ГБПОУ «Соликамский социально - педагогический колледж имени А.П.Раменского»
Технологическая карта урока изобразительное искусство
Для 4 «б» класса
«Народы гор и степей»
Выполнила:
Студентка группы Ш – 37
Мухарицина Анна Леонидовна
Проверили:
Руководитель от колледжа
Якушева Галина Ивановна
Отметка __________________
Соликамск, 2021
Тема урока |
Народы гор и степей |
УМК |
«Школа России» |
Цели деятельности педагога |
Показать разнообразие нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Раскрыть образ степного мира в конструкции степного жилья – юрты. |
Тип урока
|
Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты
|
Личностные: позитивный опыт участия в творческой деятельности. имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. Метопредметные: овладение умениями участвовать в совместной деятельности. понимать учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником ; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Предметные: расширяют свои представления о жанре пейзаж; Дать представление о культуре жителей гор и степей; Раскрыть образ степного мира в конструкции степного жилья - юрты; Развивать творческие и графические навыки; Воспитывать уважение к культуре других народов.
|
Методы и формы обучения
|
Словесный, наглядный методы, практический; Фронтальная, индивидуальная форма. |
Основные понятия и термины
|
живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция |
Наглядно- демонстрационный материал
|
Презентация Наглядные картинки сюжета урока
|
Оборудование |
Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодей- ствия |
Универсальные учебные действия |
Промежу- точный контроль |
Организационная структура урока
Организационный момент |
Здравствуйте дети, меня зовут Анна Леонидовна, сегодня урок изобразительного искусства проведу я. Посмотрите, у вас на столе должен лежать альбом, простой карандаш, ластик, стаканчик с водой, кисточка, краски . |
Дети приветствуют учителя. Проверяют свое рабочее место. |
Коллективная |
Личностные: осознают себя в роли обучающихся. Коммуникативные: умение поприветствовать учителя. Регулятивные: Умение организовать себя и своё рабочее место. |
Зрительный контакт. |
Краткое повторение ранее изученного |
С какой страны началось ваше знакомство с искусством разных стран мира? - Как еще называют Японию? - Что вы рисовали на прошлых уроках, какие запомнили особенности этой страны?
|
Дети отвечают на вопросы учителя. |
Фронтальная |
Личностные: умение слышать друг друга.
|
Зрительный контакт. Правильность ответа. |
Постановка учебных задач. |
– Знаете ли вы, как разнообразна природа нашей планеты, как непохожи условия жизни разных народов? Люди научились жить и в горах, и в низинах, заливаемых во время разливов рек и среди снегов, и среди раскаленных песков. -Что необходимо человеку для существования? (жилье,дом) -Всюду, где бы не жил человек, ему необходимо жилище. Каким быть дому, зависит от жары или холода, горы вокруг или степи и от природных материалов, которыми можно воспользоваться.-Какие природные зоны вы знаете? -Отвечаем по поднятой руке. -Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы с вами будем говорить? Сегодня мы поговорим о разнообразии природы нашей планеты, полюбуемся красотой гор и степей, познакомимся с искусством народов этих мест.
|
Дети слушают учителя, отвечая на вопросы
- Жилье, дом.
Тундра, тайга, широколиственный лес, травянистая равнина (саванна), пустыни и полупустыни, степи и лесостепи, влажный тропический лес.
Предполагают чем будут заниматься на уроке. |
Коллективная Индивидуальная Фронтальная |
Предметные: различие понятия звук и буква. Регулятивные: умение соблюдать дисциплину. |
Похвала. Правильность ответов. |
Вступительная беседа |
Давайте поближе познакомимся с искусством народов гор. Как вы думаете, в каких жилищах живут люди в горах? (сакли). Жилища горцев – сакли ютятся одно подле другого. Они чем-то напоминают башни, а весь аул в целом крепость. Крыша сакли плоская, человек может на ней спать в жаркие ночи, сушить на солнце фрукты, а маленькие окна не случайно напоминают бойницы, ведь в прошлом на аулы часто нападали соседние племена и людям приходилось обороняться. Силуэт горного аула напоминает скалы, в которых он приютился, а издали сакли сливаются с четкими линиями горных хребтов. - Почему жилища в горах делались не из дерева, а из глины, камня? (В этих местах недостаточно было леса для построек, а камень как строительный материал был им доступен. Места было мало, и дома располагали на разных уровнях. Дворы-площадки были крошечные и, чтобы в таких дворах удобно было держать скот, люди строили ограды из веток, кирпича, валунов). А сейчас мы отправимся в гости к народам степей, и познакомимся с их искусством. Представьте, что мы с вами путешествуем по степным просторам нашей Родины много-много лет назад. Кочевники перегоняют свои бесчисленные стада и табуны с одного места на другое, белеют среди разнотравья умело собранные юрты. Вьется сизоватый дымок. Разносится ароматный запах крепкого чая, доносятся звуки домбры. -Как же называется дом кочевника? Казахская юрта- это жилище переносного типа, которое и по сей день используют на летних отгонных пастбищах. Юрта во всем ее великолепии. Ее укрывной материал не только спасает от непогоды, но и придает национальный колорит необычному жилищу. Материал для них берется подручный – войлок, кожа, и лишь каркас и дверь (богато украшенная росписью) выполнены из дерева. Юрту можно собрать всего за один час и перевезти на одном верблюде. Снаружи юрта похожа на купол. Часто она бывает из белого войлока, скрепленного и украшенного узорными красными лентами. Юрту украшают со смыслом, орнаменты обозначают стремление оградить дом от несчастий и пожелать процветания. Внутри юрты пол и стены устилают теплые красочные ковры. У каждой части свое назначение в хозяйстве. Здесь все строго определено и не сделаешь перестановку. Зато величина юрты может быть разной. - Сейчас пришло время узнать о народе Севера Их жилища появились в глубокой древности, но существуют и сейчас. Чум – шалаш из жердей, это
переносное жилище народов Иглу – у канадских эскимосов так называлось зимнее жилище, часто в виде полусферического купола, сложенное из снежных глыб. Высота его около двух метров, диаметр – 3 или 4 метра. Вход через отверстие в полу, к которому ведет длинный коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубокий, вход делают в стене, а перед ним строят коридор из снежных блоков. Большая часть пространства внутри занята лежанкой из снега, покрытой шкура- ми. Иногда и стены покрывают изнутри шкурами. Свет проникает через толщу стен, иногда через окна из озерного льда или тюленьих кишок. Отапливается иглу и освещается жирниками – плошками с жиром, светильниками. – Как вы думаете, почему так не похожи дома народов гор и Севера? Чтобы приступить к практической работе, нам с вами нужно немного отдохнуть. |
Дети слушают учителя, отвечая на вопросы.
- Юрта
|
Фронтальная Индивидуальная |
Личностные : Умение организовать себя, соблюдение дисциплины |
Зрительный контакт |
Физминутка |
Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну. Руки я затем помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою. И тепло поберегу. Выпущу я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.
|
Дети повторяют движения за учителем. |
Фронтальная Индивидуальная |
Коммуникативные УУД: -Умение слушать и понимать речь других Личностные: -умение организовывать свою рабочую деятельность |
Зрительный контакт
|
Объяснение практического задания |
Создание индивидуальной композиции «Юрта в
степи».
● кисточку тереть о краски и портить ей «причёску»; ● долго держать кисточку в воде, т.к. она станет кривой; ● пачкать краски грязной кисточкой; ● смешивать
краски для получения другого оттенка, Давайте посмотрим с вами видеоролик котором вы увидите последовательность рисования юрты. Учитель комментирует все что происходит на видео. Давайте повторим все этапы работы. Учитель последовательно вывешивает рисунки с этапами работы. Можете приступать к работе. Нарисуйте юрту так ,как вы ее запомнили. Придумайте свои узоры и украсьте Юрту.
|
Слушают объяснения учителя.
Повторяют правила работы с кистью.
Дети проговаривают этапы работы. |
Фронтальная индивидуальная. |
Личностные: проявляют интерес к новому материалу; Предметные: Умение понимать учебную задачу. Регулятивные: умение соблюдать дисциплину.
|
Зрительный контакт. |
Самостоятельная практическая работа |
Учитель проводит индивидуальную работу, ходит по классу и помогает детям с выполнением практической работы. |
Дети самостоятельно выполняют задание, которое дал учитель. |
Индивидуальная. |
Коммуникативные УУД: -Умение слушать и понимать речь других Личностные: -умение организовывать свою рабочую деятельность |
Зрительный контакт. |
Итог урока |
Давайте проведем с вами выставку рисунков, подходите и на магнит прикрепляйте свои работы. Оцените работу своих одноклассников. Учитель анализирует работы вместе с детьми |
Дети анализируют работы своих одноклассников, анализируют свои работы. . |
Фронтальная Индивидуальная |
Личностные : Умение организовать себя, соблюдение дисциплины Умение принимать чужое мнение. |
Зрительный контакт. |
Рефлексия |
Встаньте со своих мест те, кто доволен своей работой на уроке. Похлопайте в ладоши те, у кого возникали трудности, но их удалось решить. Потопайте те , у кого ничего не получилось на уроке, и кто не доволен своей работой. |
Оценивают свою работу на уроке. |
Фронтальная Индивидуальная
|
Личностные : Умение оценивать свою работу на уроке. Предметные: Умение делить вывод. |
Зрительный контакт.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.