Конспект урока музыки 2 класс "Великий колокольный звон. Звучащие картины"

  • docx
  • 15.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ход урока.docx

2 класс Урок №15

Ход урока

1.     Организационный момент.

Учитель: (Слайд 1) Приветствие

Добрый день!

Добрый день!

Все отбросили мы лень?

В коридоре пел звонок

Это начался урок!!

2.                   Актуализация знаний.

Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. (Слайд 2)

 

3.                 Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.

Учитель: (Слайд 3)  Сегодня у нас необычный урок, тему которого мы определим вместе с вами. Давайте прочитаем стихотворение Ю.Сомова и ответим на вопрос о чем оно?

«Колокольные звоны плывут над Россией,

Разгоняя все беды, над раздольем летят.

Колокольного звона, не сыщешь красивей,

Об истории русской звоны те говорят…»

Учитель: О чем это стихотворение? (О колокольных звонах)

Учитель:  О чем мы будем говорить на уроке? (О колокольном звоне)

Учитель: (Слайд 4) Назовите тему нашего сегодняшнего урока?

Тема урока: «Великий колокольный звон»

4.                 Работа над темой.  Актуализация знаний.

Учитель: (Слайд 5) Россию издавна называли – «Русь колокольная». Как вы думаете, почему? (На Руси много разных колоколов)

Учитель: (Слайд 6) Колокола, колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до церковных колоколов. Они – символ Руси.

Учитель: (Слайд 7) Существует легенда появления первого колокола на Руси.

По преданию, в 4 веке монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. (Звучит колокольчик). Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. Какой? (Колокольчик)

Учитель: (Слайд 8) И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла.

Учитель:  (Слайд 9) Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины.

Учитель:  (Слайд 10) Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках.

Учитель: (Слайд 11) Называют звучание колоколов тоже по-разному.

Учитель: Благовест -   церковный звон, оповещающий о начале благослужения.

(Слайд 12) Слушание колокольного звона «Благовест»

Ø Какой характер колокольного звона «Благовест»? (Радости, светлый звон)

Учитель: (Слайд 13) Набат – колокольный звон, предупреждающий об опасности. Громко, торопливо и сбивчиво кричал набат, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие.

(Слайд 14) Слушание колокольного звона «Набат»

Ø Какой характер колокольного звона «Набат»? (Тревога, волнение)

Учитель: (Слайд 15)

 Трезвон великий звон– это торжественный и величественный звон колоколов, который мог раздаваться по особым случаям. Переливался, радостно звал на праздник.

(Слайд 16) Слушание колокольного звона «Трезвон»

Ø Какой характер колокольного звона «Набат»? (Радостное, праздничное)

Учитель: (Слайд 17) Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого конца жизни человек слышал колокольный звон, который  возвещал время труда и отдыха, веселья и скорби, созывал народ на церковные службы и  оповещал о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.

Учитель: (Слайд 18) Ребята, как вы думаете, как называют человека, который звонит в колокола? (Звонарь)

Учитель: (Слайд 19) Посмотрите, где находятся колокола в храме. Они помещаются или на крыше храма, в башнях куполов, или в особом здании для них, называемом «колокольнях».

Физминутка (Слайд 20-34)

Учитель: (Слайд 35) Одни люди любили звонить в колокола, другие любили слушать эти звоны. И среди слушателей находились сочинители музыки, включавшие звоны колоколов в свои произведения.

Учитель: (Слайд 36) Послушаем «Великий колокольный звон», который изобразил в своей опере «Борис Годунов» великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский.

(Слайд 37) Слушание «Великий колокольный звон» М.П. Мусоргского.

Учитель: Какой характер у этого звона? (Величественный, сильный, но тревожный, угрожающий, мрачный)

Учитель: А как вы думаете, о чем может сообщать звон такого характера? (Предупреждает об опасности, о чем-то плохом)

Учитель: Скажите, в произведении М.П. Мусоргского вы слышали звучание настоящих колоколов? (Нет)

Учитель: Что изображало их звучание? (Оркестр)

Учитель: Верно. Мы слышали оркестр, который изображал звучание колоколов.

Учитель: (Слайд 38) Рассмотрим картину известного художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана «Вечерний звон».

Учитель: Что мы видим на картине? (Природа, вдалеке церковь, люди перебираются по реке)

Учитель: Скажите, звучанием, какого вида звона можно было бы озвучить эту картину? (Благовеста)

Учитель: Почему, именно благовеста? (Потому, что вдалеке видна церковь и люди торопятся на службу. И колокол уже звонит, торопит их. Он оповещает прихожан о начале богослужения в храме)

Учитель: (Слайд 39) Посмотрите на следующую картину А. Лентулова «Небосвод».

Учитель: Как звучат колокола здесь? (Празднично, радостно)

Учитель: Звучанием, какого вида звона можно было бы озвучить эту картину? (Трезвон).

Учитель: Что вам помогло определить, что это именное праздничный трезвон? (Цвета, которые использовал художник. Они яркие, радужные, светлые, праздничные)

Вокально-хоровая  работа:

Упражнения  по восстановлению  дыхания.

Дыхательная  гимнастика  по  Стрельниковой.

Распевание.

Песня:

5.                 Рефлексия (подведение итогов)

Учитель: (Слайд 42) Подведем итог нашего урока.

Ø С какими видами колокольного звона познакомились?

Ø В каком музыкальном произведении встретился звон колоколов?

Ø Назовите композитора?

Учитель: Колокольный звон для русских людей - это частичка русского сердца, это голос Родины, это душа России. Наш урок я хочу закончить строками стихотворения донского поэта Владимира Фролова:

«Колокола родной страны,

Где быт иной, иные цели.

Как хорошо, что вы – слышны,

Как хорошо, что – уцелели!»

Домашнее задание