Разработка урока Обществознания в 8 классе по модели смешанного обучения "Перевернутый класс" по теме "ИНфляция и семейная экономика"
Оценка 4.6

Разработка урока Обществознания в 8 классе по модели смешанного обучения "Перевернутый класс" по теме "ИНфляция и семейная экономика"

Оценка 4.6
Домашняя работа +4
docx
обществознание
8 кл
22.05.2020
Разработка урока  Обществознания в 8 классе по модели смешанного обучения "Перевернутый класс"  по теме "ИНфляция и семейная экономика"
Модель перевернутый класс определяется как образовательная практика, состоящая из двух частей: интерактивного группового обучения в классе под руководством учителя и прямого обучения с помощью компьютерных технологий вне класса. Представленная работа включает технологическую карту урока по одной из моделей смешанного обучения.
урок 8 класс Обществознание.docx

Автор: Романова Елена Юрьевна, учитель обществознания МБОУ О(С)ОШ № 1 г.Искитима Новосибирской области

 

Предмет: Обществознание

Тема урока: «Инфляция и семейная экономика»

УМК Боголюбов Л.Н.

Класс:  8

Тип урока: урок открытия нового знания

Технология:  модель смешанного обучения «Перевернутый класс»

Оборудование:  учебник, рабочая тетрадь, меловая и интерактивная доска, компьютеры  (смартфон, планшет) с доступом в интернет,  карточки.

 

 

Тема

 

Инфляция и семейная экономика

Цель урока

Цели и задачи: познакомить с причинами роста цен, влиянием инфляции на доходы и жизнь граждан; характеризовать реальные и номинальные доходы

Планируемый результат

 

Предметные УУД:

применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий инфляция, номинальный и реальный доход; характеризовать причины и сущность инфляции, описывать ее влияние на жизнь общества; выделять реальные и номинальные доходы; исследовать виды сбережений граждан; объяснять механизм потребительского кредита.

Метапредметные УУД:

 Познавательные: выявлять особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; извлекать информацию из мнений других людей. 

 Коммуникативные: взаимодействовать в ходе групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; формировать целевые установки учебной и познавательной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Личностные УУД:

формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества, экономической грамотности и активной гражданской позиции; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Основные

понятия

 Инфляция, реальные доходы, номинальные доходы, сбережения, банковский кредит, потребительский кредит.

Межпредметные связи

История, Финансовая грамотность

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

 

- Обществознание. для 8 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень [Боголюбов Л.Н, Лазебникова А. Ю., Городецкой Н. И. и др. ]; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос.акад.наук; Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2019.-  с.255.;

- физкультминутка, обучающая программа;

- алгоритм самооценки.

Организация

пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах

 

Этап подготовки к уроку:
1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов.
2. Формулировка цели урока.
3. Отбор видов учебной деятельности и конструирование учебных ситуаций.
4. Выбор средств обучения.
5. Корректировка сценария урока, в соответствии с результатами выполнения детьми интерактивных заданий в онлайн-среде.

Этап реализации:

1. Изучение и закрепление учебного материала дома. Ученики свободны в выборе темпа, места и времени обучения.
2. Обсуждение изученного материала в начале урока, ответы на вопросы детей.
3. Деление учеников на группы и организация групповой работы.
4. Подведение итогов.
5. Рефлексия.

 

ФОРМАТ ОПИСАНИЯ УРОКА. МОДЕЛЬ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»

1.                  Фамилия Имя Отчество автора: Романова Елена Юрьевна

2.                  Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1 г.  Искитима Новосибирской области

3.                  Должность: учитель  обществознания

4.                  Класс: 8

5.                  Предмет: Обществознание

6.                  Тема: Инфляция и семейная экономика

7.                  Инструменты проверки достижения результата:

- Тест по теме «Инфляция» для поверки выполнения домашнего задания

- Ссылка онлайн-теста для проверки знаний в конце урока

- Критерии оценки проекта.

- Критерии «защиты» проекта (критерии представления результата работы группы)

- Лист достижений по теме «Инфляция и семейная экономика»

      8.Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов 

- Тест по теме «Инфляция и семейная экономика»  – ссылка  https://konstruktortestov.ru/test-16938 (для поверки выполнения домашнего задания)

- Критерии «защиты» проекта (критерии представления результата работы группы) – см. Приложение Б.

- Лист достижений по теме «Инфляция и семейная экономика»  - см. Приложение Е.

   

  9. Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:

Самостоятельная работа дома 40 минут

Работа в классе: 45 минут

Начало урока 10 минут

Урок 30 минут

Завершение урока 5 минут

  10. Организационно-педагогические условия и описание хода урока

I.    Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Самостоятельная работа дома

На сайте https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/8-klass/ekonomika/inflyatsiya?block=player размещен видеоролик, позволяющий обучающимся самостоятельно изучить тему.

На сайте  https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2020/04/22/inflyatsiya-i-semeynaya-ekonomika размещена презентация по теме.

На сайте https://testschool.ru/2017/12/13/test-po-obshhestvoznaniyu-inflyatsiya-i-semeynaya-ekonomika-8-klass размещены материалы для проверки выполнения домашнего задания.

Текст домашнего задания:

- Ребята! На следующем уроке вам предстоит найти решения, которые помогут скорректировать доходы вашей семьи и не остаться без денег в неблагоприятные финансовые или социальные периоды. Но для этого вам необходимо подготовиться дома, выполнив домашнее задание. Оно состоит из нескольких этапов, но выполнение в общей сложности займет у вас 40 - 45 минут.

Что конкретно надо сделать:

- Посмотрите ролик «Инфляция» – 15 минут.

- Просмотрите презентацию на сайте  https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2020/04/22/inflyatsiya-i-semeynaya-ekonomika -5 минут

-Выполните задания на https://testschool.ru/2017/12/13/test-po-obshhestvoznaniyu-inflyatsiya-i-semeynaya-ekonomika-8-klass/, которые помогут вам закрепить полученные знания. – 20 минут

На практическом занятии у вас есть уникальная возможность задать вопросы по изучаемой теме. Для этого запишите вопросы в свои тетради. В итоге, получив ответы на все вопросы, вы сможете составить максимально четкую картинку относительно изучаемой темы.

 

Необходимые дидактические материалы

Ссылки на видео и задания:

- виеоролик «Инфляция» - https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/8-klass/ekonomika/inflyatsiya?block=player

- На сайте https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-inflyaciya-i-semeynaya-ekonomika-8-klass-89487.html размещена презентация по изучаемой теме.

    - Задания обобщения и систематизации знаний по теме «Инфляция» https://infourok.ru/trenirovochniy-test-s-otvetami-po-teme-inflyaciya-i-semeynaya-ekonomika-2034519.html.

  

II.    Актуализация знаний и фиксация  затруднения в  деятельности

В начале урока учащиеся выполняют тестовое задание, которое позволит определить количество обучающихся, выполнивших домашнее задание, а так же определить уровень их подготовки по изучаемой теме.

 

Сценарий 1. Домашнее задание выполнило большинство.

В данном случае можно сказать, что основная масса обучающихся владеет той информацией, которая необходима для дальнейшей работы. Соответственно, перед тем как перейти непосредственно к самому уроку, проводится фронтальная беседа, в рамках которой предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Что является причиной инфляции в рыночной экономике?

2. Кто (категории граждан) более всего подвержен влиянию инфляции?

3. Какие формы сбережения граждан существуют?

Далее всех обучающихся (вне зависимости от выполнения ими домашнего задания) в произвольном порядке можно поделить на группы по 4-5 человек. При этом учитывается условие, чтобы в группе было как минимум по 3 человека, выполнивших домашнее задание.

Сценарий 2. Домашнее задание выполнило меньшинство.

В этом случае учителю в режиме мозгового штурма необходимо организовать работу по набрасыванию идей – что из себя представляет инфляция и какое влияние она оказывает на номинальные и реальные доходы семьи. Далее во фронтальном режиме предлагается просмотреть видео

сюжеты, которые они должны были посмотреть дома. Таким образом, в сжатом формате выполнить домашнюю работу.

После этого работа разворачивается по 1-му сценарию, с единственной разностью, что просто делим обучающихся на группы по 4-5 человек в произвольном порядке и немного сокращаем время работы над темой.

Сценарий 3. Количество выполнивших и не выполнивших домашнее задания приблизительно равно.

В этом случае со всеми обучающимися проводится фронтальная беседа, в рамках которой рассматриваются следующие вопросы: что такое инфляция и, какое влияние она оказывает на уровень жизни людей.  Далее всех обучающихся (вне зависимости от выполнения ими домашнего задания) в произвольном порядке можно поделить на группы по 4-5 человек. При этом надо смотреть, чтобы в группе было как минимум по 2 человека, выполнивших домашнее задание.

Необходимое оснащение:

·                     Компьютер/ноутбук с выходом в Интернет, мобильные устройства (телефоны).

·                     Проектор.

Необходимые дидактические материалы:

·                     Тест по теме «Инфляция и семейная экономика»  – ссылка  https://konstruktortestov.ru/test-16938.

·                     Презентация по теме «Инфляция и семейная экономика»  https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-inflyaciya-i-semeynaya-ekonomika-8-klass-89487.html

III.     Обобщение и систематизация знаний: работа в группах.

Сегодня на уроке вы будете выступать в роли экспертов. Вас ждут различные задания и кейс-ситуации, которые помогут вам разобраться в изучаемой теме.

1 задание. «Обобщение знаний по теме «Инфляция»

Первый этап. Каждая команда получает карточку с одной кейс-ситуацией по теме, которое предстоит выполнить. На выполнение заданий отводится 4 минуты. Для проверки правильности выполнения, команда передает свой  лист соседней группе.

Второй этап. Команды выполняют роль экспертов. Они проверяет правильность выполнения заданий своими коллегами по шаблону на доске. На проверку отводится 2 минуты (одна группа – одна кейс-ситуация – одна проверка).

Третий этап. Рефлексия. Каждая команда анализирует свою работу, дополняя высказывания:

Наша группа научилась…..

Нам было сложно…..

Были допущены ошибки….

На рефлексию отводится 2 минуты.

Физкультминутка.

2 задание. Проекты по созданию презентации, буклета и кроссворда по теме «Инфляция и семейная экономика». 

Задания для работы в группах:

- используя программу Word (2003, 2007, 2010), создайте буклет – непериодическое печатное издание, содержащее краткую информацию по теме. Создавая буклет, вносите разнообразные тексты по теме, надписи, рисунки, размещайте схемы, таблицы, экспериментируйте с цветом;

- используя программу Word, создайте кроссворд по теме урока;

- создайте компьютерную презентацию  «Семейная экономика».

Примечание: при отсутствии достаточного количества компьютеров/ноутбуков по числу участников групп, можно заменить условия выполнения заданий по подготовке кроссворда и буклетов, используя вместо технических средств листы бумаги А4, ватман, фломастеры и  цветные карандаши. 


Работа в группах:

- 1 и 2 группы работают над созданием презентации «Семейная экономика»;

- 3 и 4 группы работают над созданием буклета на тему «Способы сохранения и преумножения доходов семьи»;

- 5-я группа  работает с материалом и составляет кроссворд по теме «Инфляция».

 Все группы выходят к доске, представляют и защищают свои микропроекты.

Перед тем, как группы приступят к выполнению задания, их необходимо познакомить с критериями оценки проекта, критериями «защиты» проекта

(критериями представления результата работы группы). В каждую группу выдается как минимум по одному экземпляру критериев. На работу по созданию проекта отводится 9 минут.

«Защита» проектов (по 2 минуты) оценивается согласно ранее представленным критериям.

Группам предлагается оценить проекты своих коллег, в соответствии с критериями.

На оценивание проектов отводится 1 минута.

Необходимое оснащение:

- Компьютер/ноутбук с выходом в Интернет.

- Проектор.

- На каждую группу: цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги А4, ватман.

 

Необходимые дидактические материалы:

·                     Обществознание. для 8 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень [Боголюбов Л.Н, Лазебникова А. Ю., Городецкой Н. И. и др. ]; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос.акад.наук; Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2019.-  с.255.

·                     Карточки «Обобщение знаний по теме «Инфляция» - см. Приложение А.

·                     Критерии «защиты» проекта (критерии представления результата работы группы) – см. Приложение Б

·                     Критерии оценки буклета – см. Приложение В

·                     Критерии оценки презентации – см. Приложение Г

·                     Критерии оценки кроссворда – см. Приложение Д

IV Подведение итогов.

В конце урока обучающиеся оценивают свои достижения, свою работу и работу своей группы заполняя листы достижений .

После этого проводится рефлексия урока, используя прием «Закончи высказывание»:

- Сегодня на уроке я научился/ узнал …….

- Мне было интересно…

- Мне было сложно……

Сегодня на уроке мы закрепили знания по изученным темам, выполняя разнообразные типы заданий. Проследили взаимосвязь экономических процессов, происходящих в стране с нашей повседневной жизнью на примере ситуаций различных типов.

Домашнее  задание:

 подготовьте список вопросов  (не менее 10) для зачета по теме урока.

Работая в группах, каждый из Вас внёс свой вклад для достижения высокого результата. Проанализируйте работу каждого ученика в команде, выставив оценку соответственно приложенным усилиям.

Необходимое оснащение:

- Компьютер/ноутбук с выходом в Интерне

- Проектор.

 

Необходимые дидактические материалы

- Лист достижений по теме «Инфляция и семейная экономика»- см. Приложение Е.

- Лист самооценивания навыков сотрудничества - см. Приложение Ж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А «Обобщение знаний по теме «Инфляция»

Задание 1.  Кто, по-вашему, скорее всего, выиграет в условиях роста инфляции: 1) молодая семья, получившая льготный кредит (без выплаты банку процентов) в 300 тыс. р.; 2) бывший военный, получающий пенсию 7 тыс. р.; 3) фермер, выплачивающий долгосрочный кредит; 4) рабочий, вложивший свои сбережения в государственный банк? Поясните свой ответ. 

1.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2._________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 3._________________________________________________________________________

   ___________________________________________________________________________

 4._________________________________________________________________________

   ___________________________________________________________________________

Задание 2 . Заработная плата работников отраслей, услуги которых оплачиваются по фиксированным ставкам из средств государственного бюджета, за год выросла на 20%, а рост цен составил за этот период 11%. На сколько и как изменились реальные доходы работников?

________________________________________________________________________

 Задание 3. Семья взяла кредит в банке на покупку новой мебели. Срок погашения кредита — 12 месяцев. По условиям договора сумма возвращалась в рассрочку в виде ежемесячных выплат. Банковский процент за кредит был установлен исходя из ожидаемой инфляции 10% в год. Реальный рост цен за год составил 13%. Кто выиграл от этой сделки — кредитор или заёмщик?

__________________________________________________________________________

Задание 4 Приведи примеры различных способов создания сбережений в домашнем хозяйстве. Объясни их необходимость.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Задание 5 Четверо друзей выиграли в лотерею по 1 млн рублей каждый. Ваня Иванов положил деньги в банк на текущий счет из расчета 10% годовых. Петя Петров положил свой миллион на срочный депозит из расчета 30% годовых. Маша Смирнова купила телевизор, компьютер, пылесос и другую бытовую технику. А Света Сидорова зашила свои деньги в подушку. Годовой темп инфляции составил 20%. При этом бытовая техника подорожала за год в 2 раза. Удачно ли Ваня, Петя, Маша и Света распорядились своими деньгами?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ Б Критерии «защиты» проекта

Критерий

Макс. кол.

баллов

Оценка групп

выступление соответствует заваленной теме

5

предложения построены стилистически грамотно, отсутствуют слова паразиты

5

представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется

5

Ответы на вопросы правильные,  соответствуют обсуждаемой теме

5

  ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ В   Критерии оценивания буклета

 

Критерий

Макс. кол. баллов

Оценка группы

Содержание полностью отражает цели публикации.

 

5

Информация точна, носит законченный характер

10

Орфографические и пунктуационные ошибки отсутствуют.

5

Дизайн соответствует содержанию работы.

10

Изображения  соответствуют  содержанию.

5

Текст  легко читается, цвет фона и изображения гармонируют и  удобны для чтения

10

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

45

 

        ПРИЛОЖЕНИЕ Г  Критерии оценивания мультимедийных презентаций

 

Критерий

Макс. кол. баллов

Оценка групп

Титульный слайд с заголовком

5

Минимальное количество – 5 слайдов

10

Используемые интернет-ресурсы

5

Выводы, основанные на собственном исследовании

10

Грамотное оформление

5

Текст хорошо изложен, выводы соответствуют поставленным целям

10

Содержание представлено в логической последовательности

5

Эстетичное  оформление презентации

10

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

65

 

 

 

      ПРИЛОЖЕНИЕ Д   Критерии оценивания кроссворда

Критерий

Макс. кол. баллов

Оценка групп

Оригинальность оформления

 - в заполненном кроссворде образуется ключевое (итоговое) слово;
- сетка кроссворда симметричная;
- кроссворд удачно вписывается в какую-либо фигуру или изображение;

- конец одного слова служит началом следующего (чайнворд).

5

Тематика кроссворда

Все слова кроссворда соответствуют заявленной теме.

5

Объем кроссворда (10 – 15 слов)

10

Оригинальность названия и содержания кроссворда

5

Четкость формулировки вопросов; отсутствие речевых, грамматических, орфографических ошибок

10

Эстетичность работы

5

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

60

 ПРИЛОЖЕНИЕ Е  Лист достижений по теме «Инфляция и семейная экономика»

   Фамилия, имя______________________________________________

   Отметь галочкой то утверждение, которое считается верным.

Во время урока….

Я научился

Я не научился

применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий инфляция, номинальный и реальный доход

 

 

объяснять взаимосвязь цены, спроса и предложения

 

 

характеризовать причины и сущность инфляции

 

 

описывать влияние инфляции на жизнь общества

 

 

выделять реальные и номинальные доходы

 

 

исследовать виды сбережений граждан

 

 

объяснять механизм потребительского кредита

 

 

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

 

 

искать и выделять необходимую информацию

 

 

выстраивать алгоритм действий

 

 

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ Ж  Лист самооценивания навыков сотрудничества

Фамилия, имя______________________________________________

Отметь галочкой то утверждение, которое считается верным

Работая в группе ….

Всегда

Иногда

Никогда

Я выслушивал мнения своих товарищей

Я высказывал свою точку зрения

В группе были споры, конфликты

Я доволен работой группы

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Автор: Романова Елена Юрьевна, учитель обществознания

Автор: Романова Елена Юрьевна, учитель обществознания

Ресурсы: - основные -дополнительные -

Ресурсы: - основные -дополнительные -

Критерии «защиты» проекта (критерии представления результата работы группы) – см

Критерии «защиты» проекта (критерии представления результата работы группы) – см

На практическом занятии у вас есть уникальная возможность задать вопросы по изучаемой теме

На практическом занятии у вас есть уникальная возможность задать вопросы по изучаемой теме

После этого работа разворачивается по 1-му сценарию, с единственной разностью, что просто делим обучающихся на группы по 4-5 человек в произвольном порядке и немного сокращаем…

После этого работа разворачивается по 1-му сценарию, с единственной разностью, что просто делим обучающихся на группы по 4-5 человек в произвольном порядке и немного сокращаем…

Проекты по созданию презентации, буклета и кроссворда по теме «

Проекты по созданию презентации, буклета и кроссворда по теме «

Критерии оценки презентации – см

Критерии оценки презентации – см

ПРИЛОЖЕНИЕ А «Обобщение знаний по теме «Инфляция»

ПРИЛОЖЕНИЕ А «Обобщение знаний по теме «Инфляция»

Задание 5 Четверо друзей выиграли в лотерею по 1 млн рублей каждый

Задание 5 Четверо друзей выиграли в лотерею по 1 млн рублей каждый

ПРИЛОЖЕНИЕ В Критерии оценивания буклета

ПРИЛОЖЕНИЕ В Критерии оценивания буклета

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Критерии оценивания кроссворда

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Критерии оценивания кроссворда

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Лист самооценивания навыков сотрудничества

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Лист самооценивания навыков сотрудничества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2020