Конспект урока: Коллективизация в СССР
Оценка 4.9

Конспект урока: Коллективизация в СССР

Оценка 4.9
docx
10.01.2020
Конспект урока: Коллективизация в СССР
Коллективизация в ССС .docx

 

Тема урока: «Коллективизация в СССР»  

 

Цели урока:Выявить причины, усвоить сущность сплошной коллективизации и политики ликвидации кулачества как класса, проследить экономические, социальные и политические последствия «нового курса в деревне».

 

Задачи урока:

1. Сформировать представления о целях и специфике «сталинской модернизации», о характере, ходе и первых результатах политики массовой коллективизации.

2. Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, навыков составления тематической таблицы, работы с документами, необходимых для правильного выполнения заданий.

3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства толерантности к судьбам народа.

 

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с разными точками зрения по вопросу осуществления проблемы коллективизации,  выяснят причины необходимости проведения индустриализации, ее цели и содержание; выявят положительные и отрицательные последствия этого процесса, обобщат полученный материал.

 

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока

 - Учебник Н.В. Загладина, С.И. Козленко и др. «История России XX-начало XXI

вв.»2010г.

- Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории 11 класс, М., «Владос», 2010г.

- Зуев М.Н. История России для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, «Дрофа», 2001.

  -А.В.Серкин «тематическое и поурочное планирование по истории России 20-21в» 11 кл  М. «Экзамен» 2010г,

Ход урока

1.      Организационный момент.

2.      Проверка уровня усвоения предыдущего материала.

 

Подготовка развернутого ответа.

 

1.      В чем заключалась двойственность (противоречивость) внешней политики СССР в 20-е гг.?

2.      Задания по карточкам (3 ученика).

А) - Что такое Коминтерн и какие функции он выполнял?

- Какую роль играла партия большевиков в деятельности Коминтерна?

Б) - Какие страны первыми подписали мирные договоры с РСФСР?

- Почему ведущие капиталистические страны подписали торговые договоры с

Советской Россией?

В) - Какие проблемы решались на Генуэзской конференции в апреле 1922 г.?

- Почему русская делегация подписала договор о восстановлении дипломатических и

экономических отношений с немецкой делегацией в Рапалло?

 

Задания на повторение

Установите соответствие между датами и событиями.

Даты                                                        События                                        Ответ:

А) 1921 г.                                    1) Генуэзская конференция                     А-5

Б) 1922 г.                                    2) 2 съезд Советов РСДРП(б)                  Б-1

В) 1924 г.                                    3) Заключение Брестского мира             В-4

Г) 1917 г.                                    4)Принятие Конституции СССР            Г-2

                                                    5) Переход к НЭПу

Установите соответствие между руководителями РСДРП (б) – РКП (б) и их деятельностью в 1917 – 1922 гг.

Руководители

А) Ф.Э. Дзержинский

Б) И.В. Сталин

В) Л.Д. Троцкий

Г) Н.И. Бухарин

Деятельность.

1)      Руководство Реввоенсоветом в годы Гражданской войны.

2)      Лидерство среди «левых коммунистов», предложение превращения войны с Германией в революционный поход в Европу.

3)      Предложение плана вхождения республик в состав РСФСР в качестве автономий.

4)      Руководство Всероссийской чрезвычайной комиссией.

5)      Выступление против роспуска Учредительного собрания.

Ответ:

А-4; Б-3; В-1; Г-2.

Задания с открытым кратким ответом.

 

Прочтите отрывок из речи Л.Б. Каменева (1925г.) и напишите фамилию политического деятеля, против которого она была обращена:

 

«…лично я полагаю, что наш генеральный секретарь не является той фигурой, которая может объединить вокруг себя старый большевистский штаб»

Ответ: И.В. Сталин

3.      Объяснение нового материала.

Нашу сегодняшнюю встречу мы проведем в виде заседания редакционной коллегии газеты «Исторический вестник».

Редакцией газеты были направлены корреспонденты в различные уголки нашей страны для сбора материала о ходе коллективизации. Давайте выслушаем их.

 

1-й корреспондент

На XV съезде партии в 1927 году был взят курс на коллективизацию. Редакция газеты «Исторический вестник» поручила мне собрать материал о ситуации в деревне накануне серьезных изменений.

СССР - страна аграрная. Более 80% населения нашей страны живет в селах. Коллективные хозяйства в ней уже есть. К 1928 году в них насчитывалось около 1% всех крестьянских дворов, но дворы эти бедняцкие. Примерно 25 млн. крестьянских хозяйств остаются индивидуальными.

На сегодняшний день ситуация в деревне несколько лучше, чем до первой мировой войны. Увеличились посевные площади, повысился урожай, улучшилось техническое оснащение деревни. Но поговорив с крестьянами я убедилась в том, что они не желают сдавать хлеб государству. Причина заключалась в том, что государство покупало хлеб по ценам, значительно ниже рыночных.

Я старалась объяснить им, что от их политики страдают горожане, т.к. продуктов не хватает, и вводятся карточки. Страдает и вся страна в целом, потому что мы продаем хлеб за границу, а полученные деньги используем для модернизации промышленности.

Но мои слушатели не хотели меня понимать. Им ближе собственное благополучие.

Пообщалась я с деревенскими коммунистами. Они очень опасались того, что сохранение частного сектора в деревне будет способствовать возрождению капиталистических отношений. Частники не будут поддерживать новую власть.

 

 

2-й корреспондент

Я по заданию редакции знакомилась с решениями партии и правительства по вопросу коллективизации.

Ноябрьский 1929 года Пленум ЦК принимает следующие решения по темпам коллективизации:

А) зерновые районы к 1931 – 1932 гг.

Б) районы, потребляющие зерно к 1934 году.

В) остальные районы – вторая пятилетка.

 

За счет увеличения материальной помощи деревне и усиления пропаганды за создание колхозов, с число их за год увеличилось с 14 800 (1928 г.) до 70 000 (1929 г.)

И.В.Сталин обобщил эти факты и объявил о начале коренного перелома в колхозном движении.

7 ноября 1929 года вышла его статья «Год великого перелома».

В связи с этим в январе 1930 г. принято Постановление ЦК ВКП(б) «О темпах коллективизации и о мерах помощи государства колхозному строительству»

Это Постановление изменило темпы коллективизации:

А) зерновые районы (Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье, Украина) – осень 1930 – весна 1931 год.

Б) потребляющие районы – осень 1931 год или весна 1932 год.

В) остальные районы – первая пятилетка.

 

3-й корреспондент

В феврале 1930 года я присутствовал на бюро Северного крайкома. Бюро постановило:

1. Отнести контрреволюционную верхушку кулачества края к первой категории и немедленно начать её ликвидацию.

2. В районах сплошной коллективизации кулачество отнести ко второй категории. Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, жилье, хозяйственные постройки, корма, семена, а сами кулацкие семьи выселить в северные необжитые районы края.

3. Отдельные кулацкие хозяйства не вошедшие во вторую категорию, отнести к третьей категории, которая подлежит расселению в пределах района коллективизации на новых отводимых им за пределами колхозов землях.

В феврале 1930 года Советской властью был установлен план: примерно 240 – 250 тысяч семей намечено было до конца года охватить мерами, установленными для первых двух категорий.

 

Физкультминутка.

Исходное положение – сидя на стуле.

1.      Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. (Повтор 4 раза).

 

Исходное положение – сидя, руки на поясе.

2.      Поворот головы вправо.

   Исходное положение.

   Поворот головы влево.

   Исходное положение

   (Повторить 6 раз).

 

4-й корреспондент

В ходе командировки я узнала, что к началу марта 1930 года в колхозах было свыше 50% крестьянских хозяйств. ТОЗы, где объединялись только полевые наделы, преобразовываются в коммуны. Принудительно обобществляются дома, мелкий скот и даже домашняя птица.

В этом же году перечислены признаки кулацких хозяйств:

- мельницы, маслобойни и другие орудия, где применялся механический двигатель;

- систематическая сдача в наем сельхозмашин с механическим двигателем;

- сдача в наем оборудованных помещений под жилье или предприятие;

- занятие торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством.

Если хозяйство обладало хотя бы одним из перечисленных признаков и имело доход на едока 300 рублей в год, его относили к кулацкому. За отказ вступить в колхоз человека лишали избирательного права («лишенцы») и тоже раскулачивали.

 

5-й корреспондент

Я побывал на машинотракторных станциях. Они созданы для контроля за техникой, которая стала поступать в деревню. Производительность труда в деревне увеличилась, многие тяжелые работы стало выполнять значительно легче. Те, чей труд заменили машины, ушли в города. Услуги МТС были обязательными, а цены устанавливали партийные органы. Все это привело к получению государством с крестьян дополнительных средств.

 

Редакция получила ряд писем о ситуации в деревне.

Фрагменты двух из них я Вам зачитаю:

 

«…В России много помирало с голода, так что негде было взять хлеба. Ели собак, лошадей, кошек, лягушек – одним словом, всякую тварь…»

 

«…Мы жили уже в Одессе, на улице Свердлова. Осенью в городе появились первые голодающие. Они неслышно садились семьями вокруг теплых асфальтовых котлов позади их законных хозяев - беспризорников – и молча смотрели в огонь. Глаза у них были одинаковые – у стариков, женщин, грудных детей. Никто не плакал…»

 

3.      Закрепление изученного материала.

А теперь вернемся в наше время и опираясь на полученный материал выясним причины коллективизации, её принципы, запишем этапы и подведем результаты.

 

Причины коллективизации

Индустриализация.

Необходимость власти в социальной опоре в деревне в лице бедняков.

 

Сплошная коллективизация.

Ликвидация кулачества.

Лишение раскулаченных гражданских прав и высылка.

Стремление к наибольшему обобществлению (коммуны).

Огосударствление МТС.

Запрещение аренды и наемного труда.

 

Результаты коллективизации.

КРЕСТЬЯНЕ

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Потеря самостоятельности

Животноводство не оправилось от массового забоя скота

Массовая гибель людей при раскулачивании и голоде

Валовые сборы зерна не поднялись

Бесплатная работа на государство

Техника широко вошла в жизнь колхозов.

Полное бесправие, нужда, бедность

 

 

 

 

 

 

Закрепление - Выполнить тестовые задания по закреплению.

 

 

1. Против перекачки средств для проведения индустриализации из деревни в город выступал.

 

1) Л.Д.Троцкий

2) И.В.Сталин

3) Н.И.Бухарин

4) Н.И. Калинин.

 

2. Что из названного относилось к последствиям индустриализации в СССР в 1930-гг.?

 

1) ликвидация безработицы

2) рост производства товаров широкого потребления

3) полная механизация сельского хозяйства

4) автоматизация производства.

 

В1.Расположите термины в хронологической последовательности их появления.

А. Раскулачивание

Б. Стахановец

В. ВЧК

Г.  Совет Народных Комиссаров

 

В2. Установите соответствие между приведенными понятиями и их признаками

ПОНЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А. рабфак

1. художественный метод, утвердившийся в советском искусств

В. социалистический реализм

2. нормативный правовой акт, издаваемый правительством.

Г. индустриализация

3. орган подготовки трудящейся молодежи к получению высшего образования

Д. декрет

4. процесс создания крупного машинного производства

 

5. политика, направленная на принятие народами русских обычаев и традиций

 

 

4.       Подведение итога урока.

 

И все-таки в конечном итоге коллективизация позволила получить средства для развития промышленности, создать базу для повышения производительности сельского хозяйства. Но ценой этих успехов были миллионы жертв и установление жесткой зависимости крестьян от государства, напоминавшей о временах крепостного права.

 

5.      Рефлексия: Выразить свое отношение к уроку в одном, двух предложениях.

6.      Домашнее задание.

1.      Параграф 17. Ответить на вопрос № 2, 4 на стр. 156.

2.      Письменно прокомментируйте высказывание:

«После завершения коллективизации вся экономическая жизнь страны оказалась полностью в руках Сталина, все граждане были целиком зависимы от государства и в политическом, и в экономическом отношении. Одновременно была завершена и монополизация духовной жизни» (Геллер М., Некрич А. Утопия у власти, М. 1996)

 

 

Используемая литература:

1.      Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А.  История Отечества 20 – начало 21 вв., М.» Русское слова», 2005

2.      Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории 9 класс, М., «Владос», 2001

3.      Зуев М.Н. История России для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, «Дрофа», 2001.

4.      Материалы сайтов «Открытый урок», «Мастерская творческих учителей».

 

Конспект урока: Коллективизация в СССР

Конспект урока: Коллективизация в СССР

Конспект урока: Коллективизация в СССР

Конспект урока: Коллективизация в СССР

Конспект урока: Коллективизация в СССР

Конспект урока: Коллективизация в СССР

Конспект урока: Коллективизация в СССР

Конспект урока: Коллективизация в СССР

Конспект урока: Коллективизация в СССР

Конспект урока: Коллективизация в СССР

Конспект урока: Коллективизация в СССР

Конспект урока: Коллективизация в СССР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2020