Конспект урока "Лирика Фета"

  • doc
  • 30.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок 94.doc

 Урок № 94

10А от  31.01.

10Б от 31.01.

10В от 31.01.

2020

 

Тема

«Любовная лирика Фета и её утонченно чувственный психологизм. Гармония и музыкальность поэтической речи

 и способы их достижения»

 

Цель урока:

проанализировать любовную лирику Фета.

 

Задачи:                                                                                                                       

 

предметные:

анализ любовной лирики Фета, знакомство с  импрессионизмом его поэзии, со способами достижения гармонии и музыкальности поэтической речи; углубить представление о классике, о классической литературе;

 

метапредметные:

развитие коммуникативных, исследовательских компетенций, диалогичность мышления, творческое саморазвитие, возможность реализовать себя в разных видах деятельности, рефлексии; развивать познавательный интерес к поэзии; расширять кругозор учащихся; научить применять знания на практике; развить аналитическое и ассоциативное мышление, память, речь;

 

личностные:

воспитание внимательного читателя; воспитать эстетический вкус, приобщать к искусству слова, формировать читательскую культуру.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы урока: урок-исследование.

 

Технология: критического мышления.

 

Оборудование:   презентация, романс, видеоролик.

 

ХОД УРОКА

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

  1. Организационный этап

 

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют.                    Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

 

Проверить знание стихотворения наизусть «Одинокий дуб»

Работа в парах.

 

  1. Мотивация УУД

 

Прослушивание романса на стихи Фета «На заре ты ее не буди».

Определите тему урока, цели и задачи.

Определяют тему урока, цели, задачи.

 

  1. Объявление темы. Постановка  цели, задач. Объяснение плана урока

 

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Оформление тетради.

 

Блиц-опрос:

Ø Что запомнилось в биографии поэта?

Ø Расскажите о творчестве Фета.

Ø К какому направлению относится поэт?

Ø Что значит «чистое искусство»?

Ø Назовите основные мотивы лирики поэта.

Анализируют, делают выводы, строят монологическое высказывание.

 

  1. Работа над темой урока (конспектируют материал презентации с обсуждением произведений)

 

Сообщение учащихся об адресатах любовной лирики поэта.

 

Работа с эпиграфом:

                             У любви есть слова, те слова не умрут.

А.А. Фет

Что хотел сказать поэт?

Запись эпиграфа и его интерпретация.

 

Поэзия Фета – пример гармонии и мелодики. Она – составляющая часть красоты этого мира. Цель нашего урока – проследить, как, какими способами достигается гармония поэтической речи Фета, почему его стихи так музыкальны. В одном из своих писем Фет пишет: «…меня всегда из определённой области слов тянуло в неопределённую область музыки, в которую я уходил, насколько хватало моих сил».

Русскими композиторами Н.Римским-Корсаковым, А.Варламовым, П.Чайковским, А.Гречаниновым и другими положены на музыку 177 стихотворений поэта, причём многие неоднократно.

Краткая запись.

 

Беседа с классом по материала слайд-презентации.

 

 

Литературоведы утверждают, что лирику Фета нельзя понять вне Марии Лазич, удивительной, не от мира сего, девушки, любовь к которой поэт пронес через весь свой творческий путь. Именно эта любовь привнесла в жизнь поэта драму, и придала трагическое звучание всем его стихотворениям.

Стихи, посвященные Лазич

« В долгие ночи …» 1851

« Неотразимый образ …» 1856

« В благословенный день …» 1857

« Старые письма» 1859

« В тиши и мраке таинственной ночи …» 1864

« Alter ego» 1878

« Ты отстрадала, я еще страдаю …» 1878

« Страницы милые опять персты раскрыли …» 1884

« Солнца луч промеж лип …» 1885

« Нет, я не изменил …» 1887

История любви Фета и Лазич (презентация)

 

Анализ стихотворения: Шепот, робкое дыханье…

- Как вы думаете, о чём это стихотворение?

- В чём параллелизм стихотворения? (мир природы и мир человека)

- Какие морфологические особенности стихотворения вы заметили? (нет глаголов)

- Какие синтаксические особенности? (только назывные предложения)

- Какие неожиданные ассоциации использует А.Фет в своем стихотворении? (свет ночной)

- Какие изобразительные средства  использует автор? (олицетворение «сонного ручья», эпитеты «робкое дыханье», «пурпур розы», «волшебные изменения», «дымные тучки», метафора «серебро ручья»)

- Особое место занимает метафора «заря». Чем, по-вашему, является эта метафора в контексте стихотворения? (заря не только природное явление, это высшее выражение чувства, свет любви)

- После издания стихотворения появилось много пародий на него. Правда, пародии отражали лишь формальные стороны поэтики Фета, не касаясь сути. Вот одна из них:

Звуки музыки и трели,-

Трели соловья,

И под липами густыми

И она, и я.

И она, и я, и трели,

Небо и луна,

Трели, я, она и небо.

Небо и она.

                           Николай Вормс

 

- А народнической критики Н. К. Михайловский, например, иронически замечал: «Фет, ведь это «шепот, робкое дыханье, трели соловья», безглагольное стихотворение, безначальный конец, бесконечное начало, словом, нечто архипоэтическое».

- А.Фет – поэт «чистого искусства». Цель поэзии для него – сама поэзия. А.Фет считал, что главная функция искусства – эстетическая, он никогда не писал стихов на политические темы.  Многие были не согласны с подобным отношением к творчеству. Например, Н.А. Некрасов считал, что поэзия должна воспитывать в читателях граждан, говорить о житейском, откликаться на злободневные, актуальные общественные проблемы.

- Послушайте, как высказался об этой ситуации Ф.М.Достоевский:

«Представьте себе, что в каком-то городе произошло стихийное бедствие. Жители в отчаянии, они поражены, обезумели от ужаса. Утром следующего дня в городе выходит очередной номер газеты. Несчастные надеются, что в ней есть сведения о погибших, пропавших без вести. Но на самом видном месте газетного листа напечатано: «Шепот, робкое дыханье…». Что должны были бы сделать горожане с автором стихотворения? Поэта они б казнили, а через 50 лет поставили б ему на площади памятник за его удивительные стихи… Конечно, кто-то должен помогать нам разбираться в сумятице повседневной жизни. Но в равной мере кто-то должен хранить священный огонь поэзии».

История создания – стихотворение было написано в 1850 году, когда поэт испытывал нежные чувства к М. Лазич.

Тема стихотворения – любовные отношения, свидание в ночной тени.

Композиция – Анализируемый стих условно делится на пейзажные зарисовки и описание нежностей между влюбленными. А. Фет не разграничивает эти сцены, а тесно переплетает между собой.

Жанр – эллегия.

Стихотворный размер – двух- и четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ, чередование мужской и женской рифмы.

Метафоры – «серебро ручья», «сонный ручей», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря».

Эпитеты – «свет ночной»«волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки».

Лирический герой практически не проявляет себя, но страстное и нежное описание любовной сцены подсказывает, что перед нами пылкая натура. В первых строчках А. Фет описывает чарующие звуки любви: «шепот, робкое дыханье». Разговор между двумя родственными душами дополняют «трели соловья». Соловей – символ чистоты и любви, поэтому автор не зря упоминает эту птицу. Описание сонного ручья, который мерно колышет свои воды, придает описанию томности и нежности.

Во второй строфе проблема любви проявляется выразительней. Лирический герой подпускает читателя ближе, позволяя ему увидеть, как меняется «милое лицо». В третьей строфе эмоции нарастают еще больше, между влюбленными накаляется страсть. Поэт рассказывает о лобзаниях, смешанных со слезами. Почему же они появляются на глазах счастливых влюбленных? Молодые люди знают, что скоро взойдет зоря и им придется расстаться, а для любящих сердец даже короткая разлука кажется мучительной вечностью.

Композиция

Композиция произведения только на первый взгляд кажется простой. Стихотворение делится всего на три катрена. Тем не менее, в трех четверостишьях автор сумел соединить элементы пейзажной и любовной лирики, в содержании стиха условно можно выделить две составляющие.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как в нем отсутствует сюжет, зато есть пейзажные зарисовки. В произведении также чувствуется легкая грусть, вызванная предстоящим расставанием, что характерно для элегии. Стихотворный размер – двух- и четырехстопный хорей. В тексте использована перекрестная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Особенность анализируемого стихотворения – отсутствие глаголов. Этот прием позволяет замедлить события, придать им привкус ночного спокойствия тишины и любви. Такая «ограниченность» в наборе слов не мешает автору создавать оригинальные художественные средства для раскрытия темы и воспроизведения чувств влюбленных. Языковые средства в данном стихе отличаются простотой, так как состоят по большей мере из двух-трех слов.

В каждую строфу поэт вплетает метафору: «сонный ручей», «тени без конца», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Нежность и страсть передаются при помощи эпитетов: «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки». Сравнений в тексте нет.

Интонация первых двух строф плавная, только в последнем куплете она нарастает, и последняя строчка взрывается восклицанием. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Плавности стиху придает аллитерация сонорных «м», «н», «р», «л». В последней строфе автор употребляет несколько слов с согласным «р», что отображает накал чувств между влюбленными.

Один у доски.

 

- Мы сейчас упомянули стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

- К каким вечным темам обращался поэт в своем творчестве? (любовь, природа, философское осмысление жизни)

Какова тематика этого стихотворения? (любовь)

- Вот мы и подошли к любовной лирике Фета

- Любовь для поэта – это высший дар судьбы, несущий величайшую радость и величайшее страдание. Любовная лирика рождается из настоящей, реальной жизненной трагедии, острого чувства потери,  сознание вины и раскаяния.

Итак, кто же был адресатом любовной лирики А.Фета, попытаемся разобраться с эти сегодня на уроке. Вспомним несколько фактов из его биографии, которые повлияли на появление любовной темы в его произведениях.

Весной 1845 года Афанасий Фет служил в Херсонской губернии. Здесь Фет познакомился и подружился с сёстрами Лазич – Еленой и Марией. Старшая была 1850 г. замужем, и ухаживания полкового адъютанта за женщиной, искренне любящей своего мужа, ни к чему не привели. Не имея надежд на сближение, вскоре его симпатии перешли к её сестре, сердце которой также было отдано другому – вскоре она окончательно объявила о помолвке со своим женихом. Как оказалось, девушка с детства знала и ценила его лирику. В воспоминаниях поэта Мария Лазич представала как высокая «стройная брюнетка» с «необычайной роскошью черных, с сизым отливом волос». В память о былых чувствах Фет написал стих. Но с Марией произошла трагедия: она сгорела в огне, вспыхнувшем в ее комнате 
          
Несколькими годами позже Фет связал свою жизнь законным браком с дочерью торговца чаем Боткина. Он показал себя хорошим хозяином, приумножил состояние жены и вернул имя своего отца Шеншина со всеми правами, принадлежащими его роду и званию. Несостоявшееся любовное чувство превратилось в чувство поэтическое; из него же родились удивительные фетовские стихи, навеянные воспоминаниями о Марии Лазич.

- Радость, счастье, любовь – это то, о чем пришел рассказать А.Фет в русской поэзии. Поэзия Фета в целом очень жизнерадостная, оптимистичная (не зря Фет своим учителем считал Пушкина). И чем суровее была к нему жизнь, тем ярче, теплее и радостнее становились его стихи «Радуга фетовской поэзии победила мрак его жизни»

- И одно из самых оптимистичных стихотворений поэта, своего рода поэтическая декларация его творчества это стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…»

- На какую тему написано это стихотворение? (любовь, природа)

- Скажите, как в стихотворении соотносится мир чувств лирического героя и мир природы? (они едины)

- Прочитайте последние строки из стихотворения. В чем любовь и радость лирического героя находят свое воплощение? (в песне)

…не знаю сам, что буду

петь, но только песня зреет

- Таким образом, песня – высшая точка радости. Это открывает нам, пожалуй, самую яркую особенность лирики А.Фета – музыкальность. Поэт считал, что лирика и музыка не просто родственны, а не раздельны.

- Фет использовал специальные, звуковые приемы художественной изобразительности

- А какие звуковые средства художественной изобразительности мы знаем? (аллитерация, ассонанс)

- П.И. Чайковский называл Фета «поэтом - музыкантом»

- Но стихи Фета уподобляют не только песням, но и произведениям живописи, а именно полотнам художников импрессионистов.

Импрессионизм (фр. impression — впечатление) – направление в литературе и живописи, возникшее во второй половине 19 в. сначала во Франции, а затем и в других странах. Импрессионисты стремились передать непосредственное впечатление, мельчайшие оттенки личных переживаний, ощущений, настроений.

- Запишем определение в тетрадях

Импрессионизм как художественное направление возник и сформировался изначально в живописи.

(Просмотр слайдов с репродукциями картин художников-импрессионистов)

 

Обобщение изученного на уроке

- Беспристрастное время все расставило по свои местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии шестидесятых годов 19 века? Кто знает поэтов, пародировавших Фета? Только узкие специалисты. А поэзия Фета все также свежа, удивительна и неповторима. Она волнует,  будоражит, вновь и вновь открывает нам бездонную тайну человеческой души. Наш урок я хочу закончить словами  В.Я. Брюсова о А.Фете:

«Он – высокий, высочайший авторитет в поэзии, в искусстве, в мысли».

 

 

План анализа стихотворения

1) История создания стихотворения (дата написания, кому посвящено, с какими событиями написано)

2) Тема стихотворения (то, о чем стихотворение)

3) Идея стихотворения (для чего написано стихотворение)

4) Художественные средства

5) Стихотворный размер, рифма

6) Мое впечатление

Запись в тетрадь.

 

  1. Физминутка

 

Просмотр картин импрессионистов.

Релаксация.

 

7.     Рефлексия

 

Что нового узнали?

Что удивило на уроке?

Анализируют, обобщают, делают выводы.

 

  1. Д/з., оценивание

 

Прочитать стр.380-388,

выучить наизусть стихотворение;

выполнить анализ любого стихотворения по плану.

Запись в дневник.

 


Скачано с www.znanio.ru