Конспект урока музыки 2 класс "Симфоническая сказка "Петя и волк"

  • docx
  • 15.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока.docx

2 класс Урок №23

Ход урока

1.     Организационный момент.

Учитель: (Слайд 1) Приветствие

Добрый день!

Добрый день!

Все отбросили мы лень?

В коридоре пел звонок

Это начался урок!!

2.                   Актуализация знаний.

Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

3.                 Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.

Учитель: (Слайд 2) Сегодня наш урок необыкновенный, а волшебный. Мы с вами отправимся в путешествие. А вот куда, вы узнаете, посмотрев видеофрагмент.

Просмотр видеофрагмента.

Учитель: (Слайд 3) А вот с какой сказкой сегодня мы познакомимся, попробуйте догадаться сами.

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Квартет, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса...

Учитель:  (Слайд 4) Сегодня мы с вами поговорим о симфонической сказке «Петя и волк», которую написал для детей С.С. Прокофьев.

(Слайд 5) Тема урока: «Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С Прокофьева»

4.                 Работа над темой.  Актуализация знаний.

Учитель: (Слайд 6) Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?

Учитель: (Слайд 7) Симфоническая — значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого героя есть своя тема, которую играет определенный музыкальный инструмент.

Учитель: (Слайд 8) С.С. Прокофьев, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки.

Учитель:  (Слайд 9) Многим, даже взрослым людям, симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Учитель: (Слайд 10) Посмотрите, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много.

Учитель: (Слайд 11) Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке.

Учитель: (Слайд 12) Каждый человек имеет голос, присущий только ему. Так и каждый инструмент имеет свой неповторимый голос – «тембр», как говорят музыканты. 

Учитель: (Слайд 13) В данной сказке каждый персонаж изображается каким-то похожим на него по характеру звучания музыкальным инструментом. У каждого героя есть и своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется.

Учитель: (Слайд 14) Главные герои симфонической сказки «Петя и волк»:

1.     Петя

2.     Дедушка

3.     Птичка

4.     Кошка

5.     Утка

6.     Волк

7.     Охотники

Учитель: (Слайд 15) Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. Петя мальчик смелый, находчивый и добрый.

Учитель: (Слайд 16) Послушайте тему Пети и ответьте на вопросы: Какой у него характер? Что изображает музыка? В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует. Это марш)

Слушание тема Пети

Учитель: (Слайд 17) Какие инструменты исполняют тему Пети?

 Исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт, виолончель и контрабас.

Учитель: (Слайд 18) На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно»,- весело закричала она.

Учитель: (Слайд 19) Послушайте тему Птички и ответьте на вопросы: Какое у нее настроение? Что изображает музыка? (Веселое, радостное, счастливое, беззаботное).

Слушание тема Птички

Учитель: (Слайд 20) Какой инструмент исполняет тему птички?

Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи.

Учитель: (Слайд 21) Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитку, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке.

Учитель: (Слайд 22) Послушайте тему утки и ответьте на вопросы: Какая мелодия по характеру? Что изображает музыка? (Мелодия медленная, неторопливая. Утка передвигается неуклюже, переваливается см боку на бок)

Слушание тема Утки

Учитель: (Слайд 23) Какой инструмент исполняет тему Утки?

Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый голос и изображает кряканье.

Физминутка (Слайд 24)

Учитель: (Слайд 25) Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей? Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.

Просмотр видеофрагмента

Учитель: (Слайд 26) Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по забору крадётся кошка.

Учитель:  (Слайд 27) Послушайте тему Кошки и ответьте на вопросы: Какой у нее характер? Что изображает музыка?

Слушание тема Кошки

Учитель: (Слайд 28) Какой инструмент исполняет тему кошки?

Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет.

Учитель: (Слайд 29) Кошка подумала: « Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней. «Берегись!» – крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины свей лужи, сердито закрякала на кошку.

Просмотр видеофрагмента

Учитель: (Слайд 30) Вышел дедушка. Он сердился, Что Петя ушёл за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда?

Учитель: (Слайд 31) Послушайте тему Дедушки и ответьте на вопросы: Какой у него характер? Что изображает музыка? (Строгая, неторопливая, ворчливая мелодия.)

Слушание тема Дедушки

Учитель: (Слайд 32) Какой инструмент исполняет тему старого дедушки?

Его мелодию играет фагот – самый низкий деревянный духовой инструмент.

Учитель:  (Слайд 33) Дедушка увёл Петю домой и крепко запер калитку.

Просмотр видеофрагмента

Учитель: (Слайд 34) И действительно, не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк.

Учитель: (Слайд 35) Послушайте тему Волка и ответьте на вопросы: Какой у него характер? Что изображает музыка?

Слушание тема Волка

Учитель: (Слайд 36) Какой инструмент исполняет тему Волка?

Мелодию волка исполняют три валторны.

Учитель: (Слайд 37) Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Просмотр видеофрагмента

Учитель: (Слайд 38) Из леса выходят Охотники.

Учитель: (Слайд 39)  Послушайте тему охотников и ответьте на вопросы: Какой у них характер? Что изображает музыка?

Слушание тема охотников

Учитель: (Слайд 40) Какой инструмент исполняет тему охотников?

Любимое дело охотников – пострелять и их изображают гром барабанов и литавры.

Учитель: (Слайд 41) Они давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк.

Произведение завершается всеобщим шествием. В котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади? Дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.

Просмотр видеофрагмента

Учитель: Вот и закончилась симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки.

5.     Вокально-хоровая  работа:

Упражнения  по восстановлению  дыхания.

Дыхательная  гимнастика  по  Стрельниковой.

Распевание.

Песня:

6.                 Рефлексия (подведение итогов)

Учитель:

Учитель: Домашнее задание