Конспект урока литературного чтения
по теме: В.А. Осеева « Волшебное слово»
Цель: научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.
ЗАДАЧИ:
• обучающие:
1. Учить детей анализировать литературное произведение.
2. Способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала.
3. Учить подтверждать свои высказывания цитатами из текста.
• развивающие:
1. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.
2. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.
3. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
• воспитательные:
1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Планируемые результаты обучения и формирования УУД:
Метапредметные:
регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы учителя; оценивать свои достижения на уроке;
познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Личностные:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Предметные:
соотносить содержание рассказа с пословицей; формулировать правила поведения.
Используемая технология: постановка и решение проблемного вопроса.
Оборудование: мультимедийный экран, карточки, выставка книг, учебник, словарь, презентация к уроку, сердечки трех цветов.
Ход урока
Орг. момент. Рефлексия настроения учащихся.
Прошла перемена, услышан звонок.
Пора поскорее начать нам урок.
-Возьмитесь за руки. Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.
Самоопределение к деятельности
- Сегодня на уроке потребуется ваше внимание и умение анализировать поступки. Я желаю вам удачи!
Проверка домашнего задания.
- Как называется раздел, с которым мы сейчас работаем?
-Дома вы готовили выразительное чтение стихов.
-Кто готов показать, как он умеет выразительно читать.
-Можно назвать героев стихов вежливыми? Почему?
Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию.
- Чему же учат нас эти стихи?
- А что значит быть вежливым?
- А какие вежливые слова используете вы в речи?
- Как по – другому, называют вежливые слова?
Сообщение темы. Постановка цели и учебных задач.
- Посмотрите на слайд и назовите тему нашего урока.
- С какими произведениями В. Осеевой мы уже знакомы?
-Какую цель вы ставите перед собой на уроке?
- Цель нашего урока сегодня - поговорить о «волшебных словах» и понять, как они действуют на людей.
- Прочитайте слова помощники и скажите, какие учебные задачи нужно решить, чтобы достичь цели?
Познакомиться …
Разобраться …
Узнать …
Прогнозирование по опорным словам.
- Как вы думаете, о чем может быть сюжет рассказа с таким названием?
Работа над новым материалом.
Подготовка к первичному восприятию текста.
- Сейчас мы познакомимся с первой частью рассказа, а прочитает ее народный артист СССР Николай Литвинов. Посмотрите на портрет (слайд). Голос Николая Литвинова знали все жители СССР, а особенно дети, потому, что он много работал на радио, где вел детскую передачу «Радио няня». Читал для детей сказки, рассказы, работал в радио - спектаклях. А также снимался в кино.
Словарная работа. Работа с толковым словарем.
Но сначала попробуем объяснить смысл выражений и слов.
чуть не поддал хорошенько
взъерошил волосы
засопел от обиды
-Назовите синонимы к слову стряпать.
Первичное восприятие текста.
Прослушивание 1 части рассказа.
Анализ первичного восприятия.
- Поднимите руку, кому было интересно.
- Назовите главных героев этого рассказа?
-Что случилось с Павликом? (поссорился)
-Как старик узнал, что мальчик со всеми поссорился?
(красный, сердитый)
-Почему Павлик так выглядел?
(плакал, кричал, ссорился)
– Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? (Раздраженно).
– С бабушкой? (Он обижался на неё).
– С братом? (Был назойлив и злился на него, не слушался)
- Правда ли, что все обижали мальчика?
Заполнение кластера.
– Давайте подумаем, какими словами можно охарактеризовать Павлика и заполним синие ячейки.
- Нравится ли вам Павлик таким, каким мы его увидели?
- Подумайте, с каким природным явлением можно сравнить поведение Павлика? (работа в паре)
- Красками, какого цвета можно изобразить состояние мальчика?
- Что можете сказать о старичке?
- А как разговаривал мальчик со старичком?
- Почему же он захотел помочь Павлику? (потому, что у дедушки большой жизненный опыт, знает, как помочь маленьким)
- Сразу ли мальчик поверил ему? (да) Докажите.
- Тайну, какого слова раскрыл Павлику старичок?
-Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?
(Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно, приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными». Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Не только слова должны быть добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям вашим, ни друзьям)
Физминутка.
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
А вот если надоест,
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
Работа над новым материалом (продолжение). Прогнозирование.
- Что произойдет дальше?
- Давайте проверим.
Чтение 2 части по «цепочке»
Анализ первичного восприятия. Выборочное чтение.
- Подтвердились наши догадки?
- Помогла ли Павлику сила волшебного слова?
- Что делала Лена, когда к ней пришел Павлик?
- Что сделала Лена, увидев брата? (спрятала краски)
- Подтвердите свой ответ словами из текста.
- Как вы думаете, почему она так поступила?
- Прочитайте, как обратился Павлик к сестре?
- Ребята, как изменилось поведение Лены, когда Павлик сказал ей волшебное слово? Найдите эти строки. «Лена широко раскрыла глаза...»
- Прочитайте, как обратился Павлик к бабушке.
- Что сделала бабушка, когда услышала волшебное слово Павлика? Найдите эти строки в тексте. «Бабушка выпрямилась...».
- Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?
Радиотеатр. Найдите эпизод «Разговор за обедом» . Определите, сколько здесь действующих лиц. Отметьте, где чьи слова.
- Прочитаем разговор за столом по ролям.
-Давайте сделаем вывод.
-Каким становилось настроение родных, когда они слышали волшебное слово?
- Сравните, как изменился Павлик, его поведение, его жизнь после того, как он узнал тайну волшебного слова?
-А теперь вам нравится Павлик?
- А теперь какими словами можно охарактеризовать Павлика. Заполним красные ячейки.
- А теперь с каким природным явлением можно сравнить поведение мальчика? (работа в паре)
- Какими цветами вы бы изобразили данную часть рассказа? (яркими цветами)
Итог
-Как вы думаете, зачем Павлик побежал на улицу?
-Почему он сразу этого не сделал?
– Как вы думаете, как автор относится к своему герою?
– Рассказ начинается и заканчивается противоположными событиями.
-Почему?
- Как вы думаете, можно назвать старичка волшебником?
-Действительно, старичка можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям.
- Как вы считаете, что же надо делать каждому из нас, чтобы людям рядом с нами жилось лучше, уютнее?
- Чему хочет научить нас В. Осеева этим произведением?
- В чем мудрость этого рассказа?
- А нам в жизни нужны волшебные слова?
Работа над пословицами.
Работа в группах. (1-2- 3 ряд)
- Обсудите в своих группах, какая из пословиц больше других подходит к нашему рассказу?
Вежливость украшает человека.
Добрый человек добру учит.
Доброе слово и кошке приятно.
На добрый привет – добрый ответ.
Доброе слово дороже богатства.
Заслушивание и обсуждение ответов учащихся.
Итог урока. Стадия рефлексии.
У вас на столе сердечки трех цветов.
В начале урока каждый из вас поставил перед собой цель. Если у вас все получалось, вы достигли на уроке своей цели, то возьмите сердечко оранжевого цвета. Белого – если вы считаете, что у вас были небольшие затруднения. Красного - если вы считаете, что у вам было трудно, многое осталось непонятным.
Какого бы цвета не было выбранное вами сердечко, я хочу, чтобы в вашем сердце всегда было место для волшебных слов.
Домашнее задание.
Выразительное чтение стр. 180 - 181
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.