бы себе желал, если бы был сам подданным».

Видео урок РЭШ  https://resh.edu.ru/subject/lesson/7549/main/310705

Ребята, откройте учебник на стр 275,у вас на парте листы  с таблицей, которую нужно заполнить работая с текстом учебника

 

Как деятельность Нерона отразилась на жизни в Римской империи?

Что хорошего или плохого он сделал для Рима?

За что его не любил народ?

Справедливо ли его называют «наихудший» император Рима? Почему?

Как деятельность Траяна отразилась на жизни в Римской империи?

Что хорошего он сделал для Рима?

Справедливо ли его называют «наилучший» император Рима? Почему?

На прошлом уроке я нашим ребятам задала опережающее задание подготовить краткое сообщения о Нероне и Трояне.Пожалуйста кто готов?(Дети читают сообщение)

Подводится итог: Нерон действительно был «наихудшим» императором Рима, а Траян «наилучшим».

Давайте докажем это заполнив  сравнительную таблицу

Вопросы для сравнения

Нерон

Траян

Какое прозвище получили императоры Римской империи

Наихудший.

Лучший из императоров.

Отношение к рабам

Презирал, не считал за людей.

Улучшил положение рабов, наделил землей – “рабы с хижинами”.

Отношение к населению государства

Требовал полного подчинения своим приказам, мог наказать любого.

Прекратились казни по ложным доносам, перестали преследовать за неосторожное слово или обидную для императора шутку.

Отношение к Риму

Пожар в Риме, как думали современники, устроенный Нероном.

Строительство водопроводов, амфитеатров, театров, храмов, портиков, бань.

 Проверка таблицы.

Молодцы ребята ,ну а теперь проверим как вы усвоили сегодняшний  урок

Тест (слайд)

 

Укажите на «линии времени» Нерон 54г. – 68 г. н.э., Траян 98 г. – 117 г. н.э .

 

8. самопроверка

(1 минута).

9. Рефлексия. (3 минуты). На доске у нас имена наших императоров ,подумайте  во времена какого вам хотелось бы жить ,а при каком императоре нет. Напишите причины на стикерах и прикрепите на доску. (пишут и крепят)

Понравился ли вам урок?

Что больше всего запомнилось?

Что больше всего понравилось?

Какие предложения вы хотели бы внести?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

Приложение 1.

Вопросы для групп.

 

 

1.     Что вы сделали для Рима?

Какие события произошли в эпоху вашего правления?

С. 258

2.     Что вы сделали для Рима?

Какие события произошли в эпоху вашего правления?

С. 259-260

 

3.     Как деятельность императора Нерона отразилась на жизни Римской империи?

Что он сделал для Рима хорошего лили плохого?

За что его не любил народ?

Справедливо ли его называют «наихудший император Рима»? Почему?

С. 258, пояснение «Убийство матери Нерона»

4.     Как деятельность императора Траяна отразилась на жизни Римской империи?

Что он сделал для Рима хорошего?

Справедливо ли его называют «лучший император Рима после Августа»? Почему?

 

С. 259-260

Приложение 2.

 

Гай Светоний Транквилл

ЖИЗНЬ ДВЕНАДЦАТИ ЦЕЗАРЕЙ

КНИГА ШЕСТАЯ

 

НЕРОН

 

Наглость, похоть, распущенность, скупость, жестокость его поначалу проявлялись постепенно и незаметно, словно юношеские увлечения, но уже тогда всем было ясно, что пороки эти - от природы, а не от возраста. Едва смеркалось, как он надевал накладные волосы или войлочную шапку и шел слоняться по кабакам или бродить по переулкам. Забавы его были не безобидны: людей, возвращавшихся с ужина, он то и дело колотил, а при сопротивлении наносил им раны и сбрасывал их в сточные канавы; в кабаки он вламывался и грабил, а во дворце устроил лагерный рынок, где захваченная добыча по частям продавалась с торгов, а выручка пропивалась. (2) Не раз в таких потасовках ему могли выбить глаз, а то и вовсе прикончить: один сенатор88 избил его чуть не до смерти за то, что он пристал к его жене. С этих пор он выходил в поздний час не иначе, как в сопровождении войсковых трибунов, неприметно державшихся в стороне. Иногда и средь бела дня он в качалке тайно являлся в театр и с высоты просцения поощрял и наблюдал распри из-за пантомимов, а когда дело доходило до драк и в ход пускались камни и обломки скамеек, он сам швырял в толпу чем попало и даже проломил голову одному претору. 27.. Когда же постепенно дурные наклонности в нем окрепли, он перестал шутить и прятаться и бросился уже не таясь в еще худшие пороки.

Плиний Младший

«Панегирик»

 

«Не будем ни в коем случае воздавать ему (Траяну) хвалу как какому-либо богу или кумиру, ибо мы говорим не о тиране, но о гражданине, не о властелине, но об отце. Ведь он из нашей среды, и ничто так не отличает и не возвышает его, как - то, что он сам сознает себя одним из нас и не забывает, что он человек и управляет людьми».

«Мы любим тебя настолько, насколько ты этого заслуживаешь, и любим тебя не из любви к тебе, а из любви к себе»

 

 

Учитель. Сегодня вам предстоит изучить правление самого жестокого императора Рима Нерона и самого лучшего императора Рима – Траяна. Пожалуй, ни один из императоров не заслуживал столько ненависти и проклятий, как кровавый император Нерон. Историки единодушно характеризуют его правление как тяжкое для народа. Самым лучшим императором Рима был Траян, который строил и облагораживал город, давал послабление своим жителям. Его главная фраза: «Я хочу быть таким императором, какого сам бы себе желал, если бы был сам подданным».

Задание. Прочитайте параграфы 55 «В Риме при императоре Нероне» и 57 «Расцвет империи во 2-м веке н.э.» и заполните сравнительную таблицу

 

 

 

 

 

Вопросы для сравнения

Нерон

Траян

Какое прозвище получили императоры Римской империи

 

 

Отношение к рабам

 

 

Отношение к населению государства

 

 

Отношение к Риму

 

 

 

Вопросы для сравнения

Нерон

Траян

Какое прозвище получили императоры Римской империи

 

 

Отношение к рабам

 

 

Отношение к населению государства

 

 

Отношение к Риму

 

 

 

 

 

 

Вопросы для сравнения

Нерон

Траян

Какое прозвище получили императоры Римской империи

 

 

Отношение к рабам

 

 

Отношение к населению государства

 

 

Отношение к Риму

 

 

 

Вопросы для сравнения

Нерон

Траян

Какое прозвище получили императоры Римской империи

 

 

Отношение к рабам

 

 

Отношение к населению государства

 

 

Отношение к Риму

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Императоры Рима: завоеватели и правители»

Императоры Рима: завоеватели и правители»

Ход урока. 1.Оргмомент (1 минута

Ход урока. 1.Оргмомент (1 минута

Учитель. Сегодня вам предстоит изучить правление самого жестокого императора

Учитель. Сегодня вам предстоит изучить правление самого жестокого императора

Отношение к населению государства

Отношение к населению государства

Приложения. Приложение 1. Вопросы для групп

Приложения. Приложение 1. Вопросы для групп

Едва смеркалось, как он надевал накладные волосы или войлочную шапку и шел слоняться по кабакам или бродить по переулкам

Едва смеркалось, как он надевал накладные волосы или войлочную шапку и шел слоняться по кабакам или бродить по переулкам

Вопросы для сравнения Нерон

Вопросы для сравнения Нерон

Вопросы для сравнения Нерон

Вопросы для сравнения Нерон
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2023