Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс УМК « Школа России»
Тип урока: открытие новых знаний.
Фляум Оксана Валерьевна
учитель начальных классов
Цели:
Метапредметные:
формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
формирование навыка чтения;
формирование умения контроля, оценки и самооценки деятельности;
формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
формирование умения формулирования собственного мнения и позиции
развитие процессов мышления, памяти, внимания.
Личностные: воспитание самостоятельности, организованности.
Предметные:
формирование представлений об особенности жанра сказки;
формирование представлений учащихся о народной сказке;
формирование умений характеризовать сказочный персонаж;
формирование умения соотносить главную мысль сказки и пословицу.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел
сейчас звонок.
Начинается урок.
Занимайте
все места,
Да послушайте меня:
Слушайте
внимательно,
Это обязательно!
На уроке мы сегодня
Много что должны успеть:
Почитать, повеселиться,
Поиграть и потрудиться.
Артикуляционная гимнастика
БУ – БЮ БА – БЯ
ВУ – ВЮ ВА – ВЯ
ГУ – ГЮ ГА – ГЯ
ЛУ – ЛЮ ЛА – ЛЯ
РУ – РЮ РА - РЯ
- Читаем слоги на таблицах, четко произнося все звуки, сначала вместе со мной
· Читают хором
· Читают по цепочке
· Читают мальчики, потом девочки
· Читают шепотом.
· Актуализация знаний. Постановка целей урока.
-Прочитайте стихотворение на партах
- Для чего нужны уроки чтения в школе?
- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?
(Учимся плавному, красивому чтению, работать с текстом, выражать свои мысли)
4.Речевая разминка
ЛИ – РУ – ЛЮ – ЛЯ – ЛО – У-ЖЕ НА У-ЛИ-ЦЕ ТЕП-ЛО
ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО – ЕСТЬ ИГ-РУШ-КИ У МАР-ГО
ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК – ЧИ-ТА-ЕМ МЫ НЕ ПРОС-ТО ТАК
АК – ОК – ИК – КА – УК – НА ЛИСТ У-СЕЛ-СЯ МАЙ -СКИЙ ЖУК
- Какие слоги в каждой строке были лишние? Постройте из лишних слогов слово.
Что получилось? (Рукавичка)
- Сегодня мы будем знакомиться со сказкой «Рукавичка»
- Откройте учебник. Кто-нибудь из вас знаком с этой сказкой?
Попробуйте определить, кто автор?
- Как догадались, что эта сказка русская народная? Какие сказки мы называем русскими -народными?
Какие - авторскими? Какие ещё русские народные сказки вы знаете?
Попробуйте предположить, о чём эта сказка?
Итак, сегодня мы будем слушать и читать народную сказку «Рукавичка».
а). Подготовка к чтению.
- В сказке встретятся слова, которые я вам предлагаю прочитать.
По-пры-гуш-ка – попрыгушка
По-скре-буш-ка - поскребушка
По-бе-гай-чик – побегайчик
- Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
-Прочитайте шёпотом, затем вполголоса.
Об-ро-нил
Спра-ши-ва-ет
Бре-дёт (спросить о значении этого слова)+ поработать с толковым словарём
Не по-вер-нуть-ся [ца]
Под-хо-дит
Ра-зор-вёт-ся [ца]
По-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца]
Бро-си-лись врас-сып-ну-ю (спросить о значении
б). Первичное знакомство со сказкой.
аудиозапись
Работа по теме урока. - в сказке встретились слова, значения которых я совсем не поняла.
Объясните значение слов:
Бредет – идет медленно, с трудом.
Врассыпную – в разные стороны.
Обронил – уронил.
Физминутка
V. ЧТЕНИЕ СКАЗКИ ВСЛУХ
– Кто обронил рукавичку?
– Кто первым стал жить в рукавичке?
– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?
– Назовите героев сказки «Рукавичка»
Доскажи второе имя.
– На какие особенности указывают вторые части имен?
Мышка поскребушка
Лисичка сестричка
Кабан клыкан
Волчок серый бочок
Лягушка попрыгушка
Медведюшка батюшка
Зайчик побегайчик
2. Самостоятельное чтение сказки.
3) Найдите неверные ответы. Ответьте правильно.
•Шѐл дед с собачкой полем? (Лесом.)
• Первой увидела рукавичку лягушка-поскакушка? (Мышка-поскребушка.)
• С мышкой и лягушкой поселился в «домике»… (Зайчик)
• После волка там спрятался медведь? (Кабан)
• Из-за медведя разорвалась рукавичка? (Чуть-чуть не разорвалась.)
• Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку? (Она стала гавкать на
зверей.)
• Звери ей обрадовались? (Они испугались и разбежались.)
• Дед пришѐл и забрал рукавичку? (Да)
б) Выборочное чтение сказки «Рукавичка».
- Найдите в тексте и прочитайте:
• Кто пришѐл первым и поселился в рукавичке?
• Как просился в рукавичку кабан?
• Кто пришѐл за мышкой?
• Почему дед вернулся в лес?
г). Повторное (выборочное) чтение сказки в). Проверка понимания прочитанного.
-Понравилась вам сказка? О ком она?
- Докажите, что это сказка?
- Назовите героев.
- С чего начинается сюжет?
-Кто первым поселился в рукавичке?
- Кто был последним?
- Пустили ли звери медведя в рукавичку?
- Кто испугал зверей?
(На партах лежат листы бумаги, разделённые на 2 части, и карточки
(разные по размерам) со словами (героями сказок).
(1- я часть - сказка «Теремок», 2-я часть – сказка «Рукавичка»)
- Расположите персонажей сказок по порядку с помощью карточек.
(Работа выполняется в группах, выполняют на доске)
- Проверим, как ребята выполнили задание.
- В чём заключалось задание? Какая была цель?
- Тебе удалось достичь поставленной цели?
-Ты справился правильно или с ошибкой?
- Справился полностью сам или с чьей-то помощью? Оцени свою работу.
- Сравните свои результаты с тем, что получилось у ребят. Какой вы можете сделать вывод?
(Герои сказки похожи, но отличаются количеством и кличками).
Чтение сказки по цепочке
-Задайте друг другу вопросы по тексту.
д). Закрепление изученного.
Итог урока
-С какой сказкой познакомились?
- Найдите среди списка пословиц ту, которая больше подходит к сказке.
1. Не учись разрушать, а учись строить.
2. Сила сломит всё, а ум – силу.
3. Жить – Родине служить.
4. Учение – свет, а неученье – тьма.
5. В тесноте, да не в обиде.
6. -Чему учит сказка «Рукавичка»?
7. 7. Оценка деятельности
8. - Оцените свою работу на уроке. ( Самооценка с помощью смайликов и рукавичек)
9. - - Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.
10.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.