Конспект урока литературного чтения в 3 классе "Русская народная сказка "Сивка-Бурка"

  • docx
  • 13.06.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала konspekt_litra.docx

Литературное чтение (3 класс)

УМК «Школа России»

Тема: Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

Цель:

1) знакомство учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка»; продолжение изучения волшебных сказок и их особенностей;

 2) обогащение словарного запаса учащихся; развитие внимания, памяти, творческих способностей;

3) воспитание любви к родному языку; эстетическое и нравственное воспитание.

Этапы урока

Ход урока

Формирование универсальных учебных действий

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Речевая разминка

На экране демонстрируется пословица:

Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.

-Что это за жанр?

-Что значит смекай? А «мотать на ус»?

-Как вы поняли смысл этой пословицы?

Дает задание на чтение: выделить голосом глаголы, выделить голосом существительные; прочитать выразительно; прочитать быстро

Учащиеся читают пословицу с экрана и отвечают на вопросы:

 

 

-пословица;

-смекай значит «понимай», «мотай на ус»  - запоминай;

-сказка может многому нас научить.

 

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Первичное восприятие

-С какой сказкой вы познакомились на прошлых уроках?

-К какому виду сказок она относится? Назовите признаки.

-Это была народная или авторская сказка?

 

Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Сивка-Бурка». Сейчас вам нужно внимательно послушать сказку, чтобы потом вы смогли ответить на мои вопросы.

Включает диафильм «Сивка-Бурка».

Поделитесь вашими впечатлениями. Какие чувства вы ис­пытывали, читая сказку? (Чувство радости, чувство трево­ги, огорчения и т. д.)

-Иван-Царевич и Серый волк.

 

-Это волшебная сказка: троекратные повторы, чудо, волшебный помощник.

-Эта сказка народная.

Смотрят диафильм и слушают рассказчика.

 

После прослушивания делятся впечатлениями от сказки.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Проверка первичного восприятия и словарная работа

-Как звали главного героя сказки?

-Какие ещё героев вы запомнили?

-Кто помогал Иванушке? Что особенного было в этом коне?

-Сколько раз Иванушка обращался за помощью к Сивке-Бурке?

-Как вы думаете, действительно ли Иванушка дурак?

Чтоб узнать это, нам нужно проанализировать сказку.

Откройте учебник на стр. 25 и прочитайте название раздела.

-Что авторы хотела нам сказать?

 

 

В тексте сказки найдите слова, значение которых вам непонятно.

На экране:

Вещий каурка: вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади светло-каштанового, рыжеватого цвета.

Худая одежонка – старая одежда.

Кликать – звать.

Добрая пшеница – хороший урожай.

Обратить внимание учащихся на правильное ударение в слове «БаловАть».

Отвечают на вопросы по содержанию сказки.

 

 

 

 

 

 

 

-высказывают свое мнение об Иванушке

 

 

Читают название раздела «Как хорошо уметь читать».  Хорошо уметь читать, потому что можно новому научиться.

Находят в тексте учебника новые слова, ищут их значения в словаре или слушают определение учителя.

 

 

Хором прочитывают слово с правильным ударением

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

 

Физминутка

«А сейчас давайте немного отдохнем».

Проводит разминку без слов (упражнения на растяжку).

Дети встают из-за парт и повторяют движения за учителем.

Затем садятся на место.

Регулятивные УУД

Анализ (1-ой части)

Теперь вы сами прочитаете первую часть сказки, чтобы потом мы вместе проанализировали её.

Прочитать первый абзац сказки:

-Как называется эта часть?

-Что мы узнаем из зачина?

 

 

 

 

 

Слушает чтение учащихся, при необходимости исправляет и останавливает чтение до слов «Скоро после того разослал царь гонцов..», стр. 26.

 

 

-какая беда постигла старика?

 

-что решил старик предпринять, чтобы поймать вора?

 

-не напомнило ли вам это другую сказку?

-как каждый из братьев стерег поле? Найдите в тексте и прочитайте.

-кто же оказался вором? Найдите его описание и прочитайте.

-как Иванушка поймал вора? Найдите в тексте.

-почему конь стал служить Иванушке?

-сразу ли Иванушка отпустил его?

-Так все-таки Иванушка дурак или он всё сделал правильно?

-Что случилось дома, когда Иванушка вернулся утром? Братья поверили ему?

-Конь перестал вытаптывать пшеницу? Почему?

Верно, очень важно держать данное обещание.

Слушают учителя.

 

 

 

Читают первый абзац.

-Это начало сказки или зачин, из которого мы узнаем, что у старика было три сына, младшего звали Иванушкой-дурачком.

 

Читают первую часть по абзацам (эстафета). Аккуратно отмечают место, где остановил учитель – конец первой части.

 

-он посеял пшеницу, а её кто-то стал топтать.

-велел сыновьям по очереди стеречь пшеницу.

-напомнила Иван-царевич и Серый волк.

-читают ответ из текста.

 

 

-вор – Сивка-Бурка, читают его описание из текста.

-читают фрагмент текста.

 

-потому что Иванушка отпустил его.

-сначала Иванушка спросил, как найти коня.

-Иванушка все сделал правильно.

-братья не поверили ему, а посмеялись.

 

- перестал потому что дал слово.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Итоги, рефлексия

С какой сказкой вы познакомились?

У неё есть автор?

К какому виду сказок относится эта? Докажите.

Кто из героев вызвал у вас положительные эмоции, а кто отрицательные?

-Сивка-Бурка

 

-это народная сказка

-это сказка волшебная: в ней есть чудо, троекратные повторы и т.д.

Высказывают мнение о героях.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

 

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение сказки без ошибок и попробовать разделить текст на части.

Слушают домашнее задание, при необходимости задают вопросы.

Регулятивные УУД