2 класс Урок №18
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 1) Приветствие
Добрый день!
Добрый день!
Все отбросили мы лень?
В коридоре пел звонок
Это начался урок!!
2. Актуализация знаний.
Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.
Звучит «Перезвон»
Учитель: (Слайд 2) Какой характер этого колокольного звона? (Радостный, праздничный, торжественный)
Учитель: Ребята, как вы думаете, кого встречали таким колокольным звоном на Руси? (победителей, спасителей земли Русской)
Учитель: (Слайд 3) Таким колокольным звоном в древности встречали в городах героев, князей, воинов, вернувшихся с победой над врагом.
Учитель: (Слайд 4) Так весной 1242 года в городе Великом Новгороде люди встречали святого благоверного князя Александра Невского и его войско.
Учитель: (Слайд 5) Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Александру Невскому)
Учитель: Назовите тему урока?
Тема урока: «Святые земли Русской. Александр Невский»
4. Работа над темой. Актуализация знаний.
Учитель: (Слайд 6) Кто же такой Александр Невский? Какую победу он одержал? Что же такого он совершил для Руси? Чем дорога народу память об этом удивительном человеке?
Учитель: Чтобы ответить на эти вопросы слушайте меня внимательно.
Учитель: (Слайд 7) «Александр Невский очень рано научился грамоте, много читал о походах непобедимого полководца Александра Македонского, и не просто читал, а палочкой на снегу или земле чертил планы сражений Македонского, и представлял, как бы сам действовал в бою.
Учитель: (Слайд 8) В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником – шведами, за что народ прозвал князя Александром Невским.
Учитель: (Слайд 9) Спустя два года, в 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Александра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев.
Учитель: (Слайд 10) В течение 20 лет князь, стремясь возродить былую славу Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и платил им ежегодную дань.
Учитель: (Слайд 11) После смерти отца Александр стал великим князем Владимирским. В 1263 г. после очередной поездки в Орду, князь тяжело заболел и вскоре умер. В народе говорили, что он был отравлен. Похоронили полководца во Владимире.
Учитель: (Слайд 12) Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Именем великого князя названы многие храмы. Во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков (1941–1945) орден Александра Невского стал боевой наградой.
Учитель: (Слайд 13) Перед вами два изображения великого князя Александра Невского, который жил восемь веков назад.
Ø Какой Александр Невский на этих картинах? (на первой – нежный, лирический, он молится, на второй – мужественный)
Ø О чём молится Александр Невский? (просит помочь победить врага)
Физминутка (Слайд 14 - 26)
Учитель: (Слайд 27) Образ Александра Невского запечатлен в различных произведениях искусства – музыке, живописи, скульптуре, кино.
Учитель: Об одном таком произведении искусства мы сегодня и узнаем.
Учитель: (Слайд 28) Русский композитор С.С.Прокофьев в честь Александра Невского написал кантату, которую так и назвал «Александр Невский».
Учитель: (Слайд 29) А что такое кантата?
Кантата – это крупное произведение, которое исполняют: оркестр, солисты и хор.
Учитель: (Слайд 30) Каким же рисует Александра Невского композитор? Какой он в кантате С.С Прокофьева?
Учитель: Чтобы понять, мы послушаем два фрагмента из кантаты.
Первый фрагмент называется «Песня об Александре Невском» - в исполнении хора.
Слушание «Песня об Александре Невском»
Учитель: Каким же рисует композитор Александра Невского? (непобедимым, бесстрашным, смелым)
Учитель: Как звучит музыка? (вначале спокойно, а потом подвижно)
Учитель: Молодцы! Сначала музыка неторопливая, а потом подвижная – повествует об отгремевших битвах, о победах.
Учитель: (Слайд 31) А сейчас, послушаем второй фрагмент называется «Вставайте, люди русские!» в исполнении хора.
Слушание «Вставайте, люди русские»
Учитель: Как звучит хор? (решительно, призывно)
Учитель: Меняется ли характер музыки? (меняется)
Учитель: Какой характер у Александра Невского? (решительный, твёрдый, мужественный)
Учитель: А какой инструмент создаёт ещё более тревожный характер? (колокол)
Учитель: Какой вид колокольного звона он исполнил? (Набат)
Учитель: (Слайд 32) А сейчас, снова обратимся к картинам.
Учитель: Какой хор подходит к картине, где молится наш герой? (песня об Александре Невском)
Учитель: Какой хор к картине Александр Невский? (Вставайте, люди русские!)
Учитель: Помогла нам музыка понять, каким был А.Н.? (помогла почувствовать его характер, настрой, его решимость духа)
5. Вокально-хоровая работа:
Упражнения по восстановлению дыхания.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Распевание.
Песня: (Слайд 33-34)
6. Рефлексия (подведение итогов)
Учитель: (Слайд 35) Подведем итог нашего урока.
Ø О каком святом земли Русской мы говорили? (Александр Невский)
Ø Чем прославился Александр Невский? (своей мужественностью, победой на Неве-реке)
Ø Почему его прозвали Невским? (потому что битва была на реке Неве)
Ø Кто посвятил ему своё произведение? (С.Прокофьев)
Ø Что такое кантата? (это крупное произведение, состоящее из нескольких частей)
Ø Какие музыкальные фрагменты звучали на уроке? (песня об Александре Невском и хор «Вставайте, люди русские!»)
Учитель: Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.