КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ, 6____ КЛАСС
Тема урока: Возникновение монгольской империи
Цель урока: познакомить с особенностями образования державы Чингисхана; исследовать завоевательные походы Чингисхана.
Задачи урока:
1. Образовательная: способствовать усвоению обучающимися основного фактического материала по особенностям Монгольской империи и ее исторического наследия.
2. Развивающая: способствовать развитию ключевых компетентностей учеников (практическое использование знаний, навыков мышления: анализа, сравнения, оценки, обобщения и др.) через использование разных источников информации, закрепление коммуникативных умений (развития устной речи, ведения диалога), умения анализировать различные источники.
3. Воспитательная: продолжить формирование у обучающихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения в процессе познания.
Тип урока: освоения новых знаний.
ХОД УРОКА:
МЕТОДИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ |
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
КОММЕНТАРИИ |
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП |
|||
Приветствие. Работа с журналом (староста), проверка раздачи учебных материалов. |
Подготавливаются к занятию, проверяют наличие тетрадей, дополнительных учебных материалов. |
2 мин. |
|
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ) |
|||
Притча. Обучающимся зачитывается притча. Задача – проанализировать ее. Старик-отец, умирая, призвал сыновей. Попросил каждого из них сломать веник. Никому не удалось переломить туго связанный пучок веток. Тогда старик попросил детей развязать веник и переломать его ветки по одной. Это сыновья выполнили легко. И тогда отец произнес: «Только вместе вы сильны, только в единстве ваша сила. Поодиночке каждого из вас легко сломать». Вопросы для обсуждения: – В чем главный посыл притчи? – Какие события, происходившие на Руси можно описать этой притчей? |
Слушают притчу, высказывают собственное мнение о ее содержании и заложенном смысле. |
Организация диалога. Создание доверительной обстановки. |
|
Актуализация знаний: – Беседа. Обучающимся предлагается вспомнить понятия «феодальная раздробленность», «междоусобица», «кочевник», «кочевое скотоводство». – Работа с картой. Беседа. Обучающимся предлагается на карте изучить соседей Руси и дополнительно ответить на вопросы: o Чем отличался быт древних кочевников от быта оседлых народов? Предположите, какими могли быть последствия «встречи» кочевых и оседлых народов o Какие кочевые народы известны вам из курсов истории Древнего мира и Средних веков? o С какими соседними кочевыми народами взаимодействовала Русь? Всегда ли контакты были мирными? |
Беседа/обсуждение. Устно отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении этапа феодальной раздробленности на Руси.
Работают с картой. Отвечают на вопросы, приводят аргументы из истории (половцы, печенеги, готы и т.д.)
|
Учитель ведет выстраивает ход беседы, анализирует ответы, определяет уровень класса. |
|
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ |
|||
Интерактивное задание. Обучающимся предлагается изучить последствия раздробленности на Руси и определить их значение. Каждый ответ должен быть аргументированным. Вопросы для обсуждения по итогам выполнения задания: Почему одни и те же процессы, действия князей приводили и к положительным последствиям, и к отрицательным? Почему князья, участвуя в усобицах, продолжали делить земли между наследниками? За какое княжество велась большая часть междоусобных войн? (Киевское.) Почему? (Великокняжеский престол.) Какое из отрицательных последствий было самым значительным? (Снижение обороноспособности.) К чему это могло привести? Работа с картой. Кто из соседей (кочевых) мог представлять угрозу для Руси? |
На доске выполняют интерактивное задание, аргументируют ответы, участвуют в обсуждении.
Разбирают на карте возможных противников Руси, анализируют, приводят аргументы к своим ответам. |
Комментирование ответов. |
|
Запись цели и задач на урок. Тема урока: «Монгольская империя и изменение политической карты мира». Вопрос к классу: – Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? |
Формулируют цель и задачи на урок. Делают соответствующие записи в тетрадь.
|
Учитель фиксирует цели, поставленные обучающимися. Дает наводящие вопросы (при необходимости) |
|
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА |
|||
1. Образование Монгольской империи. Работа с учебной презентацией. Заполнение схемы. Беседа. По ходу рассказа учителя об особенностях возникновения Монгольской империи, обучающиеся заполняют схему (с помощью учебной презентации, иллюстраций и материалов учебник). Работа с историческим источником. Обучающимся предлагается изучить фрагмент «Великой Ясы» Чингисхана и проанализировать его. Ключевой вопрос: как приведенные положения Ясы способствовали успехам монголов? |
Заполняют схему. Делают необходимые записи в тетрадь, участвуют в обсуждении вопросов. Анализируют иллюстративный материал.
Анализируют исторический источник, устно отвечают на вопросы. |
Комментарий по особенностям работы с презентацией, рабочим листом.
|
|
2. Завоевательные походы Чингисхана. Работа в парах с учебником. Обучающиеся в парах изучают п.2. параграфа и на его основе выполняют два задания: – Составляют исторический портрет Чингисхана; – Составляют хронологическую таблицу «Первые походы Чингисхана» (год/цель/основные события/итоги) Работа с историческим источником. Обучающиеся анализируют источник «Описание взятия столицы Хорезма». После изучения организуется обсуждение. Вопросы для анализа исторического источника: – Объясните действия монгольских завоевателей после взятия Ургенча. – Являлись ли грабежи обычным явлением для войн того времени, или монголы отличались от других завоевателей? – Выразите своё отношение к действиям монгольских завоевателей. |
В парах работают с учебником и выполняют задания.
Составляют таблицу
Анализируют исторический источник, отвечают на вопросы (ищут аргументы в тексте источника) |
Организация работы с учебником, комментирование таблицы |
|
3. Битва на реке Калке. Работа с видеоматерилом. Обучающимся предлагается просмотреть видеофрагмент и заполнить «Лист активного слушателя», затем организуется обсуждение. Проблемное задание. Предположите, какие уроки должны были извлечь русские князья после битвы на Калке. – Следует соблюдать обычаи врага. Нельзя убивать послов. За убийство посла на Востоке жестоко мстят. – Необходимо заранее изучить тактику врага, чтобы не попадать в смертельную ловушку. – Нельзя действовать разрозненно, идя в бой с таким серьезным противником. – Необходимо готовиться к встрече с врагом, объединять силы, готовить общее военное руководство, прекратить междоусобицы и объединиться. |
Просматривают обучающее видео, заполняют Лист активного слушателя.
Предлагают свои варианты, аргументируют каждый ответ.
Участвуют в обсуждении/дискуссии |
Учитель записывает на доске версии учеников и составляет перечень.
Организация дискуссии |
|
4. Историческое наследие Монгольской империи. Работа с картой. На основе карты обучающимся предлагается проанализировать результаты завоевательной политики монголов: – Как изменилась территория монгольского государства? – Какие сегодня на этой территории располагаются государства? Интерактивное задание. Обучающимся предлагаются плюсы и минусы расширения Монгольской империи. Задача – доказать, почему тот или иной пункт считается положительным или отрицательным. |
Анализируют карту, участвуют в обсуждении.
Выполняют интерактивное задание, аргументируют свой выбор. |
Организация обсуждения и правильной работы с картой. |
|
ЗАКРЕПЛЕНИЕ |
|||
Практическое задание. Обучающимся необходимо выполнить задание из рабочего листа на отработку материала урока. «Три звонка». Работают пары со звонком. На экран выводится вопрос, отвечает парта, нажавшая быстрее звонок. Если ответ правильный – звонок передается на вторую парту. Если ответ ошибочен – даем возможность ответить другим рядам. Побеждает ряд, дошедший до конца. Победителям – плюс балл к оценке. |
Выполняют задания из рабочих листов. Закрепляют материал в игровой/соревновательной форме. |
Консультативная помощь Комментирование правил. |
|
РЕФЛЕКСИЯ / ОЦЕНИВАНИЕ |
|||
Объявление и комментирование оценок за урок. |
Слушают оценки, пояснение. |
Работа с журналом |
|
Заполнение карты рефлексии (на пробковой доске) / Использование приема «Кубик Блума» (вопросы появляются на экране). |
Оценивают свою деятельность на уроке. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.