Сообщение на тему:
«Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике».
Подготовили: учителя математики
МБОУ СШ №8 г. Ярцево Смоленской области
Самуленкова Р.Г., Иванова Н.В.
2019 г.
Экзамен по математике в 9-м классе – это итог работы ученика и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит результат. Проблема – как подготовить выпускников к успешной сдаче экзамена встаёт перед каждым учителем.
Виды деятельности при подготовке к ОГЭ:
· организационно-методическая,
· повышение профессиональной компетентности педагога,
· изучение документов федеральных, региональных, муниципальных органов образования,
· работа с учащимися и их родителями.
Этапы подготовки к ОГЭ
1.Систематическое включение в устную работу заданий из ОГЭ открытого банка задач (прототипы заданий 1, 2, 6, 8, 10, 13).
2.Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям.
3.Использование в домашних заданиях материалов КИМов.
4.Разработка системы зачетов по темам, входящим в 1 часть ОГЭ.
5.Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля.
6.Проведение обобщающих уроков с применением компьютерных технологий для повторения теоретического материала.
7. Решение большого числа тестов.
8.Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ:
консультации для слабых учащихся (решение 1 части);
консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части);
индивидуальные консультации
Остановимся на некоторых из них.
Основная подготовка выпускников к ОГЭ по математике осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и раньше, начиная с 5 класса.
Некоторые задания при проведении экзамена по математике составлены в тестовой форме, значит, учащиеся должны хорошо освоить технику работы с тестами. Поэтому, начиная с 5 класса, учителя-математики стремятся организовать работу с тестовыми заданиями.
Преимущества тематического теста:
· в нём собраны разные задания по одной теме;
· на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста;
· по такому тесту удобно проводить повторение;
· осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке проводят 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения соответствуют теме и цели урока и помогают усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала.
Помогает в организации устных вычислений:
· Книга под редакцией Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Устные вычисления и быстрый счёт;
· Тренировочные упражнения за курс 7-11 классов (Ростов-на-Дону: ЛЕГИОН-М.- 2010;
· Рачинский С.А. 1001 задача для умственного счёта в школе;
· Перельман Я. Быстрый счёт.
Одним из видов разминки мы применяем математические диктанты на формулы и основные свойства. Математические диктанты на повторение теоретической базы по материалу развивают умение воспринимать задания на слух.
В начале каждого учебного года проводим входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся.
Так как в каждом классе, как правило, находятся учащиеся с разным уровнем знаний, учебных возможностей, неодинаковым мотивационными установками на урок, ещё одной важнейшей составляющей нашей работы по подготовке к экзаменам считаем условное разбиение учащихся на группы. Это делаем для того, чтобы строить работу дифференцированно, не забывая об учащихся с повышенной мотивацией и слабоуспевающих.
Выделяем три основные группы: высокий уровень подготовки, средний уровень подготовки и группа «риска». Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат обучения, на какую оценку он должен сдать экзамен. Это не значит, что «потолок» должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю.
Учащиеся, имеющие средний уровень математической подготовки, могут без особого труда усваивать программный материал на уроке, практически всегда справляются с предложенными заданиями, получая удовлетворительные отметки.
Дети с повышенной мотивацией к обучению математике без труда овладевают материалом, проявляют интерес к изучению предмета. С ними строим работу, проводя индивидуальные консультации. Рекомендуем использование Интернет-ресурсов для самостоятельной домашней подготовки к экзамену.
В группе «риска», как правило, слабоуспевающие ученики (с каждым годом их становится все больше). Им не всегда удаётся справиться с предлагаемыми заданиями в классной и домашней работе. С ними отрабатываем те задания, которые вызывают затруднения. Решаем с ними примеры и задачи подобного характера. Эти меры необходимы, для преодоления ими «нижнего порога» на ОГЭ.
Подготовку к ОГЭ в 9 классе начинаем в начале года, стараемся не пугать обучающихся предстоящим ОГЭ а, наоборот, с первых же дней учёбы убеждаем их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.
Работа с родителями.
Для обучающихся и их родителей в сентябре проводим совместное родительское собрание, на котором рассказываем об организации и проведении ОГЭ по математике в 9 классе и то, как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов.
На первом же собрании знакомим родителей с нормативно-правовыми документами, со структурой экзамена, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, системой оценивания.
Со многими родителями совместно с детьми зачастую приходится встречаться и работать в индивидуальном порядке.
Основная подготовка к ОГЭ осуществляется на уроках математики.
Применение групповой работы на уроках математики при подготовке к ОГЭ
Психологи давно доказали, что люди лучше всего усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.
Учащиеся под руководством учителя создают группы по 3- 4 человека.
Алгоритм действий учащихся.
Выполнив задания 1 части, сравнивают решения с ответами и между собой.
Делают работу над ошибками.
Получают другой вариант заданий 1 части и выполняют только те задания, в которых были допущены ошибки. Каждая группа получает задание и готовится самостоятельно. При этом учащиеся не знают, кто будет выполнять задание у доски.
Задания 2 части представители каждой группы решают по порядку, возможно, только те, которые решить смогли.
Остальные учащиеся проверяют задания, задают вопросы, оценивают. Оценку получает вся группа.
Задания повышенной сложности у доски выполняют те учащиеся, которые с ним справились самостоятельно.
Остальные при этом имеют возможность разобраться в затруднениях, встретившихся при выполнении этих заданий.
Необходимо приучать ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Чтобы научить определять трудность заданий сначала необходимо просмотреть работу от начала до конца и отметить те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.
Обучающиеся должны помнить, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому надо настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части – это и есть принцип «спирального движения» по тесту.
Особое внимание отводим геометрии. В экзаменационной работе 8 заданий по геометрии.
Желательно готовить справочники по темам «Треугольники», «Четырёхугольники», «Окружность». Затем выполнить набор задач разного типа сложности по этим темам (берем задания из открытого банка)
По этому разделу используем учебное пособие: Балаян Э.Н. «Геометрия. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ. 7-9 классы». Оно содержит теоретические сведения по геометрии за курс основной школы и упражнения в таблицах по всем темам геометрии 7-9 классов.
Внеклассные мероприятия, проводимые классными руководителями, помогают преодолеть страхи учеников перед ОГЭ и правильно подготовиться к экзамену. Как можно заставить ребенка поверить в свои силы, в то, что всегда есть надежда на разрешимость любой ситуации? Да просто показать ему то, что данные задания он способен выполнить, если будет использовать определенный алгоритм или логические рассуждения. На занятиях стараемся создать атмосферу комфортности, взаимопонимания, делаем установку на то, что любой ребенок должен быть понят и услышан учителем и соучеником: учение должно проходить в «атмосфере непринужденности, чтобы дети и учитель свободно дышали на уроках». От учителя требуется и мастерство, и большое терпение, и любовь к учащимся.
Доброжелательное отношение к ученикам снимает у них страх перед трудностями обучения: ребенок не должен бояться ошибиться, спросить учителя, если он что-то прослушал или не понял.
Психологическая подготовка учащихся, может заключаться в следующем: отработка поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах. Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат обучения, на какую оценку он должен сдать экзамен. Это не значит, что «потолок» должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю.
Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.
Переход к комплексному тестированию разумен только в конце года (апрель-май), когда все темы изучены и у учеников накоплен запас общих подходов к основным типам заданий.
Подготовка ко второй части осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время на дополнительных занятиях. Используются сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ и МИОО.
Итак, важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала.
Конечно же, данная система требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.
Чтобы достичь хороших результатов нужно:
- на каждом уроке проводить обязательный устный счёт;
- включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям;
- в содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи;
- итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене;
-использовать систему контроля над уровнем знаний учащихся, которая
во-первых, позволит учителю иметь постоянную информацию об уровне овладения учебным материалом по каждой теме, чтобы своевременно принимать меры по коррекции пробелов,
во-вторых, повысит мотивацию учащихся к учению,
в-третьих, поможет привлечь родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей.
Кропотливая совместная работа учителя и учеников способна повысить математическую грамотность школьников и дать возможность успешно сдать ОГЭ.
Полезные ссылки
http://karmanform.ucoz.ru/
http://alexlarin.net/
http://statgrad.mioo.ru/
http://www.uchportal.ru/
http://burukinann.ucoz.ru/
http://le-savchen.ucoz.ru/
http://mathematics-120.ucoz.ru/
https://vk.com/teacher_s_book/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.