Конспект урока математики "Взаимосвязь компонентов и результата действия вычитания". 2 класс.
Оценка 4.9

Конспект урока математики "Взаимосвязь компонентов и результата действия вычитания". 2 класс.

Оценка 4.9
docx
12.01.2025
Конспект урока математики "Взаимосвязь компонентов и результата действия вычитания". 2 класс.
Взаимосвязь компонентов и результата действия вычитания. Конспект урока математики 2 класс..docx

Технологическая карта урока математики

2 класс

Тема: Взаимосвязь компонентов и результата действия вычитания.

Тип: урок изучения нового материала

Цель: Создание условий для открытия нового понятия о связи компонентов действий сложения и вычитания.

Учебная задача: Есть ли связь между компонентами сложения и вычитания?

Планируемые результаты:

Предметные:

1.     Понимать суть арифметических действий – сложения и вычитания.

2.     Знать, как решать примеры сложением и вычитанием знать последовательность чисел в числовом ряду.

3.     Уметь высказывать свои мысли, отвечать на вопросы.

4.     Уметь быстро и правильно решать примеры сложением и вычитанием.

Метапредметные:

1.     Регулятивные:

·        составлять план и определять последовательность действий;

·        контролировать свою деятельность и деятельность сверстников.

2.     Познавательные:

·        осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

·        создавать алгоритм деятельности; 

·        сравнивать, анализировать, делать выводы.

3.     Коммуникативные:

·        уметь слушать, слышать и понимать сверстников;

·        достаточно полно и четко выражать свои мысли;

·        контролировать действия друг друга,

·        уметь договариваться;

Личностные:

1.     Иметь мотивацию к учебной деятельности.

2.     Стремиться развивать внимание, память, логическое мышление.

3.     Развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

4.     Проявлять самостоятельность.

 

 

 

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД:

I.Организационный момент

Эмоциональная, психологическая

подготовка

к уроку

 

 

- Здравствуйте, ребята!

  Урок математики у нас с вами необычный. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы уже научились, что умеете делать, как отвечаете. Ребята, улыбнитесь мне и нашим гостям, подарите улыбку друг другу.

В школу мы пришли учиться,

В жизни это пригодится!

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам все постигать!

− Как вы понимаете слова о том, что учение пригодиться в жизни?

- Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!

Демонстрируют готовность

к уроку.

 

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учи­теля

 

Личностные:

- проявлять положительное отношение к предмету «Математика», осознавать его

значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные: контролируют свои действия

II. Каллиграфическая минутка

Правильное написание числа, знание цифр, необходимых для записи числа

 

- Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

- Какой сейчас месяц?(декабрь).

- Как пишется слово декабрь? Какое это слово?(словарное)

 - Из каких цифр состоит число? Что можете рассказать о числе 17?

- Запишите в тетради:  17  71

Прописывает образец на доске:

17 71 17 71….

– Какова роль цифры 1 в числе 17? в числе 71?

– Какова роль цифры 7 в числе 17? в числе 71?

- Правильно, запишите эти числа  красиво у себя в тетрадях как показано на доске.

 

 

Слушают учителя, отвечают

на вопросы, записывают число в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее.

Познавательныевыделяют необходимую информацию.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося

III. Устный счет

 Развитие навыков устного счета.

Ребята, вы ждете подарков? Зажмурьте глаза и представьте, что под новогодней елкой стоят ваши подарки. Какое у вас настроение? По выражению лица я вижу, что у вас всё в порядке, и можно начинать устный счет.

1. «Укрась ёлочку» (презентация)

2. «Цепочка».

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55fec812c02e7/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-po-tiemie-provierka-slozhieniia-i-vychitaniia-2-klass_1.png

3.

Слагаемое

7

9

12

30

Слагаемое

8

16

20

60

Сумма

17

38

28

64

 

Выполнение данного задания способствует не только развитию навыков устного счета, но и повторению терминов: слагаемое, сумма.

 

4. Вставьте нужное число:

           https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0edf/00005cfe-5f849674/hello_html_46bc893d.png

4.  Какие знаки действий Вам известны? Я предлагаю вам сыграть в игру, чтобы проверить, хорошо ли вы знаете знаки арифметических действий.

1.Чтобы узнать, «сколько всего», применяют знак…( «+».)

2.Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, используют знак…( «-».)

3.Чтобы увеличить число на несколько единиц, надо использовать знак…( «+».)

4.Чтобы уменьшить число на несколько единиц, нужен знак…(«-».)

- Назовите компоненты действия сложения?

Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания; анализируют; обосновывают свою точку зрения.

Объясняют, как заполнить таблицу: «Если известны слагаемые, то находим сумму сложением; если известны сумма и одно из слагаемых, то находим другое слагаемое вычитанием»

 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Познавательные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, порядок возрастания; владеют различными приемами устного счета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Сообщение темы

и целей учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

к усвоению изучаемого материала

 

А начну я свой урок со сказки.

В некотором царстве, в некотором государстве жил человек. Он всё время копил деньги, практически ни на что их не тратил. Его любимая присказка была «Деньги не должны уменьшаться, деньги не должны уменьшаться». За это его прозвали уменьшаемым. Накопил он много денег. И вот однажды к нему пришёл налоговый инспектор. Я вычитаю из вашей казны налоги. Человек был очень недоволен, но инспектор сказал, я у всех вычитаю часть денег, поэтому меня прозвали вычитаемое.  Остаток денег называется значением разности или просто говорят разность.

- О каком действии я вам рассказала? (О вычитании).

Назовите компоненты при вычитании.

(Уменьшаемое, вычитаемое, значение разности)

 

Прочитайте выражение по-разному:

20 - 7=13

(20-7 равно 13; из 20 вычесть 7 равно 13; уменьшаемое 20, вычитаемое 7, значение разности 13)

- Предположите, какая будет тема нашего урока?

Тема нашего урока

Взаимосвязь компонентов и результата действия вычитания.

Давайте попробуем составить  план урока.

План (на доске)

1. Повторим названия компонентов при вычитании

2.  Научимся находить уменьшаемое и вычитаемое

3.  Научимся проверять правильность  результата действия вычитания

4. Применим полученные знания на практике.

 

Внимательно слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему и цель урока.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

 

V. Работа по теме урока

1. Нахождение уменьшаемого и вычитаемого.

Давайте представим, что уменьшаемое самое большое число. Обозначим его кружком. Это целая часть. Отрежем или на математическом языке вычтем из него часть. Отрежьте часть кружка. Что у нас получилось?  (Другая часть).

Повторим еще раз. Целый кружок у нас был уменьшаемым, а вот эти части как назовем? (вычитаемое и разность). Обозначьте их буквами «В» вычитаемое и «Р» разность.

А теперь подумайте и скажите, как можно найти уменьшаемое?

Правило. Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. Приложите и проверьте, получилось ли у нас уменьшаемое?

- Как вы думаете, а как найти вычитаемое?

Вывод. Из уменьшаемого вычесть разность. Проверили.

- Чему мы сейчас научились? (находить уменьшаемое и вычитаемое)

- Мы с вами сегодня побывали в роли ученых, придумали правило, как найти уменьшаемое и вычитаемое

Вывод: мы научились находить уменьшаемое и вычитаемое.

2. Работа с учебником.

а). Откройте учебник на стр. 86, 87. Прочитайте правила. Вам их нужно запомнить.

- Скажите, а зачем нам нужны эти знания? (находить значения разностей и проверять найденное значение).

Прочитайте на стр. 86 для чего нужно знать эти правила.

б). Проверка вычитания

3 пункт нашего плана научиться проверять правильность  результата действия вычитания

- Рассмотрим рисунок на стр.86  в верхней части учебника.

 - Что вы видите перед собой?

- На рисунке я вижу круги розового и желтого цветов. Сколько розовых, сколько желтых?

-  Что они обозначают?

-  Составим выражение 10-3=7,  запишите его, подчеркните  одной чертой уменьшаемое, двумя вычитаемое, волнистой линией значение разности.

- Посмотрев на данное изображение, что вы можете сказать про уменьшаемое?

(Уменьшаемое – это самое большое число из всего выражения)

- Как  можно получить уменьшаемое?

- На этом принципе и строится проверка вычитания.

- Давайте прочитаем правило на стр. 86.

Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое.

- Каким действием можно проверить результат вычитания?

Вывод: вычитание можно проверить сложением

- Подумайте, а как еще можно проверить результат действия вычитания?

Правило стр. 87.

Назовите 2 способа проверки результаты действия вычитания.

1 способ.

Результат действия вычитания можно  проверить сложением. Для того чтобы выполнить проверку, надо к значению разности прибавить вычитаемое. Если результате сложения получается уменьшаемое, значит, вычитание выполнено верно.)

 

2 способ:

Правило, учебник стр. 87

1 способ.

Результат действия вычитания можно  проверить вычитанием. Если из уменьшаемого вычесть значение разности, то получится вычитаемое.

Внимательно слушают и оценивают предложения учителя, определяют смысл предстоящего поиска.

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют вывод: 1) если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое; 2) если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое.

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают выражение: уменьшаемое 10, вычитаемое 3, разность 7.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают записи в тетради когда это просит сделать учитель.

 

Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое. И т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

- понимать простейшие модели;

- учиться строить простые рассуждения;

Коммуникативные:

- использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные:

- учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течении всего урока;

- выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и

мыслительной форме.

Личностные:

- проявлять положительное отношение к предмету « Математика», осознавать его

значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.

. Физкультминутка

Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать.
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов.
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах.
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы!

Выполняют элементарные упражнения( в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их за учителем.

Регулятивные:

контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

 

VI.Закрепление

отработка навыка

 

 

 

 

 

 

Решение задач изученных видов.

 

 

отработка навыка

а).  Сейчас попробуем применить эти знания на практике, стр. 86 №2. Прочитайте задание.

40-9 =31

Проверка:

31+9 =40

40-31=9

б).  стр. 87 задача №6

было - ?

взяли – 6 груш

осталось  - 5 груш

- Что нам неизвестно?

- А кто может сказать по-другому, с учетом темы урока?

(Нам неизвестно уменьшаемое)

- Почему вы решили, что неизвестно уменьшаемое.

Было и взяли

Вспомните, как найти уменьшаемое и решите задачу.

б).

Работа по таблице (стр. 87 № 3)

Уменьшаемое

33

 

 

 

 

 

Вычитаемое

7

8

27

10

40

50

Разность

26

43

9

12

32

47

1 человек идёт к доске, остальные записывают у себя в тетрадях. Выполняют вычисления, проверяют вычисление сложением и вычитанием.

 

Выделяют в задаче условие, вопрос, называют данные и искомое числа, делают краткую запись задачи(по руководством учителя), затем самостоятельно решают её.

 

 

 

 

Работают с таблицей. Показывают умение находить уменьшаемое.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников; способны к саморегуляции.

Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно- следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения.

Личностные: осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений.

 

VIII.

 Рефлексия учебной деятельности.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

Подводит итог урока.

- Какая тема была нашего сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Что учились делать на уроке? (Научились находить уменьшаемое и вычитаемое, научились проверять правильность действия вычитания)

-Всё ли было понятным?

Оцените свою работу на уроке.

               https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/02/15/98703692/98703692_2.png

- Оцените свою работу на уроке сигналами «Светофора».

Поднимите зеленый сигнал –«На уроке мне было всё понятно, Я со всеми заданиями справился».

Желтый сигнал – на уроке я работал неплохо.

Красный сигнал – на уроке мне было трудно.

 

Отвечают на вопросы учителя.

Обсуждают задание на дом.

 

Регулятивные: осознают важность полученных знаний, понимают причины успеха и неуспеха учебной деятельности.

Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.

Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.

Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к учебной деятельности; овладевают начальными навыками адаптации в обществе.

 

 


 

Технологическая карта урока математики 2 класс

Технологическая карта урока математики 2 класс

Ход урока. Этап урока

Ход урока. Этап урока

Какова роль цифры 7 в числе 17? в числе 71? -

Какова роль цифры 7 в числе 17? в числе 71? -

Чтобы узнать, «сколько всего», применяют знак…( «+»

Чтобы узнать, «сколько всего», применяют знак…( «+»

Прочитайте выражение по-разному: 20 - 7=13 (20-7 равно 13; из 20 вычесть 7 равно 13; уменьшаемое 20, вычитаемое 7, значение разности 13) -

Прочитайте выражение по-разному: 20 - 7=13 (20-7 равно 13; из 20 вычесть 7 равно 13; уменьшаемое 20, вычитаемое 7, значение разности 13) -

Обозначьте их буквами «В» вычитаемое и «Р» разность

Обозначьте их буквами «В» вычитаемое и «Р» разность

Что вы видите перед собой? -

Что вы видите перед собой? -

Правило, учебник стр. 87 1 способ

Правило, учебник стр. 87 1 способ

А кто может сказать по-другому, с учетом темы урока? (Нам неизвестно уменьшаемое) -

А кто может сказать по-другому, с учетом темы урока? (Нам неизвестно уменьшаемое) -

Красный сигнал – на уроке мне было трудно

Красный сигнал – на уроке мне было трудно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2025