И. А. КРЫЛОВ. «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»
Цели: развивать логическое мышление учащихся, умение делать выводы; развивать их творческое воображение, способствовать формированию художественного вкуса; пробуждать у детей добрые чувства; отрабатывать навыки выразительного чтения.
Оборудование: презентация; тексты изученных басен.
Ход урока
I. Организационный момент.
На уроке мы вспомним, что такое басня, выучим новые слова и словосочетания, прочтём басню разберём её, ответим на вопросы.
II. Работа по теме урока.
1. Что такое басня? (что басня – это рассказ, чаще всего в стихотворной форме, который содержит в себе поучение, совет или мораль. Басни занимают весомое место в литературе и играют важную роль в жизни людей. Они нужны для того, чтобы люди могли избавляться от своих пороков, т. е. от дурных привычек.)
2. Вступительное слово учителя.
– Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим «русский»? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Своим поэтическим словом он высмеивал зло. Глубоко и серьезно работал над своими баснями. За свою жизнь написал около двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.
3. Повторение изученных басен. (работа по группам)
(«Стрекоза и Муравей».) Выразительное чтение наизусть или по книге.
(«Мартышка и Очки».) Чтение по ролям по книге.
(«Квартет».) Назовите действующих лиц.
(«Зеркало и Обезьяна».) Назовите действующих лиц и объясните мораль.
(Ворона и Лисица».) Инсценирование басни.
4. Знакомство с новой для учащихся басней Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
1) Познакомимся с новыми словами и словосочетаниями, чтобы текст басни был понятнее.
Из кожи лезут вон – очень стараются.
А воз и ныне там – воз стоит на прежнем месте.
А возу все нет ходу – герои не сдвинули воз с места.
– Что значит слово «поклажа»? Когда его используют? (Когда говорят о грузе, багаже.) Поклажа – груз или багаж.
2) Чтение басни учителем наизусть.
– Понравилась ли вам история, рассказанная баснописцем?
3) Вопросы учителя:
Давайте охарактеризуем персонажей как животных.
– Кто из вас, ребята, видел лебедя? (Лебедь – это большая сильная птица, летает на высоте, у неё большой размах крыльев.)
– Где он живет? Как выглядит?
– Видел ли кто эту большую птицу в полете?
– Расскажите, как передвигается рак. (Рак двигается по-особенному. Он пятится назад. А живёт рак под корягами.)
– А кто расскажет о щуке? (Щука плавает в озере куда захочет.)
–
Удалось ли героям басни тронуть с места воз с поклажей? Почему?
- Какие чувства вы испытываете к персонажам? (Персонажи вызывают у нас
чувство сожаления.) Автор басни тоже жалеет о том, что у товарищей согласия
нет, и не удалось им поклажу сдвинуть с места.
- Чему учит нас эта басня? (Иван Крылов написал эту басню потому, что хотел научить нас действовать в данной ситуации и хотел подсказать нам, как учиться на чужих ошибках)
3) Чтение басни учащимися про себя.
4) Работа с текстом
Прочитаем отрывок из басни и найдём слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.
«Лебедь рвется в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый.
«Рак пятится назад» – он неповоротливый, нерасторопный.
«Щука тянет в воду» – настойчиво выполняет свое дело.
-В басне есть слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти. Найдите их (Автор называет героев произведения товарищи и говорит, что «поклажа бы для них казалась и легка».)
- Какова мораль басни? (Мораль басни такова: Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.)
– Чему же учит эта басня?
В то время как класс
фронтально работает с учителем по тексту, это задание можно дать более
способным учащимся:
Попробуйте составить такие вопросы, на которые можно
ответить крылатыми выражениями из басни.
1. Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак?
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись.
2 Как они старались выполнить работу?
Из кожи лезут вон.
3. Получилась ли их затея?
А возу все нет ходу.
Крылатые выражения каждый образованный человек должен знать и умело употреблять в своей речи.
II. Проверка домашнего задания.
– Дома вы должны были сочинить свою историю к морали басни «Лисица и Козел». Как вы справились с этим заданием, мы сейчас и проверим.
Несколько учащихся рассказывают свои истории.
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
Выучить наизусть басню «Лебедь, Щука и Рак». Выразительно её прочитать.
1. Выписать крылатые фразы из басни. Потренируйтесь употреблять их в речи, составьте с ними предложения.
2. * Нарисовать героев басни «Лебедь, Щука и Рак» так, как вы их себе представляете.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.