Автор: Романова Елена Юрьевна, учитель обществознания МБОУ О(С)ОШ № 1 г.Искитима Новосибирской области
Предмет: Обществознание
Тема урока: «Инфляция и семейная экономика»
УМК Боголюбов Л.Н.
Класс: 8
Тип урока: урок открытия нового знания
Технология: модель смешанного обучения «Перевернутый класс»
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, меловая и интерактивная доска, компьютеры (смартфон, планшет) с доступом в интернет, карточки.
Тема
|
Инфляция и семейная экономика |
Цель урока |
Цели и задачи: познакомить с причинами роста цен, влиянием инфляции на доходы и жизнь граждан; характеризовать реальные и номинальные доходы |
Планируемый результат
|
Предметные УУД: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий инфляция, номинальный и реальный доход; характеризовать причины и сущность инфляции, описывать ее влияние на жизнь общества; выделять реальные и номинальные доходы; исследовать виды сбережений граждан; объяснять механизм потребительского кредита. Метапредметные УУД: Познавательные: выявлять особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; извлекать информацию из мнений других людей. Коммуникативные: взаимодействовать в ходе групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; формировать целевые установки учебной и познавательной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества, экономической грамотности и активной гражданской позиции; развитие творческих способностей через активные формы деятельности. |
Основные понятия |
Инфляция, реальные доходы, номинальные доходы, сбережения, банковский кредит, потребительский кредит. |
Межпредметные связи |
История, Финансовая грамотность |
Ресурсы: - основные -дополнительные
|
- Обществознание. для 8 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень [Боголюбов Л.Н, Лазебникова А. Ю., Городецкой Н. И. и др. ]; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос.акад.наук; Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2019.- с.255.; - физкультминутка, обучающая программа; - алгоритм самооценки. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах |
Этап подготовки к уроку:
1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов.
2. Формулировка цели урока.
3. Отбор видов учебной деятельности и конструирование учебных ситуаций.
4. Выбор средств обучения.
5. Корректировка сценария урока, в соответствии с результатами выполнения
детьми интерактивных заданий в онлайн-среде.
Этап реализации:
1. Изучение и закрепление учебного
материала дома. Ученики свободны в выборе темпа, места и времени обучения.
2. Обсуждение изученного материала в начале урока, ответы на вопросы детей.
3. Деление учеников на группы и организация групповой работы.
4. Подведение итогов.
5. Рефлексия.
ФОРМАТ ОПИСАНИЯ УРОКА. МОДЕЛЬ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»
1. Фамилия Имя Отчество автора: Романова Елена Юрьевна
2. Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1 г. Искитима Новосибирской области
3. Должность: учитель обществознания
4. Класс: 8
5. Предмет: Обществознание
6. Тема: Инфляция и семейная экономика
7. Инструменты проверки достижения результата:
- Тест по теме «Инфляция» для поверки выполнения домашнего задания
- Ссылка онлайн-теста для проверки знаний в конце урока
- Критерии оценки проекта.
- Критерии «защиты» проекта (критерии представления результата работы группы)
- Лист достижений по теме «Инфляция и семейная экономика»
8.Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов –
- Тест по теме «Инфляция и семейная экономика» – ссылка https://konstruktortestov.ru/test-16938 (для поверки выполнения домашнего задания)
- Критерии «защиты» проекта (критерии представления результата работы группы) – см. Приложение Б.
- Лист достижений по теме «Инфляция и семейная экономика» - см. Приложение Е.
9. Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:
Самостоятельная работа дома 40 минут
Работа в классе: 45 минут
Начало урока 10 минут
Урок 30 минут
Завершение урока 5 минут
10. Организационно-педагогические условия и описание хода урока
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Самостоятельная работа дома
На сайте https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/8-klass/ekonomika/inflyatsiya?block=player размещен видеоролик, позволяющий обучающимся самостоятельно изучить тему.
На сайте https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2020/04/22/inflyatsiya-i-semeynaya-ekonomika размещена презентация по теме.
На сайте https://testschool.ru/2017/12/13/test-po-obshhestvoznaniyu-inflyatsiya-i-semeynaya-ekonomika-8-klass размещены материалы для проверки выполнения домашнего задания.
Текст домашнего задания:
- Ребята! На следующем уроке вам предстоит найти решения, которые помогут скорректировать доходы вашей семьи и не остаться без денег в неблагоприятные финансовые или социальные периоды. Но для этого вам необходимо подготовиться дома, выполнив домашнее задание. Оно состоит из нескольких этапов, но выполнение в общей сложности займет у вас 40 - 45 минут.
Что конкретно надо сделать:
- Посмотрите ролик «Инфляция» – 15 минут.
- Просмотрите презентацию на сайте https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2020/04/22/inflyatsiya-i-semeynaya-ekonomika -5 минут
-Выполните задания на https://testschool.ru/2017/12/13/test-po-obshhestvoznaniyu-inflyatsiya-i-semeynaya-ekonomika-8-klass/, которые помогут вам закрепить полученные знания. – 20 минут
На практическом занятии у вас есть уникальная возможность задать вопросы по изучаемой теме. Для этого запишите вопросы в свои тетради. В итоге, получив ответы на все вопросы, вы сможете составить максимально четкую картинку относительно изучаемой темы.
Необходимые дидактические материалы
Ссылки на видео и задания:
- виеоролик «Инфляция» - https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/8-klass/ekonomika/inflyatsiya?block=player
- На сайте https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-inflyaciya-i-semeynaya-ekonomika-8-klass-89487.html размещена презентация по изучаемой теме.
- Задания обобщения и систематизации знаний по теме «Инфляция» https://infourok.ru/trenirovochniy-test-s-otvetami-po-teme-inflyaciya-i-semeynaya-ekonomika-2034519.html.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
В начале урока учащиеся выполняют тестовое задание, которое позволит определить количество обучающихся, выполнивших домашнее задание, а так же определить уровень их подготовки по изучаемой теме.
Сценарий 1. Домашнее задание выполнило большинство.
В данном случае можно сказать, что основная масса обучающихся владеет той информацией, которая необходима для дальнейшей работы. Соответственно, перед тем как перейти непосредственно к самому уроку, проводится фронтальная беседа, в рамках которой предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Что является причиной инфляции в рыночной экономике?
2. Кто (категории граждан) более всего подвержен влиянию инфляции?
3. Какие формы сбережения граждан существуют?
Далее всех обучающихся (вне зависимости от выполнения ими домашнего задания) в произвольном порядке можно поделить на группы по 4-5 человек. При этом учитывается условие, чтобы в группе было как минимум по 3 человека, выполнивших домашнее задание.
Сценарий 2. Домашнее задание выполнило меньшинство.
В этом случае учителю в режиме мозгового штурма необходимо организовать работу по набрасыванию идей – что из себя представляет инфляция и какое влияние она оказывает на номинальные и реальные доходы семьи. Далее во фронтальном режиме предлагается просмотреть видео
сюжеты, которые они должны были посмотреть дома. Таким образом, в сжатом формате выполнить домашнюю работу.
После этого работа разворачивается по 1-му сценарию, с единственной разностью, что просто делим обучающихся на группы по 4-5 человек в произвольном порядке и немного сокращаем время работы над темой.
Сценарий 3. Количество выполнивших и не выполнивших домашнее задания приблизительно равно.
В этом случае со всеми обучающимися проводится фронтальная беседа, в рамках которой рассматриваются следующие вопросы: что такое инфляция и, какое влияние она оказывает на уровень жизни людей. Далее всех обучающихся (вне зависимости от выполнения ими домашнего задания) в произвольном порядке можно поделить на группы по 4-5 человек. При этом надо смотреть, чтобы в группе было как минимум по 2 человека, выполнивших домашнее задание.
Необходимое оснащение:
· Компьютер/ноутбук с выходом в Интернет, мобильные устройства (телефоны).
· Проектор.
Необходимые дидактические материалы:
· Тест по теме «Инфляция и семейная экономика» – ссылка https://konstruktortestov.ru/test-16938.
· Презентация по теме «Инфляция и семейная экономика» https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-inflyaciya-i-semeynaya-ekonomika-8-klass-89487.html
III. Обобщение и систематизация знаний: работа в группах.
Сегодня на уроке вы будете выступать в роли экспертов. Вас ждут различные задания и кейс-ситуации, которые помогут вам разобраться в изучаемой теме.
1 задание. «Обобщение знаний по теме «Инфляция»
Первый этап. Каждая команда получает карточку с одной кейс-ситуацией по теме, которое предстоит выполнить. На выполнение заданий отводится 4 минуты. Для проверки правильности выполнения, команда передает свой лист соседней группе.
Второй этап. Команды выполняют роль экспертов. Они проверяет правильность выполнения заданий своими коллегами по шаблону на доске. На проверку отводится 2 минуты (одна группа – одна кейс-ситуация – одна проверка).
Третий этап. Рефлексия. Каждая команда анализирует свою работу, дополняя высказывания:
Наша группа научилась…..
Нам было сложно…..
Были допущены ошибки….
На рефлексию отводится 2 минуты.
Физкультминутка.
2 задание. Проекты по созданию презентации, буклета и кроссворда по теме «Инфляция и семейная экономика».
Задания для работы в группах:
- используя программу Word (2003, 2007, 2010), создайте буклет – непериодическое печатное издание, содержащее краткую информацию по теме. Создавая буклет, вносите разнообразные тексты по теме, надписи, рисунки, размещайте схемы, таблицы, экспериментируйте с цветом;
- используя программу Word, создайте кроссворд по теме урока;
- создайте компьютерную презентацию «Семейная экономика».
Примечание: при отсутствии достаточного количества компьютеров/ноутбуков по числу участников групп, можно заменить условия выполнения заданий по подготовке кроссворда и буклетов, используя вместо технических средств листы бумаги А4, ватман, фломастеры и цветные карандаши.
Работа в группах:
- 1 и 2 группы работают над созданием презентации «Семейная экономика»;
- 3 и 4 группы работают над созданием буклета на тему «Способы сохранения и преумножения доходов семьи»;
- 5-я группа работает с материалом и составляет кроссворд по теме «Инфляция».
Все группы выходят к доске, представляют и защищают свои микропроекты.
Перед тем, как группы приступят к выполнению задания, их необходимо познакомить с критериями оценки проекта, критериями «защиты» проекта
(критериями представления результата работы группы). В каждую группу выдается как минимум по одному экземпляру критериев. На работу по созданию проекта отводится 9 минут.
«Защита» проектов (по 2 минуты) оценивается согласно ранее представленным критериям.
Группам предлагается оценить проекты своих коллег, в соответствии с критериями.
На оценивание проектов отводится 1 минута.
Необходимое оснащение:
- Компьютер/ноутбук с выходом в Интернет.
- Проектор.
- На каждую группу: цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги А4, ватман.
Необходимые дидактические материалы:
· Обществознание. для 8 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень [Боголюбов Л.Н, Лазебникова А. Ю., Городецкой Н. И. и др. ]; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос.акад.наук; Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2019.- с.255.
· Карточки «Обобщение знаний по теме «Инфляция» - см. Приложение А.
· Критерии «защиты» проекта (критерии представления результата работы группы) – см. Приложение Б
· Критерии оценки буклета – см. Приложение В
· Критерии оценки презентации – см. Приложение Г
· Критерии оценки кроссворда – см. Приложение Д
IV. Подведение итогов.
В конце урока обучающиеся оценивают свои достижения, свою работу и работу своей группы заполняя листы достижений .
После этого проводится рефлексия урока, используя прием «Закончи высказывание»:
- Сегодня на уроке я научился/ узнал …….
- Мне было интересно…
- Мне было сложно……
Сегодня на уроке мы закрепили знания по изученным темам, выполняя разнообразные типы заданий. Проследили взаимосвязь экономических процессов, происходящих в стране с нашей повседневной жизнью на примере ситуаций различных типов.
Домашнее задание:
подготовьте список вопросов (не менее 10) для зачета по теме урока.
Работая в группах, каждый из Вас внёс свой вклад для достижения высокого результата. Проанализируйте работу каждого ученика в команде, выставив оценку соответственно приложенным усилиям.
Необходимое оснащение:
- Компьютер/ноутбук с выходом в Интерне
- Проектор.
Необходимые дидактические материалы
- Лист достижений по теме «Инфляция и семейная экономика»- см. Приложение Е.
- Лист самооценивания навыков сотрудничества - см. Приложение Ж.
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Обобщение знаний по теме «Инфляция»
Задание 1. Кто, по-вашему, скорее всего, выиграет в условиях роста инфляции: 1) молодая семья, получившая льготный кредит (без выплаты банку процентов) в 300 тыс. р.; 2) бывший военный, получающий пенсию 7 тыс. р.; 3) фермер, выплачивающий долгосрочный кредит; 4) рабочий, вложивший свои сбережения в государственный банк? Поясните свой ответ. 1.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 3._________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 4._________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ |
Задание 2 . Заработная плата работников отраслей, услуги которых оплачиваются по фиксированным ставкам из средств государственного бюджета, за год выросла на 20%, а рост цен составил за этот период 11%. На сколько и как изменились реальные доходы работников? ________________________________________________________________________ |
Задание 3. Семья взяла кредит в банке на покупку новой мебели. Срок погашения кредита — 12 месяцев. По условиям договора сумма возвращалась в рассрочку в виде ежемесячных выплат. Банковский процент за кредит был установлен исходя из ожидаемой инфляции 10% в год. Реальный рост цен за год составил 13%. Кто выиграл от этой сделки — кредитор или заёмщик? __________________________________________________________________________ |
Задание 4 Приведи примеры различных способов создания сбережений в домашнем хозяйстве. Объясни их необходимость. __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Задание 5 Четверо друзей выиграли в лотерею по 1 млн рублей каждый. Ваня Иванов положил деньги в банк на текущий счет из расчета 10% годовых. Петя Петров положил свой миллион на срочный депозит из расчета 30% годовых. Маша Смирнова купила телевизор, компьютер, пылесос и другую бытовую технику. А Света Сидорова зашила свои деньги в подушку. Годовой темп инфляции составил 20%. При этом бытовая техника подорожала за год в 2 раза. Удачно ли Ваня, Петя, Маша и Света распорядились своими деньгами? ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Критерии «защиты» проекта
Критерий |
Макс. кол. баллов |
Оценка групп |
выступление соответствует заваленной теме |
5 |
|
предложения построены стилистически грамотно, отсутствуют слова паразиты |
5 |
|
представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется |
5 |
|
Ответы на вопросы правильные, соответствуют обсуждаемой теме |
5 |
|
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: |
20 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В Критерии оценивания буклета
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Критерии оценивания мультимедийных презентаций
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Критерии оценивания кроссворда
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Лист достижений по теме «Инфляция и семейная экономика»
Фамилия, имя______________________________________________
Отметь галочкой то утверждение, которое считается верным.
Во время урока…. |
Я научился |
Я не научился |
применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий инфляция, номинальный и реальный доход |
|
|
объяснять взаимосвязь цены, спроса и предложения |
|
|
характеризовать причины и сущность инфляции |
|
|
описывать влияние инфляции на жизнь общества |
|
|
выделять реальные и номинальные доходы |
|
|
исследовать виды сбережений граждан |
|
|
объяснять механизм потребительского кредита |
|
|
приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений |
|
|
искать и выделять необходимую информацию |
|
|
выстраивать алгоритм действий |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Лист самооценивания навыков сотрудничества
Фамилия, имя______________________________________________
Отметь галочкой то утверждение, которое считается верным
Работая в группе …. |
Всегда |
Иногда |
Никогда |
Я выслушивал мнения своих товарищей |
|||
Я высказывал свою точку зрения |
|||
В группе были споры, конфликты |
|||
Я доволен работой группы |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.