Конспект урока истории "Сталинградская битва", 9 класс VII вид.

  • doc
  • 01.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сталинградская битва.doc

История, 9 класс.

Дата: _________

Урок 37. Тема: Сталинградская битва.                     

Цель: дать учащимся общее представление о Сталинградской бит­ве.

Задачи:

Образовательные: разъяснить планы немецкого командо­вания; рассказать о героической борьбе сталинградцев; по­казать особенности борьбы за Сталинград; дать общее пред­ставление о разгроме немецкого войска под Сталинградом и его историческом значении; пояснить суть понятия «корен­ной перелом».

Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности, формировать историческое мышление, память, выделять главное, самостоятельно истолковывать факты и события, устанавливать причинно-следственные связи, оперировать терминами и понятиями, умение поддерживать беседу, используя допол­нительный материал при изучении темы.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости и восхи­щения героями Сталинградской битвы.

Основные знания

Лето 1942 — февраль 1943 г. - битва под Сталинградом; массовый героизм советских людей, дом Павлова; начало ко­ренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Основные термины и понятия                        

Эскадрилья.

Оборудование и материалы

Карта «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.», документальный фильм «Сталинградская битва» (фрагмент), таб­лица «Главные битвы войны», презентация «Сталинградская битва»,  письмо солдата, свеча, музыка к песне

«Зажгите свечи».

Ход урока

I.  Оргмомент

1. Приветствие

2. Эпиграф:

“Двести дней! Волга, ты задыхалась в огне,
И не стало тогда на войне нам земли на другой стороне”.

“Есть память, которой не будет конца”, вот почему мы сегодня обращаем свою память, слова благодарности к тем, кто отстоял нашу Родину.

II. Актуализация знаний, объявление новой темы

1.Вводное слово учителя.

После победы под Москвой Красной армии удалось отбро­сить врага и перейти в наступ­ление. Но сил и средств у совет­ской армии не хватало. Немцы прорвали нашу оборону и дви­нулись к Волге.

2. Сообщение   темы   урока: «Сталинградская битва»

III. Изучение нового материала

1. Вводное слово учителя.

Одна из наиболее славных страниц Великой Отечественной войны -  Сталинградская битва, продолжавшаяся 200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года (ученики записывают дату в тетрадь)

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие.

2. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

Как вы считаете, почему победа в Сталинградской битве  ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом? (ученики должны ответить на вопрос в конце урока)

3. Знакомство с планом урока

 План (на доске, на ученическом столе)

I.  Положение на фронте (лето 1942г.)

II. Оборона Сталинграда.

III.  Прорыв обороны города, бои в городе.

IV.  Героизм советских солдат. Дом Павлова.

V. Бои за Мамаев курган.

VI.    Наступление   советских войск.

VII.  Победа под Сталинградом, ее значение.

4. Работа с документальным материалом (письмо)

Солдатское письмо. “Шлю всем вам горячий привет с фронта. Бои, которые сейчас идут у стен нашего родного Сталинграда, будут такими, где сотни и тысячи захватчиков найдут себе могилу. Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святое святых – Родину. Когда я произношу это слово, мне хочется встать на колени”(один уч-ся читает)

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

Ребята, почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?

5. Рассказ о положении на фронте, о планах немецкого ко­мандования.

Захват Сталинграда был очень важен Гитлеру по нескольким причинам. Это был главный индустриальный город на берегах Волги (жизненно важный транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией). Захват Сталинграда обеспечил бы безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. Овладение Сталинградом давало в руки фашистской верхушки громадный политико-пропагандистский козырь, поскольку этот город носил имя главного руководителя Советского государства и Коммунистической партии.

5. Работа с картой. Показать на карте города.

— Какие города захватили нем­цы?

— Когда немецкие войска подо­шли к Сталинграду?

—   Какой приказ был издан И.В. Сталиным?

6. Работа с текстом учебника о прорыве обороны Сталинграда, о боях в городе.

— Когда немцы прорвали оборо­ну Сталинграда?

—  Какие вражеские силы были стянуты к Сталинграду?

7. Опережающее задание по содержанию рассказа для до­полнительного чтения «Дом Павлова».

 Сообщение « Дом Павлова. Правда о подвиге» (ученик)

( параллельно с рассказом, производится показ слайдов)   

Описание: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9e/Dom_Pavlova_Volgograd.jpg/130px-Dom_Pavlova_Volgograd.jpg                                 Описание: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1f/Pavlov%27s_House.jpg/300px-Pavlov%27s_House.jpg    

Современный вид на дом                    Дом Павлова после окончания Сталинградской

Павлова со стороны Советской          битвы

улицы

Вопросы для беседы:

—  Какое задание выполняла группа сержанта Я.Ф. Павлова?

—  Сколько времени удержива­ли бойцы дом?

— Почему бойцы не уходили из этого дома?

8. Просмотр документального фильма «Сталинградская битва»

(фрагмент). Битва на мамаевом кургане

Читает ученик

На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.

Словарная работа: эскадри­лья.

Вопросы для беседы:

 

— Сколько времени шли бои за Мамаев курган?

—  Почему так важно было вла­деть этой высотой?

— Кто руководил операцией по освобождению Сталинграда?

9. Просмотр презентации «Сталинградская битва»

Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.

 

Основные этапы.

1 этап- 17 июля - 18 ноября 1942 г. - оборонительный.

2 этап- 19 ноября 1942 - 2 февраля 1943г- контрнаступление, окружение и разгром.

СТОРОНЫ

СССР

ГЕРМАНИЯ

РУМЫНИЯ

ВЕНГРИЯ

КОРОЛЕВСТВО ИТАЛИЯ

КОМАНДУЮЩИЕ

Г. К. Жуков
А. М. Василевский
К. К. Рокоссовский
А. И. Ерёменко
В. И. Чуйков

Эрих фон Манштейн
Фридрих Паулюс

СИЛЫ СТОРОН

к началу операции
248,8 тыс. человек

На 19 ноября 1942
780 тыс. человек

к началу операции
около 300 тыс. в 6 Арми

На 19 ноября 1942
807 тыс. человек

ПОТЕРИ

1 млн 143 тыс. человек  (безвозвратные и санитарные потери)

1.5 млн. общие

 

— Когда была одержана победа под Сталинградом советскими войсками?

— Какое значение имела эта по­беда?

10. Понятие «коренной перелом».

Сталинградская битва-решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза. Разгром под Сталинградом резко ослабил внешнеполи­тические позиции Германии. Нейтральные страны отступи­лись от Гитлера, а иллюзии его союзников насчет победы в войне рассеялись.

IV. Первичное закрепление материала

1. Беседа по вопросам:

1. Когда началась битва под Ста­линградом?

2.   Какой приказ был издан И.В. Сталиным?

3.  На каком участке проходили кровопролитные бои?

4. Какие примеры храбрости, ге­роизма совершали советские солдаты?

5.  Кто руководил военной опе­рацией по освобождению Ста* линграда?

6.  Когда была одержана победа под Сталинградом?

7. Какое значение имела эта по­беда?

2. Кратко проговорив изучен­ный материал, делает вывод по теме.

3.Выскажи свое мнение

Что для Вас Сталинград?

Ответы учащихся:

ü  Сталинград-это символ мужества, стойкости, героизма советских воинов.

ü  Сталинград – это символ мощи и величия нашего государства.

ü  Под Сталинградом Красная Армия сломила хребет немецко-фашистским войскам, под стенами Сталинграда было положено начало уничтожению фашизма и фашистского государства.

ü  Слово «Сталинград «знают во всех странах мира. В некоторых этим словом названы улицы, площади, скверы. И по сей день слово «Сталинград» произносят с чувством уважения и гордости.

V. Подведение итогов урока

Комментарии, объявление оценок за работу

VI. Рефлексия

…Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда 
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
 
/А.Твардовский/

Зажжены свечи. Минута молчания. Учащаяся исполняет песню группы «Мишель» - «Зажгите свечи»

VII. Домашнее задание

Сообщение домашнего зада­ния.

Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы учебни­ка, опережающее задание о ге­нерале Д. М. Карбышеве.

Сообщение индивидуального задания.

Прочитать указанные абза­цы. Дать ответы на первый, вто­рой вопросы.

Дополнительный материал

 Массовый героизм в борьбе за город проявили бойцы дивизий А. Родимцева, И. Людникова, Н. Батюка, В. Жолудева, В. Соколова и других. Командующие армиями В. Колпакчи, А. Лопатин, В. Чуй­ков, М. Шумилов и тысячи их доблестных солдат и офицеров на­всегда остались в народной памяти.

 Под Сталинградом немецкая армия потеряла свыше 600 тысяч человек, около 2 тысяч танков и штурмовых орудий, свыше 10 ты­сяч орудий и минометов, около 3 тысяч самолетов.  Во время Сталинградской военной операции советскими войс­ками командовали выдающиеся военачальники Н. Ватутин, К. Ро­коссовский и А. Еременко. В ходе операции было окружено 330 тысяч солдат и офицеров противника. В живых осталась 91 ты­сяча человек.


Скачано с www.znanio.ru