2 класс Урок №20
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 1) Приветствие
Добрый день!
Добрый день!
Все отбросили мы лень?
В коридоре пел звонок
Это начался урок!!
2. Актуализация знаний.
Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.
Учитель: (Слайд 3) Откуда зародилась музыка? Кто её создавал? (Народ)
Учитель: (Слайд 4) Обычный человек прислушивался к звукам природы, пению птиц, шелесту листьев, журчанию воды в реке, к своему сердцу. Что оно подсказывало, какие чувства, настроения овладевали человеком, то и выражал он в своей музыке.
Учитель: (Слайд 5) Кто помогает услышать музыку? Что помогает, чтобы она зазвучала? (Музыканты и музыкальные инструменты)
Учитель: (Слайд 6) Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке?
(Слайд 7) Тема урока: «Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши»
4. Работа над темой. Актуализация знаний.
Учитель: (Слайд 8) Откуда же появились русские народные инструменты и как они звучат?
Учитель: (Слайд 9) Послушайте стихотворение-загадку.
«Сидел рыбак веселый на берегу реки,
И перед ним по ветру качались тростники.
Сухой тростник он срезал и скважины проткнул,
Один конец зажал он, в другой конец подул,
И будто оживленный, тростник заговорил.
То голос человека и голос ветра был».
Учитель: Какой музыкальный инструмент получился из тростника? (Дудочка, свирель)
Учитель: (Слайд 10) Свирель-это маленькая дудочка, духовой инструмент, который состоит из двух деревянных трубок разной величины с боковыми отверстиями и свистками. На нем играли мальчишки, придумывали веселые наигрыши и веселили народ.
Учитель: (Слайд 11) Послушайте звучание свирели. Р.Н.П. «Полянка».
Просмотр видеофрагмента.
Учитель: (Слайд 12) Как вы думаете, почему в народе называют этот инструмент свирелью?
Учитель: Потому что её звучание похоже на пение птиц.
Учитель: (Слайд 13) Еще есть один очень старинный струнный инструмент. Человек, который играл на нем, был не только музыкантом, но и поэтом, и сказителем, так как знал он огромное множество былин разных, но не рассказывал их, а распевал, сопровождая свое пение игрой на этом инструменте. Что это за инструмент?
Слушание инструмента.
Учитель: (Слайд 14) Гусли – это струнный инструмент, под звучание которого пелись былины.
А людей, которые играют на этом инструменте, называют – гуслярами.
Учитель: (Слайд 15) Послушайте звучание гуслей. Детский ансамбль «Гусляры».
Просмотр видеофрагмента.
Физминутка (Слайд 16 – 27)
Учитель: (Слайд 28) Послушайте внимательно и отгадайте загадку:
Собой хвалиться с не смею.
Всего лишь три струны имею,
Но я тружусь, я не лентяйка.
Я озорная…. (балалайка)
Учитель: (Слайд 29) Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18-19 веках была она самым распространенным народным инструментом. Под неё плясали во время праздников, пели песни. Про неё складывали сказки.
Учитель: (Слайд 30) Балалайка - струнный щипковый инструмент, родственница гитары. У неё деревянный и чаще всего треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто три струны.
Учитель: (Слайд 31) Извлекается звук щипками или ударами пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство: и большие, и маленькие.
Учитель: (Слайд 32) Послушайте, как звучит балалайка.
Просмотр видеофрагмента.
Учитель: (Слайд 33) Послушайте загадку еще об одном русском народном музыкальном инструменте?
Деревянные сестрички,
Друг о друженьку стучат,
Всю округу веселят…
Учитель: (Слайд 34) Посмотрим, как играют на этом музыкальном инструменте.
Просмотр видеофрагмента.
Учитель: (Слайд 35) Инструменты, с которыми мы сегодня познакомились, входят в состав оркестра русских народных инструментов.
Учитель: (Слайд 36) Что такое оркестр?
Оркестр – это группа людей, играющих на разных музыкальных инструментах.
Учитель: (Слайд 37) Ребята, а когда играют народные инструменты веселую музыку - что нам хочется сделать? (Танцевать)
Учитель: (Слайд 38) Познакомимся с плясовые наигрыши.
Наигрыш - это народная инструментальная мелодия, большей частью танцевальная.
Учитель: (Слайд 39) Послушаем плясовые наигрыши «Светит месяц». Определите характер этого произведения? Звучание, каких инструментов услышали?
Слушание «Светит месяц»
5. Вокально-хоровая работа:
Упражнения по восстановлению дыхания.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Распевание.
Песня: (Слайд 40-41)
6. Рефлексия (подведение итогов)
Учитель: (Слайд 42) Подведем итог урока:
Учитель: Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.