Конспект урока литературного чтения по теме: И.А.КРЫЛОВ «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»
Оценка 4.7

Конспект урока литературного чтения по теме: И.А.КРЫЛОВ «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл—4 кл
22.01.2020
Конспект урока литературного чтения по теме: И.А.КРЫЛОВ «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»
УМК "Гармония" 4 класс, литературное чтение. И. А. КРЫЛОВ. «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК». Урок составлен с использованием дифференцированного подхода.
Конспект урока по литературному чтению 4 класс.docx

И. А. КРЫЛОВ. «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»

Цели: развивать логическое мышление учащихся, умение делать выводы; развивать их творческое воображение, способствовать формированию художественного вкуса; пробуждать у детей добрые чувства; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Оборудование: презентация; тексты изученных басен.

Ход урока

I.                  Организационный момент.

На уроке мы вспомним, что такое басня,  выучим новые слова и словосочетания, прочтём басню разберём её, ответим на вопросы.

 

II.              Работа по теме урока.

1.                 Что такое басня? (что басня – это рассказ, чаще всего в стихотворной форме, который содержит в себе поучение, совет или мораль. Басни занимают весомое место в литературе и играют важную роль в жизни людей. Они нужны для того, чтобы люди могли избавляться от своих пороков, т. е. от дурных привычек.)

2. Вступительное слово учителя.

– Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим «русский»? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Своим поэтическим словом он высмеивал зло. Глубоко и серьезно работал над своими баснями. За  свою жизнь написал около двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.

3. Повторение изученных басен. (работа по группам)

 («Стрекоза и Муравей».) Выразительное чтение наизусть или по книге.

(«Мартышка и Очки».) Чтение по ролям по книге.

(«Квартет».) Назовите действующих лиц.

(«Зеркало и Обезьяна».) Назовите действующих лиц и объясните мораль.

(Ворона и Лисица».) Инсценирование басни.

4.                 Знакомство с новой для учащихся басней Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

1)           Познакомимся с новыми словами и словосочетаниями, чтобы текст басни был понятнее.

Из кожи лезут вон – очень стараются.

А воз и ныне там – воз стоит на прежнем месте.

А возу все нет ходу – герои не сдвинули воз с места.

– Что значит слово «поклажа»? Когда его используют? (Когда говорят о грузе, багаже.) Поклажа – груз или багаж.

 

2)                Чтение басни учителем наизусть.

– Понравилась ли вам история, рассказанная баснописцем?

3)                Вопросы учителя:

Давайте охарактеризуем персонажей как животных.

 – Кто из вас, ребята, видел лебедя? (Лебедь – это большая сильная птица, летает на высоте, у неё большой размах крыльев.)

– Где он живет? Как выглядит?

– Видел ли кто эту большую птицу в полете?

– Расскажите, как передвигается рак. (Рак двигается по-особенному. Он пятится назад. А живёт рак под корягами.)

– А кто расскажет о щуке? (Щука плавает в озере куда захочет.)

– Удалось ли героям басни тронуть с места воз с поклажей? Почему?
- Какие чувства вы испытываете к персонажам?
(Персонажи вызывают у нас чувство сожаления.)  Автор басни тоже жалеет о том, что у товарищей согласия нет, и не удалось им поклажу сдвинуть с места.

- Чему учит нас эта басня?  (Иван Крылов написал эту басню потому, что хотел научить нас действовать в данной ситуации и хотел подсказать нам, как учиться на чужих ошибках)

3) Чтение басни учащимися про себя.

4) Работа с текстом

Прочитаем отрывок из басни и найдём слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.

 «Лебедь рвется в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый.

«Рак пятится назад» – он неповоротливый, нерасторопный.

 «Щука тянет в воду» – настойчиво выполняет свое дело.

-В басне есть слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти.  Найдите их (Автор называет героев произведения товарищи и говорит, что «поклажа бы для них казалась и легка».)

- Какова мораль басни? (Мораль басни такова: Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.)

– Чему же учит эта басня?

В то время как класс фронтально работает с учителем по тексту, это задание можно дать более способным учащимся:
Попробуйте составить такие вопросы, на которые можно ответить крылатыми выражениями из басни.

1. Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак?

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись.

2 Как они старались выполнить работу?

Из кожи лезут вон.

3. Получилась ли их затея?

А возу все нет ходу.

Крылатые выражения каждый образованный человек должен знать и умело употреблять в своей речи.

 

II. Проверка домашнего задания.

– Дома вы должны были сочинить свою историю к морали басни «Лисица и Козел». Как вы справились с этим заданием, мы сейчас и проверим.

Несколько учащихся рассказывают свои истории.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

Выучить наизусть басню «Лебедь, Щука и Рак». Выразительно её прочитать.

1.            Выписать крылатые фразы из басни. Потренируйтесь употреблять их в речи, составьте с ними предложения.

2.            * Нарисовать героев басни «Лебедь, Щука и Рак» так, как вы их себе представляете.

Конспект урока литературного чтения по теме: И.А.КРЫЛОВ «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»

Конспект урока литературного чтения по теме: И.А.КРЫЛОВ «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»

Конспект урока литературного чтения по теме: И.А.КРЫЛОВ «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»

Конспект урока литературного чтения по теме: И.А.КРЫЛОВ «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020