Конструкт урока музыки по производственной практике
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Подпись ____________________________
Тема урока: Широка моя страна родная (Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка).
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся проявляют интерес теме урока, умение работать с учителем и сверстниками; чувство гордости за свою Родину и свой народ, эмоциональный отклик на музыкальное произведение,
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют
регулятивные УУД: целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно); планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения), волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий);
познавательные УУД: общеучебные (формулирование познавательной цели); логические (подведение под понятие, выведение следствий;установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений,доказательство,выдвижение гипотез и их обоснование); освоение основных понятий урока путём включения различные виды практической деятельности (слушательской, музыкальной, исполнительской);
коммуникативные УУД: планирование(определение цели, способов взаимодействия); постановка вопросов(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, принятие решения и его реализация); управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли(контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
результаты коррекционной работы: выстраивают устную речь в процессе работы над выражениями посредством беседы и через использование системы дополнительных вопросов, воспринимают информацию посредством использования наглядного материала.
Предметные: обучающиеся имеют представление о понятии «мелодия» на основе жизненного опыта; различают интонацию в музыке, выделяют выразительные свойства
Слушание музыки: Имеют представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа;
Хоровое пение: соблюдают при пении певческую установку, используют в процессе пения правильное певческое дыхание; исполняют грамотно песни с сопровождением, поют доступным по силе звуком, ясно выговаривают словами песни
Цель: формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе ознакомления с темой «».
Задачи:
· Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к уроку музыки, умение работать с учителем и сверстниками; чувство гордости за свою Родину и свой народ, эмоциональный отклик на музыкальное произведение, самоопределение (мотивация учения); смыслообразования(«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него);
· Коррекционно - развивающие: корректировать устную речь в процессе работы над выражениями посредством беседы и через использование системы дополнительных вопросов, корректировать зрительное восприятие посредством использования наглядного материала.
Способствовать развитию
регулятивных УУД: целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно); планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения), волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
познавательных УУД: Общеучебные (формулирование познавательной цели); Логические (подведение под понятие, выведение следствий;установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений,доказательство,выдвижение гипотез и их обоснование); освоение основных понятий урока путём включения различные виды практической деятельности (слушательской, музыкальной, исполнительской);
коммуникативных УУД: планирование(определение цели, способов взаимодействия); постановка вопросов(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, принятие решения и его реализация); управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли(контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
· Образовательные: познакомить обучающихся с понятием «мелодия» на основе их жизненного опыта, развивать умение различать интонацию в музыке. Выделять выразительные средства.
Слушание музыки: познакомить с музыкальными произведениями, именами их авторов;
Хоровое пение: формировать умение соблюдать при пении певческую установку, формировать умение в процессе пения правильное певческое дыхание; формировать умение грамотно исполнять песни с сопровождением, петь доступным по силе звуком, ясно выговаривать слова песни;
Принципы обучения и воспитания
Принципы воспитания:
· создание положительного эмоционального подъёма;
· воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
· принцип наглядности;
· принцип систематичности и последовательности;
· принцип доступности;
· принцип целостности;
· принцип деятельности;
· принцип психологической комфортности.
Методы обучения и воспитания:
Методы воспитания:
1. Методы формирования соц. опыта:
· педагогическое требование;
2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
· Поощрение, создание ситуации успеха.
· Методы обучения:
1. По источнику получения знаний:
· наглядно-слуховой
· словесные: беседа, рассказ;
· наглядные: демонстрация, иллюстрация;
· практические: упражнение.
2. По дидактическим целям:
· метод проверки и оценки знаний.
3. По уровню включения в продуктивную деятельность:
· частично-поисковый
· проблемное изложение изучаемого;
· объяснительно-иллюстративное.
4. Методы организации учебно – познавательной деятельности:
· словесные: беседа, рассказ;
· методы самостоятельной работы.
5. Метод наглядно-слуховой
6. Методы музыкального воспитания:
· по источнику получения знаний: беседа о музыке.
· наглядный: наглядно-слуховой.
· практический: упражнение.
· метод наблюдения за музыкой.
· метод моделирования художественно-творческого процесса.
7.Методы активизации восприятия музыки:
· Наглядно-слуховой: прослушивание музыки.
· Метод наблюдения за музыкой.
· Метод размышления о музыке.
8.Методы вокально-хоровой работы:
· Певческая артикуляция.
· Ритм и темп.
9. Методы разучивания песни
· Разбор по строчкам
· Проговаривание
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
Демонстрационные: музыкальные видеофраменты.
Индивидуальные: осенние листья.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала)
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин).
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (5 мин).
3. Решение проблемы (15 мин).
4. Первичное закрепление (15 мин).
- Физминутка (2 мин)
5. Рефлексия учебной деятельности. Информация о домашнем задании (5 мин).
Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599. С изменениями и дополнениями от: 19 декабря 2014 г.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования «Каменск - Уральская школа № 27»
Макет доски
|
23 октября. Классная работа.
|
|
Ход урока
Этапы урока, задачи работы |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемый результат с учетом формирования УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Задачи: проверить готовность к уроку всех обучающихся, смотивировать на предстоящую деятельность. |
Методы формирования соц. опыта: · педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: · Поощрение, создание ситуации успеха. · Методы обучения: По источнику получения знаний: · словесные: беседа, Методы организации учебно – познавательной деятельности: · словесные: беседа; |
- Здравствуйте, меня зовут Дарья Александровна. Сегодня я проведу урок музыки. -Давайте проверим готовность к уроку. Для урока вам понадобится пенал и тетрадь. -Сначала тихонечко садятся девочки, теперь тихонечко садятся мальчики. -Повернитесь к своему соседу по парте, пожмите ему руку и улыбнитесь.
|
Обучающиеся демонстрируют Личностные УУД: интерес к уроку музыки, умение работать с учителем и сверстниками; самоопределение (мотивация учения); смыслообразования). Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.
|
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задачи: обеспечить мотивацию обучения обучающихся. |
Методы формирования соц. опыта: · педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: · Поощрение, создание ситуации успеха. Методы обучения: По источнику получения знаний: · наглядно-слуховой · словесные: беседа, рассказ; По уровню включения в продуктивную деятельность: · частично-поисковый Методы организации учебно – познавательной деятельности: · словесные: беседа, рассказ; |
-Предлагаю вам послушать песню. Музыка подскажет тему урока -Ваша задача подумать, о чем поётся, какие чувства у вас возникли. (Прослушивание и просмотр песни «Широка моя страна родная)
-Мы прослушали с вами композицию «Песня о Родине» Сл. Лебедев-Кумач В. ; Муз. Дунаевский И. Давайте откроем наши тетради и запишем.
-А о чём поётся в песни? (о Родине, какая она у нас широкая) -Можем ли мы сказать, что в произведение поётся о любви к своей Родине? (да). -Верно, как вы думаете, о какой значимой и великой теме мы будем вести речь сегодня на уроке? (о Родине) -Хорошо, тему урока я сформулировала так «Широка моя страна родная». -Чтобы вы хотели узнать сегодня нового? -Тогда приступим.
|
Обучающиеся демонстрируют Личностные УУД: интерес к уроку музыки, умение работать с учителем, понимание значения ритма в собственной жизни; смыслообразования(«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него). Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, волевая саморегуляция. Познавательные УУД: формулирование познавательной цели.
|
3. Решение проблемы. Задачи: создать условия для решения поставленной проблемы.
|
Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: · педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: · Поощрение, создание ситуации успеха. · Методы обучения: По источнику получения знаний: · наглядно-слуховой · словесные: беседа, рассказ; · наглядные: демонстрация, иллюстрация; · практические: упражнение. По дидактическим целям: · метод проверки и оценки знаний. По уровню включения в продуктивную деятельность: · объяснительно-иллюстративное. Методы организации учебно – познавательной деятельности: · словесные: беседа, рассказ; · методы самостоятельной работы. 7. Метод наглядно-слуховой 8. Методы музыкального воспитания: · наглядный: наглядно-слуховой. · практический: упражнение. · метод моделирования художественно-творческого процесса. |
-Ребят, сегодня мы поговорим о нашей большой и любимой Родине, а как вы считаете, как мы можем узнать наш родной край. Какими знаками, символы имеет каждое государство? (герб, флаг, гимн) -Верно, гимн это самый главный музыкальный символ нашей страны. -Давайте с вами попробуем сформулировать, что же такое гимн. В каких случаях мы его исполняем? - Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях: во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. - При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. - Государственный гимн Российской Федерации является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации, наряду с флагом и гербом. -Знаете ли вы, кто является автором гимна? (Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана). Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи. Давайте это запишем. Гимн РФ. Автор….. -Давайте с вами прослушаем гимн. Встаньте со своих мест. (Слушание гимна РФ). -Мелодия осталась старой, а вот слова Сергей Михалков написал новые. -Вы знаете ребята, но в истории России был период, когда музыка гимна была другой и исполнялась без слов. -Сегодня на уроке я хотела предложить послушать ещё одно произведение о нашей Родине Патриотическая песня замечательного русского композитора М.И. Глинка. Эта песня 10 лет с 1990 по 2000 год была гимном нашей страны. Она проникнута пафосом, торжественностью и гордостью за нашу страну. -Подумайте, какими чувствами наполнена музыка.
(прослушивание «Патриотическая песня» М.И. Глинка)
-Какими же чувствами наполнена музыка? (Чувство гордости, величия). -Конечно, ребята, слушая наш гимн, ощущаешь чувство единства, патриотизма, уважения к богатой истории нашей страны. -Посмотрите на слайд и выберите подходящие слова, отражающие характер звучания гимна.
(Дети выбирают слова: величаво, торжественно, мужественно, горделиво, победно, твёрдо, смело, мощно) - Похожа ли эта музыка на гимн? (ответы) - По каким чертам вы смогли это определить? (ответы) -Можем ли мы сказать, что музыка призывает нас к геройству, отваге? -Давайте с вами еще раз прослушаем произведение и обратим на мелодию. (Просушивание). -Что вы можете сказать о мелодии? Какая она ? -Интонация постоянно восходит, т.е. можно сказать что мелодия постоянно восходит? ( да). -Давайте обратимся к нотам. Посмотрите на слайд, как изображены ноты. Они поступенно восходят вверх, затем снова возвращаются в основной звук. -Еще обратите внимание, что есть ноты рядом стоящие, а есть резкий качок. Давайте сравним (Показываю на пианино). -Что можем сказать о рядом стоящих нотах, они почти одинаковые. А где возникает скачок, мы слышим интонацию призыва. -Верно. |
Обучающиеся демонстрируют Личностные УУД: Понимание значения ритма в собственной жизни, умение работать с учителем и сверстниками; смыслообразования Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.
|
Физминутка Задача: снять усталость, мышечное напряжение. |
Словестный (беседа), наглядный (демонстрация). |
- Сейчас для того чтобы нам с вами отдохнуть, давайте сделаем физминутку. - Я буду показывать вам движения, а вы за мной повторять. А теперь всем детям встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Отдохнули все немножко И отправились в дорожку - Все понятно, что мы сейчас будем делать? - Тогда начинаем.
|
Обучающиеся демонстрируют Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. |
5.Первичное закрепление. Задачи: создать условия для применения имеющихся знаний в новой ситуации. Образовательные: познакомить обучающихся с понятием «мелодия» на основе их жизненного опыта. Слушание музыки: познакомить с музыкальными произведениями; Хоровое пение: формировать умение соблюдать при пении певческую установку, формировать умение в процессе пения правильное певческое дыхание; формировать умение грамотно исполнять песни с сопровождением, петь доступным по силе звуком, ясно выговаривать слова песни; Хоровое пение: формировать умение соблюдать при пении певческую установку, формировать умение в процессе пения правильное певческое дыхание; формировать умение грамотно исполнять песни с сопровождением, петь доступным по силе звуком, ясно выговаривать слова песни;
|
Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: · педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: · Поощрение, создание ситуации успеха. · Методы обучения: По источнику получения знаний: · наглядно-слуховой · словесные: беседа, рассказ; · наглядные: демонстрация,; · практические: упражнение. Методы организации учебно – познавательной деятельности: · словесные: беседа, рассказ; 9. Метод наглядно-слуховой Методы музыкального воспитания: · наглядный: наглядно-слуховой. · практический: упражнение. · метод наблюдения за музыкой. Методы активизации восприятия музыки: · Наглядно-слуховой: прослушивание музыки. · Метод наблюдения за музыкой. |
- Ребята, а мы же с вами можем исполнить песню о нашей Родине? -Мы будем разучивать песню о родине, которая называется «Моя Россия». -Сейчас мы с вами послушаем песню, подумайте, о чем она. (Про Россию, про нашу Родину). - Теперь я предлагаю вам разучить эту песню. - Давайте сядем как слушатели и внимательно послушаем. У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички, У моей России голубые очи, На меня, Россия, ты похожа очень.
Припев: Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная - Нет земли красивей!
Для меня Россия - белые берёзы, Для меня Россия - утренние росы. Для меня, Россия, ты всего дороже, До чего на маму ты мою похожа!
Обсуждение - Понравилась вам песня? Почему? - Какая по настроению песня? Почему? - Сейчас я вам предлагаю, размять язычок, для того, чтобы правильно и чётко проговаривать слова.
Лошадка - Язык кверху, к нёбу и щёлкать им под хлопки ладоней. Скачем, скачем на ладошке, Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычком им помогает.
Вкусное варенье - Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Мы сегодня ели Вкусное варенье. А теперь по кругу Мы оближем губы.
-А теперь давайте проговорим с вами скороговорку. Сначала медленно, а за тем быстрее. Начинаем. От топота копыт пыль по полю летит А теперь еще быстрее. - Давайте сядем красиво как слушатели и проговорим слова припева ПРОГОВРИВАЕМ ПРИПЕВ ПЕСНИ ( до 0:50с) Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная - Нет земли красивей!
- Давайте сначала проговорим слова припева артикуляционно, т.е. только губками, а пропоете только внутренним голосом. Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная - Нет земли красивей! -Какая мелодия звучит здесь? С какими чувствами мы должны петь? - А теперь попробуем его подпеть. - Молодцы!
- Давайте попробуем вместе прочитать слова куплета, четко проговаривая все слова. ПРОГОВАРИВАЕМ ВСЕ ВМЕСТЕ СЛОВА ПО СПРОЧКАМ. У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички, У моей России голубые очи, На меня, Россия, ты похожа очень.
- Теперь пропоем песню, обратите внимание на темп, который я буду изображать рукой. - Молодцы! - Попробуем проговорить первые две строчки песни. У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички, - А, сейчас давайте пропоем. АУДИОЗАПИСЬ - Давайте проговорим 3 и 4 строчки песни. У моей России голубые очи, На меня, Россия, ты похожа очень. - Молодцы! А сейчас пропоем. АУДИОЗАПИСЬ - А сейчас давайте пропоем куплет и припев вместе. -Молодцы, как вы думаете, мы смогли с вами передать любовь к Родине? |
Обучающиеся демонстрируют Личностные УУД: понимание значения ритма в собственной жизни, умение работать с учителем и сверстниками; самоопределение, смыслообразования. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.
|
6.Рефлексия учебной деятельности. Задачи: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности. . |
Словесный (беседа); метод выработки учебных умений и накопления опыта. |
-Наш урок подходит к концу. -О какой теме мы сегодня с вами говорили? -С какими музыкальными произведениями мы познакомились с вами? -Как «Широкая страна родная» выражается в музыке? Как звучит мелодия? (с интонацией призыва). -Ребята, на доске вы видите еще один символ нашей страны, что это?(берёзка). Давайте украсим её осенними листьями. Если вам сегодня было интересно на уроке, вы смогли исполнить песню с интонацией, передать чувства, то наклеите листик. Если вы считаете, что вы не узнали ничего нового и вам было тяжело исполнять песню, то можете оставить листик себе. -Спасибо, наш урок окончен.
|
Обучающиеся демонстрирую Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.