Урок № 94 |
10А от 31.01. |
10Б от 31.01. |
10В от 31.01. |
2020 |
|
|||||||||
Тема |
«Любовная лирика Фета и её утонченно чувственный психологизм. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения» |
|
||||||||||||
Цель урока: |
проанализировать любовную лирику Фета. |
|
||||||||||||
Задачи: |
|
|||||||||||||
предметные: |
анализ любовной лирики Фета, знакомство с импрессионизмом его поэзии, со способами достижения гармонии и музыкальности поэтической речи; углубить представление о классике, о классической литературе; |
|
||||||||||||
метапредметные: |
развитие коммуникативных, исследовательских компетенций, диалогичность мышления, творческое саморазвитие, возможность реализовать себя в разных видах деятельности, рефлексии; развивать познавательный интерес к поэзии; расширять кругозор учащихся; научить применять знания на практике; развить аналитическое и ассоциативное мышление, память, речь; |
|
||||||||||||
личностные: |
воспитание внимательного читателя; воспитать эстетический вкус, приобщать к искусству слова, формировать читательскую культуру. |
|
||||||||||||
Тип урока: комбинированный. |
|
|||||||||||||
Методы урока: урок-исследование. |
|
|||||||||||||
Технология: критического мышления. |
|
|||||||||||||
Оборудование: презентация, романс, видеоролик. |
|
|||||||||||||
ХОД УРОКА |
|
|||||||||||||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
|
||||||||||||
|
|
|||||||||||||
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. |
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
|||||||||||||
|
|
|||||||||||||
Проверить знание стихотворения наизусть «Одинокий дуб» |
Работа в парах. |
|
||||||||||||
|
|
|||||||||||||
Прослушивание романса на стихи Фета «На заре ты ее не буди». Определите тему урока, цели и задачи. |
Определяют тему урока, цели, задачи. |
|
||||||||||||
|
|
|||||||||||||
Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала. |
Оформление тетради. |
|
||||||||||||
Блиц-опрос: Ø Что запомнилось в биографии поэта? Ø Расскажите о творчестве Фета. Ø К какому направлению относится поэт? Ø Что значит «чистое искусство»? Ø Назовите основные мотивы лирики поэта. |
Анализируют, делают выводы, строят монологическое высказывание. |
|
||||||||||||
|
|
|||||||||||||
Сообщение учащихся об адресатах любовной лирики поэта. |
|
|||||||||||||
Работа с эпиграфом: У любви есть слова, те слова не умрут. А.А. Фет Что хотел сказать поэт? |
Запись эпиграфа и его интерпретация. |
|
||||||||||||
Поэзия Фета – пример гармонии и мелодики. Она – составляющая часть красоты этого мира. Цель нашего урока – проследить, как, какими способами достигается гармония поэтической речи Фета, почему его стихи так музыкальны. В одном из своих писем Фет пишет: «…меня всегда из определённой области слов тянуло в неопределённую область музыки, в которую я уходил, насколько хватало моих сил». Русскими композиторами Н.Римским-Корсаковым, А.Варламовым, П.Чайковским, А.Гречаниновым и другими положены на музыку 177 стихотворений поэта, причём многие неоднократно. |
Краткая запись. |
|
||||||||||||
Беседа с классом по материала слайд-презентации. |
|
|
||||||||||||
Литературоведы утверждают, что лирику Фета нельзя понять вне Марии Лазич, удивительной, не от мира сего, девушки, любовь к которой поэт пронес через весь свой творческий путь. Именно эта любовь привнесла в жизнь поэта драму, и придала трагическое звучание всем его стихотворениям. Стихи, посвященные Лазич « В долгие ночи …» 1851 « Неотразимый образ …» 1856 « В благословенный день …» 1857 « Старые письма» 1859 « В тиши и мраке таинственной ночи …» 1864 « Alter ego» 1878 « Ты отстрадала, я еще страдаю …» 1878 « Страницы милые опять персты раскрыли …» 1884 « Солнца луч промеж лип …» 1885 « Нет, я не изменил …» 1887 История любви Фета и Лазич (презентация) |
|
|||||||||||||
Анализ стихотворения: Шепот, робкое дыханье… - Как вы думаете, о чём это стихотворение? - В чём параллелизм стихотворения? (мир природы и мир человека) - Какие морфологические особенности стихотворения вы заметили? (нет глаголов) - Какие синтаксические особенности? (только назывные предложения) - Какие неожиданные ассоциации использует А.Фет в своем стихотворении? (свет ночной) - Какие изобразительные средства использует автор? (олицетворение «сонного ручья», эпитеты «робкое дыханье», «пурпур розы», «волшебные изменения», «дымные тучки», метафора «серебро ручья») - Особое место занимает метафора «заря». Чем, по-вашему, является эта метафора в контексте стихотворения? (заря не только природное явление, это высшее выражение чувства, свет любви) - После издания стихотворения появилось много пародий на него. Правда, пародии отражали лишь формальные стороны поэтики Фета, не касаясь сути. Вот одна из них: Звуки музыки и трели,- Трели соловья, И под липами густыми И она, и я. И она, и я, и трели, Небо и луна, Трели, я, она и небо. Небо и она. Николай Вормс
- А народнической критики Н. К. Михайловский, например, иронически замечал: «Фет, ведь это «шепот, робкое дыханье, трели соловья», безглагольное стихотворение, безначальный конец, бесконечное начало, словом, нечто архипоэтическое». - А.Фет – поэт «чистого искусства». Цель поэзии для него – сама поэзия. А.Фет считал, что главная функция искусства – эстетическая, он никогда не писал стихов на политические темы. Многие были не согласны с подобным отношением к творчеству. Например, Н.А. Некрасов считал, что поэзия должна воспитывать в читателях граждан, говорить о житейском, откликаться на злободневные, актуальные общественные проблемы. - Послушайте, как высказался об этой ситуации Ф.М.Достоевский: «Представьте себе, что в каком-то городе произошло стихийное бедствие. Жители в отчаянии, они поражены, обезумели от ужаса. Утром следующего дня в городе выходит очередной номер газеты. Несчастные надеются, что в ней есть сведения о погибших, пропавших без вести. Но на самом видном месте газетного листа напечатано: «Шепот, робкое дыханье…». Что должны были бы сделать горожане с автором стихотворения? Поэта они б казнили, а через 50 лет поставили б ему на площади памятник за его удивительные стихи… Конечно, кто-то должен помогать нам разбираться в сумятице повседневной жизни. Но в равной мере кто-то должен хранить священный огонь поэзии». История создания – стихотворение было написано в 1850 году, когда поэт испытывал нежные чувства к М. Лазич. Тема стихотворения – любовные отношения, свидание в ночной тени. Композиция – Анализируемый стих условно делится на пейзажные зарисовки и описание нежностей между влюбленными. А. Фет не разграничивает эти сцены, а тесно переплетает между собой. Жанр – эллегия. Стихотворный размер – двух- и четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ, чередование мужской и женской рифмы. Метафоры – «серебро ручья», «сонный ручей», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Эпитеты – «свет ночной», «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки». Лирический герой практически не проявляет себя, но страстное и нежное описание любовной сцены подсказывает, что перед нами пылкая натура. В первых строчках А. Фет описывает чарующие звуки любви: «шепот, робкое дыханье». Разговор между двумя родственными душами дополняют «трели соловья». Соловей – символ чистоты и любви, поэтому автор не зря упоминает эту птицу. Описание сонного ручья, который мерно колышет свои воды, придает описанию томности и нежности. Во второй строфе проблема любви проявляется выразительней. Лирический герой подпускает читателя ближе, позволяя ему увидеть, как меняется «милое лицо». В третьей строфе эмоции нарастают еще больше, между влюбленными накаляется страсть. Поэт рассказывает о лобзаниях, смешанных со слезами. Почему же они появляются на глазах счастливых влюбленных? Молодые люди знают, что скоро взойдет зоря и им придется расстаться, а для любящих сердец даже короткая разлука кажется мучительной вечностью. КомпозицияКомпозиция произведения только на первый взгляд кажется простой. Стихотворение делится всего на три катрена. Тем не менее, в трех четверостишьях автор сумел соединить элементы пейзажной и любовной лирики, в содержании стиха условно можно выделить две составляющие. ЖанрЖанр произведения – элегия, так как в нем отсутствует сюжет, зато есть пейзажные зарисовки. В произведении также чувствуется легкая грусть, вызванная предстоящим расставанием, что характерно для элегии. Стихотворный размер – двух- и четырехстопный хорей. В тексте использована перекрестная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы. Средства выразительностиОсобенность анализируемого стихотворения – отсутствие глаголов. Этот прием позволяет замедлить события, придать им привкус ночного спокойствия тишины и любви. Такая «ограниченность» в наборе слов не мешает автору создавать оригинальные художественные средства для раскрытия темы и воспроизведения чувств влюбленных. Языковые средства в данном стихе отличаются простотой, так как состоят по большей мере из двух-трех слов. В каждую строфу поэт вплетает метафору: «сонный ручей», «тени без конца», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Нежность и страсть передаются при помощи эпитетов: «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки». Сравнений в тексте нет. Интонация первых двух строф плавная, только в последнем куплете она нарастает, и последняя строчка взрывается восклицанием. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Плавности стиху придает аллитерация сонорных «м», «н», «р», «л». В последней строфе автор употребляет несколько слов с согласным «р», что отображает накал чувств между влюбленными. |
Один у доски. |
|
||||||||||||
- Мы сейчас упомянули стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» - К каким вечным темам обращался поэт в своем творчестве? (любовь, природа, философское осмысление жизни) Какова тематика этого стихотворения? (любовь) - Вот мы и подошли к любовной лирике Фета - Любовь для поэта – это высший дар судьбы, несущий величайшую радость и величайшее страдание. Любовная лирика рождается из настоящей, реальной жизненной трагедии, острого чувства потери, сознание вины и раскаяния. Итак, кто же был адресатом любовной лирики А.Фета, попытаемся разобраться с эти сегодня на уроке. Вспомним несколько фактов из его биографии, которые повлияли на появление любовной темы в его произведениях. Весной 1845 года Афанасий Фет служил в Херсонской губернии.
Здесь Фет познакомился и подружился с сёстрами Лазич – Еленой и Марией.
Старшая была 1850 г. замужем, и ухаживания полкового адъютанта за женщиной,
искренне любящей своего мужа, ни к чему не привели. Не имея надежд на
сближение, вскоре его симпатии перешли к её сестре, сердце которой также было
отдано другому – вскоре она окончательно объявила о помолвке со своим
женихом. Как оказалось, девушка с детства знала и ценила его лирику. В
воспоминаниях поэта Мария Лазич представала как высокая «стройная брюнетка» с
«необычайной роскошью черных, с сизым отливом волос». В память о былых
чувствах Фет написал стих. Но с Марией произошла
трагедия: она сгорела в огне, вспыхнувшем в ее комнате - Радость, счастье, любовь – это то, о чем пришел рассказать А.Фет в русской поэзии. Поэзия Фета в целом очень жизнерадостная, оптимистичная (не зря Фет своим учителем считал Пушкина). И чем суровее была к нему жизнь, тем ярче, теплее и радостнее становились его стихи «Радуга фетовской поэзии победила мрак его жизни» - И одно из самых оптимистичных стихотворений поэта, своего рода поэтическая декларация его творчества это стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» - На какую тему написано это стихотворение? (любовь, природа) - Скажите, как в стихотворении соотносится мир чувств лирического героя и мир природы? (они едины) - Прочитайте последние строки из стихотворения. В чем любовь и радость лирического героя находят свое воплощение? (в песне) …не знаю сам, что буду петь, но только песня зреет - Таким образом, песня – высшая точка радости. Это открывает нам, пожалуй, самую яркую особенность лирики А.Фета – музыкальность. Поэт считал, что лирика и музыка не просто родственны, а не раздельны. - Фет использовал специальные, звуковые приемы художественной изобразительности - А какие звуковые средства художественной изобразительности мы знаем? (аллитерация, ассонанс) - П.И. Чайковский называл Фета «поэтом - музыкантом» - Но стихи Фета уподобляют не только песням, но и произведениям живописи, а именно полотнам художников импрессионистов. Импрессионизм (фр. impression — впечатление) – направление в литературе и живописи, возникшее во второй половине 19 в. сначала во Франции, а затем и в других странах. Импрессионисты стремились передать непосредственное впечатление, мельчайшие оттенки личных переживаний, ощущений, настроений. - Запишем определение в тетрадях Импрессионизм как художественное направление возник и сформировался изначально в живописи. (Просмотр слайдов с репродукциями картин художников-импрессионистов) |
|
|||||||||||||
Обобщение изученного на уроке - Беспристрастное время все расставило по свои местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии шестидесятых годов 19 века? Кто знает поэтов, пародировавших Фета? Только узкие специалисты. А поэзия Фета все также свежа, удивительна и неповторима. Она волнует, будоражит, вновь и вновь открывает нам бездонную тайну человеческой души. Наш урок я хочу закончить словами В.Я. Брюсова о А.Фете: «Он – высокий, высочайший авторитет в поэзии, в искусстве, в мысли». |
|
|||||||||||||
|
|
|||||||||||||
План анализа стихотворения 1) История создания стихотворения (дата написания, кому посвящено, с какими событиями написано) 2) Тема стихотворения (то, о чем стихотворение) 3) Идея стихотворения (для чего написано стихотворение) 4) Художественные средства 5) Стихотворный размер, рифма 6) Мое впечатление |
Запись в тетрадь. |
|
||||||||||||
|
|
|||||||||||||
Просмотр картин импрессионистов. |
Релаксация. |
|
||||||||||||
7. Рефлексия |
|
|||||||||||||
Что нового узнали? Что удивило на уроке? |
Анализируют, обобщают, делают выводы. |
|
||||||||||||
|
|
|||||||||||||
Прочитать стр.380-388, выучить наизусть стихотворение; выполнить анализ любого стихотворения по плану. |
Запись в дневник. |
|||||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.