Конспект урока музыки 2 класс "Святые земли Русской. Александр Невский!

  • docx
  • 15.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ход урок1.docx

2 класс Урок №18

Ход урока

1.     Организационный момент.

Учитель: (Слайд 1) Приветствие

Добрый день!

Добрый день!

Все отбросили мы лень?

В коридоре пел звонок

Это начался урок!!

2.                   Актуализация знаний.

Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

3.                 Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.

Звучит «Перезвон»

Учитель: (Слайд 2) Какой характер этого колокольного звона? (Радостный, праздничный, торжественный)

Учитель: Ребята, как вы думаете, кого встречали таким колокольным звоном на Руси? (победителей, спасителей земли Русской)

Учитель: (Слайд 3) Таким колокольным звоном в древности встречали в городах героев, князей, воинов, вернувшихся с победой над врагом.

Учитель: (Слайд 4) Так весной 1242 года в городе Великом Новгороде люди встречали святого благоверного князя Александра Невского и его войско.

Учитель: (Слайд 5) Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Александру Невскому)

Учитель: Назовите тему урока?

Тема урока: «Святые земли Русской. Александр Невский»

4.                 Работа над темой.  Актуализация знаний.

Учитель: (Слайд 6) Кто же такой Александр Невский? Какую победу он одержал? Что же такого он совершил для Руси? Чем дорога народу память об этом удивительном человеке?

Учитель: Чтобы ответить на эти вопросы слушайте меня внимательно.

Учитель: (Слайд 7) «Александр Невский очень рано научился грамоте, много читал о походах непобедимого полководца Александра Македонского, и не просто читал, а палочкой на снегу или земле чертил планы сражений Македонского, и представлял, как бы сам действовал в бою.

Учитель: (Слайд 8) В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником – шведами, за что народ прозвал князя Александром Невским.

Учитель: (Слайд 9) Спустя два года, в 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Александра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев.

Учитель:  (Слайд 10) В течение 20 лет князь, стремясь возродить былую славу Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и платил им ежегодную дань.

Учитель: (Слайд 11) После смерти отца Александр стал великим князем Владимирским. В 1263 г. после очередной поездки в Орду, князь тяжело заболел и вскоре умер. В народе говорили, что он был отравлен. Похоронили полководца во Владимире.

Учитель: (Слайд 12) Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Именем великого князя названы многие храмы. Во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков (1941–1945) орден Александра Невского  стал боевой наградой.

Учитель: (Слайд 13) Перед вами два изображения великого князя Александра Невского, который жил восемь веков назад.

Ø Какой Александр Невский на этих картинах? (на первой – нежный, лирический, он молится, на второй – мужественный)

Ø О чём молится Александр Невский? (просит помочь победить врага)

Физминутка (Слайд 14 - 26)

Учитель: (Слайд 27)  Образ Александра Невского запечатлен в различных произведениях искусства – музыке, живописи, скульптуре, кино.

Учитель: Об одном таком произведении искусства мы сегодня и узнаем.

Учитель: (Слайд 28) Русский композитор С.С.Прокофьев в честь Александра Невского написал кантату, которую так и назвал «Александр Невский».

Учитель: (Слайд 29) А что такое кантата?

Кантата – это крупное произведение, которое исполняют: оркестр, солисты и хор.

Учитель:  (Слайд 30) Каким же рисует Александра Невского композитор? Какой он в кантате С.С Прокофьева?

Учитель:  Чтобы понять, мы послушаем два фрагмента из кантаты.

Первый фрагмент называется «Песня об Александре Невском» - в исполнении хора.

Слушание «Песня об Александре Невском»

Учитель: Каким же рисует композитор Александра Невского? (непобедимым, бесстрашным, смелым)

Учитель: Как звучит музыка? (вначале спокойно, а потом подвижно)

 Учитель: Молодцы! Сначала музыка неторопливая, а потом подвижная – повествует об отгремевших битвах, о победах.

Учитель: (Слайд 31) А сейчас, послушаем второй фрагмент называется «Вставайте, люди русские!» в исполнении хора.

Слушание «Вставайте, люди русские»

Учитель: Как звучит хор? (решительно, призывно)

Учитель: Меняется ли характер музыки?  (меняется)

Учитель: Какой характер у Александра Невского? (решительный, твёрдый, мужественный)

Учитель: А какой инструмент создаёт ещё более тревожный характер? (колокол)

Учитель: Какой вид колокольного звона он исполнил? (Набат)

Учитель: (Слайд 32) А сейчас, снова обратимся к картинам.

Учитель: Какой хор подходит к картине, где молится наш герой? (песня об Александре Невском)

Учитель: Какой хор к картине Александр Невский? (Вставайте, люди русские!)

Учитель: Помогла нам музыка понять, каким был А.Н.? (помогла почувствовать его характер, настрой, его решимость духа)

5.     Вокально-хоровая  работа:

Упражнения  по восстановлению  дыхания.

Дыхательная  гимнастика  по  Стрельниковой.

Распевание.

Песня: (Слайд 33-34)

6.                 Рефлексия (подведение итогов)

Учитель: (Слайд 35) Подведем итог нашего урока.

Ø О каком святом земли Русской мы говорили? (Александр Невский)

Ø Чем прославился Александр Невский? (своей мужественностью, победой на Неве-реке)

Ø Почему его прозвали Невским? (потому что битва была на реке Неве)

Ø Кто посвятил ему своё произведение? (С.Прокофьев)

Ø Что такое кантата? (это крупное произведение, состоящее из нескольких частей)

Ø Какие музыкальные фрагменты звучали на уроке? (песня об Александре Невском и хор «Вставайте, люди русские!»)

Учитель: Домашнее задание