Тема урока: «Коллективизация в СССР»
Цели урока:Выявить причины, усвоить сущность сплошной коллективизации и политики ликвидации кулачества как класса, проследить экономические, социальные и политические последствия «нового курса в деревне».
Задачи урока:
1. Сформировать представления о целях и специфике «сталинской модернизации», о характере, ходе и первых результатах политики массовой коллективизации.
2. Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, навыков составления тематической таблицы, работы с документами, необходимых для правильного выполнения заданий.
3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства толерантности к судьбам народа.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с разными точками зрения по вопросу осуществления проблемы коллективизации, выяснят причины необходимости проведения индустриализации, ее цели и содержание; выявят положительные и отрицательные последствия этого процесса, обобщат полученный материал.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
- Учебник Н.В. Загладина, С.И. Козленко и др. «История России XX-начало XXI
вв.»2010г.
- Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории 11 класс, М., «Владос», 2010г.
- Зуев М.Н. История России для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, «Дрофа», 2001.
-А.В.Серкин «тематическое и поурочное планирование по истории России 20-21в» 11 кл М. «Экзамен» 2010г,
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка уровня усвоения предыдущего материала.
Подготовка развернутого ответа.
1. В чем заключалась двойственность (противоречивость) внешней политики СССР в 20-е гг.?
2. Задания по карточкам (3 ученика).
А) - Что такое Коминтерн и какие функции он выполнял?
- Какую роль играла партия большевиков в деятельности Коминтерна?
Б) - Какие страны первыми подписали мирные договоры с РСФСР?
- Почему ведущие капиталистические страны подписали торговые договоры с
Советской Россией?
В) - Какие проблемы решались на Генуэзской конференции в апреле 1922 г.?
- Почему русская делегация подписала договор о восстановлении дипломатических и
экономических отношений с немецкой делегацией в Рапалло?
Задания на повторение
Установите соответствие между датами и событиями.
Даты События Ответ:
А) 1921 г. 1) Генуэзская конференция А-5
Б) 1922 г. 2) 2 съезд Советов РСДРП(б) Б-1
В) 1924 г. 3) Заключение Брестского мира В-4
Г) 1917 г. 4)Принятие Конституции СССР Г-2
5) Переход к НЭПу
Установите соответствие между руководителями РСДРП (б) – РКП (б) и их деятельностью в 1917 – 1922 гг.
Руководители
А) Ф.Э. Дзержинский
Б) И.В. Сталин
В) Л.Д. Троцкий
Г) Н.И. Бухарин
Деятельность.
1) Руководство Реввоенсоветом в годы Гражданской войны.
2) Лидерство среди «левых коммунистов», предложение превращения войны с Германией в революционный поход в Европу.
3) Предложение плана вхождения республик в состав РСФСР в качестве автономий.
4) Руководство Всероссийской чрезвычайной комиссией.
5) Выступление против роспуска Учредительного собрания.
Ответ:
А-4; Б-3; В-1; Г-2.
Задания с открытым кратким ответом.
Прочтите отрывок из речи Л.Б. Каменева (1925г.) и напишите фамилию политического деятеля, против которого она была обращена:
«…лично я полагаю, что наш генеральный секретарь не является той фигурой, которая может объединить вокруг себя старый большевистский штаб»
Ответ: И.В. Сталин
3. Объяснение нового материала.
Нашу сегодняшнюю встречу мы проведем в виде заседания редакционной коллегии газеты «Исторический вестник».
Редакцией газеты были направлены корреспонденты в различные уголки нашей страны для сбора материала о ходе коллективизации. Давайте выслушаем их.
1-й корреспондент
На XV съезде партии в 1927 году был взят курс на коллективизацию. Редакция газеты «Исторический вестник» поручила мне собрать материал о ситуации в деревне накануне серьезных изменений.
СССР - страна аграрная. Более 80% населения нашей страны живет в селах. Коллективные хозяйства в ней уже есть. К 1928 году в них насчитывалось около 1% всех крестьянских дворов, но дворы эти бедняцкие. Примерно 25 млн. крестьянских хозяйств остаются индивидуальными.
На сегодняшний день ситуация в деревне несколько лучше, чем до первой мировой войны. Увеличились посевные площади, повысился урожай, улучшилось техническое оснащение деревни. Но поговорив с крестьянами я убедилась в том, что они не желают сдавать хлеб государству. Причина заключалась в том, что государство покупало хлеб по ценам, значительно ниже рыночных.
Я старалась объяснить им, что от их политики страдают горожане, т.к. продуктов не хватает, и вводятся карточки. Страдает и вся страна в целом, потому что мы продаем хлеб за границу, а полученные деньги используем для модернизации промышленности.
Но мои слушатели не хотели меня понимать. Им ближе собственное благополучие.
Пообщалась я с деревенскими коммунистами. Они очень опасались того, что сохранение частного сектора в деревне будет способствовать возрождению капиталистических отношений. Частники не будут поддерживать новую власть.
2-й корреспондент
Я по заданию редакции знакомилась с решениями партии и правительства по вопросу коллективизации.
Ноябрьский 1929 года Пленум ЦК принимает следующие решения по темпам коллективизации:
А) зерновые районы к 1931 – 1932 гг.
Б) районы, потребляющие зерно к 1934 году.
В) остальные районы – вторая пятилетка.
За счет увеличения материальной помощи деревне и усиления пропаганды за создание колхозов, с число их за год увеличилось с 14 800 (1928 г.) до 70 000 (1929 г.)
И.В.Сталин обобщил эти факты и объявил о начале коренного перелома в колхозном движении.
7 ноября 1929 года вышла его статья «Год великого перелома».
В связи с этим в январе 1930 г. принято Постановление ЦК ВКП(б) «О темпах коллективизации и о мерах помощи государства колхозному строительству»
Это Постановление изменило темпы коллективизации:
А) зерновые районы (Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье, Украина) – осень 1930 – весна 1931 год.
Б) потребляющие районы – осень 1931 год или весна 1932 год.
В) остальные районы – первая пятилетка.
3-й корреспондент
В феврале 1930 года я присутствовал на бюро Северного крайкома. Бюро постановило:
1. Отнести контрреволюционную верхушку кулачества края к первой категории и немедленно начать её ликвидацию.
2. В районах сплошной коллективизации кулачество отнести ко второй категории. Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, жилье, хозяйственные постройки, корма, семена, а сами кулацкие семьи выселить в северные необжитые районы края.
3. Отдельные кулацкие хозяйства не вошедшие во вторую категорию, отнести к третьей категории, которая подлежит расселению в пределах района коллективизации на новых отводимых им за пределами колхозов землях.
В феврале 1930 года Советской властью был установлен план: примерно 240 – 250 тысяч семей намечено было до конца года охватить мерами, установленными для первых двух категорий.
Физкультминутка.
Исходное положение – сидя на стуле.
1. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. (Повтор 4 раза).
Исходное положение – сидя, руки на поясе.
2. Поворот головы вправо.
Исходное положение.
Поворот головы влево.
Исходное положение
(Повторить 6 раз).
4-й корреспондент
В ходе командировки я узнала, что к началу марта 1930 года в колхозах было свыше 50% крестьянских хозяйств. ТОЗы, где объединялись только полевые наделы, преобразовываются в коммуны. Принудительно обобществляются дома, мелкий скот и даже домашняя птица.
В этом же году перечислены признаки кулацких хозяйств:
- мельницы, маслобойни и другие орудия, где применялся механический двигатель;
- систематическая сдача в наем сельхозмашин с механическим двигателем;
- сдача в наем оборудованных помещений под жилье или предприятие;
- занятие торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством.
Если хозяйство обладало хотя бы одним из перечисленных признаков и имело доход на едока 300 рублей в год, его относили к кулацкому. За отказ вступить в колхоз человека лишали избирательного права («лишенцы») и тоже раскулачивали.
5-й корреспондент
Я побывал на машинотракторных станциях. Они созданы для контроля за техникой, которая стала поступать в деревню. Производительность труда в деревне увеличилась, многие тяжелые работы стало выполнять значительно легче. Те, чей труд заменили машины, ушли в города. Услуги МТС были обязательными, а цены устанавливали партийные органы. Все это привело к получению государством с крестьян дополнительных средств.
Редакция получила ряд писем о ситуации в деревне.
Фрагменты двух из них я Вам зачитаю:
«…В России много помирало с голода, так что негде было взять хлеба. Ели собак, лошадей, кошек, лягушек – одним словом, всякую тварь…»
«…Мы жили уже в Одессе, на улице Свердлова. Осенью в городе появились первые голодающие. Они неслышно садились семьями вокруг теплых асфальтовых котлов позади их законных хозяев - беспризорников – и молча смотрели в огонь. Глаза у них были одинаковые – у стариков, женщин, грудных детей. Никто не плакал…»
3. Закрепление изученного материала.
А теперь вернемся в наше время и опираясь на полученный материал выясним причины коллективизации, её принципы, запишем этапы и подведем результаты.
Причины коллективизации
Индустриализация.
Необходимость власти в социальной опоре в деревне в лице бедняков.
Сплошная коллективизация.
Ликвидация кулачества.
Лишение раскулаченных гражданских прав и высылка.
Стремление к наибольшему обобществлению (коммуны).
Огосударствление МТС.
Запрещение аренды и наемного труда.
Результаты коллективизации.
КРЕСТЬЯНЕ |
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО |
Потеря самостоятельности |
Животноводство не оправилось от массового забоя скота |
Массовая гибель людей при раскулачивании и голоде |
Валовые сборы зерна не поднялись |
Бесплатная работа на государство |
Техника широко вошла в жизнь колхозов. |
Полное бесправие, нужда, бедность |
|
Закрепление - Выполнить тестовые задания по закреплению.
1. Против перекачки средств для проведения индустриализации из деревни в город выступал.
1) Л.Д.Троцкий
2) И.В.Сталин
3) Н.И.Бухарин
4) Н.И. Калинин.
2. Что из названного относилось к последствиям индустриализации в СССР в 1930-гг.?
1) ликвидация безработицы
2) рост производства товаров широкого потребления
3) полная механизация сельского хозяйства
4) автоматизация производства.
В1.Расположите термины в хронологической последовательности их появления.
А. Раскулачивание
Б. Стахановец
В. ВЧК
Г. Совет Народных Комиссаров
В2. Установите соответствие между приведенными понятиями и их признаками
ПОНЯТИЯ |
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
А. рабфак |
1. художественный метод, утвердившийся в советском искусств |
В. социалистический реализм |
2. нормативный правовой акт, издаваемый правительством. |
Г. индустриализация |
3. орган подготовки трудящейся молодежи к получению высшего образования |
Д. декрет |
4. процесс создания крупного машинного производства |
|
5. политика, направленная на принятие народами русских обычаев и традиций |
4. Подведение итога урока.
И все-таки в конечном итоге коллективизация позволила получить средства для развития промышленности, создать базу для повышения производительности сельского хозяйства. Но ценой этих успехов были миллионы жертв и установление жесткой зависимости крестьян от государства, напоминавшей о временах крепостного права.
5. Рефлексия: Выразить свое отношение к уроку в одном, двух предложениях.
6. Домашнее задание.
1. Параграф 17. Ответить на вопрос № 2, 4 на стр. 156.
2. Письменно прокомментируйте высказывание:
«После завершения коллективизации вся экономическая жизнь страны оказалась полностью в руках Сталина, все граждане были целиком зависимы от государства и в политическом, и в экономическом отношении. Одновременно была завершена и монополизация духовной жизни» (Геллер М., Некрич А. Утопия у власти, М. 1996)
Используемая литература:
1. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества 20 – начало 21 вв., М.» Русское слова», 2005
2. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории 9 класс, М., «Владос», 2001
3. Зуев М.Н. История России для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, «Дрофа», 2001.
4. Материалы сайтов «Открытый урок», «Мастерская творческих учителей».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.