Тема: Л. Н. Толстой "Как мужик убрал камень".
Цель: изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»; показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме.
Планируемые результаты:
Предметные:
-изучить басню Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»;
-сформировать понятие о басне, о морали басни;
-показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме;
Метапредметные:
-сформировать опыт творческой деятельности;
-развивать интерес к художественному слову;
-развивать умение выразительно читать;
-развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;
Регулятивные:
-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- высказывать своё предположение.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные:
-воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других.
Оборудование: компьютер, телевизор, презентация по теме урока, карточки для работы в группах, карточки со скороговоркой, учебник «Литературное чтение 4 кл./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.»
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности.
- Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
II. Речевая разминка.
(У каждого обучающегося на парте карточки со скороговоркой)
Осип орет,
Архип не отстает.
Кто кого переорет?
Осип охрип.
Архип осип.
-Прочитайте медленно, затем с ускорением.
- К какому жанру относится данный текст? (Скороговорка)
-Докажите ваше мнение. (Шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков.)
III. Проверка д/з.
IV. Актуализация знаний. (Слайд 1)
- Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, весёлых
В городах, станицах, сёлах.
Ты идёшь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать!
- Какой раздел изучаем на уроке литературного чтения? (Классики)
- Какие произведения мы относим к классике? (Выдающиеся произведения, образцы литературы и искусства)
- Произведения каких русских классиков читали на уроках? (Произведения А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Л. Н. Толстого)
V. Постановка учебной задачи.
- Ребята, как вы думаете, как или с помощью чего раньше передвигали, поднимали на высоту большие камни? (Ответы детей.)
- Давайте посмотрим, как и с помощью чего передвигались и поднимались камни при строительстве пирамид. Как передвигали корабли. Как доставляли камень для памятника Петра 1. (Слайд 2-7.)
- Вот мы с вами теперь знаем как такие большие камни можно передвинуть и поднять.
- А как же убрать большой камень, без использования машин? (Ответы детей.)
- Их можно перетащить, используя такую же технологию, как на предыдущих фотографиях. А как же еще можно убрать камень, но при этом его никуда не перетаскивать?
- Так как же можно убрать камень с дороги? (Ответы детей.)
- А точно ответить на этот вопрос нам поможет произведение Л.Н. Толстого.
- Сформулируйте тему и цель урока.
- Мы сегодня с вами продолжаем знакомится с творчеством Л. Н. Толстого и познакомимся с его басней "Как мужик убрал камень".
- Цель нашего урока: будем анализировать поступки героев произведения, делать выводы, находить мораль басни, совершенствовать навыки выразительного чтения.
VI. Работа с текстом.
1) Первичное восприятие текста.
-Прослушайте аудиозапись литературного произведения Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень». (Слайд 8)
- Подумайте над вопросом: «Почему это произведение так называется?»
- Понравилось ли вам произведение?
- Что вас удивило?
2) Вторичное восприятие текста (чтение про себя).
- Отметьте, какие слова требуют объяснения.
- Какие слова показались трудными?
3) Словарная работа. (слай9 )
· Работа в группах.
- У нас на партах карточки: с левой стороны
слова, а справой - значение слов. Вам нужно соединить слова и их значения.
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта,
Подле камня – возле.
Выдумка – вымысел, изобретение.
VII. Физкультминутка.
VIII. Анализ литературного текста.
- Где происходит действие?
- Назовите участников.
- Какая стояла задача перед инженерами?
- Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?
- Что предложил 1 инженер?
- Что предложил 2 инженер?
- Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?
- Как решил эту задачу мужик?
- Почему ему дали еще 100 руб.?
- Как вы представляете мужика?
- Какими чертами характера обладал мужик? (простой, умный, сообразительный)
- Рассмотрите иллюстрацию. (Слайд 9.)
- Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации.
- В чём заключается главная мысль?
- Важна не столько сила, сколько смекалка. А это и есть мораль басни Льва Николаевича Толстого.
- Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём произведении?
- Каких героев для этого выбрал Толстой? (инженеров для
того, чтобы показать силу и мужика - смекалку)
Вывод:
- Произведение «Как мужик убрал камень» является басней.
- Басня может быть в стихотворной и в прозаической форме. Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями. Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.
IX. Работа с пословицами. (Карточки с пословицами у уч-ся на парте.)
· Работа в паре.
- Прочитайте пословицы.
- Какая из них более точно передаёт мораль прочитанной басни?
1. Сколько голов, столько умов.
2.Сила ломит всё, а ум силу.
3. Мало что хотеть, надо знать да уметь.
4. Ленивые руки не родня умной голове.
5. Каков мастер, такова и работа.
6. Недаром говорится, что дело мастера боится.
X. Подведение итогов.
- С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?
- Назовите жанр этого произведения?
- Перечислите героев басни?
XI. Рефлексия.
- Оцените урок и вашу работу на уроке. (Слайд 10.)
Домашнее задание: (на выбор)
1) Выразительное чтение басни с. 119.
2) Найти и приготовить выразительное чтение другой басни Л.Н. Толстого.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.