Литературное чтение (3 класс)
УМК «Школа России»
Тема: Русская народная сказка «Сивка-Бурка».
Цель:
1) знакомство учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка»; продолжение изучения волшебных сказок и их особенностей;
2) обогащение словарного запаса учащихся; развитие внимания, памяти, творческих способностей;
3) воспитание любви к родному языку; эстетическое и нравственное воспитание.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование универсальных учебных действий |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Организационный момент |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. |
Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
Речевая разминка |
На экране демонстрируется пословица: Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай. -Что это за жанр? -Что значит смекай? А «мотать на ус»? -Как вы поняли смысл этой пословицы? Дает задание на чтение: выделить голосом глаголы, выделить голосом существительные; прочитать выразительно; прочитать быстро |
Учащиеся читают пословицу с экрана и отвечают на вопросы:
-пословица; -смекай значит «понимай», «мотай на ус» - запоминай; -сказка может многому нас научить.
|
Коммуникативные УУД Личностные УУД |
Первичное восприятие |
-С какой сказкой вы познакомились на прошлых уроках? -К какому виду сказок она относится? Назовите признаки. -Это была народная или авторская сказка?
Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Сивка-Бурка». Сейчас вам нужно внимательно послушать сказку, чтобы потом вы смогли ответить на мои вопросы. Включает диафильм «Сивка-Бурка». Поделитесь вашими впечатлениями. Какие чувства вы испытывали, читая сказку? (Чувство радости, чувство тревоги, огорчения и т. д.) |
-Иван-Царевич и Серый волк.
-Это волшебная сказка: троекратные повторы, чудо, волшебный помощник. -Эта сказка народная. Смотрят диафильм и слушают рассказчика.
После прослушивания делятся впечатлениями от сказки. |
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
Проверка первичного восприятия и словарная работа |
-Как звали главного героя сказки? -Какие ещё героев вы запомнили? -Кто помогал Иванушке? Что особенного было в этом коне? -Сколько раз Иванушка обращался за помощью к Сивке-Бурке? -Как вы думаете, действительно ли Иванушка дурак? Чтоб узнать это, нам нужно проанализировать сказку. Откройте учебник на стр. 25 и прочитайте название раздела. -Что авторы хотела нам сказать?
В тексте сказки найдите слова, значение которых вам непонятно. На экране: Вещий каурка: вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади светло-каштанового, рыжеватого цвета. Худая одежонка – старая одежда. Кликать – звать. Добрая пшеница – хороший урожай. Обратить внимание учащихся на правильное ударение в слове «БаловАть». |
Отвечают на вопросы по содержанию сказки.
-высказывают свое мнение об Иванушке
Читают название раздела «Как хорошо уметь читать». Хорошо уметь читать, потому что можно новому научиться. Находят в тексте учебника новые слова, ищут их значения в словаре или слушают определение учителя.
Хором прочитывают слово с правильным ударением |
Познавательные УУД Коммуникативные УУД
|
Физминутка |
«А сейчас давайте немного отдохнем». Проводит разминку без слов (упражнения на растяжку). |
Дети встают из-за парт и повторяют движения за учителем. Затем садятся на место. |
Регулятивные УУД |
Анализ (1-ой части) |
Теперь вы сами прочитаете первую часть сказки, чтобы потом мы вместе проанализировали её. Прочитать первый абзац сказки: -Как называется эта часть? -Что мы узнаем из зачина?
Слушает чтение учащихся, при необходимости исправляет и останавливает чтение до слов «Скоро после того разослал царь гонцов..», стр. 26.
-какая беда постигла старика?
-что решил старик предпринять, чтобы поймать вора?
-не напомнило ли вам это другую сказку? -как каждый из братьев стерег поле? Найдите в тексте и прочитайте. -кто же оказался вором? Найдите его описание и прочитайте. -как Иванушка поймал вора? Найдите в тексте. -почему конь стал служить Иванушке? -сразу ли Иванушка отпустил его? -Так все-таки Иванушка дурак или он всё сделал правильно? -Что случилось дома, когда Иванушка вернулся утром? Братья поверили ему? -Конь перестал вытаптывать пшеницу? Почему? Верно, очень важно держать данное обещание. |
Слушают учителя.
Читают первый абзац. -Это начало сказки или зачин, из которого мы узнаем, что у старика было три сына, младшего звали Иванушкой-дурачком.
Читают первую часть по абзацам (эстафета). Аккуратно отмечают место, где остановил учитель – конец первой части.
-он посеял пшеницу, а её кто-то стал топтать. -велел сыновьям по очереди стеречь пшеницу. -напомнила Иван-царевич и Серый волк. -читают ответ из текста.
-вор – Сивка-Бурка, читают его описание из текста. -читают фрагмент текста.
-потому что Иванушка отпустил его. -сначала Иванушка спросил, как найти коня. -Иванушка все сделал правильно. -братья не поверили ему, а посмеялись.
- перестал потому что дал слово. |
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД |
Итоги, рефлексия |
С какой сказкой вы познакомились? У неё есть автор? К какому виду сказок относится эта? Докажите. Кто из героев вызвал у вас положительные эмоции, а кто отрицательные? |
-Сивка-Бурка
-это народная сказка -это сказка волшебная: в ней есть чудо, троекратные повторы и т.д. Высказывают мнение о героях. |
Коммуникативные УУД Личностные УУД
|
Домашнее задание |
Подготовить выразительное чтение сказки без ошибок и попробовать разделить текст на части. |
Слушают домашнее задание, при необходимости задают вопросы. |
Регулятивные УУД |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.