Тема: «Сложение и вычитание величин»
Конспект урока математики в 4 классе
Пояснительная записка
Урок разработан по учебнику «Математика. 4 класс», авторы М.И.Моро, М.А.Бантова в соответствии с Рабочей программой «Школа России».
Данной темой мы открываем новый тематический блок, в котором будут рассмотрены различные вопросы, имеющие отношение к действиям над величинами. Учащимся уже знакомо, что если величины выражены одной и той же единицей, то сложение (вычитание) величин выполняется совершенно аналогично тому, как выполняется сложение (вычитание) соответствующих чисел. По этой причине особое внимание при изучении данной темы нужно обратить на два момента. Во-первых, сложение (вычитание) можно выполнять только над однородными величинами. Во-вторых, если однородные величины выражены в разных единицах, то перед выполнением действия нужно привести их к одной единице.
Тип урока: комбинированный
Цели. Создать условия:
· для открытия детьми способа сложения и вычитания величин с разными единицами;
· для совершенствования вычислительных навыков, умения решать задачи и развития логического мышления;
· для развития познавательного интереса, умения рассуждать, анализировать,
· для воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия.
Личностные: мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль в различных видах познавательной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приемы решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; осуществлять смысловое чтение.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения; предлагать помощь и сотрудничество.
Методы работы: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.
Используемые технологии: личностно – ориентированные, информационные, здоровьесберегающие; проблемно-развивающие,
уровневой дифференциации.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация (среда POWER POINT), маркерная доска и маркер, карточки для индивидуальной работы, учебник.
Содержание урока
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Методический комментарий |
1.Организационный момент |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, настраиваются на урок |
Учитель приветствует детей. - Скажите, вы любите разгадывать тайны? - Сегодня на уроке мы постараемся раскрыть тайну, а вот какую? Вы скоро узнаете (слайд №2). |
Подготовка к уроку и психологический настрой учащихся на предстоящее занятие. УУД Личностные ∙ мотивация учебной деятельности |
2.Актуализация знаний
Проблемная ситуация |
Фронтальная работа учащихся. Методом сравнения и анализа приходят к выводу, что в первом столбике лишнее «вкус», а во втором «кг» - единица массы. Дополнения: «объем», «Масса»
Учащиеся выполняют уже знакомые действия с величинами: преобразование, сравнение, сложение вычитание величин, выраженных одними и теми же единицами
Ученики не сталкивались с таким заданием Высказывают свои предположения |
- Начнем работу с устного счета (подготовимся к открытию тайны) а) Найдите «лишнее» в каждом столбике: 1. Длина 1. Км 2. Вкус 2. См 3. Площадь 3. Кг 4. Масса 4. Дм 5. Время 5. Мм (слайд №3). -Объясните. Дополните каждый столбик. б) Преобразуй: Сравни: 2 км 400 м = …м 8 ц …80 кг 6 ч 30 мин = …мин 17 кв.м …170кв.дм (слайд №4) (слайд №5). в) Вычисли: 125 см -105 см = 29 кв. м + 11 кв. м = 325 ч – 273 см = ? 458 м + 5671 дм = ? (слайд №6) -Почему остановились? Какая проблема возникла?
|
Контроль степени усвоения опорных для данной темы знаний. УУД Познавательные ∙способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение).
∙ применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями
Проблемный метод УУД Регулятивные ∙оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
|
3. Постановка цели.
Планирование работы |
Читают: «Сложение и вычитание величин» Предлагают разные версии. Формируют общую цель: учусь складывать и вычитать величины, выраженные разными единицами.
Путем рассуждений ученики должны прийти к следующим вопросам: 1. Какие величины можно складывать и вычитать? 2. Как складывать и вычитать величины с разными единицами? Выстраивают лестницу знаний: «узнаю» - «тренируюсь» - «проверяю» - «оцениваю».
|
- Откройте учебник, прочитайте тему урока. - Исходя из данной темы и проблемы, которая перед вами возникла, какую цель поставим перед собой на уроке?
Это и есть та тайна, о которой я вам говорила в начале урока! (слайд №7,8)
- На какие вопросы хотели бы получить ответы:
(слайд №8)
- Чтобы достичь цели нам надо пройти 4 этапа. Какие? (слайд №9) |
УУД Познавательные ∙самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
УУД Регулятивные ∙контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
|
4. Реализация плана Открытие новых знаний |
Ответы детей…
Ученики работают в парах, договариваются о том, кто будет составлять суммы, а кто разности. Составляют суммы и разности. По готовности поднимают руки. По цепочке озвучивают результаты своей работы - Единицы измерения принадлежат одной и той же величине. - Складывать и вычитать можно одинаковые величины.
Учащиеся предлагают версии. Итог: сначала надо привести величины к одной единице 74689м = 746890дм. А теперь можно попробовать сложить столбиком, как обычные многозначные числа Выполняют действия. Формулируют вывод. Составляют памятку. |
- Какую работу выполним на первом этапе?
«Какие величины можно складывать?» На этот вопрос вы можете ответить сами, когда выполните первую часть задания №313. -Почему именно такие суммы и разности составили?
- Сформулируйте ответ на свой вопрос. Верно. Такие величины называются однородными. «Как складывать величины, выраженные разными единицами» - Предлагаю искать ответ на этот вопрос вместе. Для исследования возьмем выражения: 74689м + 56934дм и 74689м – 56934дм - Предположите, как будем складывать?
- Какой вывод можем сделать после проведенной работы? - На все вопросы ответили? (слайд №10) |
УУД Познавательные ∙использовать общие приемы решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями
УУД Коммуникативные
∙Работа в парах. Развивается умение выслушать другого, согласиться или отстоять свою точку зрения
Фронтальная работа
У доски работают учащиеся по желанию |
5. Физкульт минутка |
Здоровье сберегающие технологии. |
- Мы хорошо потрудились, поэтому сейчас нам надо отдохнуть. |
Упражнения направлены на восстановление плечевого пояса, поясничного отдела, нижних конечностей. Профилактика ухудшения зрения |
6. Реализация плана Примене ние новых знаний |
Дети предлагают потренироваться (опираются на лестницу знаний)
Учащиеся работают в парах, используют памятку, составленную на уроке (приложение 1)
Учащиеся предлагают задания из учебника.
Ученики выбирают верную запись, аргументируют свой выбор. Решают задачу. Один ученик у доски, остальные записывают в тетрадь. |
- Какими теперь будут наши действия?
- Предлагаю вернуться к заданию, которое мы не смогли выполнить в начале урока. 325 ч – 273 см = 458 м + 5671 дм = (слайд №11)
- Проверьте. На доске правильный вариант решения.
- Где еще можно найти задания для тренировки? - Решим задачу №316. Прочитайте задачу про себя, выделите условие и вопрос. - Я составила две краткие записи. Давайте выберем верную запись (слайд №13) - Какие знания помогли решить задачу? |
УУД Коммуникативные ∙использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения; предлагать помощь и сотрудничество.
УУД Личностные ∙Самопроверка, определение корректировки своих действий в будущем
|
7. Реализация плана. Проверка. Дифференцированная работа. |
Ученики самостоятельно выполняют задания, которые помогут им понять, как они усвоили новую тему.
Ученики проверяют и оценивают по шкале: «Правильно» «Трудно» |
- Достаточно потренировались? Тогда переходим на следующий этап – «проверяю». - Ребята, те, кто все понял, и сам справится с заданием, возьмите карточку с квадратом, а те, кто еще сомневается в своих силах, возьмите карточку с кругом. Выполните задания (приложение 2) -Теперь пришло время оценить себя. Сравните свои ответы с эталоном на доске. Оцените себя по шкале (слайд №14). |
УУД Личностные ∙самоанализ и самоконтроль результата
Самостоятельная работа. В карточках для слабых есть помощь-подсказка.
УУД Регулятивные ∙контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
|
8. Итог урока.
Рефлексия. |
Ученики отвечают на вопросы учителя.
Ученики показывают картинки солнышек или тучек, в зависимости от настроения. |
- Давайте посмотрим на нашу лестницу знаний. Как вы думаете, мы все сделали для того, чтобы открыть тайну (слайд15) Достигли цели урока? (слайд №16) - Когда человек хорошо справляется со своей работой, он доволен, у него поднимается настроение, как солнышко в ясный день. Давайте посмотрим, какое настроение у нас. - А у меня вот какое настроение (на слайде солнышко)! (слайд №17) |
УУД Личностные ∙самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
9. Домашнее задание |
Записывают домашнее задание в дневник |
-Дома еще потренируйтесь. Из трех номеров: 314,315,317 выберите только два, которые будут вам по силам (слайд №18) -Спасибо за урок. |
Технология уровневой дифференциации |
Литература
1. М.И.Моро Математика. 4 класс: учебник. - В 2 ч. - М.: Просвещение/Учебник, 2014
2.. М.И.Моро Математика. 4 класс: методическое пособие для учителя. - М.: / «ВАКО»2014.
Приложение
1. Раздаточный материал.
Памятка 1. Складывать и вычитать можно только однородные величины. 2. Привести величины к одной единице измерения. 3. Выполнить действия с соответствующими числами.
|
2. Карточки для дифференцированной работы.
Какие из данных величин можно сложить с площадью 5 кв. м: 7 кв. см, 4 м, 12 куб. м? Выполни сложение.
|
Какие из данных величин можно сложить с площадью 5 кв. м: 7 кв. см, 4 м, 12 куб. м? Выполни сложение Решение: 1. 5кв. м = 50000кв. см 2.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.