Конспект урока математики на тему "Приёмы умножения и деления на 10"

  • docx
  • 02.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1- конспект урока математики 2 класс на тему приёмы умножения и деления на 10.docx

Урок математики

Класс: 2

Образовательная система: Школа России

Учитель: Кудымова Елена Ивановна

Методист: Кудымова Елена Ивановна

Школа: Елогская ООШ

Тип урока: Открытие нового знания

Тема: Приёмы умножения и деления на 10

Цель: Познакомить с приемами умножения и деления на 10

Планируемые результаты

Предметные: - умение правильно умножать и делить на число 10, знание названия компонентов умножения и деления, понимание сути переместительного закона умножения, умение выделять геометрические фигуры, применение формулы периметра квадрата.

Метапредметные:

регулятивные: - научиться ставить цель своей деятельности, оценивать свою работу на уроке

коммуникативные: - уметь слышать и слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы учителя, правильно выстраивать речевые высказывания

познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Личностные: формирование первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний.

Оборудование: учебники, презентация, звездочки с примерами разного цвета

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.                    Орг. момент

Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Надежда Викторовна. Сегодня я буду вести у вас урок математики.

Приветствуют учителя и одноклассников

II.                 Мотивация, целеполагание

Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Попробуем догадаться в какое. А узнаем мы это, отгадав загадки.

Загадки

1. Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это - …

2. Результат действия умножения

3. Результат действия сложения

4. Название компонента при сложении

5. Название компонента при умножении

6. Результат действия деления

М А Т Е М А Т И К А

П Р О И З В Е Д Е Н И Е

С У М М А

С Л А Г А Е М О Е

М Н О Ж И Т Е Л Ь

Ч А С Т Н О Е

- Посмотрите, какое слово получилось в выделенных клеточках 

- Значит, отправляемся мы с вами в космическое путешествие. Каждый из вас сегодня станет космонавтом.

На каждом космическом корабле ведут бортовой журнал, в который записывают все, что произошло за время полета.

- Откройте свои бортовые журналы и запишите сегодняшнее число и классную работу.

- В центре управления полетами нам выдана карта путешествия с заданиями, которые мы должны выполнить на борту космического корабля.

Итак, готовимся к полету. Наша ракета взлетит после выполнения данного задания.

Решите примеры, записанные на планетах, и по результату расставьте планеты в порядке возрастания. Таким образом, мы узнаем, в каком порядке они удалены от Солнца.

При решении примера на планете с обратной стороны правильный ответ поочередно (примеры даны на слайде вразброску)

Меркурий – 5      25 -20

Венера – 27         47-20

Земля – 40           36+ 4

Марс – 50           42 + 8

Юпитер – 60      80 - 20

Сатурн – 67       65 + 2

Уран – 69            70 -1

Нептун – 72        72 + 0

Запись в тетради: 5, 27, 40, 50, 60, 67, 69, 72.

- Следующая задача:

Цена одной ручки 6 рублей. Сколько стоят 2 такие ручки? 3 такие ручки? 4 такие ручки?

Что известно в задаче?

Сколько стоит ручка?

Что нужно сделать, чтобы найти сколько стоят 2 ручки? 3 ручки? 4 ручки?

Какие единицы измерения запишем?

- Молодцы! Задание выполнено верно!

Приготовились к полету? Команда «Старт» дана!

- Ребята, как вы думаете, какими качествами должны обладать космонавты?

(Космонавты должны быть умными, внимательными и наблюдательными)

- Давайте проверим, обладаете ли вы такими качествами. Для этого

необходимо выполнить следующее задание.

 

 

 

 

 

 

- математика

-произведение

-сумма

-слагаемое

-множитель

-частное

 

 

 

 

 

(космос)

 

 

 

 

- Записывают число и классную работу

 

 

 

 

 

 

 

25-20=5

47-20=27

36+4=40

42+8=50

80-20=60

65+2=67

70-1=69

72+0=72

 

 

 

 

 

 

Цена ручки

6 рублей

2*6=12, 3*6=18, 4*6=24

Рубли (руб.)

III.              Открытие нового знания

На слайде записаны выражения, сравнить поставить знак больше, меньше, равно.

5 * 4…. 5 +5 +5

8*3 …. 4* 8

10* 5 ….. 5 * 10

- Какое математическое свойство вы использовали для сравнения выражения (в последней строке)? (От перестановки множителей результат умножения (значение произведения) не изменяется)

 - Вычислите значение этих выражений (5* 10 =50 и 10 * 5 = 50)

-  Составьте по этим выражениям два примера на деление

50 : 10 = 5  и 50 : 5 = 10

- А как вы нашли значение выражений? - Какое правило взаимосвязи компонентов и результата действия вам помогло?

 - Правильно! Если значение произведения разделить на один из множителей, то получится другой множитель

- На сегодняшнем уроке мы продолжим учиться выполнять умножение и деление чисел и познакомимся с новым приёмом

А кто догадался, что это за приём? Совершенно верное. Это прием называется «Приём умножения и деления на число 10»

 - Проверьте своё предположение, откройте с. 74 и прочитайте задачи урока

- Прочитайте «Объяснение вычислительного приёма» рядом с красной чертой.

№1 С.74 (фронтальная работа у доски и в тетрадях)

Как связаны между собой четыре столбика примеров?

-При составлении 2 столбика используется переместительное свойство умножения, при составлении 3 и 4столбика – правило о том, что если значение произведения разделить на один множитель, то получится другой множитель

Вывод: при умножении на 10 к числу справа дописывается 0

               при делении на 10, у числа 0 убирается!

 

 

Сравнивают выражения:

5 * 4 > 5 +5 +5

8*3 < 4* 8

10* 5 =  5 * 10

-От перестановки множителей результат умножения (значение произведения) не изменяется

 

50 : 10 = 5  и 50 : 5 = 10

- зная произведение чисел 5 и 10 можно найти их частное

-Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель

-умножение и деление числа на 10

 

 

Читают объяснение приёма

 

 

 

- в 1 и во 2 столбике используется переместительное свойство, а в 3 и в 4 – правило о том, что если значение произведения разделить на один множитель, то получится другой

Физкультминутка

- Давайте немного отдохнём. (Включается видеозапись). Повторяйте движения за медвежонком-пандой.

Повторяют движения за пандой

IV.              Первично закрепление

1. Работа с учебником

 

Задача: №3 с.74 Составление 2 обратных задач

-Прочитайте задачу№3 на стр.74

(Повар разложил 40 пирожков на 10 тарелок поровну. Сколько пирожков он положил на каждую тарелку?)

-Что известно в этой задаче?

-Что нужно найти?

Записываем решение задачи

-Составьте и решите две задачи обратные данной

- Молодцы! И с этой задачей справились. Марсиане вам очень благодарны.

- Внимание! Внимание! Нам навстречу движется неопознанный летающий

объект. (на слайде фигура в виде квадрата)

- Какую фигуру представляет неопознанный летающий объект?

(квадрат)

- Что такое квадрат?

(прямоугольник, у которого все стороны равны)

- Что такое периметр?

(сумма длин всех сторон)

- Как найти периметр квадрата?

(сложить длины всех сторон)

- Найдите периметр квадрата. №4

(Периметр квадрата 20 см. Узнай длину стороны этого квадрата)

-Что известно в этой задаче?

Как найти длину одной стороны?

Составим уравнение:

Р = а + а +а +а

Р = а * 4= 20  

 а *4 = Р

а * 4 =20  - получилось уравнение

а =5

Ответ: а = 5

- Сторона неопознанного летающего объекта найдена верно. Целыми и невредимыми мы летим на Землю.

 

 

 

 

-слушают задачу

-известно, что повар разложил 40 пирожков на 10 тарелок

-нужно найти количество пирожков на 1 тарелке

1.      40:10=4

-задачи обратные данной

2.      40:4=10

3.      10*4=40

- квадрат?

-прямоугольник, у которого все стороны равны

-сумма длин всех сторон

-сложить длины всех сторон

 

Известно, что периметр квадрата равен 20 см.

-Предлагают варианты решения задачи

V.                Подведение итогов. Рефлексия

Возвращаясь домой, мы наблюдаем замечательное явление – звездопад. Это, к счастью, друзья говорят.

Чтобы звезда принесла вам счастье, выполните задание, предложенное каждому из вас на звездочках. Ваши звездочки разноцветные, поэтому и задания, записанные на них, будут разные.

Ваша задача – правильно решить примеры на звездочках и записать только ответы.

Разноуровневые задания на звездочках.

Слабый уровень – красные звездочки

6*10 =

60:10 =

2*10 =

20:10 =

Средний уровень – желтые звездочки

4*10 =

7*10 =

40:10 =

70:10 =

Высокий уровень – зеленые звездочки

9*10 =

5*10 =

30:10 =

80:10 =

- Все справились с заданием?

- Изобразите на своей звездочке, с каким настроением вы возвращаетесь на Землю. Нарисуйте смайлик, который передаст ваше настроение. По прибытию на Землю мы украсим вашими звездочками карту нашего путешествия.

 

 

 

 

 

 

 

- решают задания на звёздочках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- рисую смайлики по настроению

VI.              Домашнее задание

Учебник – стр.74, № 6 № 5

 

 

-записывают домашнее задание

 

Учитель:

Методист: