2 класс Урок №13
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 1) Приветствие
Добрый день!
Добрый день!
Все отбросили мы лень?
В коридоре пел звонок
Это начался урок!!
2. Актуализация знаний.
Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. (Слайд 2)
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.
Учитель: (Слайд 3) Посмотрите видеофрагмент и скажите, какому русскому поэту принадлежит это стихотворение? (А.С. Пушкин)
Просмотр видеофрагмента «У Лукоморья дуб зеленый…»
Учитель: (Слайд 4) Когда А.С.Пушкину было всего 20 лет, он написал поэму «Руслан и Людмила».
Учитель: (Слайд 5) Давайте представим, что мы с вами попали в театр. Какие представления можно посмотреть в музыкальном театре? (Опера, балет)
Учитель: (Слайд 6) Поэма - сказка «Руслан и Людмила» была прочитана русским композитором М.И.Глинкой.
Учитель: Он написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила».
Учитель: (Слайд 7) Повторим, что же такое опера?
Опера – это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют, в сопровождении оркестра.
Учитель: (Слайд 8) Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить и какова тема нашего урока?
Тема урока: «Опера «Руслан и Людмила»
4. Работа над темой. Актуализация знаний.
Учитель: (Слайд 9) Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира.
Учитель: (Слайд 10) 175 лет назад морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора М.И. Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила.
Учитель: (Слайд 11) Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество.
Учитель: Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты. Опера была написана после смерти Пушкина.
Учитель: (Слайд 12) Посмотрите, как изобразил художник Илья Репин Михаила Ивановича Глинку в период сочинения оперы «Руслан и Людмила».
Учитель: (Слайд 13) Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем? (Без музыки).
Учитель: (Слайд 14) Как и положено, в сказках, в опере действуют добрые и злые волшебники, шапка-неведимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-гладинец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу.
Учитель: (Слайд 15) Все имеет свое начало. Так же его имеют и произведения. Знаете ли вы, как называется инструментальное вступление к музыкальному театральному спектаклю, например, опере или балету? (Увертюра)
Учитель: (Слайд 16) Послушаем увертюру к опере «Руслан и Людмила». Определите характер произведения?
Слушание увертюра « Руслан и Людмила»
Учитель: (Слайд 17) Опера начинается со сцены свадебного пира: Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана.
Просмотр видеофрагмент «Пир» «Руслан и Людмила»
Учитель: (Слайд 18) Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла.
Просмотр видеофрагмента «Похищение Людмилы»
Учитель: (Слайд 19) Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.
Учитель: (Слайд 20) По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы Фарлаф и хан Ратмир отправляются на поиски Людмилы.
Учитель: (Слайд 21) Послушаем фрагмент из арии Руслана. Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? ( Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен).
Слушание «Дай, Перун, булатный меч…»
Учитель: (Слайд 22) Сколько человек исполняло это произведение? (Один)
Учитель: Правильно, поет один человек и его называют СОЛИСТ.
Учитель: (Слайд 23) Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь.
Просмотр видеофрагмента.
Учитель: (Слайд 24) Руслан продолжает путь, сокрушает встретившую ему голову великана, овладевает чудесным мечом, который сможет победить Черномора.
Просмотр видеофрагмента.
Физминутка (Слайд 25-37)
Учитель: (Слайд 38) Коварная Наина (злая волшебница) пытается сбить с пути Руслана. Она завлекает его в свои владения.
Просмотр видеофрагмента.
Учитель: (Слайд 39) Людмила в неволе у злого волшебника Черномора.
Просмотр видеофрагмента.
Учитель: (Слайд 40)
Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая...
Учитель: (Слайд 41) Как вы думаете, какая музыка должна быть у злого волшебника Черномора? (Музыка должна звучать грозно, резко)
Учитель: (Слайд 42) Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор. Какими чертами характера он обладает? (коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству). Определите, какой из жанров он для этого выбирает? (жанр марш)
Слушание «Марш Черномора»
Учитель: (Слайд 43) Появляется Руслан, он вступает в бой и отсекает ему длинную бороду, в которой таилась вся его сила.
Просмотр видеофрагмента.
Учитель: (Слайд 44) В Киеве всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых.
Учитель: (Слайд 45) Послушаем финал оперы «Руслан и Людмила» и ответим на вопрос: Как звучал финал оперы? (Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная).
Слушание финал оперы «Руслан и Людмила».
5. Вокально-хоровая работа:
Упражнения по восстановлению дыхания.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Распевание.
Песня:
6. Рефлексия (подведение итогов)
Учитель: (Слайд 48) Подведем итог урока:
С какой оперой мы с вами познакомились на уроке?
Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?
Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?
Учитель: Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.