Тема урока: «Стихийные природные явления в литосфере».
Цель: формирование представления о стихийных природных явлениях и стихийных природных бедствиях, правила поведения в чс, связанных с литосферой.
Задачи: дать представление об оползнях, селях, обвалах;
расширить знания учащихся о вулканизме и землетрясениях как результате внутренних тектонических процессах;
раскрыть влияние внешних и внутренних процессов на жизнь и хозяйственную жизнь человека.
Планируемые результаты освоения темы.
Личностные
· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
· формирование основ экологической культуры;
Метапредметные
· умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Предметные
· Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
· Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
· Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф
· Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
Оборудование: физическая карта России, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
Этапы урока |
Краткое содержание, действия учеников |
Действия учителя |
Мотивирование на учебную деятельность |
Создание благожелательной атмосферы урока.
-Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на уроке. Давайте улыбнемся друг другу! Приложите правую ладошку к сердцу, а затем протяните ее вперед. Таким образом мы согрели друг друга теплом своих сердец. |
Настраивает учеников на успешную работу |
Актуализация знаний |
Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание
- На прошлых уроках вы определили, что разнообразие рельефа объясняется совместной работой внутренних и внешних сил Земли. Вспомним, какие формы рельефа связаны с каждым видом сил. (слайд 2) Задания двух видов. Те ребята , которые получили задания на синих листах, распределяют формы рельефа по признаку «Созданные внутренними или внешними силами». На зеленых листах формы рельефа, которые требуется распределить по признаку «Выпуклые или вогнутые формы рельефа».
(Учащиеся работают самостоятельно. Затем выполняется взаимопроверка. Правильные ответы на слайде 3).
|
Консультирует |
Целеполагание, постановка проблемы |
В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель. - Рельеф – одно из условий жизни и деятельности человек. В каких случаях необходимо учитывать особенности рельефа? - Но бывают случаи, когда в литосфере происходят процессы, несущие с собой разрушения и гибель людей. Назовите такие процессы. (Землетрясения, извержения вулканов, цунами и др.) - Каким термином можно назвать все эти явления. (Стихийные бедствия). - Наш урок так и называется «Стихийные природные явления в литосфере». (слайд 4) - Дадим определение понятия «Стихийные явления» (Происходят неожиданно, приносят разрушения, часто связаны с гибелью людей). Почему нам жителям Южного Урала, где мала вероятность встретиться с такими явлениями, обязательно нужно знать о правилах поведения в ЧС (Так как мы путешествуем по стране, многие бываем за границей.).
|
Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. |
Поиск путей решения проблемы |
Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану Обо всех этих явлениях вы либо слышали, либо читали. Можете привести примеры таких явлений. (Приводят примеры. Слайды 5-11). Но нам предстоит ответить на вопросы «Где? Почему? Как действовать?» - Составим план изучения каждого такого природного явления. (Слайд 12) 1) Название. 2) Причины возникновения. 3) Районы распространения. 4) Правила поведения в ЧС, связанных с этими явлениями. На прошлом уроке вы разделились на группы, каждая группа искала дополнительный материал о том или ином стихийном явлении. Теперь вам предстоит задача поработать в группах и составить характеристику этих явлений природы по плану. |
Консультирует |
Решение проблемы |
Выполняют задание, которое сначала казалось непосильным для решения. (Слайд 13) Работа в группах по плану. 1 группа – землетрясения 2 группа – лавины. 3 группа – вулканизм. 4 группа – цунами. 5 группа – обвалы. 6 группа – оползни. 7 группа - сели |
Консультирует |
Коррекция |
Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения. Отчет групп. (Слайды 14-20.) |
Помогает, советует, консультирует |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний |
Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону
- Даны определения понятий. О каком явлении идет речь? ( Приложение 2). (Индивидуальня работа. Самопроверка.)
- После небольшого наводнения мне удалось спасти записи о некоторых стихийных природных явлениях, но о каких точно – мне не ясно, многие места в тексте размыты. Я вам прочитаю, а вы попытайтесь определить его. (Приложение 3). (Фронтальная работа). |
Консультирует |
Систематизация знаний |
Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью. - Вспомним особенности строения земной коры Южного Урала. (Фронтальная работа с картами атласа). Какие из перечисленных явлений возможны на территории Республики Башкортостан? (Обвалы в горах, оползни на равнинах).
Давайте вспомним, как нужно себя вести, чтобы избежать опасности, связанной с этими явлениями. (Слайд 22) |
Консультирует, направляет |
Объяснение домашнего задания |
Для выполнения дома, вы можете выбрать любое из заданий: 1) Составить вопросы по изученной теме. 2) Найти в СМИ информацию о любом из изученных сегодня явлений, происшедшем на территории России. 3) Приготовить презентацию о любом явлении по плану, который использовали на уроке. |
Разъясняет, предлагает задания на выбор |
Оценивание |
Учащиеся самостоятельно оценивают работу (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников) |
Консультирует, обосновывает оценки |
Рефлексия учебной деятельности |
Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке |
Благодарит учеников за урок |
Приложение 1.
Задание 1 группе:
Соотнесите соответствия:
Факторы:
Формы рельефа:
А) Внутренние; 1) речные долины
Б) Внешние; 2) морены
3) овраги
4) горные хребты
5) терриконы
6) барханы
7) лавовые плато
8) дюны
9) бараньи лбы
10) возвышенности
11)ложбины
Задание 2 группе:
Формы рельефа:
А) Выпуклые; 1) речные долины
Б) Вогнутые; 2) морены
3) овраги
4) горные хребты
5) терриконы
6) барханы
7) лавовые плато
8) дюны
9) бараньи лбы
10) возвышенности
Приложение 2.
По определениям необходимо определить, о каком стихийном явлении идет речь.
Грязекаменный поток в русле горной реки – (сель)
Гора, имеющая кратер, конус, жерло –(вулкан)
Колебания земной поверхности –(землетрясения)
Скольжение масс горных пород по склону –(оползень)
Низвержение массы снега с горного склона –(лавина)
Падение больших масс горных пород –(обвал)
Приложение 3 (для учителя).
После небольшого наводнения мне удалось спасти записи о некоторых стихийных природных явлениях, но о каких точно – мне не ясно, многие места в тексте размыты. Я вам прочитаю, а вы попытайтесь определить его.
1. Более 200 млн землян живут в опасной близости с этим стихийным явлением. Огромные бедствия принес он людям. Долгое время он может не проявлять себя, стоять покрытый со всех сторон ледниками и снегом. Но неожиданно земля начинает колебаться, так может повторяться несколько раз, причем слышится все время нарастающий гул. Потом все стихает. Через некоторое время слышится гулкий взрыв и над горой вверх на огромную высоту вылетает столб дыма и пепла, который покрывает все на большом расстоянии. Как правило, при близком его действии людям грозит несколько бед – лавовые потоки, пепел и газы.
(Извержение вулкана)
2. Недаром ее называют «Белой смертью». Спокойный, безмолвный, снежный склон может внезапно превратиться в кипящий, ревущий котел. Гигантский вал снега, пыли, обломков скал и деревьев сметает все на своем пути, я укрыться от него часто невозможно. Набирая скорость и массу, она с каждым мгновением становится все более мощной, неся смерть и разрушение.
(Лавина)
3. Огромная морская волна, возникающая в результате прибрежных или морских землетрясений. Они распространяются с огромной скоростью на несколько тысяч километров. В открытом океане они не опасны и представляют собой пологие волны высотой не более 1 метра, однако у берега их высота достигает 30–35 метров. Огромные валы воды обрушиваются на берег и затапливают большие территории, разрушая здания, линии электропередач, мосты, дороги, приводя к гибели людей и животных.
(Цунами)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.