Тема урока: «Аз, буки, веди».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
- продолжить знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси;
- расширить представления обучающихся о школе в Древнерусском государстве.
Задачи урока:
- совершенствовать регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД.
Оборудование:
- фигурки (аппликации
- учебник. Ход урока
Этап |
Деят-ть учителя |
Деят-ть обучающихся |
УУД |
1.Орг.момент |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Дмитриевна и сегодня урок проведу у вас я. Садитесь. |
(приветствуют, садятся). |
Коммуникатив. |
2.Акт.знаний Проверка д/з
|
- Что вы изучали на прошлом уроке?
-Кто придумал первый печатный станок? -Кто в Росси придумал печатный станок? -Где была напечатана первая печатная книга? -Кто решил завести печатную избу-типографию в Москве? - Что такое «литера»? – «Миниатюра»? - Как называются 1е книги? - Книга «Часовник» иногда назыв. – «Часослов», по этой книге раньше дети учились читать, а вот как они это делали и где учились, мы узнаем сегодня на уроке, и поможет нам мальчик Никита. - Реб, я вчера гуляла и нашла сундучок – оказалось это ларец. Я захотела и с вами поделиться. Аня подойди, помоги мне открыть ларец. - Здесь находятся фигурки разные, а зачем/к чему они здесь? - Они нам помогут в течении урока, благодаря этим фигуркам мы раскроем тему. (вывешиваю на доску Никиту и его дом). В этом доме живет Н-та. |
- Говорили о первом печатном станке и о его создателе. - Иоганн Гутенберг. - Иван Федоров. - На Печатном дворе. - Иван Грозный. - Выпуклое изображ-е. – Небольшие живописные рисунки. - Апостол, Часовник.
(открывает и садится за парту) - Будем использовать на уроке. |
Коммуникатив. Регулятив. Познават. |
3.Открытие нов. знаний
|
Изучение нового материала. - Итак, в городе Боровске в семье купца подрастал сын Н-та. Когда ему исполнилось 7 лет, родители решили, что мальчику пора учиться. (вывеш.фото современной школы). – Как вы думаете, Н-та в такую школу пойдет учиться? - Правильно! Тогда школ таких не было.(убираю фото школы, вывеш.дом учителя). – Отец повел Н. к мастеру грамоты, к учителю – Пафнутьичу. (вывеш.Пафнутьича, школу и таблицу с 1ым пунктом плана: как выглядела школа). – И работаем по плану. – Где учились? (вывеш.таблицу 2: что изучали). – Сейчас прочтите 1ый абзац, на с.90, и найдите в нем – какие буквы Н.выучил. (Вызываю) – Итак, какие буквы? (вывеш.буквы (а,б,в,г)). – Читаем 2й абзац, найдите – какие еще буквы они выучили? - Что еще делали? - Что такое «зады»? – Правльно! Работа со словарем. – Запишите в словарик это определение. Работа с иллюстрацией. – Сколько чел. в школе? (вывеш. стол, ф-ки детей). - Это мальчики или девочки? - Да, раньше учились только мал-и. Перед ними мужчина, кто он? Что в руках? - Читаем дальше текст, как проходило обучение и какой режим дня, в 1 абз.с.91? - А на сколько отпускали пообедать? (на доске передвигаю Н.домой и обратно). - Читаем 2й абз., найдите как складывали слоги? И почему было так трудно? (вывеш.буквы: буки+аз=ба). - Реб, после изучения слогов и чтения небольших фраз, молитв, начался этап изучения Часослова – церковной книги с текстами молитв. И за это, учителю полагалась помимо постоянной, еще дополнительная плата. (вывеш.этап II.чтение-плата+доп.плата). – Знаете ли вы, на чём и чем писали тогда ребята? – Прочтите 5 абз. и ответьте на вопрос. (вывеш.перо и бумагу). - Реб, раньше как и сейчас дети не всегда вели себя хорошо, поэтому учитель их наказывал, когда подзатыльник даст, иногда Розгой. – Знаете что такое Розга? Работа со словарем. Запишите в словарик. (вывеш. Розгу к Пофнутьичу). |
- Нет.
- В школе, или на дому.
- Аз (а), буки (б), веди (в), глаголь (г), добро (д). - Есть (е), живете (ж), земля (з), иже (и). – Повторяли зады. –Пройденные буквы. (записывают) - 7. - Мал-и. - Учитель, в руках книга. - На обед отпускали домой, д/з нет - На 2 часа. - Из 2х букв, согл. и гл., потому что буки и аз=ба, буки и иже=би.
- Гусиными перьями, на неровной бумаге.
- Розга – тонкий, гибкий прут.
|
Познават. Личностные Регулятив. Коммуникатив. |
4.Динамич. пауза |
Мы разминку начинаем, Руки шире раздвигаем, А потом их тянем вверх. Отдохнет спина у всех.Начинаем приседанья – Раз, два, три, четыре, пять. А теперь три раза нужно, Как лягушка, проскакать. Мы разминку завершаем, Руки шире раздвигаем, А потом их тянем вверх. Отдохнет спина у всех. |
Личностные |
|
|
- Рассмотрите иллюстрацию, что еще вы заметили, может странного? - Да, было и еще одно наказание, ребята не только на коленях стоят, а еще и на горохе, а это очень больно. В то время считали, что без наказания, грамоты не освоить. - 3 года учился Н. у учителя Пафнутьича, учеба закончилась. Другие реб, остались жить и работать дома, а Н. поехал изучать новое, в Москву. (вывеш.ф-ку Москвы) - Мы рассмотрели/увидели как учились дети, составляли план рассказа о старой школе. Теперь давайте перескажем по плану материал. (Вызываю на пересказ человек – 3,4) |
- Мал-и стоят на коленях.
(пересказывают) |
|
5.Рефлексия. |
- Итак, подведем итоги, о чем мы сегодня говорили? - Большая ли разница между тем учением и теперешним? В чем? - Дом.задание параграф 23, прочитать. |
(высказывают точку зрения)
(записывают) |
Регулятив. Познават. Личностные |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.