2 класс Урок №23
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 1) Приветствие
Добрый день!
Добрый день!
Все отбросили мы лень?
В коридоре пел звонок
Это начался урок!!
2. Актуализация знаний.
Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.
Учитель: (Слайд 2) Сегодня наш урок необыкновенный, а волшебный. Мы с вами отправимся в путешествие. А вот куда, вы узнаете, посмотрев видеофрагмент.
Просмотр видеофрагмента.
Учитель: (Слайд 3) А вот с какой сказкой сегодня мы познакомимся, попробуйте догадаться сами.
С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Квартет, и кларнет, и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса...
Учитель: (Слайд 4) Сегодня мы с вами поговорим о симфонической сказке «Петя и волк», которую написал для детей С.С. Прокофьев.
(Слайд 5) Тема урока: «Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С Прокофьева»
4. Работа над темой. Актуализация знаний.
Учитель: (Слайд 6) Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
Учитель: (Слайд 7) Симфоническая — значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого героя есть своя тема, которую играет определенный музыкальный инструмент.
Учитель: (Слайд 8) С.С. Прокофьев, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки.
Учитель: (Слайд 9) Многим, даже взрослым людям, симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Учитель: (Слайд 10) Посмотрите, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много.
Учитель: (Слайд 11) Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке.
Учитель: (Слайд 12) Каждый человек имеет голос, присущий только ему. Так и каждый инструмент имеет свой неповторимый голос – «тембр», как говорят музыканты.
Учитель: (Слайд 13) В данной сказке каждый персонаж изображается каким-то похожим на него по характеру звучания музыкальным инструментом. У каждого героя есть и своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется.
Учитель: (Слайд 14) Главные герои симфонической сказки «Петя и волк»:
1. Петя
2. Дедушка
3. Птичка
4. Кошка
5. Утка
6. Волк
7. Охотники
Учитель: (Слайд 15) Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. Петя мальчик смелый, находчивый и добрый.
Учитель: (Слайд 16) Послушайте тему Пети и ответьте на вопросы: Какой у него характер? Что изображает музыка? В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует. Это марш)
Слушание тема Пети
Учитель: (Слайд 17) Какие инструменты исполняют тему Пети?
Исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт, виолончель и контрабас.
Учитель: (Слайд 18) На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно»,- весело закричала она.
Учитель: (Слайд 19) Послушайте тему Птички и ответьте на вопросы: Какое у нее настроение? Что изображает музыка? (Веселое, радостное, счастливое, беззаботное).
Слушание тема Птички
Учитель: (Слайд 20) Какой инструмент исполняет тему птички?
Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи.
Учитель: (Слайд 21) Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитку, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке.
Учитель: (Слайд 22) Послушайте тему утки и ответьте на вопросы: Какая мелодия по характеру? Что изображает музыка? (Мелодия медленная, неторопливая. Утка передвигается неуклюже, переваливается см боку на бок)
Слушание тема Утки
Учитель: (Слайд 23) Какой инструмент исполняет тему Утки?
Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый голос и изображает кряканье.
Физминутка (Слайд 24)
Учитель: (Слайд 25) Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей? Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.
Просмотр видеофрагмента
Учитель: (Слайд 26) Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по забору крадётся кошка.
Учитель: (Слайд 27) Послушайте тему Кошки и ответьте на вопросы: Какой у нее характер? Что изображает музыка?
Слушание тема Кошки
Учитель: (Слайд 28) Какой инструмент исполняет тему кошки?
Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет.
Учитель: (Слайд 29) Кошка подумала: « Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней. «Берегись!» – крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины свей лужи, сердито закрякала на кошку.
Просмотр видеофрагмента
Учитель: (Слайд 30) Вышел дедушка. Он сердился, Что Петя ушёл за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда?
Учитель: (Слайд 31) Послушайте тему Дедушки и ответьте на вопросы: Какой у него характер? Что изображает музыка? (Строгая, неторопливая, ворчливая мелодия.)
Слушание тема Дедушки
Учитель: (Слайд 32) Какой инструмент исполняет тему старого дедушки?
Его мелодию играет фагот – самый низкий деревянный духовой инструмент.
Учитель: (Слайд 33) Дедушка увёл Петю домой и крепко запер калитку.
Просмотр видеофрагмента
Учитель: (Слайд 34) И действительно, не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк.
Учитель: (Слайд 35) Послушайте тему Волка и ответьте на вопросы: Какой у него характер? Что изображает музыка?
Слушание тема Волка
Учитель: (Слайд 36) Какой инструмент исполняет тему Волка?
Мелодию волка исполняют три валторны.
Учитель: (Слайд 37) Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.
Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.
Просмотр видеофрагмента
Учитель: (Слайд 38) Из леса выходят Охотники.
Учитель: (Слайд 39) Послушайте тему охотников и ответьте на вопросы: Какой у них характер? Что изображает музыка?
Слушание тема охотников
Учитель: (Слайд 40) Какой инструмент исполняет тему охотников?
Любимое дело охотников – пострелять и их изображают гром барабанов и литавры.
Учитель: (Слайд 41) Они давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк.
Произведение завершается всеобщим шествием. В котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади? Дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.
Просмотр видеофрагмента
Учитель: Вот и закончилась симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки.
5. Вокально-хоровая работа:
Упражнения по восстановлению дыхания.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Распевание.
Песня:
6. Рефлексия (подведение итогов)
Учитель:
Учитель: Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.