05.11.19 Конспект литературного чтения 3 класс
Тема: А.С. Пушкин «Зимний вечер» ИКТ (т).
Вид урока: комбинированный урок.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Слайд 2 Портрет Пушкина.
-Вы узнали этого поэта? ( Пушкин)
- С самого раннего детства в садике, в школе вы слушали волшебные сказки, стихи, созданные Пушкиным.
III. этап. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения. (Цель: формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа)
- А знаете ли вы, что Пушкин начал писать свои первые стихи, когда еще не был Александром Сергеевичем, а был мальчиком Сашенькой? И первое свое стихотворение он написал в 6 лет на французском языке, которое в переводе звучит так:
Скажите мне, почему "Похититель"
Освистан партером?
Увы, потому что бедный автор
Похитил его у Мольера.
Слайд 3. Портрет Пушкина-ребенка.
-Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни.
- Кто знает, как звали няню поэта? (Арина Родионовна)
- Верно. Это- Арина Родионовна.
Слайд 4. Портрет няни.
-Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.
Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское. (Слайд 5.)
Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с Ариной Родионовной: место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время.
Слайд 6. Картина Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина»
- На этой картине художник Николай Николаевич Ге изобразил момент пребывания Александра Сергеевича Пушкина в селе Михайловском.
- Кого вы видите на картине? (Пушкина, няню и друга)
- Согласна с вами. К Пушкину как раз приехал в гости его близкий друг Иван Иванович Пущин, друзья общаются, а няня сидит за столом, она занята вязанием и в то же время внимательно слушает Александра Сергеевича, который что-то читает своему другу.
- Но такие счастливые приезды друзей были очень редки, и няня была единственной собеседницей поэта: именно ей он читал свои произведения, которые сочинил, пребывая в ссылке в Михайловском. Русский писатель Иван Сергеевич Аксаков так пишет про няню Пушкина:
Слайд 7. Так вот кто первая вдохновительница,
первая муза первого истинно русского
поэта, это – няня…
Да будет же ей, этой няне, от лица
русского общества вечная благодарность.
И.С.Аксаков.
· Кто такая муза? В греческой мифологии богиня – покровительница искусств и наук. В данном случае – это источник поэтического вдохновения, или само- вдохновение, творчество.
· Почему Аксаков назвал няню музой и вдохновительницей поэта? (Потому что она показала путь к творчеству и сама рассказывала стихи, сказки).
- А за что он благодарит няню? (ответы учащихся)
· Действительно: Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки;
· для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой сказочницей;
· она знала русские народные сказки, любила их и привила любовь к ним поэту;
· няня пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа;
· от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок.
В одном из стихотворений Пушкин писал:
Мастерица ведь была,
И откуда что брала!
А куда разумны шутки,
Приговоры, прибаутки.
Небылицы, и былины
Православной старины!
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы, и не ел,
Все бы слушал да сидел.
- Не один вечер провел Александр Сергеевич в обществе Арины Родионовны, восхищаясь ее рассказами и пением. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней, слушая ее песни и сказки (Слайд 9). Один из таких зимних вечеров 1825 года описан в его стихотворении «Зимний вечер».
IV. Восприятие новых знаний. (Цель: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.)
Чтение стихотворения учителем «Зимний вечер».
«Зимний вечер» Александр Пушкин Слайд 10
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша
ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем,
добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря
мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Слайд 11. Словарно- лексическая работа. Записаны слова и словосочетания:
Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.
Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы.
Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.
Кровля обветшалая – очень плохая крыша.
Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.
Веретено – приспособление для прядения.
4. Слушание романса «Зимний вечер» Слайд 12
В данном стихотворении 4 строфы. Кто знает что такое строфа?
Строфа (от греч. strophe — кружение, оборот) — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединённых или системой рифм и общей интонацией, или только общей интонацией, обычно повторяющееся в стихотворении.
Подумайте на сколько частей можно его разделить. (на 4 части.)
В каждую строфу вошло 8 строк. Это восьмистишье.- строфа с 8-ю стихотворными строками.
- 1 часть Слайд 13
-2 часть. Слайд 14
-3 часть. Слайд 15
4 часть. Слайд 16
В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении, в ссылке, вдали от друзей и родных.
5. Физкультминутка
V.Формирование умений и отработка навыков
Обобщающая беседа.
Но ведь не только словами можно выразить, передать, свои чувства, мысли, переживания, тоску о ком или о чем либо, но и при помощи музыки. Ведь музыка это великая вещь, сейчас вы прослушаете отрывок из музыкального альбома великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «У камелька».
Словарная работа:
Камелёк – это небольшой камин, очаг для обогревания.
Слушание произведения с закрытыми глазами.
-Представьте холодный зимний вечер. За окном буря, непогода, идет сильный снег, который стучит в окно, а в помещении горит огонёк и согревает своим теплом душу человека, который сидит у камелька и думает о самом дорогом, родном и близком своему сердцу.
Прослушав пьесу, дети обмениваются впечатлениями о характере музыкального произведения и делают вывод, что рассказать о своём настроении и чувствах можно передать и при помощи музыки.
Выразительное чтение стихотворения учениками.
VI. Рефлексия.
- С каким произведением поэта познакомились? («Зимний вечер»)
- Что же нового мы сегодня узнали о жизни и творчестве Пушкина?
- С какими музыкальными произведениями мы познакомились?
-Какие новые слова узнали на уроке? (буря, мгла, вихрь, кровля обветшалая, ветхая лачужка, веретено)
Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение «Зимний вечер».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.