ОКРУЖНОСТЬ. КРУГ
Цели: познакомить учащихся с кругом и окружностью, а также с элементами окружности и круга: центром, радиусом, диаметром; учить чертить окружность с помощью циркуля; закреплять решение задач на нахождение четвертого пропорционального, табличные случаи умножения и деления.
Ход урока
I. Организационный момент. Сл. 1
Создадим хорошее настроение
Девиз нашего урока
Чтоб сегодня наш урок
Всем пошел ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Слушать, думать и вникать.
- Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
II. Устный счёт. Сл. 2-6
1. Работа по карточкам (отработка табличного умножения и деления).
2. Заполните таблицу: Слайд 3
Длина квадрата |
Ширина квадрата |
Площадь квадрата |
4 см |
4 см |
16 см |
7 см |
7 см |
49 см |
10 см |
10 см |
100 см |
Актуализация з., у.,н. Работа на карточках Слайд 4
II. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА Слайд 5
Форму какой геометрической фигуры имеют все предметы?
Какова тема урока? Слайд 6
Сегодня на уроке мы будем изучать окружность и круг, их свойства, учиться строить окружности. Назовите предметы из окружающей обстановки, которые напоминают окружность и круг.
Дети называют, можно также воспользоваться рисунками на полях учебника на с. 94.
III. Работа над новым материалом.
Знакомство с окружностью и кругом, а также с их элементами происходит в процессе практических упражнений.
Учитель Слайд 7
– Ребята, как называется эта геометрическая фигура?
Учащиеся. Круг.
Учитель. Верно.
Слайд 8
У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность!
Она идёт по краю круга
И называется … окружность
А вот эта желтая линия, которая ограничивает круг, называется окружностью. Окружность – это граница круга.
ЗАПОМНИТЬ Слайд 9
Окружность – это граница круга.
Круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью.
- Скажите, пожалуйста, а как нам с вами так ровно изобразить окружность? Что нам для этого потребуется?
Циркуль мой, циркач лихой, Слайд
10
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и – ни шагу.
Циркуль, цирк (от латинского слова «циркулюс»
- круг)
- Циркуль имеет две ножки.
Одна нужна для устойчивости,
он цепляется ею за бумагу – это иголка, а вторая работает – чертит.
- Интересно, что циркуль применяется не только для черчения окружностей. Слайд 11
Этот инструмент – незаменимая вещь у людей, жизнь которых на прямую связана с различными картами. Топографы, моряки и географы измеряют расстояние не линейкой или рулеткой, а именно циркулем. Несколько сотен лет назад циркуль называли «делитель», так как применяли этот инструмент именно для вычисления расстояний.
Топограф - это специалист в области топографии, занимающийся созданием и корректировкой топографических карт и планов земной поверхности.
Практическая работа
( работа с раздаточным материалом (кругом) по слайду)
Слайд 12
Ø Возьмите круг, который лежит перед вами, фломастером обведите его границу. Что вы нарисовали?
Ø Сложите круг пополам так, чтобы половинки совпадали, прогладьте линию сгиба. Сложите еще раз по другому сгибу, два сгиба пересеклись. Отметьте фломастером точку, в которой пересеклись линии.
Ø Как вы думаете, как называется эта точка. (Центр окружности (круга))
Обозначьте её точкой О.
Ø Красным фломастером проведите линию от центра до точки окружность.
Этот отрезок называется радиусом.
Ø Фломастером обведите линию, которая проходит от одной точки окружности до другой точки через центр (линии сгиба). Эта линия называется диаметром.
Ф и з м и н у т к а
Работа в тетрадях
- Запишите число и классная работа.
- Сейчас будем учиться чертить окружность по алгоритму, который лежит у вас на партах. ( на листочках)
Показ учителем на доске
1 . Определяем центр окружности. Слайд 13 |
2. Обозначаем центр окружности точкой. Слайд 14 |
3. Выбираем с помощью линейки радиус окружности. |
4. Ставим «ножку» циркуля ( с иглой) в центр окружности. |
5. Концом, где грифель рисуем окружность. |
Слайды с 15 по 17
- Важно запомнить о том, что центр окружности равноудален (находится на одинаковом расстоянии) от всех ее точек.
- Учитель чертит на доске с помощью циркуля окружность, затем показывает на чертеже центр окружности (круга), радиусы, диаметр.
III. Работа над пройденным материалом.
1. Объясните порядок действий и выполните действия: Слайд 18
56 : 8 + 7 · 7 56 : 7 · (60 – 59)
(35 – 35) · (82 + 9) (40 – 39)· (6 · 9)
Слайд 19 Выполняя задания № 3 и № 4 самостоятельно (с последующей проверкой), учащиеся должны записать условия задач с помощью таблички.
№ 3:
На 1 кг масла |
Кол-во масла |
Всего кг семян |
одинаковое |
6 кг |
30 кг |
? кг |
25 кг |
1) 30 : 6 = 5 (кг) – семян на 1 кг масла
2) 25 : 5 = 5 (кг)
О т в е т: 5 кг масла из 25 кг семян.
№ 4:
На 1 кг масла |
Кол-во масла |
Всего кг орехов |
одинаковое |
5 кг |
20 кг |
20 кг |
? кг |
1) 20 : 5 = 4 (кг) – орехов на 1 кг масла
2) 4 · 20 = 80 (кг)
О т в е т: 80 кг орехов надо взять, чтобы получить 20 кг масла.
Задание № 5 дети выполняют тоже самостоятельно.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали мы сегодня на уроке?
Дети. На уроке мы познакомились с кругом и окружностью, учились чертить эти фигуры. Узнали также, что у круга и окружности есть центр, диаметр и радиус.
Учитель. Что повторяли мы сегодня на уроке?
Дети. Мы повторяли решение задач и примеров.
Домашнее задание: с. 95, № 6.
Приложение
Подпиши, какие доли круга получились на каждом чертеже.
Сравните, какая доля больше: 1 1 1 1 4 8 3 6 |
Подпиши, какие доли круга получились на каждом чертеже.
Сравните, какая доля больше: 1 1 1 1 4 8 3 6 |
Подпиши, какие доли круга получились на каждом чертеже.
Сравните, какая доля больше: 1 1 1 1 4 8 3 6 |
Подпиши, какие доли круга получились на каждом чертеже.
Сравните, какая доля больше: 1 1 1 1 4 8 3 6 |
Подпиши, какие доли круга получились на каждом чертеже.
Сравните, какая доля больше: 1 1 1 1 4 8 3 6 |
Подпиши, какие доли круга получились на каждом чертеже.
Сравните, какая доля больше: 1 1 1 1 4 8 3 6 |
Подпиши, какие доли круга получились на каждом чертеже.
Сравните, какая доля больше: 1 1 1 1 4 8 3 6 |
Подпиши, какие доли круга получились на каждом чертеже.
Сравните, какая доля больше: 1 1 1 1 4 8 3 6 |
1 . Определяем центр окружности. |
2. Обозначаем центр окружности точкой. |
3. Выбираем с помощью линейки радиус окружности. |
4. Ставим «ножку» циркуля ( с иглой) в центр окружности. |
5. Концом, где грифель рисуем окружность. |
1 . Определяем центр окружности. |
2. Обозначаем центр окружности точкой. |
3. Выбираем с помощью линейки радиус окружности. |
4. Ставим «ножку» циркуля ( с иглой) в центр окружности. |
5. Концом, где грифель рисуем окружность. |
1 . Определяем центр окружности. |
2. Обозначаем центр окружности точкой. |
3. Выбираем с помощью линейки радиус окружности. |
4. Ставим «ножку» циркуля ( с иглой) в центр окружности. |
5. Концом, где грифель рисуем окружность. |
1 . Определяем центр окружности. |
2. Обозначаем центр окружности точкой. |
3. Выбираем с помощью линейки радиус окружности. |
4. Ставим «ножку» циркуля ( с иглой) в центр окружности. |
5. Концом, где грифель рисуем окружность. |
1 . Определяем центр окружности. |
2. Обозначаем центр окружности точкой. |
3. Выбираем с помощью линейки радиус окружности. |
4. Ставим «ножку» циркуля ( с иглой) в центр окружности. |
5. Концом, где грифель рисуем окружность. |
1 . Определяем центр окружности. |
2. Обозначаем центр окружности точкой. |
3. Выбираем с помощью линейки радиус окружности. |
4. Ставим «ножку» циркуля ( с иглой) в центр окружности. |
5. Концом, где грифель рисуем окружность. |
1 . Определяем центр окружности. |
2. Обозначаем центр окружности точкой. |
3. Выбираем с помощью линейки радиус окружности. |
4. Ставим «ножку» циркуля ( с иглой) в центр окружности. |
5. Концом, где грифель рисуем окружность. |
1 . Определяем центр окружности. |
2. Обозначаем центр окружности точкой. |
3. Выбираем с помощью линейки радиус окружности. |
4. Ставим «ножку» циркуля ( с иглой) в центр окружности. |
5. Концом, где грифель рисуем окружность. |
Карточка№2
2х2= |
21:3= |
3х3= |
2х3= |
5х3= |
6х2= |
18:6= |
4х2= |
4:2= |
18:3= |
7х3= |
27:3= |
2х9= |
3х9= |
4х5= |
14:7= |
6:3= |
6х4= |
3х4= |
12:2= |
2х7= |
15:3= |
20:5= |
4х7= |
6:2= |
4х4= |
3х6= |
5х2= |
24:8= |
8х2= |
16:4= |
10:2= |
16:8= |
12:6= |
24:4= |
28:7= |
8:4= |
12:4= |
18:9= |
8х3= |
28:4= |
16:2= |
20:4= |
24:6= |
8:2= |
10:5= |
27:9= |
18:2= |
24:3= |
14:2= |
21:7= |
12:3= |
9:3= |
15:5= |
Карточка№2
8х4= |
40:8= |
9х4= |
9х9= |
5х5= |
5х7= |
7х7= |
6х8= |
7х9= |
6х5= |
4х10= |
54:6= |
5х9= |
8х9= |
25:5= |
8х7= |
40:5= |
10х7= |
54:9= |
32:4= |
72:9= |
6х6= |
50:5= |
80:8= |
36:4= |
42:7= |
30:5= |
63:7= |
6х7= |
5х8= |
81:9= |
54:6= |
54:9= |
32:8= |
8х8= |
6х9= |
35:5= |
45:9= |
2х10= |
30:3= |
30:6= |
90:10= |
48:8= |
72:8 |
36:9= |
35:7= |
60:6= |
48:6= |
64:8= |
49:7= |
63:9= |
45:5= |
42:6= |
36:6= |
Карточка№3
2х2= |
21:3= |
3х3= |
2х3= |
5х3= |
6х2= |
18:6= |
4х2= |
4:2= |
18:3= |
7х3= |
27:3= |
2х9= |
3х9= |
4х5= |
14:7= |
6:3= |
6х4= |
3х4= |
12:2= |
2х7= |
15:3= |
20:5= |
4х7= |
6:2= |
4х4= |
3х6= |
5х2= |
24:8= |
8х2= |
16:4= |
10:2= |
16:8= |
12:6= |
24:4= |
28:7= |
8:4= |
12:4= |
18:9= |
8х3= |
28:4= |
16:2= |
20:4= |
24:6= |
8:2= |
10:5= |
27:9= |
18:2= |
24:3= |
14:2= |
21:7= |
12:3= |
9:3= |
15:5= |
Карточка№4
8х4= |
40:8= |
9х4= |
9х9= |
5х5= |
5х7= |
7х7= |
6х8= |
7х9= |
6х5= |
4х10= |
54:6= |
5х9= |
8х9= |
25:5= |
8х7= |
40:5= |
10х7= |
54:9= |
32:4= |
72:9= |
6х6= |
50:5= |
80:8= |
36:4= |
42:7= |
30:5= |
63:7= |
6х7= |
5х8= |
81:9= |
54:6= |
54:9= |
32:8= |
8х8= |
6х9= |
35:5= |
45:9= |
2х10= |
30:3= |
30:6= |
90:10= |
48:8= |
72:8 |
36:9= |
35:7= |
60:6= |
48:6= |
64:8= |
49:7= |
63:9= |
45:5= |
42:6= |
36:6= |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.