Конспект урока литературного чтения по теме: В.А. Осеева « Волшебное слово»
Оценка 4.7

Конспект урока литературного чтения по теме: В.А. Осеева « Волшебное слово»

Оценка 4.7
docx
12.10.2024
Конспект урока литературного чтения  по теме: В.А. Осеева « Волшебное слово»
Волшебное слово.docx

 

 

 

 

 

 

Конспект урока литературного чтения

 по теме: В.А. Осеева « Волшебное слово»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.

ЗАДАЧИ:

•        обучающие:

1.      Учить детей анализировать литературное произведение.

2.      Способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала.

3.      Учить подтверждать свои высказывания цитатами из текста.

•        развивающие:

1.      Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.

2.      Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую  речь, умение работать с информацией.

3.      Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

•        воспитательные:

1.      Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Планируемые результаты обучения и формирования УУД:

Метапредметные:

регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы учителя; оценивать свои достижения на уроке;

познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Личностные: 

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Предметные:

соотносить содержание рассказа с пословицей; формулировать правила поведения.

Используемая технология: постановка и решение проблемного вопроса.

 

Оборудование: мультимедийный экран, карточки, выставка книг, учебник, словарь, презентация к уроку, сердечки  трех  цветов.

Ход урока

Орг.  момент. Рефлексия настроения  учащихся.

Прошла перемена, услышан звонок.

 Пора поскорее начать нам урок.

 -Возьмитесь  за  руки. Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.

Самоопределение к деятельности

- Сегодня на уроке потребуется ваше внимание  и умение анализировать поступки. Я желаю вам удачи!

Проверка домашнего задания.

-  Как называется раздел,  с которым мы сейчас работаем?

-Дома  вы готовили выразительное чтение стихов.

то готов показать, как он умеет выразительно читать.

-Можно назвать  героев стихов вежливыми? Почему?

 

Актуализация опорных знаний. Подготовка  к  восприятию.

 - Чему же учат нас эти стихи?

 - А что значит быть вежливым?

 - А  какие вежливые слова  используете вы в речи?

- Как   по – другому, называют  вежливые слова?

Сообщение темы. Постановка цели  и  учебных  задач.

- Посмотрите на слайд и назовите тему нашего урока.

- С какими произведениями В. Осеевой мы уже знакомы?

-Какую цель вы ставите перед собой на уроке?

 - Цель нашего урока сегодня - поговорить о «волшебных словах» и понять, как они действуют на людей.

 - Прочитайте слова помощники и скажите,  какие учебные  задачи нужно решить, чтобы  достичь цели?

Познакомиться …

Разобраться …

Узнать …

Прогнозирование по опорным словам.

- Как вы думаете, о чем может быть сюжет рассказа с таким названием?

Работа над новым материалом.

Подготовка к первичному  восприятию  текста.

- Сейчас  мы познакомимся с первой частью рассказа, а  прочитает  ее народный артист СССР Николай Литвинов.  Посмотрите на  портрет (слайд).   Голос Николая Литвинова знали все жители СССР, а особенно дети, потому, что он много работал на радио, где вел детскую передачу «Радио няня».  Читал для детей сказки, рассказы, работал в радио -  спектаклях. А также снимался в кино.

Словарная работа.  Работа с толковым словарем.

  Но сначала попробуем объяснить смысл  выражений и слов.

чуть не поддал хорошенько

взъерошил волосы

засопел от обиды

 

-Назовите синонимы к слову стряпать.

 

Первичное восприятие текста.

Прослушивание 1 части рассказа.

Анализ первичного восприятия.

- Поднимите руку, кому было интересно.

- Назовите главных героев  этого рассказа?

-Что случилось с Павликом? (поссорился)

-Как старик узнал, что мальчик со всеми поссорился?

(красный, сердитый)

-Почему Павлик так выглядел?

(плакал, кричал, ссорился)

– Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? (Раздраженно).

– С бабушкой? (Он обижался на неё).

– С братом? (Был назойлив и злился на него, не слушался)

- Правда ли, что все обижали мальчика?

Заполнение кластера.

– Давайте подумаем, какими словами можно охарактеризовать Павлика и   заполним синие ячейки.

http://festival.1september.ru/articles/594385/1.gif

 

- Нравится ли вам Павлик таким, каким мы его увидели?

- Подумайте,  с  каким природным явлением можно сравнить поведение Павлика?  (работа в паре)

- Красками,  какого цвета  можно изобразить состояние  мальчика?

- Что можете сказать о старичке?

- А как разговаривал мальчик со старичком?

- Почему же  он захотел помочь Павлику? (потому, что у дедушки большой жизненный опыт, знает, как  помочь маленьким)

- Сразу ли мальчик поверил ему? (да) Докажите.

- Тайну,  какого слова раскрыл  Павлику старичок?

-Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?

 (Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно, приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными».  Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Не только слова должны быть добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям вашим, ни друзьям)

 Физминутка.

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

А вот если надоест,

То пойдём все косолапо,

Как медведи ходят в лес.

Работа над новым материалом (продолжение).  Прогнозирование.

-  Что произойдет дальше?

- Давайте проверим.

 Чтение 2 части  по «цепочке»

Анализ первичного восприятия.  Выборочное чтение.

- Подтвердились наши догадки?

- Помогла  ли  Павлику сила волшебного  слова?

-  Что делала Лена, когда к ней пришел Павлик?

- Что сделала Лена, увидев брата? (спрятала краски)

- Подтвердите  свой ответ словами из текста.

- Как вы думаете, почему она так поступила?

 - Прочитайте, как обратился Павлик к сестре?

- Ребята, как изменилось поведение Лены, когда Павлик сказал ей волшебное слово?  Найдите эти строки. «Лена широко раскрыла глаза...»

- Прочитайте, как  обратился Павлик к бабушке.

-  Что сделала бабушка, когда услышала  волшебное слово Павлика?   Найдите эти строки в тексте. «Бабушка выпрямилась...».

- Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?

Радиотеатр.  Найдите эпизод «Разговор за обедом» . Определите, сколько здесь действующих лиц. Отметьте, где чьи слова.

- Прочитаем разговор за столом по ролям.

-Давайте сделаем вывод.

 

-Каким становилось настроение родных, когда они слышали волшебное слово?

 

- Сравните, как изменился Павлик, его поведение, его жизнь после того, как он узнал тайну волшебного слова?

-А теперь вам нравится Павлик?

- А теперь какими словами можно охарактеризовать Павлика. Заполним красные ячейки.

 

http://festival.1september.ru/articles/594385/2.gif

 

 

 

- А теперь с  каким природным явлением можно сравнить поведение мальчика? (работа в паре)

- Какими цветами вы бы изобразили  данную часть рассказа? (яркими цветами)

Итог

-Как вы думаете, зачем Павлик побежал на улицу?

-Почему он сразу этого не сделал?

– Как вы думаете, как автор относится к своему герою?

– Рассказ начинается и заканчивается противоположными событиями.

-Почему?

- Как вы думаете, можно назвать старичка волшебником?

-Действительно, старичка можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям.

- Как вы считаете, что же надо делать каждому из нас, чтобы людям рядом с нами жилось лучше, уютнее?

 

- Чему хочет научить нас В. Осеева этим произведением?

- В чем мудрость этого рассказа?

- А нам в жизни  нужны волшебные слова?

 

Работа над пословицами.

 Работа в группах. (1-2- 3  ряд)

- Обсудите в своих группах,  какая из пословиц больше других подходит к нашему рассказу?

Вежливость украшает человека.
Добрый человек добру учит.
Доброе слово и кошке приятно.

На добрый привет – добрый ответ.

Доброе слово дороже богатства.

Заслушивание и обсуждение ответов учащихся.

Итог урока. Стадия рефлексии.

У вас на столе сердечки трех цветов.

В начале урока каждый из вас поставил перед собой цель. Если у вас все получалось, вы достигли на уроке своей цели, то возьмите сердечко оранжевого цвета. Белого – если вы считаете, что у вас были небольшие затруднения. Красного -  если вы считаете, что у вам было трудно, многое осталось непонятным.

Какого бы цвета не было выбранное вами сердечко, я хочу, чтобы в вашем сердце всегда было место для волшебных слов.

Домашнее задание.        

 Выразительное чтение стр. 180 - 181


 

Конспект урока литературного чтения по теме:

Конспект урока литературного чтения по теме:

Цель: научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему

Цель: научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему

Предметные: соотносить содержание рассказа с пословицей; формулировать правила поведения

Предметные: соотносить содержание рассказа с пословицей; формулировать правила поведения

Как по – другому, называют вежливые слова?

Как по – другому, называют вежливые слова?

Первичное восприятие текста.

Первичное восприятие текста.

Сразу ли мальчик поверил ему? (да)

Сразу ли мальчик поверил ему? (да)

Ребята, как изменилось поведение

Ребята, как изменилось поведение

Какими цветами вы бы изобразили данную часть рассказа? (яркими цветами)

Какими цветами вы бы изобразили данную часть рассказа? (яркими цветами)

Белого – если вы считаете, что у вас были небольшие затруднения

Белого – если вы считаете, что у вас были небольшие затруднения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2024