Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе «Жостовские букеты»
Оценка 4.8

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе «Жостовские букеты»

Оценка 4.8
rtf
16.01.2021
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе «Жостовские букеты»
New Document.rtf

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

 

Тема урока: Жостовские букеты

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России - Жостовской росписью.

Планируемые результаты обучения.

Предметные:

    Учащийся научится:

Базовый уровень: 

Осваивать особенности образно-выразительного языка жостовской росписи;

Узнавать элементы «жостовкого письма» ( цветы, травинки,листочки)

Выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять из них узоры;

Понимать технику и знать название этапов росписи: грунтовка,замалевок,тенежка.прокладка.бликовка,чертежка.привязка.уборка;

Различать изученные ранее виды росписи;

Овладевать практическими навыками.

Повышенный уровень:

Выполнять роспись «жостовского букета» на заготовленном ранее подносе.

Метапредметные :

Познавательные УУД:

Сравнивать виды росписи, узнавать их элементы ; находить общее с другими видами росписи;

Понимать значение выполнения поэтапности  «жостовской росписи» ;

Коммуникативные УУД;

Уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в парах ;проявлять взаимопонимание и взаимопомощь;

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; выполнять задания по карточкам работая в парах.

Регулятивные УУД;

Выполнять действия по реализации творческого задания.

Личностные- индивидуальные качества. которые приобретут обучающиеся:

Чувство гордости за культуру и искусство своей родины и своего народа;

Развитие творческих способностей в процессе выполнения  жостовской росписи;

Развитие эстетических  чувств.

 

 

1.Мотивационный этап(пролог)

( На столике Жостовские подносы покрытые  белой скатертью)

Вот кисти  на столе,  а вот  альбом

Как хочется достать сегодня краски!

И мы плывем в волшебную страну

Страну народных промыслов прекрасных.(1 слайд)

Ребята, что вы предполагаете услышав эти строки? Определите свое настроение выбором карточек определенного цвета: восхищение- оранжевый, радость-красный, интерес-зеленый, белый -равнодушие.

Попробуем с вами догадаться, чему мы посвятим сегодня свой урок и сформулируем тему.

2.Актуализация знаний обучающихся, постановка проблемы урока

Что такое промыслы? (Ответы детей)                                                                                             У:     Да  промысел-это возможность заработать деньги. Он включает использование природных материалов, из которых и создаются продукты труда созданные человеком.                                   Какие виды народных промыслов вам уже известны?                                                                 (Дети -Хохлома, Гжель, Городец).                                                                                            Сколько нового и интересного мы узнали  и узнаем на уроках изобразительного искусства! Наша волшебная кисть помогает творить чудеса, знакомит нас с новым и интересным.

Определите,каковы отличия изученных ранее промыслов? Ответить на этот вопрос вы сможете заполнив карточку (Карточка № 1) (2 слайд)

Ещё один художественный народный промысел – это Жостовская роспись. К северу от Москвы, на живописном берегу Клязьминского водохранилища, расступившиеся деревья густого леса открывают вид на просторы полей и широкую гладь залива, раскинулось небольшое старинное селение Жостово, широко известное ныне как один из крупнейших центров русского народного искусства. Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла Жостово. (3 слайд)

Проблема урока:  Главная задача нашего  урока - узнать, что принесло славу Жостову?

Будьте внимательны на уроке. Вы сможете не только ответить на этот вопрос, но и создать образ своего подноса.

На столах у вас лежат 3 карточки  с которыми вы будете работать в течение урока.

3.Усвоение новых знаний и способов действия.

3.1Усвоение новых знаний.

Село Жостово прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом.  Никто лучше местных умельцев не мог рисовать цветы на железных подносах. Талант народных художников превращал скромные предметы домашнего обихода в подлинные произведения искусства. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.(4 слайд)

Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется, без каких бы то ни было образцов или эталонов. Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых, мастера работают творчески не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных.

- Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. (5 слайд )

Какие же размеры и формы имели подносы?

Работа с карточкой №2(сопоставление геометрических форм с формой подноса) Дети выбирают понравившуюся форму и размер подноса, одновременно закрепляя полученные  знания.

Сопоставить выполненное задание с информацией на слайде:

Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» — не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков (слайд № 6)

Чем украшали подносы?

Работа с карточкой № 3( выбор узора) Дети работают с карточками выбирая нужный вид росписи.

Сопоставить правильность выбранного узора с узорами на слайде:

Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками(7слайд) В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная «царица садов и оранжерей» – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки. Помимо цветов подносы могут украшать и пейзажи, и сказочная тройка лошадей.

А сейчас ребята, мы перейдем  к творческому заданию. Определите этапы и последовательность нанесения рисунка.

Работа с карточкой № 4.

Этапы и приёмы росписи (слайд) Дети пробуют самостоятельно решить эту задачу и определить правильную последовательность выполнения росписи, затем сопоставляют с информацией на слайде:

Грунтовка-поверхность подноса покрывается однотонной краской.

Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.

Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём.

Бликовка – Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.

Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.

Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.

Уборка- завершающий этап, рисуется окантовка.

- С какой росписью можно сравнить Жостовскую роспись?(Ответы детей)

3.2.Формирование практических умений.                                                                                            А    теперь  ребята,  вы создадите свои эскизы. Каждый из вас будет одним из жостовских мастеров. Насколько хорошо вы справитесь со своим  заданием, мы увидим в конце урока.

У каждой пары свои задания:

1.Определить форму и размер подноса.

2.Определить, каким цветом заполнить поле подноса.

5.Выполнить основной рисунок.

Каждая пара будет выполнять свой рисунок, но все вы должны использовать знания, которые получили на уроке:

Жостовские подносы имеют разные размеры и формы: овальную, круглую. прямоугольную, восьмиугольную. треугольную и др.

Основной вид росписи жостовского подноса - букет цветов, крупных и мелких.

Выполнять правильную последовательность рисунка

Цветы имеют различную окраску: голубые, оранжевые, красные, желтые, белые.

Дети создают свои работы. Звучит легкая музыка. На заставке остается несколько подносов для образца)

4. Итог урока.

1.Презентация работ.

2.Рефлексия.

3.Подведение итогов.

Д/З: Узнать о нынешних мастерах декоративно-прикладного искусства. Где и как применяются изделия в современной жизни

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

Уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в парах ;проявлять взаимопонимание и взаимопомощь; ✓

Уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в парах ;проявлять взаимопонимание и взаимопомощь; ✓

Что такое промыслы? (Ответы детей)

Что такое промыслы? (Ответы детей)

На столах у вас лежат 3 карточки с которыми вы будете работать в течение урока

На столах у вас лежат 3 карточки с которыми вы будете работать в течение урока

Сопоставить выполненное задание с информацией на слайде: ➢

Сопоставить выполненное задание с информацией на слайде: ➢

Грунтовка-поверхность подноса покрывается однотонной краской

Грунтовка-поверхность подноса покрывается однотонной краской

Основной вид росписи жостовского подноса - букет цветов, крупных и мелких

Основной вид росписи жостовского подноса - букет цветов, крупных и мелких
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2021