Урок музыки №6 «Сочини мелодию» в 1 классе.
Цели урока:
· образовательные: познакомить с вариантами сочинения мелодий; обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности;
· развивающие: развитие образного и ассоциативного мышления и воображения, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
· воспитательные: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса обучающихся.
В результате деятельности на уроке у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
1. Регулятивные – выполнять учебные действия в качестве композитора, слушателя, исполнителя.
2. Коммуникативные – вести диалог, ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.
3. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы, использовать общие приемы решения задачи.
4. Личностные – повышается культура школьника, максимальная личная эффективность в коллективной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 1) Приветствие
Музыкальное приветствие:
Динь, динь, дон – звенит звонок,
Начинается урок.
-Здравствуйте дети!
-Здравствуйте, учитель!
- Садитесь.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, давайте вспомним.
(Слайд 2)
· О каком времени года мы говорили на прошлом уроке? (Об осени).
· В каком образе приходила к вам Муза? (В образе осени).
(Слайд 3)
· Выяснили, что осень бывает какая? (разная – радостная, солнечная, «золотая» или унылая, серая, холодная, дождливая).
Учитель: То, что человек наблюдает в природе, меняет его настроение, мысли. Об этом нам рассказали художники, поэты, композиторы.
(Слайд 4)
· Где можно услышать музыку осени? (В шелесте листвы, шуме дождя, завывании ветра.)
(Слайд 5)
· Какое музыкальное произведение вы слушали? Фрагмент музыки (Осенняя песнь).
· Кто автор? (П. И. Чайковский)
(Слайд 6)
· Как звучит Осенняя песнь в произведении композитора? (Спокойно, нежно, грустно, тоскливо, печально).
Учитель: А еще, на прошлом уроке вы познакомились с музыкальными красками настроения.
(Слайд 7)
· Как называется грустное настроение в музыке? (Минор).
· А веселое и радостное музыкальное настроение? (Мажор).
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.
(Слайд 8)
Учитель: Рассмотрите репродукцию картины Исаака Левитана «Золотая осень».
· Что вы на ней видите? (Осенний пейзаж)
· Почему она называется золотой? (Много жёлтого цвета).
· А если бы вы были композиторами, какую бы мелодию сочинили, чтобы рассказать об этом пейзаже? Почему?
Учитель: Я предлагаю вам сегодня снова превратиться в композиторов и попытаться сочинить мелодию осени.
· Как же будет звучать тема нашего урока?
(Слайд 9)
Учитель: Да, тема урока так и звучит: – «Сочини мелодию»
Учитель: На прошлом уроке вы придумали новый танец с осенними листьями. Давайте его вспомним.
(Слайд 10)
4. Физминутка. Танец – импровизация «Осенние листья»
5. Работа над темой. Актуализация знаний.
(Слайд 11)
Учитель: Посмотрите на нашу музу Терпсихору. Она снова пришла к нам на помощь. По легенде Музы черпали воду из родника и одаривали ею избранных и те, испив этой родниковой воды, становились поэтами, художниками, композиторами.
(Слайд 12)
Учитель: Очень любила Золотую осень поэтесса А.Л. Барто.
· Что нужно для того, чтобы сочинить небольшую песенку на стихи Агнии Барто «Золотая осень»? (Прочитать его выразительно).
· Что значит «выразительно»?
Учитель: Послушайте стихотворение.
· Назовите слово, которое повторяется в стихотворении несколько раз.
· Как вы думаете, почему это слово повторяется несколько раз?
Осень листья рассыпает —
Золотую стаю.
Не простые, золотые
Я листы листаю.
Залетело на крыльцо
Золотое письмецо.
Я сижу, читаю...
· Назовите слово, которое повторяется в стихотворении несколько раз. Как вы думаете, почему? (повтор слова «золотая» - золотая стая, золотые листы, золотое письмецо).
Учитель: Прочитайте стихотворение так, чтобы можно было услышать шорох листьев. (Чётко произносить листья, стая, простые, листаю текст).
· А что в этом стихотворении помогает услышать шорох листьев? Конечно, часто встречающиеся согласные звуки «з», «с» и сочетание «ст» (листья, стая, простые, листаю).
Читают стихотворение.
(Слайд 13)
· Какой подойдет темп чтения? (неторопливо – используем слова с листиков).
· Передать повышения и понижения голоса, остановки. (Выбрать на листочках нужное слово).
(Слайд 14)
Учитель: Попробуйте сочинить свою мелодию на эти стихи.
Прочитаем слова-подсказки на осенних листочках, которые помогут правильно определить характер мелодии.
Каждому предложить спеть только одну строчку и по цепочке сочинить мелодию. Таким образом, выстроится, сложится вся песенка.
Сочиняют мелодию.
(Слайд 15)
Учитель: Осенью часто идёт дождь. Сейчас мы поиграем в игру. Изобразим звуки дождя лёгким постукиванием карандаша. Прислушайтесь, как чередуются два коротких звука и длинный: (Учитель демонстрирует, а потом дети повторяют).
Учитель: Это ритмический рисунок, музыка дождя. Давайте попробуем ритмический рисунок дождя исполнить под музыку.
6. Физминутка «Музыка дождя»
(Слайд 16)
Учитель: А вот как об осеннем дождике написала поэтесса Михайлова.
· Какие слова повторяются? Почему? (Дождь идёт)
- Дождь идёт, дождь идёт…
Ну, когда же он пройдёт?
- Вот когда идти устанет,
Вот тогда и перестанет.
Дождь идёт, дождь идёт,
Дождь идёт…
(Слайд 17-18)
Учитель: Давайте произнесём слова «дождь идет» с разной интонацией – ведь дождь тоже бывает разный – теплый, радостный, долгожданный, холодный, унылый, непрекращающийся. Слова-подсказки написаны на капельках дождя. Разыграем диалог сначала при чтении стихотворения, а затем при сочинении песенки.
Сочиняют мелодию.
Учитель: Что нужно, чтобы научиться сочинять мелодию? (Учиться наблюдать за природой, надо быть хорошим слушателем, уметь выражать чувства при помощи музыки, фантазировать, умело исполнять музыкальное произведение)
7. Вокально-хоровая работа:
(Слайд 19)
Учитель: Осенью, когда идёт дождь, в лесу растёт очень много грибов.
· А вы помните песенку про грибы?
Учитель: Но прежде выполним упражнения.
Проговаривание скороговорки «Проворонила ворона воронёнка». Упражнения по восстановлению дыхания. Распевание.
Распевка: «По дорожкам» муз. и слова Е. Матвиенко. «Дождик» муз. и слова Е. Матвиенко.
Учитель: Вспомним песню и определим характер мелодии.
(Слайд 20)
Слушают и исполняют песню «Грибочки».
8. Подведение итогов. Рефлексия.
(Слайд 21)
Учитель: Сочинение музыки – нелегкое, но увлекательное занятие, помогает в этом – Муза, вдохновляя тех, кто имеет желание, усердие, трудолюбие.
(Слайд 22)
· Кем вы были сегодня на уроке? ( Композиторами, исполнителями, слушателями).
· Вам понравилось быть композиторами? (Ответы учащихся.)
Учитель: На доске два смайлика.
ü Если вы сегодня все поняли и занятие не вызвало у вас затруднения, то нарисуйте один лучик смайлику с улыбкой.
ü А если вы ничего не поняли, вам было неинтересно на уроке, то нарисуйте лучик смайлику с грустным лицом.
(Слайд 23)
Учитель: У нас получилось замечательное солнышко!
Спасибо вам за урок! До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.