Конспект урока литературного чтения по теме: К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху»
Оценка 4.8

Конспект урока литературного чтения по теме: К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху»

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
русская литература
2 кл
22.01.2020
Конспект урока литературного чтения по теме: К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху»
УМК "Гармония". Конспект урока. Литературное чтение. 2 класс Тема урока К. Ушинский. «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху»
Конспект урока литературного чтение 2 класс.docx

Литературное чтение 2 класс

 

Тема урока: К. Ушинский. «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху»

Цели: Познакомить учащихся с биографией К.Д. Ушинского, с понятием «басня»

Развивать умение слушать учителя, работать с текстом, отвечать на вопросы.

Воспитывать любовь к знаниям, не зазнаваться.

Оборудование: портрет К.Д. Ушинского,

 

I. Оргмомент

Сегодня на уроке у нас гости. А гости – это всегда радость. своей улыбкой подарите нашим гостям хорошее настроение и поздоровайтесь! Садитесь.

II. Проверка домашнего задания

- Что вы приготовили к уроку? (Ответы детей)
- Что будем оценивать? (правильность и выразительность)

Дима и Илья, Тимур  и Ангелина

III. Знакомство с биографией К.Д. Ушинского

- Посмотрите на портрет. Вам знаком этот человек? Что вы о нем знаете? (Он писатель. Он писал детям. Мы читали его рассказ «Наше Отечество»

-Интересно, что К.Д. был не только писателем, но и педагогом! Великим педагогом! Даже в нашем учебнике есть не только рассказы и басни, которые он сочинил, но и упражнения, которые помогают научится хорошо читать. Для созданных почти 150 лет назад учебных книг «Детский мир» и «Родное слово» Ушинский находил прекрасные народные сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также создавал разнообразные произведения.

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с произведениями, вошедшими в его книги.

IV. Знакомство с произведением «Гусь и журавль»

1.    Сейчас я вам прочитаю произведение, а Вы внимательно послушаете и потом поделитесь своими впечатлениями.

2.     Чтение текста учителем (с 47)

3.     Понравилось ли вам произведение? (ответа детей)

4.     Познакомимся с текстом поближе. откройте учебник на с 47 и прочитайте произведение самостоятельно.

2. Беседа по содержанию

- Назовите героев этого произведения (Гусь и журавль)

- Кто из них вызывает у вас уважение? Кто нет? (Ответы детей)

- Как называет себя гусь? Прочитайте.

- Как понимаете значение слова «удивительная»?

(Удивительный – вызывающий удивление, необычайный)

- Удивительный – это какой? как по-другому можно сказать?

удивительный необычайно хороший

превосходный замечательный

- А почему он думает так о себе? Прочитайте.

- Действительно ли гусь такая необыкновенная птица, равная царю?

- Какую характеристику даёт гусю журавль?

(Глупая птица)

- Как понимаете значение слова «глупый»?

(Глупый – с ограниченными умственными способностями, бестолковый, лишённый ума)

- Почему журавль считает гуся «глупой птицей»? Прочитайте

- Какой совет он даёт гусю?

- Как вы понимаете этот совет?

- Кому его можно дать? (Хвастуну)

- Какова же основная мысль этого произведения? (Ответы детей)

- Чему хотел научить автор своих маленьких читателей? (Ответы детей)

(Не надо хвастаться. Хвастовство сродни глупости)

3. Работа над выразительностью чтения

- Прочтём это произведение по ролям

- Что мы уже можем сказать о характере гуся? (Хвастун, глупый, высокомерный)

- Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? Почему?

- Каким тоном?

- Каким тоном будем читать слова журавля, обращённые к гусю? (С осуждением. А совет – очень серьёзно)

- Прочтём текст, передавая характеры и чувства персонажей. ( Чтение произведения)

Слова автора: Денис, гусь – Маша или Антон, Глеб за Жкравля.

V. Знакомство с понятием «басня»

- К какому жанру отнесём это произведение? Докажите

- Я считаю, что эта сказка очень близка по жанру к басне.

- Какие произведения называются баснями?

(Басня – короткий рассказ, часто смешной и обязательно содержащий какое-либо поучение, совет или насмешку на над дурными поступками. В баснях говорится о животных, растениях, насекомых, а подразумеваются люди, осуждаются их недостатки)

- В сказке есть и насмешка, и совет, и мораль (поучительный вывод)

Найдите в тексте мораль.

- Значит есть все основания считать, то этот текст – басня.

Физминутка

VI. Знакомство с басней «Кто дерёт нос»

1. – Прочтем ещё одну басню К. Ушинского

- Прочтите её название. Что означает выражение – «драть нос кверху»?

(Зазнаваться, гордиться)

2. Чтение басни про себя

3. Работа над содержанием

- Что заинтересовало мальчика? Прочитайте его вопрос.

- Все ли слова вам понятны?*

(Иной – некоторый, какой-то, отличающийся от других.

Торчать – быть в стоячем положении. Торчмя торчит – ровно стоит)

- Что ответил отец сыну?

- Чем бывает полон колос? (Зерном)

- Почему он гнётся? (От тяжести)

- Почему другой торчмя торчит? (Лёгкий, пустой)

- Как вы понимаете смысл этой басни?

- Имеет ли это отношение к людям? Объясните.

- Какой вывод следует из этой басни?

 - Почему это произведение мы называем басней?

(Есть насмешка, совет, мораль. Говорится о колосьях, но осуждаются недостатки людей)

- Какие недостатки людей осуждаются? (Гордость, зазнайство)

- Каждая басня всегда чему-то учит. Во многих баснях это нравоучение, мораль заключены в особых строчках, которые стоят или в самом конце, или в самом начале.

Чему может поучить нас эта басня? (Ответы детей)

4. Работа над выразительностью чтения

- Каким тоном говорит о полном колосе отец? (С уважением)

- С какой интонацией в голосе надо читать о пустом колосе? (С насмешкой, осуждением)

5. Чтение басни по ролям.

- Постарайтесь при чтении показать отношение к колосьям не только отца, но и своё. Подумайте, на какие слова надо поставлять логическое ударение, где сделать паузы.

VII. Сравнение произведений Вывод.

- Что объединяет эти произведения? (Ответы детей)

- Чему они нас учат?

(Заключена народная мудрость. Учат скромности, не быть гордыми, не хвастаться, ко всем относиться внимательно)

- Нужны ли такие произведения детям?

IX. Домашнее задание

у с 47-48 – по ролям.


 

Скачано с www.znanio.ru

Литературное чтение 2 класс

Литературное чтение 2 класс

Прочтём это произведение по ролям -

Прочтём это произведение по ролям -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020