Конспект урока литературы в 6 классе по теме А.П.Чехов. Юмористические рассказы
Оценка 5

Конспект урока литературы в 6 классе по теме А.П.Чехов. Юмористические рассказы

Оценка 5
docx
01.10.2021
Конспект урока литературы в 6 классе по теме А.П.Чехов. Юмористические рассказы
конспект урока 6 кл А.П. Чехов. Толстый и тонкий.docx

Урок литературы

 6 класс

 

 

Тема урока:

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова.

"Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,

угодливость в рассказе.

Приемы создания характеров персонажей.

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы

Качесова Ольга Юрьевна,

МБОУ Николаевская СОШ им. Г.Е.Кучерявого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпиграф 1."Краткость-сестра таланта"

А.П. Чехов.

Эпиграф 2.Человек – это то, во что он верит.

А.П. Чехов.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Цель урока

 

На данном уроке: мы выясняем особенности стиля А. П. Чехова, мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади емко сказать многое;

учимся видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию.

 

 

 

I.Организация деятельности урока

 

 

 

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

 

Перед вами венгерский кроссворд (филворд). Найдите все зашифрованные слова. Подумайте, что их объединяет?  (Приложение 1)

Вспомним некоторые факты биографии писателя, знакомые вам. Какие слова удалось расшифровать в буквенном квадрате?.(Чехов, Ялта, псевдоним, юмор, Сахалин, Таганрог, врач, Чехонте, Мелихово). Какое из слов является ключевым, обозначающим тему всего квадрата? (Чехов).

Какую связь эти слова имеют с жизнью и творчеством Чехова?

https://learningapps.org/display?v=peyo8s29321

Послушаем сообщение об Антоне Павлович Чехове.

 (ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 по проверке домашнего задания).

 

 

 

III. Погружение в тему урока.

1.      Формулирование темы.

– В этом году весь мир праздновал 150-летие со дня рождения великого русского писателя А.П.Чехова. И нам, русским людям, конечно, нужно знать Чехова, читать и понимать. Может быть, тогда мы сумеем избежать каких – то ошибок, не совершим поступки, за которые будет стыдно.

А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову.

Сегодня мы снова окунёмся в мир чеховского юмора, познакомимся с рассказом из сборника «Пёстрые рассказы». Рассказы Чехова невозможно спутать ни с какими другими. Обращение к эпиграфу 1 о краткости. Отсюда их особенности:

  • короткое вступление
  • нет подробного описания пейзажа, портрета
  • яркие художественные детали
  • основа рассказа – диалог

(Презентация2 – Чехов

 

1,2 слайд)

 

Вернемся к нашему венгерскому кроссворду. Одно слово из квадрата поможет нам перейти к теме урока – юмор.

 (3 слайд) Изображение: Толстый и тонкий.

Посмотрите на эту иллюстрации, как вы думаете, как может называться рассказ?

 О ком или о чем может идти речь в рассказе? Давайте предположим, каким будет содержание рассказа А.П. Чехова? Предположите, с какой целью написан рассказ?

Сегодня, анализируя рассказ “толстый и тонкий” постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя.

 

 

 

2. Анализ текста до чтения.

 

– Допустим, вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Каким, по – вашему, должен быть Толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.
– Представьте теперь Тонкого, который только что вышел из вагона. Составьте его словесный портрет.– Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу своё воображение. Что же это означает?
(Герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами, коробками, он жалок.)
– Какой композиционный приём использует чехов, рисуя героев? (Антитеза.)
– Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и богатый.)

1.Работа со словарем

Рассмотрите словари (приложение 3  ) Ссылка на Вики-словарь

Словарик (на каждой парте):

херес - сорт дорогого вина;

флёрдоранж - цветочный одеколон;

лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии;

Герострат - житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки;

Эфиальт -  (предатель) — сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье;

приватно - неофициально;

коллежский асессор - один из младших рангов чиновников;

статский советник - ранг чиновника среднего звена;

тайный советник - один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.

https://learningapps.org/display?v=pwfb7v1wc21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы 6 класс

Урок литературы 6 класс

Эпиграф 1." Краткость-сестра таланта"

Эпиграф 1." Краткость-сестра таланта"

Какую связь эти слова имеют с жизнью и творчеством

Какую связь эти слова имеют с жизнью и творчеством

Презентация2 – Чехов 1,2 слайд)

Презентация2 – Чехов 1,2 слайд)

Представьте теперь Тонкого, который только что вышел из вагона

Представьте теперь Тонкого, который только что вышел из вагона

Анализ текста до чтения. –

Анализ текста до чтения. –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2021