Конспект урока литературного чтения для 4 класса по теме "Л.Н. Толстой "Как мужик убрал камень".
Оценка 4.7

Конспект урока литературного чтения для 4 класса по теме "Л.Н. Толстой "Как мужик убрал камень".

Оценка 4.7
docx
13.12.2020
Конспект урока литературного чтения для 4 класса по теме "Л.Н. Толстой "Как мужик убрал камень".
Л.Н. Толстой Как мужик убрал камень.docx

Тема: Л. Н. Толстой "Как мужик убрал камень".

Цель: изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»; показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме.

Планируемые результаты:

Предметные:

-изучить басню Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»;

-сформировать понятие о басне, о морали басни;

-показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме;

Метапредметные:

-сформировать опыт творческой деятельности;

-развивать интерес к художественному слову;

-развивать умение выразительно читать;

-развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

Регулятивные:

-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

 Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные:

-воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других. 

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация по теме урока, карточки для  работы  в группах, карточки со скороговоркой, учебник «Литературное чтение 4 кл./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.»

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности.

- Вот звонок нам дал сигнал: 
поработать час настал. 
Так что время не теряем,
И  работать начинаем.

II. Речевая разминка.

(У каждого обучающегося на парте карточки со скороговоркой)

Осип орет,

Архип не отстает.

Кто кого переорет?

Осип охрип.

Архип осип.

-Прочитайте медленно, затем с ускорением.

- К какому жанру относится данный текст? (Скороговорка)

-Докажите ваше мнение. (Шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков.)

III. Проверка д/з.

IV. Актуализация знаний. (Слайд 1)

- Много книг чудесных,

Книжек умных, интересных,

Увлекательных, весёлых

В городах, станицах, сёлах.

Ты идёшь в библиотеку,

Чтоб побольше прочитать,

Настоящим человеком

Помогают книги стать!

- Какой раздел изучаем на уроке литературного чтения? (Классики)

- Какие произведения мы относим к классике? (Выдающиеся произведения, образцы литературы и искусства)

- Произведения каких русских классиков читали на уроках? (Произведения А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Л. Н. Толстого)

V. Постановка учебной задачи.

- Ребята, как вы думаете, как или с помощью чего раньше передвигали, поднимали на высоту большие камни? (Ответы детей.)

- Давайте посмотрим, как и с помощью чего передвигались и поднимались камни при строительстве пирамид. Как передвигали корабли. Как доставляли камень для памятника Петра 1. (Слайд 2-7.)

- Вот мы с вами теперь знаем как такие большие камни можно передвинуть и поднять.

- А как же убрать большой камень, без использования машин? (Ответы детей.)

- Их можно перетащить, используя такую же технологию, как на предыдущих фотографиях. А как же еще можно убрать камень, но при этом его никуда не перетаскивать?

- Так как же можно убрать камень с дороги? (Ответы детей.)

- А точно ответить на этот вопрос нам поможет произведение Л.Н. Толстого.

- Сформулируйте тему и цель урока.

- Мы сегодня с вами продолжаем знакомится с творчеством Л. Н. Толстого и познакомимся с его басней "Как мужик убрал камень".

- Цель нашего урока: будем анализировать поступки героев произведения, делать выводы, находить мораль басни, совершенствовать навыки выразительного чтения.

VI. Работа с текстом.

1) Первичное восприятие текста.

-Прослушайте аудиозапись литературного произведения Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень». (Слайд 8)

- Подумайте над вопросом: «Почему это произведение так называется?»

- Понравилось ли вам произведение?

- Что вас удивило?

2) Вторичное восприятие текста (чтение про себя).

- Отметьте, какие слова требуют объяснения.

- Какие слова показались трудными? 

3) Словарная работа. (слай9 )

·        Работа в группах.

- У нас на партах карточки: с левой стороны слова, а справой - значение слов. Вам нужно соединить слова и их значения.
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта,

Подле камня – возле.
Выдумка – вымысел, изобретение.

VII. Физкультминутка.

VIII. Анализ литературного текста.

- Где происходит действие?

- Назовите участников.

- Какая стояла задача перед инженерами?

- Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?
- Что предложил 1 инженер?
- Что предложил 2 инженер?

- Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?

- Как решил эту задачу мужик?
- Почему ему дали еще 100 руб.?

- Как вы представляете мужика?

- Какими чертами характера обладал мужик? (простой, умный, сообразительный)

- Рассмотрите иллюстрацию. (Слайд 9.)
- Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации.
- В чём заключается главная мысль?

- Важна не столько сила, сколько смекалка. А это и есть мораль басни Льва Николаевича Толстого.

- Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём произведении?

- Каких героев для этого выбрал Толстой? (инженеров для того, чтобы показать силу и мужика - смекалку)
Вывод:

- Произведение «Как мужик убрал камень» является басней.

- Басня может быть в стихотворной и в прозаической форме. Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями. Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.

IX. Работа с пословицами. (Карточки с пословицами у уч-ся на парте.)

·        Работа в паре.

- Прочитайте пословицы.

- Какая из них более точно передаёт мораль прочитанной басни?

1. Сколько голов, столько умов.

2.Сила ломит всё, а ум силу.

3. Мало что хотеть, надо знать да уметь.

4. Ленивые руки не родня умной голове.

5. Каков мастер, такова и работа.

6. Недаром говорится, что дело мастера боится.

X. Подведение итогов.

- С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?

- Назовите жанр этого произведения?

- Перечислите героев басни?

XI. Рефлексия.

- Оцените урок и вашу работу на уроке. (Слайд 10.)

 

Домашнее задание: (на выбор)

1) Выразительное чтение басни с. 119.

2) Найти и приготовить выразительное чтение другой басни Л.Н. Толстого.

 


 

Тема: Л. Н. Толстой "Как мужик убрал камень"

Тема: Л. Н. Толстой "Как мужик убрал камень"

Осип охрип. Архип осип. -Прочитайте медленно, затем с ускорением

Осип охрип. Архип осип. -Прочитайте медленно, затем с ускорением

Что вас удивило? 2) Вторичное восприятие текста (чтение про себя)

Что вас удивило? 2) Вторичное восприятие текста (чтение про себя)

Сколько голов, столько умов. 2

Сколько голов, столько умов. 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2020