Конспект урока литературного чтения в начальной школе «Новогодняя сказка» по стихотворениям А. Барто и С. Дрожжина
Цель
Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением; знакомство с произведением А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжина «Улицей гуляет»
Задачи Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.
Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.
Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.
Планируемые результаты Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом
Формируемые УУД
- Личностные
- Регулятивные
- Коммуникативные
- Познавательные
Основные понятия Зима, лирический герой, сквозистый.
Межпредметные связи Окружающий мир, русский язык, живопись
Оборудование
Учебник Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской, В. Г. Горецкого «Литературное чтение» 2 кл. (Программа «Перспектива»)
Словари
Электронные физкультминутки
Презентация к уроку
Карточки для заданий
Задачи этапа урока
(вида работ) Деятельность
учителя
Задания для учащихся Деятельность
учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Организация класса на работу (Слайд 2)
Задачи:
Заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке.
Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. Ну, ребята, был звонок.
Начинается урок.
Повернитесь все назад,
Гости там у нас сидят.
Мило улыбнитесь,
Обратно повернитесь
И тихонечко садитесь!
Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.
Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.Коммуникативные:
• Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
• Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя.
II. Систематизация изученного материала на предыдущих уроках.
Проверка домашнего задания
Пересказ сказки «Новогодняя быль» от лица Ёлочки.
Расширяют свой кругозор.
Активное слушание
Коммуникативные:
• Уметь оформлять свои мысли в устной форме
III. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.
Речевая разминка (Слайд 3-5)
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы урока.
Артикуляционные упражнения (чистоговорка)
Скороговорка (Работа над логическим ударением)
- Прочитайте, пожалуйста, стихотворение
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в школу,
Днем - домой.
- Прочитать стихотворение, разделяя слова на слоги.
Ма-ма-ма – наконец пришла зима
Су-су-су – стало холодно в лесу.
Са-са-са – под кустом сидит лиса.
Ву-ву-ву – в лесу видели сову.
Ри-ри-ри – а на ветках снегири.
Ой-ой-ой – зайке голодно зимой.
Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.
- Давайте сформулируем задачи. (Познакомиться с ещё одним зимним стихотворением, отрабатывать навыки чтения стихотворения) Выдвигают предположение о теме урока, опираясь на стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
Познавательные:
• Уметь выдвигать гипотезу и обосновывать её.
Регулятивные:
• Принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
• Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
IV. Изучение нового материала (Слайд 6 -11)
1. Подготовка к восприятию нового материала.
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.
- Исправь ошибку, расставьте по порядку зимние месяцы
(Декабрь, январь, февраль)
-Откройте учебники на с 148 и прочитайте имя автора произведения
- Есть ли у стихотворения название?
- Как же быть? Как нам его назвать? (По первой строке)
- Прочитайте ее. О чём нам может говорить это название? (В какое время происходят события стихотворения)
Работа с иллюстрацией
- Рассмотрите иллюстрацию и догадайтесь, о чем может быть стих?
Отгадайте загадки. Отгадки помогут вам проверить свои предположения.
1. Зимой белый, летом серый. (Заяц)
2. Серовато, зубовато –
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
-Где мы уже встречались с волком, зайцем?
А могут ли эти герои попасть в новогоднюю сказку?
- сформулируйте тему урока
- Что нам напоминает эта иллюстрация?
- Поднимите руку те, у кого дома в Новый год была ёлка и кто наряжал ее.
б) Проблемный вопрос.
-Знаете ли вы, откуда пошла традиция, наряжать ёлку под Новый год?
в) Слово учителя.
-Обычай украшать деревья появился у наших предков очень давно. Считалось, что в ветвях деревьев нашли приют добрые и злые духи, а для того чтобы договориться с ними приносили дары, развешивая их на ветвях.
Елку впервые стали украшать в 16 веке в Эльзасе (часть Франции). Существует легенда о том, как Мартин Лютер возвращался домой в ночь накануне Рождества (1513г., он был настолько поражен красотой звездного неба, что ему показалось, будто звездами украшены и ветви дерева. Придя домой, он развесил на елке звезды и свечи.
Со временем появились новые игрушки: шар в виде солнца, который прикрепляли на верхушку елки.Некоторый период было строго определено количество свечей: 12 – количество месяцев в году. В 18 веке праздничная елка распространилась из Эльзаса по всей Европе и к 20 веку завоевала весь мир.
В России же первое новогоднее торжество состоялось в Москве в честь нового 1700 года. Но в 1918 году елка была запрещена на 17 лет из-за принадлежности к рождеству.
- Кто для нас всегда является символом Нового Года? (Дед Мороз)
- Что вы о нём знаете?
- Где часто нам встречается он? (В сказках, он помогает добрым, наказывает плохих людей)
- Вот у нас Дедушка Мороз, а в других странах кто? (Санта Клаус)
- А где они живут? (В лесу)
- Какая у них работа? Как они приносят подарки?
- А в лесу у них, какая работа? (Снегом всё посыпать, укрывать, инеем)
- Какие животные обычно встречаются нам в лесу по сказкам?
- Что всегда между ними происходит?
Отвечают на вопросы учителя.
Активное слушание
Отвечают на вопросы, читают текст, отгадывают загадки
Учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.
Регулятивные:
• Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
•Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
2. Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. (Слайд 12- 23)
Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.
Физминутка
- Кто автор стихотворения? (Агния Барто)
- У нас в стране, наверное, нет ни одного человека, который не знал бы, не слыша бы в детстве стихов А. Барто. Как вы думаете почему?
- Вспомните, какие стихи вы слышали в дет. саду или дома от родителей, бабушки, когда вам было 3,4 года.
- Про зайку, которого бросила, кто? Про бычка, который идёт, качается…
Составьте рассказ об А. Л. Барто
- Что интересного вы узнали об А. Барто?
- Внимательно слушаем запись стихотворения.
- Понравилось ли вам произведение? Почему?
- Что вы представили, слушая это стихотворение? Нарисуйте словесную картину.
- Какие чувства передает поэт этим своим стихотворением?
- А теперь, ребята, не мешая друг другу, в пол голоса, прочитайте стихотворение, обратите внимание на знаки препинания.
- Молодцы! Сейчас мы уже будем читать выразительно вслух, соблюдая критерии оценивания,представленные на доске:
1. Чтение по нормам литературного языка
2. Интонационное богатство
3. Дикция
- Ребята, все знают, что обозначают эти критерии?
Комментирует каждый критерий.
- Что вам особенно запомнилось?
- Какие чувства оно у вас вызвало?
Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя
Ребята работают с дополнительным материалом
Читают интересные факты из жизни Барто
Выполняют физкультминутку
«Дедушка Мороз»
Возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности.Познавательные:
• Уметь анализировать степень выразительности чтения.
Коммуникативные:
• Понимать на слух содержание произведения.
Регулятивные:
• Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу.
3. Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. Слайд (24-25)
Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.
- Хорошо. Теперь, читая это стихотворение, мы будем следить за развитием событий, чувств, будем анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Работа по содержанию стихотворения
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Как зайчата перехитрили волка?
- Почему им это удалось? Как вы считаете, почему волк поверил?
-Похоже ли это произведение на сказку? Докажи.
-Какие чудеса могут происходить в новогоднюю ночь?
- Как построено стихотворение? Чем начинается, чем заканчивается?
Отгадайте загадки. Отгадки помогут вам узнать, о чём будет второе
стихотворение.
Игра «Доскажи словечко».
1. Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешан (Иней)
2. Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
- Посмотрите на иллюстрацию на стр. 149.
Что на ней изображено? О чём нам может это говорить?
Работа над произведением С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»
- Давайте послушаем аудиозапись стихотворения С. Дрожжина.
- Выразительно прочитаем.
- Что происходит в этом стихотворении?
- Кто герой?
- Что значит «улицей гуляет»?
- Что он делает? Зачем?
- Что такое иней? (Тонкий слой кристалликов льда, покрывающий поверхность разных предметов при их резком охлаждении.)
- Почему он его рассыпает?
- Как вы думаете, почему он топает и треск идёт?
- Как вы понимаете выражение «трескучий мороз»?
- В каком месяце зимы обычно такой мороз? Какой самый морозный месяц зимы? (В январе)
- Какая у вас любимая зимняя погода? Почему?
- Как вы думаете, зачем нам авторы учебников предложили оба эти стихотворения для одного урока? (Они объединены одной темой – Новым Годом)
- Эти стихотворения, что несут в себе? (Сказочность) Можем ли мы так сказать? Почему?
- Ребята, зима – всегда сказочное время года, как мы уже с вами знаем и с уроков окружающего мира. В это время наступают любимые нами праздники, происходят различные чудеса, особенно в ночь Нового Года. А Дедушка Мороз остаётся неизменным гостем этого праздника, мы все его ждём. Учащиеся размышляют, отвечают на вопросы учителя; наблюдают за «словом», за развитием сюжета; анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста. Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.Познавательные:
• Осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков.
Коммуникативные:
• Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
• Обосновывать своё мнение.
4. Работа учащихся в микрогруппах
Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.
- Ребята, я предлагаю вам выполнить задания. Для этого нам нужно объединиться в группы по 3 человека.
Карточка 1
Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени зайцев, используя предложенные ниже слова.
В январе всегда очень холодно! Мы гуляли и вдруг увидели стаю злых голодных волков. Нужно было скорее прятаться! Увидели мы ёлку и решили притвориться елочными игрушками в надежде, что волки поверят.
Карточка 2
Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени волка, используя предложенные ниже слова.
Зима – очень голодное и холодное время для волков. Ходим мы по всему лесу, чтобы поймать хотя бы одного зайца. Услышал я шум около ёлки, обрадовался, что это заяц. Оказалось, что просто ёлка стоит наряженная, потому что начало января. Эх…
Карточка 3
Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени ёлки, используя предложенные ниже слова.
Ой, холодно в январе. Иногда приходит Дедушка Мороз, укрывает меня снежными сугробами. Вокруг всё время бегают то зайцы, то волки.
Карточка 4
Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени Дедушки Мороза, используя предложенные ниже слова.
Люблю я январь! Такой морозец на улице, аж трещит всё. После Нового Года много работы в лесу. Хожу, охраняю я берёзы, ёлки, укрываю их снегом, инеем.
Карточка 5
Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени берёз, используя предложенные ниже слова.
Холодно в лесу зимой, особенно в январе! Вот у ёлки хоть иголки есть, а у нас одни тонкие веточки. К нам Дедушка Мороз часто приходит, укрывает нас, а мы ему очень благодарны.
Представление работ. Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания предложенного задания, его представления, защиты и т. д. Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор, формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.Познавательные:
• Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект.
Коммуникативные:
• Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;
• Работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы.
Регулятивные:
• Учатся вносить коррективы;
• Принимают и сохраняют учебную задачу.
IV. Подведение итога урока. (слайд 26-27)
Обобщить и закрепить полученные школьниками знания.
- Стихотворение, каких поэтов мы сегодня читали?
- Что вы можете сказать об Агнии Барто?
- Понравилось ли вам стихотворения? Что хотели нам передать авторы с помощью этих стихотворений?
- Какие строчки больше всего вам понравились? Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно прочитанного произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.Коммуникативные:
• Учатся оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
• Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические
рассуждения.
V. Рефлексия метод «Микрофон» (слайд 26 – 27)
Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.
- Я предлагаю вам оценить свою работу.
Я узнал…
Мне было интересно, что…
Я запомнил, что… Учащиеся анализируют степень плодотворности урока.Личностные:
• Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
VI. Домашнее задание
Выразительно читать стихотворения, нарисовать рисунок к
произведению по выбору
Приложение
Рассказ о творчестве А. Л. Барто
• Во время Великой Отечественной войны семью Агнии Барто эвакуировали в Свердловск. Там ей пришлось освоить профессию токаря. Она работала наравне с теми, кто давно уже стоял у станка. За трудовые подвиги во время войны ей была присвоена премия. Но Барто отказалась от денег, пожертвовав их на строительство танка.
• В дате рождения Агнии Барто имеется путаница. “Официально” она родилась в 1906 году, но исследователи полагают, что это произошло двумя годами позже. Путаница возникла из-за того, что Барто, рано познавшая нужду и голод, хотела устроиться на работу, но ей для этого “не хватало” пары лет. Поэтому она подделала свои метрики.
• Многие стихи Агния Львовна посвятила дочери Татьяне. А с появлением внука Володи написала ряд стихотворений: "Вовка — добрая душа".
• Во время Великой Отечественной войны семья Агнии Львовны обосновалась в Свердловске. Она работала токарем на заводе. В 1942 году ушла на фронт фронтовым корреспондентом. В столицу Барто вернулась в 1944-м году.
• Стихи Агнии Барто простые, легко запоминающиеся. Не зря Ю. А. Гагарин брал их с собой в космос.
• В 1925 году были опубликованы её первые стихи.
• Агния Львовна Барто вела передачу на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Благодаря этой передаче в течение 9 лет воссоединились 927 семей!
Карточка 1
Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени зайцев, используя предложенные ниже слова.
В январе всегда очень холодно! Мы гуляли и вдруг увидели стаю злых голодных волков. Нужно было скорее прятаться! Увидели мы ёлку и решили притвориться елочными игрушками в надежде, что волки поверят.
Карточка 2
Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени волка, используя предложенные ниже слова.
Зима – очень голодное и холодное время для волков. Ходим мы по всему лесу, чтобы поймать хотя бы одного зайца. Услышал я шум около ёлки, обрадовался, что это заяц. Оказалось, что просто ёлка стоит наряженная, потому что начало января. Эх…
Карточка 3
Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени ёлки, используя предложенные ниже слова.
Ой, холодно в январе. Иногда приходит Дедушка Мороз, укрывает меня снежными сугробами. Вокруг всё время бегают то зайцы, то волки.
Карточка 4
Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени Дедушки Мороза, используя предложенные ниже слова.
Люблю я январь! Такой морозец на улице, аж трещит всё. После Нового Года много работы в лесу. Хожу, охраняю я берёзы, ёлки, укрываю их снегом, инеем.
Карточка 5
Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени берёз, используя предложенные ниже слова.
Холодно в лесу зимой, особенно в январе! Вот у ёлки хоть иголки есть, а у нас одни тонкие веточки. К нам Дедушка Мороз часто приходит, укрывает нас, а мы ему очень благодарны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.