ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта урока изобразительного искусства
Тема: «Картина – портрет» 3«В» класс.
Выполнила:
Студентка группы Ш – 37
Башкирцева Екатерина Евгеньевна
Проверил:
Руководитель от школы:
Бычина Наталья Леонидовна_________
Руководитель практики:
Якушева Галина Ивановна
Оценка (______)____________
Соликамск, 2021
Технологическая карта
Тема урока |
«Картина – портрет» |
УМК |
«Школа России» (Б.М.Неменский) |
Цели деятельности педагога |
Познакомить учащихся с жанром портрет. Развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека. Подвести детей к умению воплощать свой замысел на уровне художественного обобщения, используя личные наблюдения за окружающими их людьми. Приобщение школьников к художественной культуре. |
Тип урока |
Изучение нового материала. |
Планируемые образовательные результаты |
предметные · сформировать потребность в общении с искусством и художественном творчестве, · сформировать начальные представления о жанрах изобразительного искусства, · сформировать способность воспринимать, описывать и эмоционально оценивать произведения художников - портретистов. личностные · сформировать осознанное стремление к освоению новых знаний, умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов, · сформировать осознание своей ответственности за общее дело, · сформировать ориентацию на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи, · сформировать уважительное отношение к культурно-исторической, духовной, социальной жизни родного края, · сформировать готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения. коммуникативные · сформировать умение входить в коммуникативную учебную и игровую ситуации, · сформировать умение принимать участие в диалоге, · сформировать умение принимать участие в работах группами, · сформировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. познавательные · сформировать умение работать с информацией, представленной в виде изображения, · сформировать умение выделять ряд признаков в изучаемом объекте и подводить анализируемый объект под понятие (жанр « портрет»), · сформировать умение аргументировать свою точку зрения, · сформировать умение проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, · сформировать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы. регулятивные сформировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
|
Методы и формы обучения |
Методы:объяснительно-иллюстративный,
словесный, практический, эвристический; |
Основные понятия и термины |
Картина, музей, пейзаж. |
Наглядно- демонстрационный материал |
Презентация, раздаточный материал. |
Оборудование |
АРМ педагога, наглядно-демонстрационный материал, канцелярские принадлежности. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации |
УУД |
Промежуточный контроль |
Орг. Момент |
Приветствие |
-
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Будьте все внимательны, а еще
старательны. Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и еще тише мальчики.
Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у
вас будет хорошее настроение. Сядьте ровно и красиво. Покажите, как должен
сидеть настоящий ученик. Учитель: - Добрый день, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в таинственный мир изобразительного искусства. А для того чтобы попасть в этот прекрасный мир, нам поможет волшебное зеркало. Вы должны посмотреть в него и похвалить себя. И только после этого таинства искусства будут открыты для нас. Молодцы! Волшебное зеркало сработало. Но что случилось? Мой компьютер заболел, подхватил инфекцию, а там вся информация с прошедших уроков. Как же восстановить наши знания? Надо вылечить мой компьютер? И я предлагаю вам это сделать? Согласны? А для этого вы должны ответить на вопросы: Что же такое пейзаж?
Какие жанры изобразительного искусства вы ещё знаете? А кто знает как называется жанр, в котором изображается конкретный человек? |
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.
-да
«Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа
Натюрморт, портрет, исторический
Портрет |
Фронтальная |
Р:Осуществлять контроль; Принимают и сохраняют учебную задачу; Л: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности |
Зрительный контакт
|
СТИЦ |
2,3 слайд |
Сегодня мы с вами попробуем нарисовать портрет своего друга или знакомого. А может кто-то захочет нарисовать сам себя, как будет называться такой портрет? Ребята, а где хранятся портреты на которых изображены люди? А как вы думаете, нужны ли они нам или в мире современных технологий мы не нуждаемся в музеях? Есть такое высказывание, что МУЗЕЙ – ЭТО ХРАМ ИСКУССТВА, вы с ним согласны? Я предлагаю вам отправится в музей изобразительного искусства – Третьяковскую галерею, которая находится в Москве. И посетим зал, где хранятся портреты известных художников.
|
Автопортрет
В музеях
Да, там можно увидеть картины которым уже много лет
-Да, согласны |
Фронтальная |
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме Умение слушать и понимать речь других
|
Зрительный контакт |
Вступительная беседа. |
4-12
слайд |
Посмотрим на портрет Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками» Валентин Серов написал этот портрет всего за несколько часов. Это его дочь – Верочка, она была настолько непоседа, что её сложно было поймать на месте. Обратите внимание какой бант на шее изобразил Валентин Серов, он похож на бабочку, будто Верочка как бабочка вот-вот вспорхнет и убежит. Как вы думаете, что художник хотел показать нам этим портретом? «Счастливое детство» этой девочки. Посмотрите какой вокруг интерьер, светлая комната. Сколько персиков лежит на столе? Какие краски вы видите? Все краски чистые, почти прозрачные. Валентин Серов очень любит изображать в портретах детей. Посмотрите на портрет «Мика Морозов» Хранится он в Третьяковской галерее. А посвящён этот портрет, наверное, вам – всем детям. Мальчик только что проснулся и встал с постели. Как художник передал нам эту информацию? Посмотрите, у него розовые щёчки после сна, огромные блестящие глазки. И не только потому, что утро такое солнечное. Очень много интересного вокруг! - Ребята! Как вы думаете, чем будет заниматься Мика в течение дня? У него, наверное, есть щенок и котёнок. Он с ними играет! Мика весёлый, звонкоголосый, любознательный, забавный. – Ребята, а что делает Мика сейчас? Учитель – Да. Сидя в кресле, мальчик позирует художнику. Как вы думаете, ему трудно усидеть на месте? Почему? Попробуйте сесть так, как сидит Мика. Пожалуй, мама или бабушка рассказывают ему интересную сказку. Сказки мальчик любит слушать. И о рыбаке и золотой рыбке, и про Красную Шапочку... - Ребята! Мика напоминает ваших младших братьев и сестричек? Вы бы хотели с ним подружиться? Почему? – А это художник Илья Ефимович Репин, автор портрета Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи. Посмотрите как Павел Третьяков задумался около картин в одном из залов Третьяковской галереи. Илью Репина, также как и Валентина Серова интересовали детские лица. Посмотрите как он написал портрет своей дочери и назвал его «Стрекоза» Ребята, а как вы думаете, почему художник именно так назвал этот портрет? Как высоко взобралась! Художник изобразил девочку на фоне неба. Не случайно! Мы видим девочку, которая весело покачивая ножками, сидит на высокой перекладине штакетника. Она напоминает стрекозу, которая сидит на цветке и помахивает прозрачными крылышками. - Вот-вот непоседа и озорница соскользнет вниз и весело убежит прочь. Вот мыс вами и совершили небольшое путешествие по залу Третьяковской галереи. С какими портретами мы там познакомились? -Верно. На всех этих портретах изображены люди абсолютно разные, в разной одежде, разного возраста, ведь каждый человек индивидуален. |
Детство этой девочки
– Мика любит бегать, прыгать, играть в прятки. Ещё он любит кататься на качелях! И на велосипеде! Любит строить город из песка. Кушать конфеты!
-Он сидит в кресле.
Да! Трудно! Потому что он ребёнок и у него куча энергии.
– Да. Он такой же, как мой брат: подвижный и забавный.
Я люблю бегать, прыгать, танцевать и моя бабушка называет меня «стрекоза».
Да, он такой же как мой брат: подвижный и забавный.
Я люблю бегать, прыгать, танцевать и моя бабушка называет меня «стрекоза»
«Девочка с персиками», «Мика Морозов» и «Стрекоза»
|
Фронтальная |
Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
|
Ориентироваться в материале, определять круг своего незнания, осуществлять выбор незнаний; |
Объяснение практического задания. |
|
- А теперь мы с вами побудем немного художниками – портретистами. И вы можете написать портрет своего друга, соседа по парте, мамы, папы или любого человека, которого захотите нарисовать. - Давайте сейчас посмотрим, как рисовать портрет. 1 этап. Подумайте как вы расположите лист(вертикально или горизонтально). Я расположила лист вертикально и решила изобразить свою подругу. Далее я наметила размер головы(голова в форме яйца, сверху широко, снизу узко), нужно оставить место сверху для волос. Затем нарисовала шею и плечи. Вы можете изобразить человека во весь рост, по пояс или же как я по плечи. 2 этап. Лёгкой линией намечаю линию глаз, затем мысленно делим пополам расстояние от линии глаз до подбородка и отмечаем линию носа, далее вновь делим расстояние, только на этот раз от линии носа до подбородка и отмечаем линию рта. 3 этап. Лицо симметрично, поэтому проводим по середине головы вертикальную линию, еле заметную. 4 этап. Рисуем глаза(Верхнее веко и нижнее), глазное яблоко, нос, выше глаз брови и губы. Чтобы человек, которого вы изображаете получился улыбчивым, нужно поднять уголки губ. 5 этап. Прорисовываем причёску, элементы одежды и если из-за причёски видно уши, то изображаем и их (размер от линии глаз до линии носа) 6 этап. Выполняем работу в цвете.
|
- Слушают учителя. |
Фронтальная индивидуальная |
Р:осуществляют контроль деятельности |
Под руководством учителя обучающиеся анализируют, составляют последовательность работы над изделием |
Физминутка. |
|
-
Но прежде чем приступить к практической работе, давайте немного с вами
отдохнем. Проведем физминутку. Первый раз показываю я, второй раз повторяете
движения за мной, третий раз – повторяете движения и слова вместе со мной. |
- Повторяют за учителем. |
|
|
|
Самостоятельная практическая работа. |
|
- Расположите лист бумаги так, как вы решили изображать
портрет(горизонтально или вертикально) и приступайте к работе в карандаше. |
Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. |
|
|
|
Итоги урока. Рефлексия. |
|
Выставка работ. Учащиеся выходят к доске по рядам и представляют свою работу . Спрашиваю у некоторых учеников кого они изобразили. А ЗАКОНЧИТЬ УРОК ХОТЕЛОСЬ БЫ ТЕМ, ЧТОБЫ ВЫ ВЫБРАЛМИ ДЛЯ СЕБЯ КАРТИНКУ «СОЛНЫШКО»- вам урок понравился, вы узнали новое, интересное ИЛИ «ОБЛАЧКО-ТУЧКУ»- что-то сегодня не получилось или ещё об этом предстоит поговорить.
|
Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Отвечают на вопросы. |
Фронтальная |
Л: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников. |
Устные ответы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.