Конспект урока истории в 5 классе: "Аз, буки, веди"
Оценка 4.7

Конспект урока истории в 5 классе: "Аз, буки, веди"

Оценка 4.7
docx
13.01.2021
Конспект урока истории в 5 классе: "Аз, буки, веди"
Окр.мир.на 23.03.16.docx

Тема урока: «Аз, буки, веди».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

- продолжить знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси;

- расширить представления обучающихся о школе в Древнерусском государстве.

Задачи урока:

- совершенствовать регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД.

Оборудование:

- фигурки (аппликации

- учебник.                                                                                                     Ход урока

Этап

Деят-ть учителя

Деят-ть обучающихся

УУД

1.Орг.момент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Дмитриевна и сегодня урок проведу у вас я. Садитесь.

(приветствуют, садятся).

Коммуникатив.

2.Акт.знаний

Проверка д/з

 

- Что вы изучали на прошлом уроке?

 

-Кто придумал первый печатный станок?

-Кто в Росси придумал печатный станок?

-Где была напечатана первая печатная книга?

-Кто решил завести печатную избу-типографию в Москве?

- Что такое «литера»?

 – «Миниатюра»?

- Как называются 1е книги?

- Книга «Часовник» иногда назыв. – «Часослов», по этой книге раньше дети учились читать, а вот как они это делали и где учились, мы узнаем сегодня на уроке,  и поможет нам мальчик Никита.

- Реб, я вчера гуляла и нашла сундучок – оказалось это ларец. Я захотела и с вами поделиться. Аня подойди, помоги мне открыть ларец.

- Здесь находятся фигурки разные, а зачем/к чему они здесь?

- Они нам помогут в течении урока, благодаря этим фигуркам мы раскроем тему.

(вывешиваю на доску Никиту и его дом). В этом доме живет Н-та.

- Говорили о первом печатном станке и о его создателе.

- Иоганн Гутенберг.

- Иван Федоров.

- На Печатном дворе.

- Иван Грозный.

- Выпуклое изображ-е. – Небольшие живописные рисунки.

- Апостол, Часовник.

 

 

 

 

(открывает и садится за парту)

- Будем использовать на уроке.

Коммуникатив.

Регулятив.

Познават.

3.Открытие нов. знаний

 

Изучение нового материала.

- Итак, в городе Боровске в семье купца подрастал сын Н-та. Когда ему исполнилось 7 лет, родители решили, что мальчику пора учиться. (вывеш.фото современной школы). – Как вы думаете, Н-та в такую школу пойдет учиться?

- Правильно! Тогда школ таких не было.(убираю фото школы, вывеш.дом учителя). – Отец повел Н. к мастеру грамоты, к учителю – Пафнутьичу. (вывеш.Пафнутьича, школу и таблицу с 1ым пунктом плана: как выглядела школа). – И работаем по плану. – Где учились?

(вывеш.таблицу 2: что изучали). – Сейчас прочтите 1ый абзац, на с.90, и найдите в нем – какие буквы Н.выучил. (Вызываю) – Итак, какие буквы?

(вывеш.буквы (а,б,в,г)). – Читаем 2й абзац, найдите – какие еще буквы они выучили?

- Что еще делали?

- Что такое «зады»? – Правльно!

Работа со словарем. – Запишите в словарик это определение.

Работа с иллюстрацией. – Сколько чел. в школе? (вывеш. стол, ф-ки детей).

- Это мальчики или девочки?

- Да, раньше учились только мал-и. Перед ними мужчина, кто он? Что в руках?

- Читаем дальше текст, как проходило обучение и какой режим дня, в 1 абз.с.91?

- А на сколько отпускали пообедать? (на доске передвигаю Н.домой и обратно).

- Читаем 2й абз., найдите как складывали слоги? И почему было так трудно?

(вывеш.буквы: буки+аз=ба).

- Реб, после изучения слогов и чтения небольших фраз, молитв, начался этап изучения Часослова – церковной книги с текстами молитв. И за это, учителю полагалась помимо постоянной, еще дополнительная плата.  (вывеш.этап II.чтение-плата+доп.плата). – Знаете ли вы, на чём и чем писали тогда ребята? – Прочтите 5 абз. и ответьте на вопрос. (вывеш.перо и бумагу).

- Реб, раньше как и сейчас дети не всегда вели себя хорошо, поэтому учитель их наказывал, когда подзатыльник даст, иногда Розгой. – Знаете что такое Розга? Работа со словарем. Запишите в словарик. (вывеш. Розгу к Пофнутьичу).

 

 

 

- Нет.

 

 

 

- В школе, или на дому.

 

- Аз (а), буки (б), веди (в), глаголь (г), добро (д).

- Есть (е), живете (ж), земля (з), иже (и). – Повторяли зады.

 –Пройденные буквы.

(записывают)

- 7.

- Мал-и.

- Учитель, в руках книга.

- На обед отпускали домой, д/з нет

- На 2 часа.

- Из 2х букв, согл. и гл., потому что буки и аз=ба, буки и иже=би.

 

 

 

- Гусиными перьями, на неровной бумаге.

 

- Розга – тонкий, гибкий прут.

 

Познават.

Личностные

Регулятив.

Коммуникатив.

4.Динамич.

пауза

Мы разминку начинаем, Руки шире раздвигаем, А потом их тянем вверх. Отдохнет спина у всех.Начинаем приседанья – Раз, два, три, четыре, пять. А теперь три раза нужно, Как лягушка, проскакать. Мы разминку завершаем, Руки шире раздвигаем,  А потом их тянем вверх. Отдохнет спина у всех.

Личностные

 

- Рассмотрите иллюстрацию, что еще вы заметили, может странного?

- Да, было и еще одно наказание, ребята не только на коленях стоят, а еще и на горохе, а это очень больно. В то время считали, что без наказания, грамоты не освоить.

- 3 года учился Н. у учителя Пафнутьича, учеба закончилась. Другие реб, остались жить и работать дома, а Н. поехал изучать новое, в Москву. (вывеш.ф-ку Москвы)

- Мы рассмотрели/увидели как учились дети, составляли план рассказа о старой школе. Теперь давайте перескажем по плану материал.

(Вызываю на пересказ человек – 3,4)

- Мал-и стоят на коленях.

 

 

 

 

 

 

 

(пересказывают)

 

5.Рефлексия.

- Итак, подведем итоги, о чем мы сегодня говорили?

- Большая ли разница между тем учением и теперешним? В чем?

- Дом.задание параграф 23, прочитать.

(высказывают точку зрения)

 

(записывают)

Регулятив.

Познават.

Личностные

 


 

Тема урока: «Аз, буки, веди».

Тема урока: «Аз, буки, веди».

Читаем 2й абзац, найдите – какие еще буквы они выучили? -

Читаем 2й абзац, найдите – какие еще буквы они выучили? -