Конспект урока музыки 2 класс "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши"

  • docx
  • 15.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2 класс Урок.docx

2 класс Урок №20

Ход урока

1.     Организационный момент.

Учитель: (Слайд 1) Приветствие

Добрый день!

Добрый день!

Все отбросили мы лень?

В коридоре пел звонок

Это начался урок!!

2.                   Актуализация знаний.

Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

3.                 Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.

Учитель: (Слайд 3) Откуда зародилась музыка? Кто её создавал? (Народ)

Учитель: (Слайд 4) Обычный человек прислушивался к звукам природы, пению птиц, шелесту листьев, журчанию воды в реке, к своему сердцу. Что оно подсказывало, какие чувства, настроения овладевали человеком, то и выражал он в своей музыке.

Учитель:  (Слайд 5) Кто помогает услышать музыку? Что помогает, чтобы она зазвучала? (Музыканты и музыкальные инструменты)

Учитель: (Слайд 6) Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке?

(Слайд 7)  Тема урока: «Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши»

4.                 Работа над темой.  Актуализация знаний.

Учитель: (Слайд 8) Откуда же появились русские народные инструменты и как они звучат?

Учитель: (Слайд 9) Послушайте стихотворение-загадку.

«Сидел рыбак веселый на берегу реки,

И перед ним по ветру качались тростники.

Сухой тростник он срезал и скважины проткнул,

Один конец зажал он, в другой конец подул,

И будто оживленный, тростник заговорил.

То голос человека и голос ветра был».

Учитель: Какой музыкальный инструмент получился из тростника? (Дудочка, свирель)

Учитель:  (Слайд 10) Свирель-это маленькая дудочка, духовой инструмент, который состоит из двух деревянных трубок разной величины с боковыми отверстиями и свистками. На нем играли мальчишки, придумывали веселые наигрыши и веселили народ.

Учитель: (Слайд 11) Послушайте звучание свирели. Р.Н.П. «Полянка».

Просмотр видеофрагмента.

Учитель: (Слайд 12) Как вы думаете, почему в народе называют этот инструмент свирелью?

Учитель: Потому что её звучание похоже на пение птиц.

Учитель: (Слайд 13) Еще есть один очень старинный струнный инструмент. Человек, который играл на нем,  был  не только музыкантом, но и поэтом, и сказителем, так как знал он огромное множество былин разных, но не рассказывал  их, а распевал, сопровождая свое пение игрой на этом инструменте. Что это за инструмент?

Слушание инструмента.

Учитель: (Слайд 14) Гусли – это струнный инструмент, под звучание которого пелись былины.

А людей, которые играют на этом инструменте, называют – гуслярами.

Учитель: (Слайд 15) Послушайте звучание гуслей. Детский ансамбль «Гусляры».

Просмотр видеофрагмента.

Физминутка (Слайд 16 – 27)

Учитель: (Слайд 28) Послушайте внимательно и отгадайте загадку:

Собой хвалиться с не смею.

Всего лишь три струны имею,

Но я тружусь, я не лентяйка.

Я озорная…. (балалайка)

Учитель: (Слайд 29) Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18-19 веках была она самым распространенным народным инструментом. Под неё плясали во время праздников, пели песни. Про неё складывали сказки.

Учитель: (Слайд 30) Балалайка - струнный щипковый инструмент, родственница гитары. У неё деревянный и чаще всего треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто три струны.

Учитель: (Слайд 31) Извлекается звук щипками или ударами пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство: и большие, и маленькие.

Учитель: (Слайд 32) Послушайте, как звучит балалайка.

Просмотр видеофрагмента.

Учитель: (Слайд 33) Послушайте загадку еще об одном русском народном музыкальном инструменте?

Деревянные сестрички,

Друг о друженьку стучат,

Всю округу веселят…

Учитель: (Слайд 34) Посмотрим, как играют на этом музыкальном инструменте.

Просмотр видеофрагмента.

Учитель: (Слайд 35) Инструменты, с которыми мы сегодня познакомились, входят в состав оркестра русских народных инструментов.

Учитель: (Слайд 36) Что такое оркестр?

Оркестр – это группа людей, играющих на разных музыкальных инструментах.

Учитель: (Слайд 37) Ребята, а когда играют народные инструменты веселую музыку - что нам хочется сделать? (Танцевать)

Учитель: (Слайд 38) Познакомимся с плясовые наигрыши.

Наигрыш - это народная инструментальная мелодия, большей частью танцевальная.

Учитель: (Слайд 39) Послушаем плясовые наигрыши «Светит месяц». Определите характер этого произведения? Звучание, каких инструментов услышали?

Слушание «Светит месяц»

5.     Вокально-хоровая  работа:

Упражнения  по восстановлению  дыхания.

Дыхательная  гимнастика  по  Стрельниковой.

Распевание.

Песня: (Слайд 40-41)

6.                 Рефлексия (подведение итогов)

Учитель: (Слайд 42) Подведем итог урока:

Учитель: Домашнее задание