Раздел урока |
Музыкальный материал |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организация начала урока 1.1.Приветствие |
|
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Александровна и сегодня урок музыки проведу у вас я. Улыбнитесь мне, улыбнитесь своему другу, можно тихо сесть. |
Приветствуют учителя. |
2. Актуализация знаний
|
|
У- Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с симфонической сказкой С.С. Прокофьева «Петя и волк» и домашнее задание было нарисовать понравившихся персонажей. Сейчас мы проверим, но очень интересно, Светлана Сергеевна будет играть, а вы должны будите отгадать персонажа. И те, у кого изображен этот персонаж, выходите с ним к доске У- Спасибо ребята, у вас получились замечательные рисунки |
Д- отгадывают персонажей, выходят к доске.
|
3. Основная часть 3.1 Попевка И. Арсеевой Тихо-громко |
Попевка Тихо-громко И. Арсеева |
У- Давайте прослушаем попевку Тихо-громко И. Арсеевой. У- Как звучит эта мелодия? (рисую таблицу)
____f(громко) ____ mf(погромче) ____mf(мэццофорте) ____Р(пиано) ____p(пиано)
У- Давайте разучим эту попевку. Все строки одинаково поются, изменяется лишь динамика (сила голоса). В помощь вам наша таблица. Давайте разучим первую строчку. Послушайте слова песни. Мы споем попевку тихо, очень тихо, очень тихо: ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля, ля. Давайте споем. Поем 2 строчку но уже по громче. Поем 3 строчку громко Поем 4 строчку по тише Поем 5 строчку тихо. У- Теперь давайте споем попевку от начала до конца. Мы споем попевку тихо, очень тихо, очень тихо: ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля, ля. А теперь споем по громче, чуть по громче, чуть по громче: ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля, ля. Наконец споем мы громко, очень громко, очень громко: ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля- ля-ля, ля, ля Мы решили спеть по тише, чуть по тише, чуть по тише: ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля, ля. А теперь споем мы тихо, очень тихо, очень тихо: ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля, ля У- Вы отлично поете. У- В этом произведении мы наблюдаем композиторское развитие или исполнительское?
У- А почему вы решили что композиторское?
У- Верно, молодцы!
|
Д- Слушают
Д- Сначала тихо, потом громко, потом опять тихо.
Поют.
Д- Пример композиторского развития
Д- Потому что так петь решил композитор, продумал. То тихо петь, то громко. Это как упражнение для тренировки своего голоса. |
3.2 Русская народная песня «Во поле береза стояла» |
|
У- Ребята, на прошлом уроке, вы впервые попробовали исполнять русскую народную песню на 2 голоса. Для этого класс делился на 2 группы. Как называется такой прием исполнения? У- А какую песню вы исполняли? У- Но прежде чем нам исполнить в 2 голоса, нужно вспомнить в 1 голос. Давайте споем. (Слова песни на доске) У- А теперь давайте споем каноном, а на помощь мы позовем Екатерину Владимировну. Поделимся на 2 группы. У- А теперь, давайте споем с аккордами на звук Та Та (не забывайте про кулачки) |
Канон Во поле береза стояла
Д- Поют |
3.3 Симфония №4 П.И. Чайковского |
Симфония №4 П.И. Чайковского |
Мы сейчас были исполнителями и так по разному исполняли русскую народную песню «Во поле береза стояла». И это не случайно. Давайте послушаем фрагмент финала 4 симфонии П.И. Чайковского. ---слушают--- У- Ребята, мы прослушали с вами фрагмент произведения. А как вы думаете, что такое фрагмент? У- Верно, это маленькая часть симфонии, звучит она всего 8 минут (слово симфония на доску) У- Давайте прочитаем хором это слово. У- Как вы думаете, что такое симфония? У- Симфония – это крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4 частей разного характера, объединенных общей темой У- Чайковский неоднократно обращался к этому жанру. Петр Ильич сочинил 6 симфоний, каждая симфония имеет свой порядковый номер. Фрагмент, который мы с вами прослушали он из 4 симфонии. У- Ребята, а в этой симфонии мы наблюдаем композиторское или исполнительское развитие? У- Как называется этот исполнительский коллектив? У- Совершенно верно, молодцы!
У- Вы люди теперь грамотные, знакомы с симфонической сказкой С.С. Прокофьева «Петя и волк». Можете различать звук тромбона, флейты… У- Как меняется настроение этой музыки? У- Вы услышали в звучании этой музыки знакомую мелодию? У- А как она звучала? У- Совершенно верно, она звучала по-разному. Тревожно, грозно, каноном, даже жалобно. У- Ребята, а что изменял композитор в фрагменте этой 4 симфонии? (Слова на доску: динамика, темп, тембр) У- Совершенно верно, вы молодцы! |
Д- Слушают
Д- это маленькая часть
Д- читают
Д- ответы
Д- в композиторском
Д- Симфонический оркестр
Д- Да, во поле береза стояла
Д- по разному, тревожно, грозно..
Д- динамику темп тембр |
3.4 Песня о пограничнике |
|
У- Ребята, а какой скоро праздник будет отмечать вся страна? Верно, сегодня я специально для мальчиков в преддверии 23 февраля, приготовила загадки. Сейчас я их вам буду загадывать, а вы попробуйте отгадать.
1) Самолет парит, как птица, Там — воздушная граница. На посту и днем, и ночью Наш солдат — военный … Ответ: Летчик
2) Я на «тракторе» служу, Только так, я вам скажу: «Ведь прежде чем пахать мне пашню, Я разверну сначала башню». Ответ: Танкист
3) У паренька сбылась мечта - Пришел служить он в роту. Теперь стреляет: "Тра-та-та!" Из пушки, миномета. Недавно служит паренек, Но самый лучший он стрелок. Ответ: Артиллерист
4) Кто, ребята, на границе Нашу землю стережет, Чтоб работать и учиться Мог спокойно наш народ? Ответ: Пограничник
У- А у кого-нибудь папа служил в пограничных войсках? У- А давайте споем песню о пограничнике. Все вы ее хорошо знаете. Светлана Сергеевна сыграйте нам пожалуйста.
У- Ребята, а в этой песне мы наблюдаем композиторское или исполнительское развитие? У- А почему? У- Какие же вы молодцы! Все верно!
|
Д- 23 февраля. День защитника отечества
Д- ответы детей
Д- поют
Д- Пример исполнительского развития
Д- Потому что мы сами меняли голос |
4. Итог урока |
|
У- Ребята, какие примеры развития музыки мы сегодня с вами повторили? Какие песни относятся к исполнительским, какие к композиторским? У- Что вы сегодня узнали нового? У- Верно, так что такое симфония? У- Симфония – это крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4 частей разного характера, объединенных общей темой |
Д- исполнительское развитие музыки и композиторское развитие музыки
Д- что такое симфония |
5. Домашнее задание |
|
Домашнее задание, поздравить своих пап с Днем Защитника Отечества и спеть им «Песня о пограничнике» |
|
6.Организованное завершение урока 5.1 Прощание |
|
- Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Я хочу поблагодарить за хорошую работу на уроке. Особенно мне понравились ответы (говорю ответы детей) Спасибо вам большое за урок, мне было очень приятно с вами работать. До свидания! |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.