Конспект урока музыки 3 класс "Портрет в музыке. в каждой интонации спрятан человек"
Оценка 5

Конспект урока музыки 3 класс "Портрет в музыке. в каждой интонации спрятан человек"

Оценка 5
docx
15.01.2024
Конспект урока музыки 3 класс "Портрет в музыке. в каждой интонации спрятан человек"
Конспект урока музыки. Портрет в музке. В каждой интоноции спрятан человек..docx

Урок №11 3 класс

Тема раздела: «День, полный событий»

Тема урока: Портрет в музыке. «В каждой интонации спрятан человек».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: Урок-беседа с элементами презентации и игровой работы.

Цель: Знакомство с образами произведений С.Прокофьева. Установление взаимосвязи с жизненными образами через интонацию.

Задачи:

  • Образовательная - применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушивания музыки С.С. Прокофьева «Болтунья»; объяснить смысл и значение музыкальной интонации на примере музыки Прокофьева «Золушка».
  • Воспитательная - воспитывать интерес к музыке С.Прокофьева, внимание при звучании музыки, желание исполнять и слушать музыку.
  • Развивающая - развивать умение вслушиваться и анализировать музыкальное произведение, умение передавать характер музыки голосом, мимикой, жестами.

 

Планируемый результат и УУД

Формируемые УУД :

Предметные: установление взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке; знакомство с понятиями: выразительность, изобразительность, интонация;  скороговорка; сравнение  музыкальных тем и образов героев; размышлять о характере музыки, о чувствах, настроении, которые в ней выражены, о развитии и связи контрастных музыкальных тем; Метапредметные:

Познавательные: ставят вопросы, формулируют проблемы; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; передают свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.

Личностные: проявление устойчивого положительного отношения к урокам музыки; воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.    

Регулятивные: выполнение учебных действий в качестве слушателя; составление плана и последовательности действий; использование известных средств музыкальной выразительности; анализ особенностей музыкального языка композиторов; развитие творческих способностей; развитие чувства ритма: выполнение заданий в соответствии с поставленной целью; владение исполнительской и слушательной культурой.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии; слушают собеседника; рассказывают о содержании произведения, отвечают на вопросы, задают уточняющие вопросы; вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Ресурсы: учебник Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка» 3 класс, раздаточный материал на игру; словари эстетических эмоций, ноутбук, флэшка.

Музыкальный материал: «Утро» Э.Грига; «Болтунья» (сл. А. Барто)

 С.С. Прокофьева, фрагменты из балета «Золушка» С.С. Прокофьева, презентация.

Ход урока

1.     Организационный момент.

Учитель: (Слайд 1) Приветствие

Добрый день!

Добрый день!

Все отбросили мы лень?

В коридоре пел звонок

Это начался урок!!

2.                   Актуализация знаний.

Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. (Слайд 2)

1.     Вспомните название произведения и композитора? (П.И. Чайковский «Утренняя молитва»)

2.     Вспомните название произведение и композитора? (Эдвард Григ «Утро»)

3.                 Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.

Учитель: (Слайд 3) Ребята, посмотрите на экран, перед вами репродукции картин. Какая картина здесь лишняя? (На всех изображена природа, а на одной изображен человек).

Учитель: (Слайд 3-4) А как называются картины, где изображен образ человека? (Портрет)

Учитель:  (Слайд 5) А с помощью чего рисуют портреты? (С помощью красок)

Учитель: (Слайд 6) А можно ли портрет нарисовать звуками? (Да)

Учитель: Какой тогда получится у нас портрет? (Музыкальный)

Учитель: (Слайд 7) О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О музыкальном портрете)

Тема урока: «Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»

4.                 Работа над темой.  Актуализация знаний.

Учитель: (Слайд 8) Ребята, что такое музыкальный портрет?

Музыкальный портрет – это изображение характера героя с помощью музыки.

 

Учитель: (Слайд 9) Может ли музыка познакомить вас с разными героями-персонажами сказок и реальными людьми?

Учитель:  (Слайд 10) Часто в музыкальном произведении мы как бы встречаемся с разными персонажами — весёлыми и грустными, озорными и спокойными, хвастливыми и скромными. Это могут быть взрослые и дети, мужчины и женщины, девочки и мальчики, а также звери и птицы. По музыкальной теме мы можем представить, какой у них характер и даже какая внешность, как они ходят, как говорят, какое у них настроение.

Музыкальная тема – музыкальная характеристика персонажа.

 

Учитель: (Слайд 11) Музыка может выражать чувства, мысли и характер человека. Она способна рассказать нам о них. В музыке это называется …

Музыкальная выразительность

Музыка может изображать картины природы, движения, действия. В музыке это называется…

Музыкальная изобразительность

 

Учитель:  (Слайд 12) Сегодня поможет раскрыть тему урока музыка уже знакомого нам русского композитора.

Вы уже знакомы с ним. Назовите его. (Сергей Сергеевич Прокофьев).

Учитель:  (Слайд 13) Помните симфоническую сказку «Петя и волк»?

В сказке каждый герой имеет свою музыкальную тему-характеристику. Что значит «симфоническая»?

Симфоническая – значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра.

Учитель:  (Слайд 14) Вспомним героев этой сказки: Петя, Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, Волк, Охотники.

Учитель: Каждый персонаж сказки имеет свою музыкальную тему.

Учитель: (Слайд 15) Поиграем в игру «Угадай персонажа сказки». У вас на столе лежат карточки с изображением героев сказки. Послушайте музыкальную тему и определите героя.

1.     Слушание темы птички.

2.     Слушание темы волка.

3.     Слушание темы утки.

Учитель: (Слайд16-17) Рассуждать о музыке, понимать ее нам помогает ИНТОНАЦИЯ.

Что такое интонация?

Интонация – это выражение чувств и настроения в музыке при помощи музыкальных звуков.

Учитель: (Слайд 18) Сергей Сергеевич Прокофьев - мастер музыкального портрета.

Учитель: (Слайд 19) С. Прокофьев очень любил детей и посвятил им много чудесных страниц своей жизни. Одни его произведения непосредственно обращены к юным слушателям, другие  предназначены для исполнения маленьким музыкантам. У Сергея Прокофьева есть несколько песен, написанных специально для детей.

Учитель: (Слайд 20) Ребята, Послушаем песню, о ком в нее говорится?

Слушание «Болтунья» С. Прокофьев

Учитель: О ком в ней говорится? (О болтушке Лиде! Она любит болтать).

Какой вы себе представляете эту девочку?

В каком темпе звучит песня?

Учитель: Да, ребята, все мы – разные. Одни – молчуны, другие любят поговорить, иногда на них говорят «болтуны». Есть ли в вашем классе такие ребята? Что вы ещё заметили, какая особенность исполнения?  (Быструю речь. Скороговорку).

Учитель: (Слайд 21) Для музыкальной характеристики Лиды, композитор использует прием «скороговорки».

Что же такое скороговорка?

Скороговорка - это быстрая речь, быстрый темп речи.

Проговорим скороговорку:  «У Сени и Сани в сетях сом с усами».

Учитель: (Слайд 22) Какой портрет мы смогли нарисовать благодаря музыке, какой образ?

Физминутка (Слайд 24-36)

Учитель: (Слайд 37) Обратите внимание на картину и скажите, кто здесь изображен? (Золушка)

Учитель: (Слайд 38) Следующая наша героиня  из сказки французского писателя Шарля Перро «Золушка» получила вторую жизнь в балете «Золушка» С. Прокофьева.

Учитель: (Слайд 39) Вспомним, что такое балет?

Балет – музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют.

Учитель: (Слайд 40) Все вы очень хорошо знаете сказку «Золушка» и ее героев.

Учитель: (Слайд 41) Послушайте вальс из балета «Золушка». Какой вы представили главную героиню?

Слушание «Вальс» балет «Золушка» С.С. Прокофьев.

Учитель: Какой вы представили главную героиню? (Танцующая, жизнерадостная, веселая)

Учитель: (Слайд 42) Посмотрим видеофрагмент из балета «Золушка».

Учитель: (Слайд 43) Послушайте песню и скажите о ком в ней поется?

 Вокально-хоровая  работа:

Упражнения  по восстановлению  дыхания.

Дыхательная  гимнастика  по  Стрельниковой.

Распевание.

Песня: «Мамочка»

5.                 Рефлексия (подведение итогов)

 

Учитель: Подведем итог урока: (Слайд 44)

1.     Что такое музыкальный портрет?

2.     Что такое интонация?

3.     С творчеством, какого композитора познакомились, назовите его?

4.     Послушайте музыкальное произведение, дайте ему название, кого оно изображает?

Учитель: (Слайд 45) Музыка – искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли и характеры людей. Через неё мы можем увидеть и тараторящую без умолку Лиду, и очаровательную Золушку.

Учитель: (Слайд 46) Оценим свою работу на уроке:

Зеленый цвет - Мне все понятно. Я молодец!

Желтый цвет - У меня не все получилось, но я старался.

Красный цвет - Мне нужно быть внимательнее.

Учитель: (Слайд 47) Домашнее задание

Нарисовать самый понравившийся вам портрет из всех музыкальных произведений, звучавших на нашем сегодняшнем уроке.

 


 

Урок №11 3 класс Тема раздела: «День, полный событий»

Урок №11 3 класс Тема раздела: «День, полный событий»

Ресурсы: учебник Е. Д. Критской,

Ресурсы: учебник Е. Д. Критской,

Учитель: (Слайд 10) Часто в музыкальном произведении мы как бы встречаемся с разными персонажами — весёлыми и грустными, озорными и спокойными, хвастливыми и скромными

Учитель: (Слайд 10) Часто в музыкальном произведении мы как бы встречаемся с разными персонажами — весёлыми и грустными, озорными и спокойными, хвастливыми и скромными

У Сергея Прокофьева есть несколько песен, написанных специально для детей

У Сергея Прокофьева есть несколько песен, написанных специально для детей

Учитель: Подведем итог урока: (Слайд 44) 1

Учитель: Подведем итог урока: (Слайд 44) 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2024