Конспект урока музыки 2 класс "Опера Руслан и Людмила"

  • docx
  • 15.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3 класс Урок.docx

2 класс Урок №13

Ход урока

1.     Организационный момент.

Учитель: (Слайд 1) Приветствие

Добрый день!

Добрый день!

Все отбросили мы лень?

В коридоре пел звонок

Это начался урок!!

2.                   Актуализация знаний.

Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. (Слайд 2)

 

3.                 Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.

Учитель: (Слайд 3) Посмотрите видеофрагмент и скажите, какому русскому поэту принадлежит это стихотворение? (А.С. Пушкин)

Просмотр видеофрагмента «У Лукоморья дуб зеленый…»

Учитель: (Слайд 4) Когда А.С.Пушкину было всего 20 лет, он написал поэму «Руслан и Людмила».

Учитель: (Слайд 5) Давайте представим, что мы с вами попали в театр. Какие представления можно посмотреть в музыкальном театре? (Опера, балет)

Учитель: (Слайд 6) Поэма - сказка  «Руслан и Людмила» была прочитана русским композитором М.И.Глинкой.

Учитель: Он написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила».

Учитель: (Слайд 7) Повторим, что же такое опера?

Опера – это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют, в сопровождении оркестра.

Учитель: (Слайд 8) Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить и какова тема нашего урока?

Тема урока: «Опера «Руслан и Людмила»

4.                 Работа над темой.  Актуализация знаний.

Учитель: (Слайд 9) Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира.

Учитель: (Слайд 10) 175 лет назад морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора М.И. Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила.

Учитель: (Слайд 11) Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество.

Учитель: Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты.  Опера была написана  после смерти Пушкина.

Учитель:  (Слайд 12) Посмотрите, как изобразил художник Илья Репин Михаила Ивановича Глинку в период сочинения оперы «Руслан и Людмила».

Учитель:  (Слайд 13) Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем? (Без музыки).

Учитель:  (Слайд 14) Как и положено, в сказках, в опере действуют добрые и злые волшебники, шапка-неведимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-гладинец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу.

Учитель: (Слайд 15) Все имеет свое начало. Так же его имеют и произведения. Знаете ли вы, как называется инструментальное вступление к музыкальному театральному спектаклю, например, опере или балету? (Увертюра)

Учитель: (Слайд 16) Послушаем увертюру к опере «Руслан и Людмила». Определите характер произведения?

Слушание увертюра « Руслан и Людмила»

Учитель: (Слайд 17) Опера начинается со сцены свадебного пира: Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана.

Просмотр видеофрагмент «Пир» «Руслан и Людмила»

Учитель: (Слайд 18) Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла.

Просмотр видеофрагмента «Похищение Людмилы»

Учитель: (Слайд 19) Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Учитель: (Слайд 20) По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы Фарлаф и хан Ратмир отправляются на поиски Людмилы.

Учитель: (Слайд 21) Послушаем фрагмент из арии Руслана. Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? ( Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен).

Слушание «Дай, Перун, булатный меч…»

Учитель: (Слайд 22) Сколько человек исполняло это произведение? (Один)

Учитель: Правильно, поет один человек и его называют СОЛИСТ.

Учитель: (Слайд 23) Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь.

Просмотр видеофрагмента.

Учитель: (Слайд 24) Руслан продолжает путь, сокрушает встретившую ему голову великана, овладевает чудесным мечом, который сможет победить Черномора.

Просмотр видеофрагмента.

Физминутка (Слайд 25-37)

Учитель: (Слайд 38) Коварная Наина (злая волшебница) пытается сбить с пути Руслана.  Она завлекает его в свои владения.

Просмотр видеофрагмента.

Учитель: (Слайд 39) Людмила в неволе у злого волшебника Черномора.

Просмотр видеофрагмента.

Учитель: (Слайд 40)

Коварный, злобный Черномор,

Семейства нашего позор,

Рожденный карлой, с бородою...

...Умен, как бес, и зол ужасно.

Притом же, знай, к моей беде,

В его чудесной бороде

Таится сила роковая...

Учитель: (Слайд 41) Как вы думаете, какая музыка должна быть у злого волшебника Черномора? (Музыка должна звучать грозно, резко)

Учитель: (Слайд 42) Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор. Какими чертами характера он обладает? (коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству). Определите, какой из жанров он для этого выбирает? (жанр марш)

Слушание «Марш Черномора»

Учитель: (Слайд 43) Появляется Руслан, он вступает в бой и отсекает ему длинную бороду, в которой таилась вся его сила.

Просмотр видеофрагмента.

Учитель: (Слайд 44) В Киеве всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых.

Учитель: (Слайд 45) Послушаем финал оперы «Руслан и Людмила» и ответим на вопрос: Как звучал финал оперы? (Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная).

Слушание финал оперы «Руслан и Людмила».

5.     Вокально-хоровая  работа:

Упражнения  по восстановлению  дыхания.

Дыхательная  гимнастика  по  Стрельниковой.

Распевание.

Песня:

6.                 Рефлексия (подведение итогов)

Учитель: (Слайд 48) Подведем итог урока:

С какой оперой мы с вами познакомились на уроке?

Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?

Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?

Учитель: Домашнее задание