2 класс Урок №15
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 1) Приветствие
Добрый день!
Добрый день!
Все отбросили мы лень?
В коридоре пел звонок
Это начался урок!!
2. Актуализация знаний.
Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. (Слайд 2)
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.
Учитель: (Слайд 3) Сегодня у нас необычный урок, тему которого мы определим вместе с вами. Давайте прочитаем стихотворение Ю.Сомова и ответим на вопрос о чем оно?
«Колокольные звоны плывут над Россией,
Разгоняя все беды, над раздольем летят.
Колокольного звона, не сыщешь красивей,
Об истории русской звоны те говорят…»
Учитель: О чем это стихотворение? (О колокольных звонах)
Учитель: О чем мы будем говорить на уроке? (О колокольном звоне)
Учитель: (Слайд 4) Назовите тему нашего сегодняшнего урока?
Тема урока: «Великий колокольный звон»
4. Работа над темой. Актуализация знаний.
Учитель: (Слайд 5) Россию издавна называли – «Русь колокольная». Как вы думаете, почему? (На Руси много разных колоколов)
Учитель: (Слайд 6) Колокола, колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до церковных колоколов. Они – символ Руси.
Учитель: (Слайд 7) Существует легенда появления первого колокола на Руси.
По преданию, в 4 веке монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. (Звучит колокольчик). Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. Какой? (Колокольчик)
Учитель: (Слайд 8) И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла.
Учитель: (Слайд 9) Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины.
Учитель: (Слайд 10) Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках.
Учитель: (Слайд 11) Называют звучание колоколов тоже по-разному.
Учитель: Благовест - церковный звон, оповещающий о начале благослужения.
(Слайд 12) Слушание колокольного звона «Благовест»
Ø Какой характер колокольного звона «Благовест»? (Радости, светлый звон)
Учитель: (Слайд 13) Набат – колокольный звон, предупреждающий об опасности. Громко, торопливо и сбивчиво кричал набат, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие.
(Слайд 14) Слушание колокольного звона «Набат»
Ø Какой характер колокольного звона «Набат»? (Тревога, волнение)
Учитель: (Слайд 15)
Трезвон великий звон– это торжественный и величественный звон колоколов, который мог раздаваться по особым случаям. Переливался, радостно звал на праздник.
(Слайд 16) Слушание колокольного звона «Трезвон»
Ø Какой характер колокольного звона «Набат»? (Радостное, праздничное)
Учитель: (Слайд 17) Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого конца жизни человек слышал колокольный звон, который возвещал время труда и отдыха, веселья и скорби, созывал народ на церковные службы и оповещал о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.
Учитель: (Слайд 18) Ребята, как вы думаете, как называют человека, который звонит в колокола? (Звонарь)
Учитель: (Слайд 19) Посмотрите, где находятся колокола в храме. Они помещаются или на крыше храма, в башнях куполов, или в особом здании для них, называемом «колокольнях».
Физминутка (Слайд 20-34)
Учитель: (Слайд 35) Одни люди любили звонить в колокола, другие любили слушать эти звоны. И среди слушателей находились сочинители музыки, включавшие звоны колоколов в свои произведения.
Учитель: (Слайд 36) Послушаем «Великий колокольный звон», который изобразил в своей опере «Борис Годунов» великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский.
(Слайд 37) Слушание «Великий колокольный звон» М.П. Мусоргского.
Учитель: Какой характер у этого звона? (Величественный, сильный, но тревожный, угрожающий, мрачный)
Учитель: А как вы думаете, о чем может сообщать звон такого характера? (Предупреждает об опасности, о чем-то плохом)
Учитель: Скажите, в произведении М.П. Мусоргского вы слышали звучание настоящих колоколов? (Нет)
Учитель: Что изображало их звучание? (Оркестр)
Учитель: Верно. Мы слышали оркестр, который изображал звучание колоколов.
Учитель: (Слайд 38) Рассмотрим картину известного художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана «Вечерний звон».
Учитель: Что мы видим на картине? (Природа, вдалеке церковь, люди перебираются по реке)
Учитель: Скажите, звучанием, какого вида звона можно было бы озвучить эту картину? (Благовеста)
Учитель: Почему, именно благовеста? (Потому, что вдалеке видна церковь и люди торопятся на службу. И колокол уже звонит, торопит их. Он оповещает прихожан о начале богослужения в храме)
Учитель: (Слайд 39) Посмотрите на следующую картину А. Лентулова «Небосвод».
Учитель: Как звучат колокола здесь? (Празднично, радостно)
Учитель: Звучанием, какого вида звона можно было бы озвучить эту картину? (Трезвон).
Учитель: Что вам помогло определить, что это именное праздничный трезвон? (Цвета, которые использовал художник. Они яркие, радужные, светлые, праздничные)
Вокально-хоровая работа:
Упражнения по восстановлению дыхания.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Распевание.
Песня:
5. Рефлексия (подведение итогов)
Учитель: (Слайд 42) Подведем итог нашего урока.
Ø С какими видами колокольного звона познакомились?
Ø В каком музыкальном произведении встретился звон колоколов?
Ø Назовите композитора?
Учитель: Колокольный звон для русских людей - это частичка русского сердца, это голос Родины, это душа России. Наш урок я хочу закончить строками стихотворения донского поэта Владимира Фролова:
«Колокола родной страны,
Где быт иной, иные цели.
Как хорошо, что вы – слышны,
Как хорошо, что – уцелели!»
Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.