Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе
Тема урока: Жостовские букеты
● Цель урока: познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России - Жостовской росписью.
Планируемые результаты обучения.
Предметные:
Учащийся научится:
Базовый уровень:
✓ Осваивать особенности образно-выразительного языка жостовской росписи;
✓ Узнавать элементы «жостовкого письма» ( цветы, травинки,листочки)
✓ Выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять из них узоры;
✓ Понимать технику и знать название этапов росписи: грунтовка,замалевок,тенежка.прокладка.бликовка,чертежка.привязка.уборка;
✓ Различать изученные ранее виды росписи;
✓ Овладевать практическими навыками.
Повышенный уровень:
✓ Выполнять роспись «жостовского букета» на заготовленном ранее подносе.
Метапредметные :
Познавательные УУД:
✓ Сравнивать виды росписи, узнавать их элементы ; находить общее с другими видами росписи;
✓ Понимать значение выполнения поэтапности «жостовской росписи» ;
Коммуникативные УУД;
✓ Уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в парах ;проявлять взаимопонимание и взаимопомощь;
✓ Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; выполнять задания по карточкам работая в парах.
Регулятивные УУД;
✓ Выполнять действия по реализации творческого задания.
Личностные- индивидуальные качества. которые приобретут обучающиеся:
✓ Чувство гордости за культуру и искусство своей родины и своего народа;
✓ Развитие творческих способностей в процессе выполнения жостовской росписи;
✓ Развитие эстетических чувств.
1.Мотивационный этап(пролог)
( На столике Жостовские подносы покрытые белой скатертью)
Вот кисти на столе, а вот альбом
Как хочется достать сегодня краски!
И мы плывем в волшебную страну
Страну народных промыслов прекрасных.(1 слайд)
Ребята, что вы предполагаете услышав эти строки? Определите свое настроение выбором карточек определенного цвета: восхищение- оранжевый, радость-красный, интерес-зеленый, белый -равнодушие.
Попробуем с вами догадаться, чему мы посвятим сегодня свой урок и сформулируем тему.
2.Актуализация знаний обучающихся, постановка проблемы урока
Что такое промыслы? (Ответы детей) У: Да промысел-это возможность заработать деньги. Он включает использование природных материалов, из которых и создаются продукты труда созданные человеком. Какие виды народных промыслов вам уже известны? (Дети -Хохлома, Гжель, Городец). Сколько нового и интересного мы узнали и узнаем на уроках изобразительного искусства! Наша волшебная кисть помогает творить чудеса, знакомит нас с новым и интересным.
Определите,каковы отличия изученных ранее промыслов? Ответить на этот вопрос вы сможете заполнив карточку (Карточка № 1) (2 слайд)
Ещё один художественный народный промысел – это Жостовская роспись. К северу от Москвы, на живописном берегу Клязьминского водохранилища, расступившиеся деревья густого леса открывают вид на просторы полей и широкую гладь залива, раскинулось небольшое старинное селение Жостово, широко известное ныне как один из крупнейших центров русского народного искусства. Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла Жостово. (3 слайд)
Проблема урока: Главная задача нашего урока - узнать, что принесло славу Жостову?
• Будьте внимательны на уроке. Вы сможете не только ответить на этот вопрос, но и создать образ своего подноса.
• На столах у вас лежат 3 карточки с которыми вы будете работать в течение урока.
3.Усвоение новых знаний и способов действия.
3.1Усвоение новых знаний.
Село Жостово прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. Никто лучше местных умельцев не мог рисовать цветы на железных подносах. Талант народных художников превращал скромные предметы домашнего обихода в подлинные произведения искусства. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.(4 слайд)
Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется, без каких бы то ни было образцов или эталонов. Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых, мастера работают творчески не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных.
- Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. (5 слайд )
Какие же размеры и формы имели подносы?
➢ Работа с карточкой №2(сопоставление геометрических форм с формой подноса) Дети выбирают понравившуюся форму и размер подноса, одновременно закрепляя полученные знания.
Сопоставить выполненное задание с информацией на слайде:
➢ Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» — не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков (слайд № 6)
Чем украшали подносы?
➢ Работа с карточкой № 3( выбор узора) Дети работают с карточками выбирая нужный вид росписи.
Сопоставить правильность выбранного узора с узорами на слайде:
Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками(7слайд) В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная «царица садов и оранжерей» – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки. Помимо цветов подносы могут украшать и пейзажи, и сказочная тройка лошадей.
А сейчас ребята, мы перейдем к творческому заданию. Определите этапы и последовательность нанесения рисунка.
➢ Работа с карточкой № 4.
Этапы и приёмы росписи (слайд) Дети пробуют самостоятельно решить эту задачу и определить правильную последовательность выполнения росписи, затем сопоставляют с информацией на слайде:
• Грунтовка-поверхность подноса покрывается однотонной краской.
• Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.
• Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём.
• Бликовка – Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.
• Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.
• Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.
• Уборка- завершающий этап, рисуется окантовка.
- С какой росписью можно сравнить Жостовскую роспись?(Ответы детей)
3.2.Формирование практических умений. А теперь ребята, вы создадите свои эскизы. Каждый из вас будет одним из жостовских мастеров. Насколько хорошо вы справитесь со своим заданием, мы увидим в конце урока.
У каждой пары свои задания:
1.Определить форму и размер подноса.
2.Определить, каким цветом заполнить поле подноса.
5.Выполнить основной рисунок.
Каждая пара будет выполнять свой рисунок, но все вы должны использовать знания, которые получили на уроке:
➢ Жостовские подносы имеют разные размеры и формы: овальную, круглую. прямоугольную, восьмиугольную. треугольную и др.
➢ Основной вид росписи жостовского подноса - букет цветов, крупных и мелких.
➢ Выполнять правильную последовательность рисунка
➢ Цветы имеют различную окраску: голубые, оранжевые, красные, желтые, белые.
Дети создают свои работы. Звучит легкая музыка. На заставке остается несколько подносов для образца)
4. Итог урока.
1.Презентация работ.
2.Рефлексия.
3.Подведение итогов.
Д/З: Узнать о нынешних мастерах декоративно-прикладного искусства. Где и как применяются изделия в современной жизни
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.