Урок №11 3 класс
Тема раздела: «День, полный событий»
Тема урока: Портрет в музыке. «В каждой интонации спрятан человек».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: Урок-беседа с элементами презентации и игровой работы.
Цель: Знакомство с образами произведений С.Прокофьева. Установление взаимосвязи с жизненными образами через интонацию.
Задачи:
Планируемый результат и УУД
Формируемые УУД :
Предметные: установление взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке; знакомство с понятиями: выразительность, изобразительность, интонация; скороговорка; сравнение музыкальных тем и образов героев; размышлять о характере музыки, о чувствах, настроении, которые в ней выражены, о развитии и связи контрастных музыкальных тем; Метапредметные:
Познавательные: ставят вопросы, формулируют проблемы; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; передают свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.
Личностные: проявление устойчивого положительного отношения к урокам музыки; воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные: выполнение учебных действий в качестве слушателя; составление плана и последовательности действий; использование известных средств музыкальной выразительности; анализ особенностей музыкального языка композиторов; развитие творческих способностей; развитие чувства ритма: выполнение заданий в соответствии с поставленной целью; владение исполнительской и слушательной культурой.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии; слушают собеседника; рассказывают о содержании произведения, отвечают на вопросы, задают уточняющие вопросы; вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Ресурсы: учебник Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка» 3 класс, раздаточный материал на игру; словари эстетических эмоций, ноутбук, флэшка.
Музыкальный материал: «Утро» Э.Грига; «Болтунья» (сл. А. Барто)
С.С. Прокофьева, фрагменты из балета «Золушка» С.С. Прокофьева, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 1) Приветствие
Добрый день!
Добрый день!
Все отбросили мы лень?
В коридоре пел звонок
Это начался урок!!
2. Актуализация знаний.
Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. (Слайд 2)
1. Вспомните название произведения и композитора? (П.И. Чайковский «Утренняя молитва»)
2. Вспомните название произведение и композитора? (Эдвард Григ «Утро»)
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.
Учитель: (Слайд 3) Ребята, посмотрите на экран, перед вами репродукции картин. Какая картина здесь лишняя? (На всех изображена природа, а на одной изображен человек).
Учитель: (Слайд 3-4) А как называются картины, где изображен образ человека? (Портрет)
Учитель: (Слайд 5) А с помощью чего рисуют портреты? (С помощью красок)
Учитель: (Слайд 6) А можно ли портрет нарисовать звуками? (Да)
Учитель: Какой тогда получится у нас портрет? (Музыкальный)
Учитель: (Слайд 7) О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О музыкальном портрете)
Тема урока: «Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»
4. Работа над темой. Актуализация знаний.
Учитель: (Слайд 8) Ребята, что такое музыкальный портрет?
Музыкальный портрет – это изображение характера героя с помощью музыки.
Учитель: (Слайд 9) Может ли музыка познакомить вас с разными героями-персонажами сказок и реальными людьми?
Учитель: (Слайд 10) Часто в музыкальном произведении мы как бы встречаемся с разными персонажами — весёлыми и грустными, озорными и спокойными, хвастливыми и скромными. Это могут быть взрослые и дети, мужчины и женщины, девочки и мальчики, а также звери и птицы. По музыкальной теме мы можем представить, какой у них характер и даже какая внешность, как они ходят, как говорят, какое у них настроение.
Музыкальная тема – музыкальная характеристика персонажа.
Учитель: (Слайд 11) Музыка может выражать чувства, мысли и характер человека. Она способна рассказать нам о них. В музыке это называется …
Музыкальная выразительность
Музыка может изображать картины природы, движения, действия. В музыке это называется…
Музыкальная изобразительность
Учитель: (Слайд 12) Сегодня поможет раскрыть тему урока музыка уже знакомого нам русского композитора.
Вы уже знакомы с ним. Назовите его. (Сергей Сергеевич Прокофьев).
Учитель: (Слайд 13) Помните симфоническую сказку «Петя и волк»?
В сказке каждый герой имеет свою музыкальную тему-характеристику. Что значит «симфоническая»?
Симфоническая – значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра.
Учитель: (Слайд 14) Вспомним героев этой сказки: Петя, Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, Волк, Охотники.
Учитель: Каждый персонаж сказки имеет свою музыкальную тему.
Учитель: (Слайд 15) Поиграем в игру «Угадай персонажа сказки». У вас на столе лежат карточки с изображением героев сказки. Послушайте музыкальную тему и определите героя.
1. Слушание темы птички.
2. Слушание темы волка.
3. Слушание темы утки.
Учитель: (Слайд16-17) Рассуждать о музыке, понимать ее нам помогает ИНТОНАЦИЯ.
Что такое интонация?
Интонация – это выражение чувств и настроения в музыке при помощи музыкальных звуков.
Учитель: (Слайд 18) Сергей Сергеевич Прокофьев - мастер музыкального портрета.
Учитель: (Слайд 19) С. Прокофьев очень любил детей и посвятил им много чудесных страниц своей жизни. Одни его произведения непосредственно обращены к юным слушателям, другие предназначены для исполнения маленьким музыкантам. У Сергея Прокофьева есть несколько песен, написанных специально для детей.
Учитель: (Слайд 20) Ребята, Послушаем песню, о ком в нее говорится?
Слушание «Болтунья» С. Прокофьев
Учитель: О ком в ней говорится? (О болтушке Лиде! Она любит болтать).
Какой вы себе представляете эту девочку?
В каком темпе звучит песня?
Учитель: Да, ребята, все мы – разные. Одни – молчуны, другие любят поговорить, иногда на них говорят «болтуны». Есть ли в вашем классе такие ребята? Что вы ещё заметили, какая особенность исполнения? (Быструю речь. Скороговорку).
Учитель: (Слайд 21) Для музыкальной характеристики Лиды, композитор использует прием «скороговорки».
Что же такое скороговорка?
Скороговорка - это быстрая речь, быстрый темп речи.
Проговорим скороговорку: «У Сени и Сани в сетях сом с усами».
Учитель: (Слайд 22) Какой портрет мы смогли нарисовать благодаря музыке, какой образ?
Физминутка (Слайд 24-36)
Учитель: (Слайд 37) Обратите внимание на картину и скажите, кто здесь изображен? (Золушка)
Учитель: (Слайд 38) Следующая наша героиня из сказки французского писателя Шарля Перро «Золушка» получила вторую жизнь в балете «Золушка» С. Прокофьева.
Учитель: (Слайд 39) Вспомним, что такое балет?
Балет – музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют.
Учитель: (Слайд 40) Все вы очень хорошо знаете сказку «Золушка» и ее героев.
Учитель: (Слайд 41) Послушайте вальс из балета «Золушка». Какой вы представили главную героиню?
Слушание «Вальс» балет «Золушка» С.С. Прокофьев.
Учитель: Какой вы представили главную героиню? (Танцующая, жизнерадостная, веселая)
Учитель: (Слайд 42) Посмотрим видеофрагмент из балета «Золушка».
Учитель: (Слайд 43) Послушайте песню и скажите о ком в ней поется?
Вокально-хоровая работа:
Упражнения по восстановлению дыхания.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Распевание.
Песня: «Мамочка»
5. Рефлексия (подведение итогов)
Учитель: Подведем итог урока: (Слайд 44)
1. Что такое музыкальный портрет?
2. Что такое интонация?
3. С творчеством, какого композитора познакомились, назовите его?
4. Послушайте музыкальное произведение, дайте ему название, кого оно изображает?
Учитель: (Слайд 45) Музыка – искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли и характеры людей. Через неё мы можем увидеть и тараторящую без умолку Лиду, и очаровательную Золушку.
Учитель: (Слайд 46) Оценим свою работу на уроке:
Зеленый цвет - Мне все понятно. Я молодец!
Желтый цвет - У меня не все получилось, но я старался.
Красный цвет - Мне нужно быть внимательнее.
Учитель: (Слайд 47) Домашнее задание
Нарисовать самый понравившийся вам портрет из всех музыкальных произведений, звучавших на нашем сегодняшнем уроке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.