По программе: ФГОС Изобразительное искусство:интегрированная программа:5-8(9)классы/ [Л.Г.Савенкова,Е.А.Ермолинская,Е.С.Медкова].-М. :Вентана-Граф,2014.
Технологическая карта урока ИЗО для 5 класса
Урок № 16 «Чернофигурные вазы Древней Греции»
Основные задачи урока:
|
Образовательные: познакомиться с искусством вазописи. Сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз, их форме, декоре, символике; Развивающие: развивать творческое воображение, наблюдательность, умение анализировать. Совершенствовать навыки работы с художественными материалами, применяя художественные техники: граттаж, изображение фигуры человека «от пятна». Воспитательные: воспитывать уважительное, бережное отношение к культурному наследию предков. |
Тип урока: |
урок усвоения новых знаний. |
Форма урока: |
практическое занятие. |
Методы и формы обучения: |
объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. |
Основные понятия и термины: |
вазопись, керамика, форма, силуэт, пропорции, динамика. |
Демонстрационный материал: |
таблицы, мультимедийная презентация по теме, учебник. |
Оборудование:
|
учебник, инструмент для процарапывания, цветной картон, карандаш, кисти, черная гуашь, салфетка, баночка для воды. |
Планируемые образовательные результаты:
|
Предметные: расширить представление об искусстве Древней Греции, познакомить с древнегреческим искусством вазописи, его символикой, научить видеть форму, цвет, декор изделия, выполнять вариации орнаментальных и сюжетных композиций по мотивам древнегреческой керамики, совершенствовать навыки работы с художественными материалами. Метапредметные УУД: Регулятивные – научить принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания; Познавательные – научить находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы. Коммуникативные – рассуждать, формировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, вести познавательный диалог по теме урока. Личностные – иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности, научить объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Организа-ционный момент. |
Проверка готовности класса к уроку. Настрой на урок. |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Мы создадим палитру хорошего настроения. Выложим на нее только те цвета, которые описывают хорошее настроение. - Какая красота у нас получилась! Я желаю, чтобы весь урок вас сопровождало вот такое яркое, солнечное настроение. |
Выкладывают на доске «палитру хорошего настроения». |
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
II. Введение темы, постановка целей урока. |
|
- На протяжение уже нескольких уроков мы с вами знакомились с культурой Древней Греции, и сегодня мы продолжим ее изучение. Представьте себе, что вы археологи и раскопали некоторые предметы. Они перед вами (ваза, чашка, кастрюля, вилка). Какие предметы мы можем объединить и по какому признаку? - Ответы ваши верные. Ваза, чашка и кастрюля – это сосуды, так как в них можно налить воду, а вилка – столовый предмет. Слова «сосуды» и «посуда» на латинском - vas «вазы». - Ребята, как вы считаете, какой из этих предметов мог бы принадлежать эпохе Древней Греции (вилка появилась позже, лет 300 назад). - Конечно же это знаменитые античные вазы. В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины. По-гречески глина – «керамос», посуда из глины – «керамика», а роспись керамических сосудов – вазопись. - Попробуйте назвать тему урока. - В этом вам помогут ответы на следующие вопросы: - Какого цвета фигуры на вазах? (черные) - Где изготавливали вазы? (в Древней Греции) - Как определим тему нашего урока? Ваши мысли? Значит тема нашего урока «Чернофигурные вазы Древней Греции». (Учитель вывешивает на доску тему урока). - Что нового вы хотели бы узнать на этом уроке, каковы будут его задачи? -Задачей нашего урока будет знакомство с искусством древнегреческой вазописи. И вы сами выполните эскиз росписи вазы. |
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Анализируют информацию. Называют тему урока, задачи. |
Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, наблюдать, выделять существенные признаки объекта. Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество. Слушать одноклассников, учителя, вести познавательный диалог по теме урока. Личностные: проявляют интерес к учебно-познавательной деятельности. |
III. Изучение нового материала.
IV. Практическая работа
V. Итоги урока. Рефлексия
|
Познавательно-информационная беседа «Древнегреческая вазопись». Просмотр презентации.
Игра «Собери изображение вазы»
Сообщение по теме «Древнегреческий орнамент, его символика»
Работа с учебником
Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. |
- Древние греки были прекрасными гончарами и изготавливали большое количество красивой керамической посуды. В VI-V веке до н.э. достигло расцвета искусство вазописи – росписи ваз. В Афинах был целый цех, ремесленный квартал – Керамик, где работали гончары (1 слайд).
- В IV веке до н. э. рисунки на вазах исполняли в чернофигурной технике. - Как вы думаете, почему такое название техники? - Обратитесь к составу слова. Черные фигуры – у нас изображались на вазе (2 слайд).
- А в конце V века до н. э. на смену чернофигурной технике приходит краснофигурная. - Почему краснофигурная техника? (красные фигуры изображались на вазе) (3 слайд)
- А теперь сравните определение свое и на слайде. Чернофигурный стиль: изображения людей и животных были покрыты лаком и после обжига получались черными силуэтами, которые четко выделялись на фоне оранжево-красной глины.( слайд) Краснофигурный стиль заключался в том, что мастер обводил кисточкой контуры фигур и наносил птичьем пером складки одежды, мускулы и черты лица, а все свободное от изображения пространство вазы покрывал лаком. ( слайд)
- Ребята, проанализируйте и сравните, в чем различие этих двух техник росписи? ( слайд)
-Что изображали на древнегреческих вазах? ( слайд) - Ответить вам на этот вопрос поможет стихотворение Олега Тарутина «Что я видел в Эрмитаже».
Прекрасные эти античные вазы Понравились нам почему-то не сразу. «Подумаешь, вазы!» — подумали мы. Другим были заняты наши умы. Сначала на них мы взглянули, скучая, Потом мы к одной пригляделись случайно, Потом загляделись… И может быть, час Никак не могли оторваться от ваз. …То вазы-гиганты, То карлики вазы, И каждая ваза – с рисунком рассказом! …Герой в колеснице идёт на войну. Плывут аргонавты в чужую страну. Персей убивает медузу Горгону. Афина Паллада диктует законы. Сражается с Гектором грозный Ахилл (и Гектор, как видно, лишается сил)… А вот Артемида, богиня охоты, Из меткого лука стреляет в кого-то. А это на лире играет Орфей. А это вручают спортивный трофей. А вот – Одиссей, подающий советы. А это – кентавры… А это… А это… Но мы описать и не пробуем враз Крупнейшую в мире коллекцию ваз.
- Итак, что же изображалось на вазах? (образы мифологии, сцены поединков, древнегреческие боги, спортивные состязания)
- А теперь, как вы правильно сказали, давайте убедимся наглядно, все ли вы назвали или что-то упустили? Посмотрим на слайды. ( слайды – с сюжетными росписями). - Ребята, кто из вас знает, кто такие аргонавты? - Кто же являлся главными героями сюжетов росписи? - Обратимся к сноскам. ( слайд) (герои и боги) - В дальнейшем на уроках литературы и истории вы будете встречаться с ними. Если вы заинтересуетесь этим вопросом, прочитайте мифы Древней Греции.
- Керамические вазы имели разнообразные формы и у каждой было свое предназначение. (слайд) Амфора – сосуд для благовоний и масел, в маленьких дамы хранили парфюмерные жидкости. Кратер – для смешивания на пирах воды и вина. Лекиф – сосуд для масла, благовоний, им чаще пользовались спортсмены, натирали тело для ровного загара. Пелика – каплевидной формы сосуд, имел ритуальное предназначение. Килик – изящная ваза для питья. Киаф – черпак для разбавленного вина. Скифос (кубок Геракла) – большая чаша для вина. (слайды)
- У некоторых из вас на столах лежат конверты с заданием. Прочитайте его и выполните в паре с соседом.
- Остальные ребята, ответьте мне на вопрос. Какой стиль преобладал при росписи ваз?
- Выполнили задание в парах? Что вы должны были сделать? Что у вас получилось? (задания вывешиваются на доску) - Какой стиль росписи здесь представлен? (чернофигурный и краснофигурный) - Молодцы! (2 стиля – 2 изображения)
- Так с какими видами древнегреческих ваз вы познакомились сегодня на уроке? (краснофигурные и чернофигурные)
- Вазы украшали не только сюжетами с изображениями людей, но и орнаментом, имевшем символическое значение. Об этом вам расскажет Рожков Михаил.
- Откройте учебник на стр. 74. Прочитайте вопросы и ответьте на них. В каком месте древней вазы с геометрическим рисунком был скрыт хаос? (в нижней части вазы) Какие космические зоны можно выделить в ее строении? (горлышко – небо, средняя часть – тулово – земля, основание – нижний мир. Чем ваза похожа на человека (форма, название частей)? (своими пропорциями, формой. Имела отделы: горлышко, тулово – туловище, ручки вазы – «уши».
- Сегодня мы не только узнали интересное о древнегреческой керамике, но и научимся выполнять эскизы к росписи древнегреческой вазы. Как всегда, работать будем в разных техниках. Часть ребят будут работать в группах в технике граттаж. Остальные – индивидуально в технике росписи «от пятна». Вам в помощь на столах лежат шаблоны различных форм ваз и технологические карты. Работающие индивидуально в технике «от пятна», смотрите этапы работы в учебнике на стр. 75. Так как вы будете работать с ножницами, вспомним правила техники безопасности. А сейчас выполните эскиз древнегреческой вазы.
(На доске выставка работ в двух различных техниках) - Оцените работу товарища. В какой технике работа более эффектна?
- Назовите, на ваш взгляд, самую выразительную работу. - В какой технике понравилось работать больше?
- Работа может быть незавершенной, так как это эскиз. Вы осваивали эту технику, и у вас это получилось!
- Ребята, продолжите фразу: - я сегодня узнал… - у меня получилось… - мне бы хотелось…
- Домашним заданием вам будет: тем, кто работал в технике граттажа, подготовить сообщение по теме « Славянские мифы о сотворении мира. Остальным – прочитать параграф на стр. 76 – 80.
- Как бы вы оценили свое настроение после урока? У кого оно улучшилось, поднимите руки. - Всем спасибо за урок.
|
Учащиеся читают стихотворение:
Работа в парах и фронтально. Участвуют в игре.
Слушают выступление одноклассника, смотрят слайды, анализируют информацию, отвечают на вопросы.
Выполняют задание.
Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
|
Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, наблюдать, выделять существенные признаки объекта. Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество. Слушать одноклассников, учителя, вести познавательный диалог по теме урока. Личностные: проявляют интерес к учебно-познавательной деятельности.
Регулятивные: научатся выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы. Познавательные: научатся наблюдать, сравнивать.
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.