Конспект урока Литературное чтение по произведению В. Астафьева " Стрижонок Скрип"

  • docx
  • 13.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по произведению Стрижонок Скрип.docx

Урок литературного чтения по произведению В.Астафьева

« Стрижонок Скрип»

Планируемые результаты:

Предметные: уметь восстанавливать сюжетную линию рассказа, характеризовать героев произведения, уметь анализировать литературное произведение, работать над правильным и выразительным чтением.

Коммуникативные: уметь стоить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию.

Регулятивные: уметь ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия

Личностные: проявлять интерес с творчеству В.А. Астафьева, осознавать что побеждает в жизни тот, кто умеет быть заботливым и смелым.

Ход урока

1.Орг. Момент.  С каким  настроением вы пришли на наш урок?

Смайлик

2. Речевая разминка

- Ребята, так как нам на уроке литературного чтения предстоит много читать и отвечать на вопросы, давайте проведем речевую разминку.

Прочитайте строки стихотворения: медленно проговаривая каждый слог, с понижение голоса, с повышением голоса, выразительно.( у вас карточки с стихотворением)

Над деревнею кружа
Веселились два стрижа:
То носились друг за другом,
То зигзагом, а то кругом, 
То бросались сверху вниз, 
То стрелой пронзали высь
.

О каких птицах идёт речь? Что о стрижах вам известно? А почему  именно это стихотворение для речевой разминки мы сегодня используем?

3. Сообщение темы и цели урока.

- С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? 

- Сегодня мы продолжим работать над этим произведением.

 Откройте ваши тетради и запишите  тему нашего урока.

- Какие цели мы можем поставить перед собой для нашего урока?

 Чему мы будем учится на нашем уроке ?

4. Актуализация ранее изученного

- Какое домашнее задание у вас было? Проверим, как вы знакомы с текстом.

 1.Работа в 2х группах задаём вопросы по содержанию

2.( Лучшие чтецы читают)

3. Остальные отвечают на мои вопросы строками из текста.

(Коллективная работа над содержанием произведения, выборочное чтение)

- Прочитайте, что увидел стрижонок, вылупившись из яйца?

- Как погиб папа стрижат?

- Что думают люди, глядя с берега на суету птиц?

- Что хотелось сделать Скрипу когда он немного подрос?

- Почему мама не пускала его и била по голове? 

- Что нового узнали о стрижах?

- Прочитайте, как реагируют стрижи в стае на грозный призыв “Тиу”.

- Почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага? 

- Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли?  Прочитайте. Как взрослые стрижи отнеслись к осиротевшим птенцам?

- Сравните законы природы у животных  и у людей. Выскажите свое мнение.

- Что заставило Скрипа заняться строительством норки?

- Как Скрип понял, что норка у него маленькая?

- Прочитайте ощущение птички, находящейся в руках мальчика. Что пережил Скрип?Почему?

- Подумайте, какую мысль приводит в этой главе Астафьев параллельно с жизнью птички

- Почему стрижи “сделались беспокойными”?

Физкультминутка для глаз

5. Этап упражнения в применении знаний, умений и навыков. Работа в группах.

Упражнение “Уроки жизни”

Я предлагаю поработать в парах, посоветоваться и ответить на вопрос:

- Какие уроки усвоил Скрип, проследите по тексту? Можно составить своеобразную памятку

Вывод на доске.

1. Отбило охоту отнимать еду у других.

2. Опасно вылезать из норки, риск разбиться.

3. У маленьких птиц есть враги.

4. Опасность должна сплачивать стаю.

5. Без мамы холодно.

6. “Хорошо, когда умеешь летать!”

7. Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.

- Подумайте, какие уроки жизни полезны и для вас.

“Синквейн”

- Мы говорим о скрипе, но ведь в рассказе присутствуют и другие герои. Назовите их. И составьте рассказ о них по предлагаемому плану ( 1. Название.2. Какой  герой. 3. Что он Делал.4. Каким одним словом можно охарактеризовать)

 Первая группа – Белое Брюшко, второй группе – Стрижонок Скрип, третьей группе – стрижиха, четвертой группе – стая стрижей.

Давайте прочитаем, что у вас получилось.

Белое Брюшко.
Храбрый, внимательный.
Учил, защищал, атаковал, правил.
Заботился о стрижах.
Вожак.

Стрижонок Скрип
Любознательный, трудолюбивый, сильный
Не слушается, летает, строит, выживает
Стал стремительным и сильным
Приносит лето

Стрижиха
Строгая, заботливая, смелая
Кормит, воспитывает, оберегает
С ней очень хорошо
Мать.

Стрижи
Дружные, милосердные
Учат, кормят, оберегают
Помогают выжить
Народ

Физкультминутка

6. Составление плана рассказа.  Фронтальная работа.

(Чтение и деление текста на части, вывешивание рисунков)

1. Первый день стрижей.

2. Жизнь стрижиной семьи.

3. Беда.

4. Забота о сиротках.

5. Стрижи учатся летать.

6. Новое жилье.

7. Пора в дорогу.

7. Рефлексия. Итог урока.

Каждой группе предлагается задание. В конвертах лежат листочки. Прочитайте их. Что на них записано? Выберите из всех пословиц ту, которую можно отнести к рассказу Астафьева “Стрижонок Скрип”.

1 группа

При солнышке тепло, при матери добро

“Дело словом не заменишь”

“Не страшись, да и не хвались”

2 группа

“На друга надейся, а сам не плошай!”

“Один за всех, все за одного”.

“Больше дела, меньше слов”

3 группа

“Мир не без добрых людей”.

“Хозяин всегда себе дело найдет”

“Страшна беда, пока не пришла”

4 группа

“Учись смолоду – пригодится в старости”.

“У страха глаза велики”

“Глаза страшат, а руки делают”

- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!

- Какое задание понравилось больше?

- Какое задание было трудно выполнить?

 С каким настроением заканчиваем наш урок? ( смайлик)

Да, трудно все-таки учиться!

9. Домашнее задание.

Пересказать рассказ от лица Скрипа. Сделать рекламу данному произведению

Анализ произведения