Конспект урока литературы, 7 класс
Оценка 5

Конспект урока литературы, 7 класс

Оценка 5
docx
13.12.2022
Конспект урока литературы, 7 класс
Конспект урока
ВАСЮТКИНО ОЗЕРО.docx

Оформление урока.

1.      Портрет В.П.Астафьева

2.      Видеоролик «Тайга»

3.      Презентация “В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»”

4.      Рисунки учащихся

Ход урока

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга. Посмотрите видеоролик  “Тайга” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

После просмотра видеоролика снова начинаю задавать вопросы.

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

- И прежде чем начать анализировать текст, давайте познакомимся с автором рассказа .

В.П.Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой.  О его биографии нам сейчас поведает Чебыкина Марина.

Ученица рассказывает заранее подготовленное сообщение

 

-Творчество и целительная сила природы, которая сопровождала Виктора Петровича на протяжении всей его жизни,  давала ощущение радости и полноты жизни. В.П. Астафьев ушел из жизни совсем недавно (в 2001 г.). Таких, как он, называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе, человек. Герои его книг – простые люди, а еще постоянный герой произведений В.П. Астафьева – природа.

Основная тема многих рассказов В.П. Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать человека старше, изменить его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.  Данный рассказ является, автобиографическим.

Итак, давайте вспомним, что же такое автобиография? (Слайд)

(Автобиография- произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни, содержащее элементы автобиографии.)

-Из  вышесказанного мы понимаем, что автор описывает случай из своей жизни.

   Рассказ написан в 1952 году. Повествование начинается неспешно, издалека. Рассказ основан на реальной истории из жизни 13-летнего сибирского мальчика, который однажды заблудился в енисейской тайге, в честь которого названо озеро. Астафьев прославляет находчивость, смелость и силу воли простого русского паренька, способного противостоять мощи великой тайги. Мало кто может похвастаться подобным. Писатель заинтриговывает нас: почему же мальчик удостоился такой чести?

Об этом мы узнаем после.

3. Словарная работа.

Ребята, прочитав рассказ, вы встретились со словами, которые вам были непонятны, я просила вас по группам подготовиться к этому заданию. Давайте мы сейчас с вами попробуем объяснить значение этих слов . (СЛАЙД)

фортуна – судьба, случай, счастье

(“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);

бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;

паромы, перемёты – ловушки для рыб

паромы – спаренные сети,

перемёты - рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)

патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;

обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;

коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;

затесь – зарубки на стволах деревьев;

бурелом – деревья, поваленные бурей;

валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

тягун – подводное течение.

 

4. Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро».

Начинается рассказ именно упоминанием про озеро!  («Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал».)

И заканчивается рассказ тоже упоминанием озера. И именно озеро спасает Васютку – ведь проток выводит его к Енисею!

Такой метод написания называется  кольцевой композицией – когда автор и в начале, и в конце говорит об одном и том же.

-Поговорим про композицию подробнее.

- К какой части композиции относится описание жизни рыбаков из бригады Васюткиного отца?

(Это описание относится к экспозиции.)

- Что называется экспозицией?

(Вступление, в котором нет еще действия, а лишь обозначаются действующие лица и место событий, называется экспозицией.)

- Как называются остальные части композиции?

(Завязка, развитие действия, развязка.) - Почему, несмотря на ценные уловы, дни казались однообразными и скучными?

- Чем занимался Васютка в бригаде?

- Какое событие является завязкой повествования?

(Поход Васютки в тайгу за орехами.)

- Какой старинный порядок перед отправкой в тайгу должен был соблюдать каждый?

(«Идешь в лес – бери еду, бери спички».)

- Почему Васютка потерял дорогу в тайге?

(Он увлекся погоней за раненым гнлухарем.)

- Когда мальчик понял, что заблудился?

(Когда увидел муху, попавшую в тенета паука. Он и сам своей беспомощностью напомнил себе муху-пленницу.)

- Какое событие является кульминацией рассказа?

(В рассказе две кульминации. Первая – приближение пассажирского парохода – надежда Васютки на спасение и разочарование. Вторая – появление катера-бота и спасение Васютки.)

 - Сколько дней блуждалВасютка в тайге?

(Дедушка говорит: «Пятый день ищем». Значит, Васютка блуждал больше четырех суток.)

- Какова развязка рассказа?

(Благополучное возвращение Васютки домой и поход к озеру.)

- Какую часть рассказа можно считать эпилогом (послесловием)?

(От слов: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко…» до конца рассказа.)

 

Посмотрим на систему персонажей в рассказе.

В любом произведении персонажи по-разному влияют на сюжет, и им отводится разное место.

Поэтому есть главные персонажи, которым отводится самая важная роль в сюжете.  

Есть второстепенные персонажи, которые менее важны.

И есть эпизодические персонажи, которые просто мелькают в тексте.

В рассказе Астафьева главный персонаж – один.

Это Васютка. И сначала мы узнаём о нём не слишком много. Ему 13 лет. Он живёт в избушке, где останавливается бригада рыбаков. Васютка не был в крупных городах. И он любит бродить по тайге.

Какие черты можно увидеть в характере Васютки?

С одной стороны – он старательный и хозяйственный. Ведь он готов каждый день ходить в тайгу и снабжать рыбаков орехами.

С другой стороны – лень и расхлябанность. Ведь он редко заглядывает в учебники и в школе не отличается прилежанием.

С одной стороны, мальчик упорен – ведь чтобы добыть глухаря, он ползёт к нему на четвереньках. А с другой стороны, он беспечен и азартен. Он сходит с тропы, не думая о последствиях.

А ещё мы можем увидеть, что Васютка отчаянно подражает взрослым. Не зря автор его сравнивает с маленьким мужичком. Он пытается выглядеть солидным, и иногда это выглядит забавно. Например, нелепо смотрятся его попытки браниться. Какой мы можем сделать вывод?  Васютка – самый обычный мальчик. Он не злой, но хвастливый, любит пошалить, не слушает старших.

Персонаж Астафьева раскрывается именно в трудной ситуации – когда он заблудился.

Посмотрим, как это происходит. Сначала Васютке кажется, что ничего страшного не произошло. И только потом к нему приходит осознание.

Автор даже показывает нам смену настроений героя.

Сначала он счастлив тем, что добыл глухаря. И идёт по лесу, насвистывая. Потом понимает, что что-то не так, у него сжимается сердце, на лбу выступает испарина. Но он всё равно пытается бодриться и верить, что скоро выйдет на тропу. И только после очередных блужданий к герою приходит понимание. Это переломный момент в рассказе. Найдите в тексте слова, доказывающие данный момент. («Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!)

После этого мы можем увидеть целую палитру чувств героя в лесу.

Это страх – ведь ночью Васютке кажется, что вокруг кто-то ходит.

Это тоска – Васютка плачет и скучает по дому.

Он жалеет себя, когда смотрит на падающую звёздочку.

И даже испытывает раскаяние, когда вспоминает о школе.

То есть, персонаж – не непобедимый герой. Он испытывает и страх, и печаль. Но преодолевает их.

 

Однако в рассказе есть и другие персонажи. В основном это родня Васютки. С кем именно нас знакомит автор?( мать Васютки,  отец, дедушка)

Мы уже увидели, что образы в рассказе у Афанасьева – вполне типичные. Он описывает ничем не примечательных людей. И описывает достоверно и правдиво. В этом ему помогает и манера речи персонажей, и просторечные и разговорные слова, и специальные названия типа «одностволка-переломка».

Афанасьев очень внимателен к деталям и часто ухитряется при помощи одной-двух черт создать яркий образ.  

Он часто прибегает к понятным сравнениям. Например, кедровки у него кричат, как базарные торговки. А тропинки в лесу – извилистые, будто морщинки на лбу у дедушки Афанасия. Белку он сравнивает с пушинкой, подброшенной ветром

5. ОБОБЩЕНИЕ

1. Почему же так назван рассказ?

(Васютка открыл озеро, его не было на карте. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым  выйти из отчаяния._

2. Где же находится это озеро? Зачитайте.

3. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?какова же всё-таки взаимосвязь между человеком и природой?

(Нужно изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя больше узнать о своем крае.)

4. Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

(Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.)

5. Какой Васютка? Дайте характеристику героя.

(Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.)

 

 

РЕФЛЕКСИЯ.

А сейчас, чтобы вспомнить все то, о чем мы говорили на этом уроке, немного поиграем. Я предлагаю Вам «Волшебную шляпу», в которой есть бочоночки, на каждом бочонке -начало вопроса, вы должны додумать продолжение и адресовать получившийся вопрос одноклассникам.

 

ГДЕ?

КАКОЙ?

КТО?

ЧТО?

СКОЛЬКО?

ЗАЧЕМ?

ЧЕМ?

О ЧЕМ?

КОГДА?

 

7. Домашнее задание.

Подготовить пересказ эпизодов: «Васютка в тайге», «Васютка заблудился». Рассказ о первой ночи в тайге. Выразительное чтение эпизодов. Составить план рассказа (в тетради). Пересказ понравившихся эпизодов.

 

 

 

 

 

 

 


 

Оформление урока. 1.

Оформление урока. 1.

Автобиография- произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни, содержащее элементы автобиографии

Автобиография- произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни, содержащее элементы автобиографии

Как называются остальные части композиции? (Завязка, развитие действия, развязка

Как называются остальные части композиции? (Завязка, развитие действия, развязка

Например, нелепо смотрятся его попытки браниться

Например, нелепо смотрятся его попытки браниться

Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги

Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022